Источник
Дата размещения статьи: 21.09.2016
Налоговый кодекс предписывает «упрощенцам» при определении налоговой базы руководствоваться в том числе и «прибыльными» нормами. А это означает, что в состав налогооблагаемых доходов на УСН надлежит включить сумму своих просроченных долгов. В то же время данное правило в ряде случаев «упрощенцы» могут и нарушить. И сей факт признают даже контролирующие органы.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса (далее — Кодекс) «упрощенцы» при определении объекта налогообложения учитывают доходы на основании порядка, установленного п. п. 1 и 2 ст. 248 Кодекса. А это означает, что «упрощенцы» должны учитывать при расчете единого налога как доходы от реализации, так и внереализационные поступления, руководствуясь при этом положениями ст. ст. 249 и 250 Кодекса. Зато во внимание не принимаются доходы, прямо поименованные в ст. 251 Кодекса. К ним, в частности, отнесены средства, которые получены по договорам кредита или займа (от иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также деньги или иное имущество, которые получены в счет погашения таких заимствований и т.д. Также в состав доходов не включаются поступления, которые в силу положений ст. 41 Кодекса не признаются доходом для целей налогообложения, то есть не образуют для «упрощенца» экономическую выгоду. Речь идет, к примеру, о возвращенных суммах ранее излишне взысканных налогов (см., напр., Письмо Минфина от 22 июня 2009 г. N 03-11-11/117).
Проблемная «кредиторка»
В общем случае согласно п. 18 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Что это за иные основания, Кодекс не раскрывает. Данный пробел восполнил Минфин в Письме от 11 сентября 2015 г. N 03-03-06/2/52381. По мнению чиновников, помимо истечения срока исковой давности (как правило, согласно п. 1 ст. 196 ГК это три года), основания для списания кредиторской задолженности предусмотрены ст. ст. 415 — 419 Гражданского кодекса. К таковым, в частности, относятся:
— прощение долга;
— прекращение обязательства невозможностью исполнения;
— прекращение обязательства на основании акта государственного органа;
— прекращение обязательства смертью кредитора (если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора);
— прекращение обязательства ликвидацией кредитора — юридического лица (если право требования данный кредитор никому не переуступал).
Учитывая, что перечень иных оснований является открытым, к таковым в полной мере можно отнести также исключение организации-кредитора из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Час икс для включения в состав доходов
В бухгалтерском учете суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по бухучету, утв. Приказом Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н).
В налоговом учете внереализационный доход признается на дату списания кредиторской задолженности. При этом, как указано в Постановлении Президиума ВАС от 8 июня 2010 г. N 17462/09 по делу N А26-5933/2008, суммы требований кредиторов, по которым истек срок исковой давности, подлежат учету в составе внереализационных доходов в определенный налоговый период (год истечения срока исковой давности), а не в произвольно выбранный налогоплательщиком. И эта обязанность подлежит исполнению вне зависимости от того, проводилась ли налогоплательщиком инвентаризация задолженности и был ли издан по ее результатам приказ руководителя о списании задолженности.
К сведению! Течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК). Таким образом, налогоплательщики имеют возможность отложить момент признания просроченной «кредиторки», к примеру, пообещав контрагенту погасить долг…
«Упрощенные» особенности
Надо сказать, что с точки зрения контролирующих органов, указанный порядок учета просроченной «кредиторки» в полной мере относится и к «упрощенцам» (см. Письма Минфина от 7 августа 2013 г. N 03-11-06/2/31883, от 21 февраля 2011 г. N 03-11-06/2/29, Письмо ФНС от 14 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/2303 и т.д.). Причем чиновники не особо утруждают себя аргументацией. Их позиция основана исключительно на том, что Кодекс предписывает «упрощенцам» признавать в том числе и внереализационные доходы, поименованные в п. 18 ст. 250 Кодекса. А об особенностях УСН они вспоминают, только ставя крест на праве «упрощенца» учесть при расчете единого налога расходы в виде стоимости товаров, фактически не оплаченной поставщикам и списанной как просроченная кредиторская задолженность. Дескать это невозможно, поскольку тем самым будет нарушено одно из важнейших условий признания затрат на УСН — расходы должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК).
