Аудиторская компания «Правовест Аудит»
Закон № 32-ФЗ «О внесении изменений во вторую часть НК РФ» был подписан 8 марта 2015 года (далее Закон № 32-ФЗ). Новой корректировке подверглись правила налогового учета процентов по долговым обязательствам (ст. 269 НК РФ). Причем некоторые из них затрагивают размер налоговых обязательств по налогу на прибыль за 2014 год.
Напомним, что с 1 января 2015 года правила учета процентов по долговым обязательствам изложены в новой редакции, главное новшество — фактически отменено нормирование в целях налогообложения прибыли процентов по кредитам и займам.
Исключение составляют только долговые обязательства, признаваемые контролируемыми сделками. В таких случаях при признании доходов и расходов по долговым обязательствам следует руководствоваться правилами обоснования рыночности процентов, установленными положениями раздела V.I НК РФ «О взаимозависимых лицах». Для контролируемых сделок, одной из сторон которых являются банки в НК РФ, были установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам (п.1.2 ст. 269 НК РФ). Проценты, вписывающиеся в интервалы предельных значений налогоплательщики – участники контролируемых сделок с долговыми обязательствами вправе признавать расходом или доходом соответственно (п.1.1 ст. 269 НК РФ).
Что же изменил Закон № 32-ФЗ?
1) Расширен состав лиц, которые могут применять интервалы предельных значений для учета в целях налогообложения процентов по долговым обязательствам, относящимся к контролируемым сделкам.
Изменения в п.1.1 ст. 269 НК РФ, внесенные Законом № 32-ФЗ, позволяют применять интервалы процентных ставок, указанные в п. 1.2 ст. НК РФ к любым контролируемым сделкам, а не только к сделкам с участием банков. Теперь интервалы предельных значений процентных ставок применяются при предоставлении займов между любыми взаимозависимыми лицами, если сделка отвечает признакам контролируемой. (Какие сделки признаются контролируемыми – см. ст. 105.14 НК РФ.)
Новшество значительно упрощает жизнь организациям, практикующим займы между дочерними организациями, у них появилась возможность применить к сделкам по долговым обязательством шкалу предельных значений процентов, прописанную в ст. 269 НК РФ. Если проценты по долговым обязательствам не впишутся в параметры, заданные в п. 1.2 ст. 269 НК РФ, то организациям придется применять правила азб.4 п. 1.1. ст. 269 НК РФ и доказывать рыночность ставки уже при помощи не простых методов обоснования цены из главы 14.3 НК РФ (см. ст. 105.7-105.13 НК РФ).
2) Для обязательств, выраженных в рублях, ставку рефинансирования заменили на ключевую ставку (пп. 1,2 п. 1.3 ст. 269 НК РФ).
На настоящий момент ключевая ставка (17% с 16.12.2014,15% с 02.02.2015,14% с 16.03.2015) значительно больше, чем ставка рефинансирования (8,25%), которая не менялась с 14.09.2012. При этом ключевая ставка устанавливалась ЦБ РФ, начиная с 13.09.2013 года и тогда ее размеры не превышали 5,5%, т.е. были меньше ставки рефинансирования, а это явно ухудшает положение налогоплательщика. Какую ставку применять, если долговое обязательство с фиксированной ставкой возникло до 13.09.2013 года? Возможно ли в таком случае применять ключевую ставку на 01.01.2015 года? Все эти ситуации требуют официальной трактовки Минфина РФ.
3) Скорректированы значения интервалов предельных значений процентных ставок для рублевых обязательств.
Так, с 1 января по 31 декабря 2015 года выделены две группы контролируемых сделок и для них установлены различные интервалы:
а) для долговых обязательств по контролируемым сделкам, поименованным в п. 2 ст. 105.14 НК РФ — от 0 до 180% ключевой ставки ЦБ РФ; (в п. 2 ст. 105.14 НК РФ перечислены сделки между взаимозависимыми лицами-резидентами РФ, признаваемыми контролируемыми по различным основаниям, в т.ч. сделки с неплательщиками налога на прибыль или резидентами особых экономических зон, участников региональных проектов и др.)
