Местный заем — один из наиболее востребованных финансовых инструментов, используемый для привлечения необходимых средств муниципальными структурами и имеющий определенные отличия от других похожих фондовых инструментов (к примеру, государственных и субфедеральных кредитов).
Местный заем — сделка, связанная с получением необходимых средств на трех ключевых условиях (возвратности, срочности и платности). Итогом проведения таких операций является появление задолженности перед бюджетом и обязательств своевременного возврата этих средств.
Местный заем: сущность и особенности
Кредиты для бюджета муниципальных органов могут оформляться только из бюджета развития. Основная цель оформления таких займов — покрытие бюджетных «дыр» и кассовых разрывов в период наполнения муниципального бюджета. Размещение местных кредитов происходит на рынке ссудного капитала.
За рубежом местные займы — это один из способов капиталовложений, который всегда регулируются местными структурами власти. Пределы задолженности, в свою очередь, устанавливаются центральными органами власти с учетом текущих требований законодательства. Погашение текущего долга и процентов по нему производится из средств местного бюджета.
Местный заем — это специфический и нетрадиционный способ привлечения ресурсов в бюджет муниципальных властей. С одной стороны, муниципальные займы позволяют укрепить финансовую самостоятельность органов власти на местах, а с другой — дают возможность оптимизировать инвестиционный и денежно-кредитный механизм всего государства. При помощи местных займов государственные структуры могут оказывать влияние на политику в регионах посредством накоплений и сбережений у хозяйственных субъектов.
На практике специфика местных займов нуждается в подробном анализе и оптимизации с целью более эффективной реализации эмиссионных проектов. И первое, что стоит сделать — выделить отличительные особенности местных (муниципальных займов) от стандартных фондовых государственных кредитов или займов субфедерального типа. К ним можно отнести:
1. Различия в объемах кредитования, которые могут привлекаться в населенные пункты с одной стороны, и текущими требованиями фондового рынка с другой.
2. Близость кредитования непосредственно к гражданам, выступающих в роли потенциальных инвесторов.
3. Непрозрачность местных финансовых взаимоотношений, которая усложняет процесс оценки ликвидности, надежности и эффективности кредита.
4. Острая нехватка хороших специалистов, которые нужны для полноценной подготовки и проведения проектов эмиссии.
В отличие от упомянутых выше субфедеральных и государственных кредитов, местные займы, как правило, ориентированы не только на решение текущих финансовых неурядиц, но и на реализацию конкретных инвестиционных целей. Конечная цель таких кредитов — решение насущных проблем общества и улучшение качества жизни. Вот почему местные займы в большей степени нацелены на инвестиции со стороны обычного населения. Вкладывая свои средства в тот или иной проект, люди в первую очередь делают себе благо, что является движущей силой в реализации местных проектов.
Как правило, основная цель выпуска местных займов — это эффективное и быстрое решение текущих проблем местного значения посредством привлечения со стороны инвесторов из населения или работающих на подконтрольной территории хозяйствующих субъектов. Основная задача местных властей — заинтересовать потенциальных инвесторов в актуальности того или иного нововведения и решения проблемы именно таким методом.
Владельцы местных облигаций должны быть готовы получать выгоды не только в денежном выражении. Вот почему местные займы малоинтересны внешним инвесторам. Как правило, муниципальные ценные бумаги не могут должным образом конкурировать с ликвидными активами, такими как субфедеральные или федеральные облигации. Это добавляет проблем местной власти, которая должна думать об улучшении благосостояния своих граждан, ведь именно они являются основными кредиторами для местных властей.
Таким образом, природа местных кредитов имеет свою особую структуру. По своему назначению ценные бумаги муниципального типа больше предназначены для покрытия бюджетного дефицита, компенсации кассовых разрывов, реализации проектов и так далее.
Есть отличия и по масштабности эмиссий ценных бумаг, определяемых возможностями бюджета или же размерами муниципальных формирований. Важное обстоятельство в том, что в большинстве регионов страны уже есть отличный опыт местных займов, позволяющий с умом расходовать полученные средства. Разработкой соответствующих проектов занимаются местные органы или же задача поручается местным фондовым институтам.
Формы и цели оформления местного займа
Сегодня есть две основные формы местных займов:
1. Эмиссия муниципальных ценных бумаг.
2. Получение ссуды.
Что касается сферы кредитования (ссуд), то здесь в роли инвестора выступают бюджет (государство) или коммерческие банки. При этом ссуда, предоставляемая местным органам банками, по своим условиям идентична тем кредитам, которые чуть ли не каждый день выдаются организациям и компаниям. Такой подход не всегда выгоден для местных властей.
