То есть, вы узнаете правильное произношение слова «заём» согласно орфоэпическим нормам культуры речи. Мы очень рады, что вы посетили наш орфоэпический словарь, и надеемся, что полученная вами информация о постановке ударения в словах, включая слово «заём». Как правильно ее называть: займ или заём? В разных источниках встречаются разные варианты, нормативные документы и экономические словари в этом вопросе противоречат друг другу. А вот составители современных словарей русского языка во мнении сходятся. А именно: когда слово.
Одобрение заявки за 5 минут
Сроки: 7-30 дней
Сумма: 2000-30000 руб
Ставка: 0.63% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 651303532004088
ОГРН: 1134205019189
Займы до 15 дней без процентов!
Сроки: 7-168 дней
Сумма: 3000-50000 руб
Ставка: 1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 651303045033951
ОГРН: 1137746702367
Сроки: 3-336 дней
Сумма: 3000-98000 руб
Ставка: 0.3-1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 2110177000037
ОГРН: 1107746671207
Сроки: 16-30 дней
Сумма: 2000-15000 руб
Ставка: 1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 651303552003006
ОГРН: 1135543003793
Сроки: 5-30 дней
Сумма: 3000-30000 руб
Ставка: 1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 651203045001237
ОГРН: 5117746058172
Сроки: 5-126 дней
Сумма: 1500-80000 руб
Ставка: 0% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 2110177000478
ОГРН: 11117746442670
Сроки: 31-40 дней
Сумма: 3000-25000 руб
Ставка: 0-1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 2120742002054
ОГРН: 1124212000670
Сроки: 5-30 дней
Сумма: 2000-30000 руб
Ставка: 1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 651503045006429
ОГРН: 1157746290921
Сроки: 6-25 дней
Сумма: 3500-10000 руб
Ставка: 1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 2120177001838
ОГРН: 1127746428171
Сроки: 5-30 дней
Сумма: 2000-30000 руб
Ставка: 0-1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 651303045003161
ОГРН: 1127746672130
Сроки: 10-168 дней
Сумма: 2000-70000 руб
Ставка: 0.5-1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 00160355007495
ОГРН: 1155476135110
Сроки: 6-60 дней
Сумма: 500-30000 руб
Ставка: 0.5-1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 651303042002657
ОГРН: 1124823017615
Сроки: 7-30 дней
Сумма: 3000-30000 руб
Ставка: 1% в день
Свидетельство ЦБ РФ: 1803140008707
ОГРН: 1177847323741
Онлайн-заявка
Правильное произношение и нормативные ударения в словах русского языка. Онлайн-словарь ударений и орфографии. Пособие по грамотной речи и правописанию. Справочники для обучения и образования. Тесты по русскому языку. Произношение согласных звуков тоже вызывает затруднения. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными оглушаются: ястре[п], тра[ф]ка. На месте глухих согласных перед звонкими произносятся соответствующие звонкие, например: во[г]зал, [з]бежать.
Попытайтесь обосновать произношение гласного под ударением. забытьё, заём, защёлка, защёлкать, звёздный, издёвка, измождённый, импортёр. В русском языке звук [э] (графически – е) в положении между мягким согласным или шипящим и твёрдым согласным под ударением обычно чередуется. Проверьте произношение по «Орфоэпическому Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, афера, амеба, атлет.
Правильное произношение [е] или [о] после мягких согласных под ударением (на письме — е и ё) часто вызывает затруднение у говорящих. 1. Какой звук: [э] или [о] — произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому. Произношение [о] и [э] Нам пришлось взять заем в банке, чтобы своевременно расплатиться с импортерами. Актер Жерар Филипп снимался в фильме «Большие маневры» без каскадеров.