б) для долговых обязательств по контролируемым сделкам, которые не указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% ставки рефинансирования до 180% ключевой ставки ЦБ РФ; (это все остальные виды контролируемых сделок, например, сделки по торговле товарами мировой биржевой торговли, сделки с иностранными дочерними и материнскими компаниями, сделки с офшорными компаниями из перечня Минфина РФ).
в) с 1 января 2016 года для всех, без исключения контролируемых сделок, по долговым обязательствам в рублях установлен единый интервал- от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.
4) Увеличен нормируемый размер расходов по рублевым долговым обязательствам на декабрь 2014 года.
Пунктом 2 ст. 2 Закона № 32-ФЗ предельная величина процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 декабря по 31 декабря 2014 года принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ увеличенную в 3,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях. Таким образом, у организаций есть возможность скорректировать налоговую базу, по рублевым обязательствам признать за декабрь 2014 года больше расходов для целей налогообложения прибыли в результате повышения коэффициента, применяемого к ставке рефинансирования ЦБ РФ. (предельные размеры на декабрь 2014: было – 8,25% х 1,8 = 14,85%, стало – 8,25% х 3,5 =28,875%.).
Указанные изменения могут быть учтены налогоплательщиком при расчете налога в налоговой декларации по итогам 2014 года. Если к моменту опубликования закона декларация уже была представлена, то налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию. Закон 32-ФЗ был опубликован 9 марта 2015 год на сайте https://publication.pravo.gov.ru/Search/Period/president?type=monthly.
5) Скорректирован размер процентов по контролируемой задолженности, включаемых в состав расходов по налогу на прибыль в период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года.
Правила применяются в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 года (п. 1 ст. 2 Закона № 32-ФЗ).
Во-первых, величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не выше курса, установленного ЦБ РФ по состоянию на 1 июля 2014 года; Напомним, на 1 июля 2014 года курс доллара США был установлен — 33.8434 руб. за 1 доллар, евро – 46.1827 руб. за 1 евро.
Во-вторых, величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ РФ, с 1 июля 2014 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.
Таким образом, по долговым обязательствам, возникшим до 1 октября 2014 года Законом № 32-ФЗ нивелированы резкие изменения валютных курсов в целях налогового учета процентов по контролируемой задолженности. Внесенные поправки в целом носят антикризисный характер, дают возможность налогоплательщикам снизить платежи по налогу на прибыль, но вместе с тем порождают необходимость официальных разъяснений о нюансах применения новых правил.
Разговор об особенностях применения признания в учете процентов по долговым обязательствам мы продолжим в новых статьях аудиторов, публикуемых на нашем сайте www.pravovest-audit.ru. Читайте наши новости, задавайте свои вопросы — мы всегда рады помочь вам.
март 2015г.
Источник
Дата размещения статьи: 29.04.2016
Беспроцентные займы — весьма популярный инструмент пополнения оборотных средств при их нехватке. Активно им пользуются собственники бизнеса, выступая в зависимости от обстоятельств как в качестве заимодателей, так и в качестве заемщиков. В этой статье мы рассмотрим следующую ситуацию: организация (ИП) выдала беспроцентный заем физическому лицу в 2015 г., возврат займа осуществляется в 2016 г. Каковы обязанности налогового агента (организации, ИП) по исчислению и уплате НДФЛ с сумм материальной выгоды?
Описание проблемы
Согласно официальной позиции при выдаче беспроцентного займа физическому лицу у последнего возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ. Размер этой выгоды определяется в порядке, установленном п. 2 ст. 212. Применительно к беспроцентным займам в рублях доход (облагается НДФЛ по ставке 35% — п. 2 ст. 224 НК РФ) равен величине процентов, рассчитанных исходя из 2/3 ставки рефинансирования за весь период пользования денежными средствами.
Достоверно определить дату возникновения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах по беспроцентным займам на основании норм НК РФ до 2016 г. было невозможно. Дело в том, что п. 1 ст. 223 НК РФ в качестве даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды называл день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (см. пп. 3 п. 1 ст. 223 прежней редакции). Очевидно, что при отсутствии процентов и их уплаты пользоваться данной формулировкой было затруднительно, так что Минфин разъяснил этот момент письмами. Среди них Письмо от 14.04.2009 N 03-04-06-01/89, где выражено мнение о том, что фактической датой получения дохода в виде материальной выгоды по беспроцентным займам следует считать дату возврата заемных средств.