При выборе оптимальной формы кредитования важно обращать внимание на два основных момента:
— во-первых, общую стоимость займа, то есть дополнительные расходы в случае привлечения определенного объема ресурсов;
— во-вторых, наличие необходимых средств в нужном размере на рынке капиталов.
Так сложилось, что наиболее перспективным способом привлечения средств в местные бюджеты является эмиссия муниципальных активов. Основное преимущество такой формы заимствования — доступность и дешевизна. То есть выпустить свои ценные бумаги намного выгодней, чем оформить стандартный кредит в одном из коммерческих банков. Главная причина — наличие дополнительных льгот в сфере налогообложения при выпуске облигаций.
К основным целям эмиссии ценных бумаг местными органами власти можно отнести:
1. Покрытие существующего бюджетного дефицита. Существенные затраты местных властей зачастую имеют сезонную структуру. К примеру, в одних районах может иметь место проблема обеспечения с/х продукцией (на севере страны), а в другом регионе — получение авансовых платежей производителями такого товара. Из-за того, что пополнение бюджетных средств является нерегулярным, может потребоваться мобилизация существенных средств, а именно проведения эмиссии ценных бумаг.
2. Покрытие кредитов, которые были размещены немного раньше. Данную методику можно сравнить с обычным рефинансированием существующих долгов местного бюджета. Этот возможно лишь в том случае, когда владельцы облигаций имеют определенный уровень доверия. В противном случае долги могут только накапливаться, а это неизбежно приведет к разорению.
3. Сглаживание текущих колебаний, которые могут быть решены посредством выпуска ценных бумаг. Таким способом муниципальные власти обеспечивают стабильное поступление средств в бюджет и устраняют явные кассовые разрывы. Решение такой задачи наиболее важно для тех регионов, где налоги во многом зависят от производственного сезонного цикла.
4. Обеспечение различных финансовых структур (в том числе и банковских учреждений) надежными резервными активами, отличающимися высоким уровнем ликвидности. В ряде стран (в том числе и в России) достижение этих целей является неактуальным, ведь каких-либо требований формирования вторичных банковских резервов нет. С другой стороны, для страховых фондов уже есть нормативы, которые предписывают наличие на руках определенных объемов муниципальных бумаг.
5. Финансирование собственных проектов, которые нуждаются в существенных капиталовложениях. Реализовать такие цели за счет бюджетных средств не всегда удается — приходится привлекать капитал извне. Чаще всего местные бюджеты нуждаются в инвестировании для выполнения дорожных или жилищных работ.
6. Ценные бумаги могут эмитироваться под гарантии учреждений и организаций, которые решают определенные задачи в интересах государства. Но в России опыта привлечения инвестиций такими способами пока нет.
Перед непосредственным выпуском ценных бумаг и привлечением местного займа, важно определить:
1. В каких территориальных участках рынка будут размещены эмитированные облигации.
2. Для каких инвесторов эти ценные бумаги будут предназначаться в первую очередь. Как правило, это может быть население, промышленные компании, пенсионные фонды, коммерческие банковские учреждения и инвестиционные институты.
3. Имеются ли необходимые средства у потенциальных инвесторов. В частности, есть ли свободные капитал для инвестиций у тех же банков или предприятий для покупки облигаций.
4. Есть ли уже у потенциальных инвесторов такие ценные бумаги и интересна ли им покупка.
5. Как повысить привлекательность актива для вероятных покупателей муниципальных облигаций.
В качестве помощников при проведении анализа можно использовать печатные материалы, справочную литературу, статистику, интервью, результаты анкетирования.
Источник
Местные
займы как инструмент
доходов местного
бюджета
Государственные
займы — это наиболее распространенная
форма государственного кредита. Они
могут выпускаться центральными
и местными органами государственной
власти.
По
праву эмиссии различают общегосударственные
и местные займы. Первые выпускаются центральными
органами управления. Поступления от них
направляются в Государственный бюджет.
Местные займы выпускаются местными органами
управления и направляются в соответствующие
местные бюджеты. Именно в этом и заключается
их основное отличие.
Местные
займы — это операции, связанные с
получением средств на условиях возвратности,
платности и срочности, в результате
которых появляются обязательства
перед бюджетом, связанные с возвращением
этих средств в бюджет. Займы в местный
бюджет могут осуществляться только из
бюджета развития, либо для покрытия кассовых
разрывов в период выполнения наполнения
местного бюджета. Местные займы размещаются
на рынке ссудного капитала. В зарубежных
странах местные займы — основной способ
капиталовложений, осуществляемых местными
органами власти. Границы задолженности
местных органов по местным займам регулируются
центральными органами государственной
власти согласно законодательству. Возврат
основной суммы долга по местным займам
осуществляется за счет средств местного
бюджета инвестиций, проценты за пользование
займом уплачиваются за счет средств текущего
местного бюджета. Право размещения местных
займов согласно законодательству предоставлено
органам местного самоуправления Украины.