Рекомендуем ознакомиться:
- Займ ваши деньги на карту
- Займы в бологое
- Деньги в долг без мошенников
- Деньги в долг в кировской области
- Займ от частного лица в магнитогорске
- Заявка на займ на карту без отказа все мфо россии
- Микрозайм в нижнем новгороде адреса
- Отличие микрозайма от микрокредита
- Могут ли посадить из за микрозайма
- Микрозаймы где всю работу выполняет робот
- Займы онлайн на карту сбербанка мгновенно
Источник
В русском языке звук [э] (графически – е) в положении между мягким согласным или шипящим и твёрдым согласным под ударением обычно чередуется со звуком [о] (графически ё или о – в некоторых формах после шипящих).
Сестра – сёстры, жена – жёны, справиться с задачей – идти со свечой.
Этот процесс идёт очень последовательно.
Белёсый, жёрнов, ведёрко, жёлоб, шёрстка.
Однако в целой группе слов такого чередования не наблюдается.
1. Обычно нет чередования в словах старославянского происхождения. Ср. параллельные старославянские и исконно русские формы:
бытие – бытьё, львиный зев – позёвывать.
Старославянизм можно узнать по характерным признакам:
а) По сочетанию согласных -жд-, -щ- на месте русских -ж-, -ч-.
Надежда – безнадёжный, одежда – в просторечии одёжа.
б) По сочетаниям -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских -оро-, -оло-, -ело-, -ере-.
Бологое – блаженный.
в) По характерным финалям: старославянское -ие и исконно русское -ьё.
Житие – житьё.
г) По характерным начальным гласным слова:
старославянскому начальному е- соответствует русское о-;
старославянскому начальному а- – русское я-;
старославянскому начальному ю- – русское у-.
Един – один.
Аз – я.
Юлия – Ульяна.
д) По характерным приставкам:
старославянским приставкам пре-, пред- соответствуют русские приставки пере-, перед-;
старославянской приставке низ-/нис- соответствует русская с-;
старославянской приставке из-/ис- – русская приставка вы- в значении движения наружу;
старославянской приставке воз-/вос- – русская вз-/вс-;
старославянской приставке со- – русская приставка с-.
Пресечь – пересечь.
Нисходить – сходить.
Истечь – вытечь.
Восход – всходы.
Собор – сбор.
Как отмечалось, в старославянизмах обычно не наблюдается перехода [э] в [о] (графически е – в ё или о).
Вместе с тем произношение [о] сейчас активно распространяется и на целый ряд старославянизмов, прежде всего – на отглагольные прилагательные и причастия.
Сейчас эти старославянские формы, как и многие другие, произносятся со звуком [о] (графически – ё):
Иногда произношение слова зависит от его значения.
Единоплеменный, истекший, восприемник, соперник, согбенный.
Так, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина формы упоенный, коленопреклоненный произносятся (в соответствии с орфоэпическими нормами того времени) со звуком [э] под ударением: «Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля».
Запечатлённый, измождённый, истощённый, коленопреклонённый, осведомлённый и др.
Ср.: истёкший кровью – истекший срок, оглашённые результаты – кричит как оглашенный, падёж скота – именительный падеж; совершённое преступление – совершенное творение.
2. Как правило, нет чередования на месте этимологического «». Наличие в прошлом этого звука можно выявить путем сопоставления русских и украинских форм (в русском – е, в украинском – i: хлеб – хлiб).
Белый, резать, головорез, след, тело.
Но и в этой группе слов есть исключения
Ср.: звёзды, звёздный, но: звездчатый.
3. Нет чередования в большинстве заимствованных слов.
Аптека, афера (!), блеф, кенар, манерный.
Обратите внимание
Следует учитывать, что, во-первых, в настоящее время переход [э] в [о] начинает активно захватывать и иноязычные слова (ср.: манёвр – основной вариант, маневр – допустимый; манёвренный и маневренный – равноправные варианты), во-вторых, произношение гласного под ударением во многом зависит от источника заимствования. Так, в русском языке сохраняется произношение [о] в наименовании польского священника – ксёндз..
Особенно много колебаний в произношении слов на -ер.