С тех пор многое изменилось, в частности подкорректировано содержание п. 1 ст. 223 НК РФ относительно подхода к установлению даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах. Согласно новому пп. 7 п. 1 ст. 223 с 01.01.2016 такой доход определяется на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. С момента вступления новой редакции ст. 223 в силу Минфин выпустил ряд писем, разъясняющих ее применение. В частности, в Письмах от 14.01.2016 N 03-04-06/636, от 02.02.2016 N 03-04-06/4762, от 15.02.2016 N 03-04-06/8109 указано, что ежемесячно определять доход в виде материальной выгоды необходимо начиная с 2016 г. и делать это нужно по всем займам, в том числе выданным в 2015 г. и ранее. Вместе с тем в Письме Минфина России от 15.02.2016 N 03-04-06/9399 конкретизировано, что положения пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ о ежемесячном расчете материальной выгоды распространяются на экономию налогоплательщика, полученную им начиная с 01.01.2016. Иными словами, по состоянию на 31.01.2016 должна быть рассчитана материальная выгода исключительно за январь 2016 г. (прибавлять к ней величину выгоды, полученную налогоплательщиком в 2015 г., и рассчитывать НДФЛ с полученной суммы неправильно).
А как же быть с экономией на процентах, которая приходится на 2015 г., по займам, которые подлежат возврату в 2016 г., то есть в периоде действия вполне четких правил о ежемесячном определении материальной выгоды? На данный момент мы видим несколько способов решения этой задачи. Какой из них выбрать, налоговый агент должен решить сам.
Пути решения
Здесь мы предложим три разных подхода, каждый из которых имеет право на существование, поскольку налицо неопределенность законодательства в части установления даты фактического получения дохода от экономии на процентах по беспроцентным займам, которые были выданы до 2016 г., а погашены после.
Первый подход — оптимальный
Он основан на содержании Писем Минфина России от 15.02.2016 N 03-04-05/7920, от 24.02.2016 N 03-04-05/10113, в которых чиновники, вспоминая неудачную формулировку пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ в предыдущей редакции, как бы подтверждают свою приверженность прежней позиции: в случае если организацией выдаются беспроцентные кредиты (займы), фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Однако далее в тексте Писем приводится выдержка из нового пп. 7 п. 1 ст. 223, после чего делается вывод: доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 г. определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).
Объединив первое утверждение со вторым, можно вывести некую «формулу». Если заем выдан в 2015 г., но его погашение приходится на следующий календарный год (он же налоговый период по НДФЛ), то в 2015 г. дохода в виде материальной выгоды у заемщика — физического лица не возникает. Экономия налогоплательщика за 2015 г. становится доходом только на дату возврата займа в 2016 г.
Получается, что в 2016 г. налоговый агент ежемесячно вплоть до погашения займа должен исчислять и по возможности удерживать НДФЛ с материальной выгоды физического лица от экономии на процентах. А на момент возврата займа агент должен исчислить и удержать налог с материальной выгоды, полученной налогоплательщиком в 2015 г. Проводить удержание налога с материальной выгоды из любых доходов налогоплательщика, выплачиваемых ему налоговым агентом в денежной форме, допустимо на основании п. 4 ст. 226 НК РФ.
Если же удержать налог нет возможности, налоговый агент обязан сообщить об этом в налоговый орган не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства. Порядок представления данных сведений (по форме 2-НДФЛ с признаком 2) утвержден Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@. Применительно к рассматриваемой ситуации — выдаче займа в 2015 г., возврате его в 2016 г. и невозможности удержания налога с материальной выгоды — налоговый агент должен сообщить о сумме неудержанного налога до 01.03.2017.
На заметку. Если налоговый агент сообщит в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ, налогоплательщик должен будет уплатить соответствующую сумму налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления (п. 6 ст. 228 НК РФ).
Второй подход — альтернативный
Рассмотрим судебное решение, в котором арбитры поясняют, что дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах должна определяться не реже одного раза за налоговый период (в целях исчисления НДФЛ — за календарный год (ст. 216 НК РФ)). Иными словами, если беспроцентный заем выдан в одном налоговом периоде, а возвращен уже в следующем, то налоговый агент (организация-заимодавец) должен рассчитать НДФЛ с материальной выгоды заемщика по окончании налогового периода, в котором был выдан заем (в соответствующей части). Это следует из текста Постановления ФАС ЗСО от 23.07.2012 по делу N А46-15254/2011.