Местные
займы являются нетрадиционным источником
привлечения финансовых ресурсов в
местном бюджете для укрепления
финансовой самостоятельности местного
самоуправления, и является, прогрессивным
механизмом инвестиционной и денежно-кредитной
политики в руках государства. Используя
такой механизм, государственные органы
могут влиять на региональную политику
путем мобилизации сбережений и накоплений
у субъектов хозяйствования, главная цель
которых, реализация социально-инвестиционных
программ на местном уровне.
Ссуды
из государственного бюджета предоставляются
местным бюджетам для покрытия временных
кассовых разрывов в период выполнения
общего фонда бюджета в течение
бюджетного года.
Временный
кассовый разрыв — это нестыковка в
период финансирования расходов с поступлениями
доходов в этот бюджет.
Часто
такие ссуды превращаются в непрямые
формы дотации местных бюджетов,
поскольку они либо пролонгируются,
либо вовсе списываются.
Для
покрытия временных кассовых разрывов,
возникающих в период наполнения
общего фонда местного бюджета, исполнительные
органы местного самоуправления по решению
соответствующего совета могут получить
краткосрочные займы в финансово-кредитных
учреждениях на период до трех месяцев,
но в рамках текущего бюджетного периода.
Отсутствие
широкой практики привлечения кредитов
для финансирования бюджетных потребностей
местной властью обусловлено высокими
процентными ставками, приводящие к значительной
дополнительной бюджетной нагрузки при
осуществлении расходной части.
Еще
одна из форм возникновения обязательств
местных бюджетов является предоставление
ими гарантий под займы коммерческих банков.
В случае несвоевременного погашения
кредитов банкам, бюджетная гарантия вступает
в силу. Кроме того, местные органы власти
могут проводить целевые муниципальные
займы для конкретных мероприятий, в которых
заинтересованы территориальные объединения
граждан (например, строительство дорог
и т.д.).
По
срокам погашения заемных средств
займы делятся на краткосрочные
(до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет)
ссуды.
Облигации
местных займов регистрируются Министерством
финансов Украины и Государственной
комиссией по ценным бумагам. Вместе
с тем, законодательных норм относительно
ограничений на выпуск муниципальных
займов не существует, также в нашей стране
не проводится оценка платежеспособности
заемщиков. Чаще всего в бюджетах не предусматриваются
средства на погашение ссуд. А это, в свою
очередь, приводит к невозможности возврата.
Результатом
развития муниципальных займов в
зарубежных странах является усиление
роли местных органов власти в сфере заемных
отношений не как непосредственных участников,
а как гарантов реализации региональных
проектов. Муниципальные займы являются
формой внутреннего государственного
кредита. Они могут выступать в трех основных
формах: банковский кредит; вексельная
ссуда, облигационный заем.
Безусловно,
займы играют важную роль в развитии
экономики, но в Украине существует
ряд проблем, это в частности,
нестабильности политической и экономической
системы, пробелы в законодательстве,
пренебрежение зарубежным опытом, слабое
экономическое развитие, что приводит
к неэффективной работе бюджетной системы
в целом. Необходимо в перспективе развивать
рынок заимствований, который впоследствии
станет важным регулятором экономической
политики государства. Развитие рынка
требует обеспечение определенных условий,
среди которых следует назвать:
—
Макроэкономические условия (то
есть рынок муниципальных заимствований
является составной частью национального
рынка капиталов, его состояние
и развитие во многом определяются
макроэкономической, фискальной и денежно-кредитной
политикой);
—
Институциональные и регулятивные
(местная власть должна иметь
определенный институциональный
потенциал организации и обслуживания
местных займов, обеспечивать регулирование
данного процесса);
— Кредитный рейтинг (он является
фактически показателем уровня
доверия к местным органам
власти; его получения от соответствующего
агентства может стать существенным фактором
осуществления местного займа. Например,
уровень доверия неодинаков в разных регионах,
областях, городах Украины и зависит также
от выполнения или невыполнения бюджета);
—
Гарантии (они предоставляются инвесторам
со стороны местных органов власти и должны
быть инструментом повышения привлекательности
такой формы вложения средств для инвестора
и уменьшения стоимости заимствований).
Следует отметить также необходимость
сочетания различных источников финансирования
местных расходов (возможность использования
местными органами власти различных финансовых
инструментов и создание соответствующих
финансовых институтов, в том числе муниципальных
фондов развития, муниципальных банков).