Варианты стартер и стартёр, комбайнер и комбайнёр являются равноправными.
В некоторых случаях надо также учитывать значение слова.
Ср.: гренадер, дромадер, инженер, интерьер – гримёр, киоскёр, ретушёр.
Например, солитёр – «ленточный червь, паразитирующий в кишечнике человека и животного» и солите́р – «крупный бриллиант»; фен – «электрический прибор» и фён – «тёплый и сухой воздух, дующий по горному склону в долину».
4. Нет чередования в положении гласного е между двумя мягкими согласными.
Ср.: гололёд – гололедица, многожёнство – многоженец, двоежёнство – двоеженец.
Обратите внимание
В произношении некоторых слов возможны колебания: весе́льный (допустимо – вёсельный), околёсица и околе́сица (но: нести околёсную).
Особенно много колебаний наблюдается при произношении ударного гласного в сочетании с шипящими согласными (в древнерусском языке они были мягкими, затем частично отвердели, поэтому произношение гласного здесь идёт то как при мягком, то как при твёрдом согласном):
горшочек – горшечник, головёнка – головешка.
Эта группа слов наиболее подвержена колебаниям произношения:
жёлчь (допустимо – желчь) – жёлчный (допустимо – желчный); шерсть – грубошёрстный, короткошёрстный; жердь – жёрдочка; решетчатый и решётчатый.
Упражнения к теме «1.4. Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих»
►Читайте также другие темы раздела 1 «Орфоэпические нормы»:
- 1.1. Общие замечания
- 1.2. Ударение в словах и формах слов
- 1.2.1. Особенности русского ударения
- 1.2.2. Ударение в именах существительных
- 1.2.3. Ударение в именах прилагательных
- 1.2.4. Ударение в глаголах
- 1.2.5. Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных
- 1.3. Произношение твёрдых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах
- 1.4. Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих
- 1.5. Произношение отдельных сочетаний звуков, слов и форм слов
Источник
Перейти к контенту
Орфоэпия. Произношение гласных звуков
Орфоэпические нормы русского языка. Литературное произношение. Ударные гласные звуки.
Орфоэпия. Согласные
В современном литературном языке произношение согласного звука [г] — взрывное, мгновенное, образующееся так же, как звук [к], но с голосом: богатырь, град, гость, Гавана, Гарибальди, Гюго. Встречающееся в речи произношение [г] как звука длительного, фрикативного (обозначается знаком h) противоречит орфоэпии.
Словесное ударение
Существует огромное количество колебаний, которые возникают под влиянием местных говоров, просторечия, под влиянием родного языка, если говорящий нерусский. Область ударения в большей степени, чем другие области речи, привлекает к себе внимание. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого диктора.
Ударение в именах собственных
Ударение в фамилиях, географических названиях, названиях органов печати, музыкальных произведений, т.е. в именах собственных, которые не подверглись русифицированию — неподвижно, т.е. при склонении, согласно русской орфоэпии, остаётся там же: БальзАк — БальзАка, ДвОржак — ДвОржака, ПОзнань — ПОзнани; Во французском языке ударение всегда ставится в конце слова: ДюмА, МасснЕ, ПуатьЕ
Произношение отчеств и имён
Полный вариант произношения имени дикторы обычно используют при первом представлении. На практике, в различный журналистских обстоятельствах, например интервью, беседа за круглым столом и других, когда предполагается непосредственное общение участников передачи, диалог, дикторы применяют стяжённое, неполное произношение имени.
Орфоэпия (греч.) – правопроизношение; в словаре Ожегова — правила литературного произношения, в учебном пособии для театральных учебных заведений Леонарди, орфоэпия – правила образцового произношения. Как нучиться говорить красиво? Всё очень просто! Нужно знать орфоэпические нормы русского языка. И не только знать, но и довести до автоматизма правильные произношения.