При условии что налоговый агент согласен с такой трактовкой закона, он может рассчитать материальную выгоду заемщика от экономии на процентах по беспроцентному займу, полученному в 2015 г., уже по состоянию на 31.12.2015 и НДФЛ с нее. Представление расчета 2-НДФЛ за 2015 г. осуществляется по форме, введенной Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@. Если налоговый агент уже в 2015 г. исчислил и удержал налог с материальной выгоды физического лица по еще не возвращенному беспроцентному займу, то справку 2-НДФЛ с признаком 1 нужно предоставить в налоговый орган не позднее 01.04.2016 (п. 2 ст. 230 НК РФ). Если же налог не был удержан из доходов заемщика, об этом нужно было сообщить до 01.03.2016 (п. 5 ст. 226 НК РФ).
На заметку. Подача сведений с нарушением установленного срока чревата штрафом в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). За представление налоговым агентом недостоверных сведений штраф несколько выше — 500 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ) <1>.
———————————
<1> Налоговый агент освобождается от штрафа в 500 руб., если ошибки выявлены им самостоятельно, а уточненные документы представлены до того, как налоговый орган обнаружил неточности.
Третий подход — рискованный
Логика, положенная в основу первого и второго вариантов, взята не из содержания НК РФ (имеется в виду п. 1 ст. 223 НК РФ в предыдущей и действующей редакциях), поэтому налоговый агент вполне может занять и такую позицию: по беспроцентным займам, выданным и не погашенным до 2016 г., материальная выгода не определяется из-за отсутствия порядка ее признания доходом на какую-либо конкретную дату.
На заметку. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ, исходя из сумм полученных доходов, сведения о которых налоговый агент не представил в налоговый орган. При этом физические лица обязаны представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 3 ст. 228). Налог подлежит уплате до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228).
* * *
Ввиду наличия явных противоречий между разъяснениями Минфина и содержанием п. 1 ст. 223 НК РФ налоговому агенту предстоит самостоятельно определить, возникает ли на стороне заемщика — физического лица материальная выгода от пользования займом в 2015 г. И если да, то должен ли заимодавец удерживать НДФЛ из доходов налогоплательщика или нужно просто сообщить в налоговый орган о невозможности такого удержания. А если сообщать о невозможности удержания, то в какие сроки — до 1 марта 2016 или 2017 г.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Последние новости
Бесплатная консультация юриста по телефонам:
- Москва, Московская область
+7 (499) 350-84-16 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (812) 336-43-00 - Федеральный номер
8 (800) 555-67-55 доб. 141
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и ст. 6 ФЗ «О лотереях»
Цель законопроекта — устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
2 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ»
В связи с распространением технологии «блокчейн» и расширением числа экономических субъектов, использующих криптовалюту, законопроектом предлагается признать цифровую валюту имуществом. Также предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с криптовалютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.
26 ноября 2020 г.
Проект федерального закона № 1062972-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
Цель законопроекта — на обеспечение стабильности функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами и формирование единообразной правоприменительной практики. Предусматривается установление запрета на восстановление права пользования недрами в случае его прекращения, в том числе досрочного, а также срока пользования участком недр (срока действия лицензии), право пользования которым в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно.
18 ноября 2020 г.
Федеральный закон № 1057597-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»
Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие установление механизма ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для ветеринарного применения их производителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
В центре внимания:
Правовое регулирование дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы: проблемы, их решение и перспективы совершенствования (Котикова Д.В.)
Дата размещения статьи: 16.12.2020
К вопросу о нотариальных действиях, осуществляемых в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Кочкина О.В.)
Дата размещения статьи: 16.12.2020
Патентные права на результаты генетических исследований: условия предоставления, допустимые изъятия и ограничения (Ворожевич А.С.)
Дата размещения статьи: 16.12.2020
Проблемы отграничения организации незаконной миграции от административных правонарушений (Панькин А.А.)
Дата размещения статьи: 16.12.2020
Уголовно-правовая реакция на коронавирусную пандемию (Кибальник А.Г.)
Дата размещения статьи: 16.12.2020
Источник