При таких обстоятельствах не очень понятно, почему чиновники игнорируют положения п. 1 ст. 346.17 Кодекса. Согласно данной норме датой получения доходов на УСН признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовым методом). А это специальная норма, которая, как известно, имеет приоритет над общей. Поэтому, если учесть, что истечение срока исковой давности отнюдь не является погашением задолженности, то и дохода, признаваемого на УСН, в данном случае не возникает. Однако, учитывая позицию контролирующих органов, во избежание налоговых претензий безопаснее все же учитывать просроченную «кредиторку» в составе налогооблагаемых доходов.
Между тем возможна и более сложная ситуация. К примеру, «упрощенец» получил аванс, но так его и не отоварил и не вернул несостоявшемуся покупателю. Если слепо следовать логике чиновников, то по истечении срока исковой давности суммы невозвращенного аванса надлежит включить в состав налогооблагаемых доходов. Однако здесь есть следующий нюанс — «упрощенцы»-то признают доходы кассовым методом. И именно по этой причине при получении аванса соответствующие суммы уже были отражены в составе доходов. То есть выходит, что одни и те же суммы (при получении аванса и при списании просроченной кредиторской задолженности в виде невозвращенного аванса) «упрощенец» должен дважды обложить «упрощенным» налогом? Благо в Минфине на этом и не настаивают, исключая, таким образом, двойное налогообложение. В Письме от 14 марта 2016 г. N 03-11-06/2/14135 представители Минфина пришли к выводу, что суммы просроченной кредиторской задолженности по авансовым платежам, полученным налогоплательщиками, которые применяют УСН, при определении налоговой базы учитываться не должны. То есть в этом случае «упрощенцы» вправе отойти от применения «прибыльных» норм.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Последние новости
Бесплатная консультация юриста по телефонам:
- Москва, Московская область
+7 (499) 350-84-16 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (812) 336-43-00 - Федеральный номер
8 (800) 555-67-55 доб. 141
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
2 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ»
В связи с распространением технологии «блокчейн» и расширением числа экономических субъектов, использующих криптовалюту, законопроектом предлагается признать цифровую валюту имуществом. Также предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с криптовалютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.
26 ноября 2020 г.
Проект федерального закона № 1062972-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
Цель законопроекта — на обеспечение стабильности функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами и формирование единообразной правоприменительной практики. Предусматривается установление запрета на восстановление права пользования недрами в случае его прекращения, в том числе досрочного, а также срока пользования участком недр (срока действия лицензии), право пользования которым в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно.
18 ноября 2020 г.
Федеральный закон № 1057597-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»
Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие установление механизма ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для ветеринарного применения их производителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
11 ноября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1052523-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
Цель законопроекта — совершенствование законодательства РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Законопроектом в частности предусматривается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях, введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки и др.
В центре внимания:
Модернизация корпоративного законодательства ЕС (Полежаева Н.А.)
Дата размещения статьи: 07.12.2020
Клаузула добросовестности как стандарт lex petrolea в трансграничных нефтегазовых сделках (Андриянов Д.В.)
Дата размещения статьи: 07.12.2020
Определение цены и порядка оплаты работ в ИПС-договоре: сравнение условий типового договора Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) и российского законодательства (Варавенко В.Е.)
Дата размещения статьи: 07.12.2020
Изменения в нормативных правовых актах Российской Федерации, связанные с противодействием распространению COVID-19 (Айол А.А.)
Дата размещения статьи: 07.12.2020
Понятие, правовая природа и признаки принципов производства по делам об административных правонарушениях (Нобель А.Р.)
Дата размещения статьи: 07.12.2020
Источник