Речевой аппарат должен быть настолько отточен, чтоб диктор уже не задумываясь над нормами — говорил правильно! Произношение звука — А
Ударный [а] произносится на м
есте а и я: август — [а]вгуст, автор — [а]втор, адрес — [а]дрес, гладкий — г[ла]дкий, читать-чи[та]ть, часто — [ча]сто, Адрия — [а]дрия, Гавана-га[ва]на, Аза — [а]за, Лацис — [ла]цис; ясность — [йа]сность, яркий — [йа]ркий, вянуть — [в’а]нуть, поля — по[л’а], друзья — дру[з’йа], Кяхта — [к’а]хта, Няндома — [н’а]ндома, Золя — зо[л’а].
Произношение звука — О
Ударный [о] произносит
ся на месте о и ё: облик — [о]блик, обжиг- [о]бжиг, новый — [но]вый, строить — ст[ро]ить, Обручев — [о]бручев, Чайковский — чай[ко]вский, Дриго — Дри[го]; ёлка — [йо]лка, ёмкий — [йо]мкий, полёт — по[л’о]т, начнём — нач[н’о]м, Ёдарма- [йо]дарма, Гётеборг- [г’о]теборг.
Нужно обратить внима
ние на произношение слов, где ударный гласный [о] иногда подменяют [э]. Например, слова белёсый, блёклый, жёлчный, манёвры, наёмник, осётр, смётка, тенёта произносят как белесый, блеклый, желчный, маневры, наемник и т. д. Это не литературное произношение.
Звук — Э
Произношение [э] сог
ласно нормам русской орфоэпии возникает на месте гласных э и е: эра — [э]ра, этика- [э]тика, пэр — п[э]р, мэр — м[э]р, поэтому — по[э]тому, Эгмонт — [э]гмонт, Лаэрт — ла[э]рт; ельник — [йэ] льник, егерь — [йэ]герь, весть- [в’э]сть, съесть — с[йэ]сть, женщина — [жэ]нщина, шерсть — [шэ]рсть, цех — [цэх], Ельня- [йэ]льня, Бергамо — [б’э]ргамо, Петефи — [п’э]тефи.
Иногда вместо ударного [э] зву
чит гласный [о]. Например слова: атлет, афера, блеф, бытие, всплескивать, гололедица, гренадер, дебелый, жuтuе, иноплеменный, леска, местоименный, недоуменный, опека, оседлый, саженный, современный и другие неправильно произносят как атлёт, афёра, блёф, бытиё, всплёскивать и т. д.
Диктор Центрального Телевидения СССР Валентина Леонтьева
Звук — И
Ударный звук [и] произнос
ится на месте и в начале слова после паузы, и в середине слова после мягких согласных: иволга — [и]волга, истина- [и]стина, Иматра- [и]матра, линия- [л’и]ния, пески — пес[к’и], старинный — ста[р’и]нный, Вильнюс — [в’и]льнюс, Лима — [л’и]ма, Сириус- [с’и]риус.
В начале мес
тоимений их, им, ими, по нормам орфоэпии, произносится гласный [и], а не сочетание [йи]: [йих], [йим], [йим’и] — как это было принято в старомосковском произношении.
После согласных [ш], [ж], [
ц] на месте гласной и произносится [ы]: шина — [шы] на, ширь — [шы]рь, шить- [шы]ть, Шипка — [шы]пка, Шиллер — [шы]ллер, Граши — гра[шы]; жить — [жы]ть, жидкий — [жы]дкий, ножи — но[жы], Жиздра — [жи]здра, Житковичи — [жы]тковичи, Жижка — [жы]жка; цинк — [цы]нк, цифра — [цы]фра, Цильма- [цы]льма, Цирулис- [цы]рулис.
На месте гласной и в нач
але слова произносится [ы], если между ним и предшествующим словом, который оканчивается на твёрдый согласный, нет никакой паузы: с известью — [с-ы]звестью, над изгородью — на[д-ы]згородью, в Инсбруке — [в-ы]нсбруке, над Ильмень-озером — на[д-ы] льмень-озером, к Ирвингу — [к-ы]рвингу.