В
целом можно говорить, что применение
муниципальных займов является, безусловно,
налоговым инструментом привлечения средств,
позволяет решить ряд проблем социального
характера, совершенно не противоречит
принципам промышленной политики и ее
инвестиционного обеспечения. Однако
на сегодня в Украине подобные действия
городских органов власти не получили
систематического характера, этот инструмент
применялся эпизодически. Во время экономического
кризиса данный инструмент применяется
редко, или не используется вообще, поскольку
средств не хватает на финансирование
первоочередных мер. Финансирование инновационной
и научно-технической деятельности, развитие
и внедрение научных исследований и разработок
не осуществляется, тем самым этот процесс
тормозит экономическое развитие, становится
одной из причин отсутствия экономического
роста и происходит постепенное снижение
уровня жизни населения.
Такая
ситуация объясняется рядом объективных
и субъективных факторов. Так, объективные
ограничения обусловливает сам переходной
характер экономики: не стоит ожидать
широкого распространения такого инструмента,
как местные ссуды, когда фондовый рынок
находится в стадии становления, а субъективные
связанные с деятельностью органов власти
и различных институтов на рынке муниципальных
займов.
Итак, в настоящее время в государстве
местные займы широко не используются
органами местного самоуправления, однако
в будущем могут стать важным источником,
за счет которого происходит пополнение
финансовыми ресурсами доходной части
местных бюджетов. Это приведет к увеличению
средств в бюджете, за счет которых можно
улучшить уровень развития регионов и
страны в целом. Средства можно направлять
на развитие приоритетных отраслей или
вкладывать их в виде инвестиций, предоставлять
кредиты, проводить мероприятия местного
характера, осуществлять финансирование
сети учреждений и заведений, предоставлять
социальные гарантии и помощи. Особенностью
осуществления инвестиций, капитальных
вложений, предоставление в аренду помещений,
имущественных комплексов, кредитов является
получение дополнительных средств в виде
процентов, тем самым приумножая доходы
бюджета в будущем.Поэтому необходимо
использовать местные ссуды, как один
из источников привлечения средств и один
из путей повышения уровня экономики государства.
Эффективное
функционирование органов местного самоуправления
является необходимым залогом государственного
развития. Местные финансы являются важнейшей
основой общегосударственной финансовой
системы — именно они обеспечивают реальное
самоуправление, которое не может существовать
без собственных финансовых источников.
Привлечение городскими советами дополнительных
средств путем выпуска ценных бумаг, в
частности муниципальных облигаций, существенно
способствует решению финансовых трудностей
и позволяет реализовывать крупные инвестиционные
проекты.
Следует
отметить, что в Украине рынок
местных займов только начинает развиваться
и требует особого внимания, составляя
особую актуальность для всей нашей
страны в целом.
Во-первых,
реализация муниципальных облигаций
может стать важным направлением
диверсификации долговой политики государства,
особенно в условиях сохранения отрицательного
сальдо заимствований.
Во-вторых,
выход муниципалитетов на внешние
рынки заимствований, учитывая стоимость
выпуска данных эмиссий, а также
их минимальный ликвидный размер (по
данным экспертов, это 80-100 млн. долларов),
требует децентрализации бюджетного процесса,
увеличение доходной части местных бюджетов
и позволит уменьшить чрезмерную финансово-экономическую
зависимость местных бюджетов от государственного,
что будет способствовать продвижению
к нормам межбюджетных отношений, принятых
в Евросоюзе.
В-третьих,
увеличение роли местных бюджетов,
позволит более эффективно использовать
заимствованные средства, стимулировать
инновационную и инвестиционную
деятельность на региональном уровне,
финансировать социальную сферу, в итоге
будет способствовать общему экономическому
возрождению регионов.
Таким
образом, рынок местных займов является
органической составляющей современной
экономической системы. Вопросы
его развития комплексное и многогранное.
Решение вышеуказанных проблем будет
способствовать дальнейшему развитию
этого сегмента фондового рынка, увеличению
его ликвидности и заинтересованности
в нем со стороны инвесторов. Это потребует
органического сочетания мер монетарной,
валютно-курсовой и бюджетно-налоговой
политики, общего развития фондового рынка
как составляющей финансовой системы
государства.
Список
литературы
- Бюджетний
кодекс України - Румянцев
С. «РОЗВИТОК РИНКУ МУНІЦИПАЛЬНИХ ОБЛІГАЦІЙ»
// Цінні папери України. — 2006, № 8-9 - Луніна І.,
Вахненко Т. Підвищення ефективності місцевих
запозичень в Україні // Економіст. — 2005. - Сунцова О.О.
Місцеві фінанси: Навч. пос. — К.: Центр навчальної
літератури, 2005.
Источник