В случаях, когда между с
ловами есть хоть небольшая пауза, на месте гласной и произносится [и]: с идефикс — с [и]дефикс, к идиосинкразии — к[и]диосинкразии, в Икше — в [и]кше, над Иматрой — над [и]матрой, с Ибсеном — с [и]бсеном. На телевидении и радио такая пауза иногда используется дикторами перед произношением имён нарицательных, которые употребляются не часто. Также, паузу используют перед именами собственными, чаще всего иноязычными, чтобы точно передать звуковой облик.Звук — Ы
[ы] звучит на месте ы: вы
играть-в[ы]играть, мыс — м[ы]с, скворцы — скворц[ы], напыщенный — нап[ы]щенный, Ылыч — [ы]лыч, Быстрица — б[ы]стрица, Вычегда — в[ы]чегда, Надым — над[ы]м, Сызрань — с[ы]зрань, Исаклы — исакл[ы].
Звук — У
Гласный [у] под ударе
нием произносится на месте у и ю: улица — [у]лица, утро — [у]тро, лагуна — лаг[у]на, научный — на[у]чный, получим — пол[у]чим, Углич — [у]глич, Калуга — кал[у]га, Науру — на[у]ру; юнга — [йу]нга, юрта — [йу]рта, дюна — [д’у]на, люди — [л’у]ди, поют — по[йу]т, Юдино — [йу]дино, Дюрер — [д’у]рер, Лютер — [л’у]тер.
Орфоэпия. Произношение сочетаний предударных гласных
На месте сочетаний аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносится [аа]:
аа: за адвоката — [за-а]двоката, на алебастре — [на-а]лебастре, Чаадаев — [чаа]даев, Заалайский хребет- [заа]лайский хребет, Саарбрюккен — [саа]рбрюккен, Шаартуз- [шаа]ртуз, за Андреем — [за-а]ндреем, на Алтае — [на-а]лтае.
Диктор Центрального Телевидения Виктор Балашов
ао: баобаб — [баа]баб, гаолян- [гаа]лян, заодно — [заа]дно, наобещать- [наа]бещать, на океане — [на-а]кеане, Заозерный — [заа]зёрный, на Окинаве- [на-а]кинаве, за Онегой- [за-а]негой.
В некоторых редких именах собственных сохраняется буквенное произношение такого сочетания гласных: остров Аогасима — [ао]гасима, город Аомынь — [ао]мынь, город Баотоу — [бао]тоу, река Таохэ — [тао]хэ;
оа: коагулятор- [каа]гулятор, по академии — [па-а]кадемии, до арбитража — [да-а]рбитража, про Азов — [пра-а]зов, про Антарктиду — [пра-а]нтарктиду, по Алатау- [па-а]латау.
В редких именах собственных сохраняется произнош. сочетания гласных [оа]: город Оахака- [оа]хака, город Моаскар — [моа]скар;
оо: вообразить — [ваа]бразить, пообедать — [паа]бедать, соотнести — [саа]тнести, про односельчан — [пра-а]дносельчан, по Океании — [па-а]кеании, про Олёкму — [пра-а]лёкму, про Остраву — [пра-а]страву.
Исключением бывает случай, когда перед словом, начинающимся с гласной а или о, стоят союзы то, но: «я её окликнул, но она не слыхала»; «если вы не хотите, то она не пойдёт туда». В союзах произносится звук [о].
В малоупотребительных именах собственных возможно произнош. на месте оо гласных [оо], например, в названии Моонзундские острова — [моо]нзундские острова, остров Моореа — остров [моо]реа.
На месте еа и ео в предударных слогах, по нормам орфоэпии, произносится [ьа]:
еа: неандерталец — [н’
ьа]ндерталец, неаккуратно — [н’ьа]ккуратно, неаппетитный — [н’ьа]ппетитный, реабилитировать — [р’ьа]билитировать, реагировать — [р’ьи]гировать, Беатриче — [б’ьа]триче;
ео: география — [г’ьа]графия, леопард- [л’ьа]пард, Леонардо — [л’ьа]нардо, неологизм — [н’ьа]логизм, Неонила — [н’ьа]нила, реостат — [р’ьа]стат, Реомюр — [р’ьа]мюр, теодолит — [т’ьа]долит, Феодосия — [ф’ьа]досия.
На месте еи в предударных слогах произносится сочетание [ьи], очень близкое к сочетанию [ии]: неизвестно — [н’ьи]звестно, неизгладимый — [н’ьи]згладимый, неинтересный — [н’ьи]нтересный, неиссякаемый- [н’ьи]ссякаемый.
На месте гласных ее в предуда
рных слогах произносится [ьйь], также близкое к [ии]: неединодушно- [н’ьйь] динодушно, неестественно — [н’ьйь] стёственно.
На месте сочетаний гласных аи и ои в пред
ударных слогах произносится [ъи]:
аи: гаитянин — [гъи]тянин, каинит — [къ
и]нит, наибольший — [нъи]больший, Заилийский Алатау — [зъи]лийский алатау;
ои: во избежание — [въ-и]збежание, доиграть — [дъи]грать, поименно — [пъи]менно.
В иностранных именах собственных возможно произнош. сочетаний без редукции первого гласного: Каинда- [каи]нда, Таиланд — [таи]ланд, Паизиелло — [паи]зиелло, Коирала — [кои]рала.
На месте гласных ау и оу в предударных слогах произносится [ъу]:
ау: гауптвахта — [гъу]птвахта, к
аучуконос — [къу]чуконос, Заунгузское плато — [зъу]нгузское плато, на Уэлене — [нъ-у]элене;
оу: соученик — [съу]ченик, поудить — [пъу]дить, поутру — [пъу]тру, Коунрадский район — [къу]нрадский район, по Уганде — [пъ-у]ганде, про Уленшпигеля — [пръ-у]леншпигеля.
Произношение звуков ау и оу встречается в малоизвестных заимствованных именах собственных: Баунагар — [бау]нагар, Ваупес- [вау]пес, Гауришанкар — [гау]ришанкар, Даубихе — [дау]бихе, Доулет-Яр — [доу]лет-яр, Лоуривал — [лоу]ривал, «Роушанфекр» — [роу]шанфекр, «Тоуфик» — [тоу]фик.
На месте уа и уо в предудар
ных слогах, по правилам русской орфоэпии, произносится [уа]:
уа: вуалировать — [вуа]лировать, дуализм — [дуа]лизм, куафер — [куа]фер, пуансон — [пуа]нсон, уанстеп — [уа]нстеп, у артистов — [у-а]ртистов, Буало — [буа]ло, Вуадиль — [вуа]диль, Гуантанамо — [гуа]нтанамо, Пуатье — [пуа]тъе, Туапсе — [туа]псе, Хуанхэ — [хуа]нхэ.
уо: дуоденальный — [дуа]денальный, у огня — [у-
а]гня, у обелиска — [у-а]белиска, Муостах — [муа]стах, у Овидия — [у-а]видия. Иногда на месте уо возможно произношение [уо]: луораветланы — [луо]раветланы, «Куотидиано» — [куо]тидиано.
Также читайте — нормы произношения безударных гласных а, о, е, я, э, и. Редукция гласных звуков, особенности.
После гласных переходим к нормам произношения согласных звуков. И в продолжении темы — правила произношения сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными.
А если понадобится определить правильное ударение в слове, почитайте статью «Особенности ударения в русском языке».
Список использованной литературы:
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 6-е изд., М., Рус.яз., 1985.
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. — м., 1977.
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. — М.,Просвещение, 1967.
Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова. — 2-е изд. — М.: Рус.яз., 1985
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд. 1998.
Титова А.А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь». — М., 1981.
Источник