1.2.
Соотношение государственного
займа и налога.
Для
выяснения сущности государственного
заимствования важное значение имеет
вопрос о назначении этого кредита.
В
настоящее время государственное
заимствование увязывают исключительно
с дефицитом бюджета, рассматривая
заем как способ покрытия этого дефицита
(т.е. как метод сбалансирования
бюджета). Это нашло свое отображение
и в бюджетном законодательстве Республики
Казахстан, где денежные средства, полученные
в результате размещения государственных
займов, не рассматриваются в качестве
доходов бюджета (и даже поступлений в
бюджет), а погашение долга по этому займу
– не признаются расходами бюджета.
Государственное заимствование имеет
своим назначением обеспечение государства
денежными средствами, необходимыми для
финансирования государственных (обычно
бюджетных) расходов, которое государство
не считает целесообразным сократить
и поэтому не укладывается в доходы, собираемые
с помощью своих других, обычных источников
(в первую очередь, налогов и других обязательных
платежей).
Доходы,
полученные посредством размещения
государственных займов, для современных
государств являются вторым после налогов
методом финансирования государственных
расходов. Основное отличие государственных
займов от налогов заключается в следующем:
- Займы носят
возвратный характер, налоги – безвозвратный,
так как опосредуют одностороннее движение
стоимости в денежной форме от плательщика
к государству, не сопряженное обязательством
государства вернуть эту стоимость. - Займы носят
возмездный характер – за них надо платить.
Налоги же не обусловлены никаким встречным
обязательством со стороны государства. - Налоги являются
безусловным и постоянным доходом государства,
займы выступают условным и временным
его доходом. Получив сумму займа, государство
лишь на этот момент увеличивает сумму
своего бюджета. При погашении займа государство
теряет денег больше, чем когда-то получило.
С
этой точки зрения налоги вроде бы
выгодней государству – их не надо
возвращать, они представляют собой
чистый доход государства. Займы
же надо возвращать, причем с процентами
(вознаграждениями – по терминологии,
принятой законодательством Казахстана).
- Государственные
займы носят добровольный характер, налоги
– принудительный. - При взимании
налога происходит видимое уменьшение
доходов налогоплательщиков либо прямая
утрата своих денежных средств, передаваемых
государству при самостоятельной уплате
налога. Это порождает негативное отношение
плательщиков к налогообложению и стремление
уклониться от уплаты налога. При размещении
государственных займов видимого уменьшения
доходов либо денежных средств заимодателей
не происходит. Более того, отдавая деньги
государству, они пребывают в уверенности,
что выгодно разместили свой капитал,
обеспечили ему сохранность и, даже, будут
получать с него доходы.
Если
иметь в виду два последних
признака, то государственные займы,
напротив, имеют бесспорное преимущество
перед налогами. Налоги приходится собирать
силой, и для этого государство вынуждено:
а) путем издания правового акта предельно
тщательно описывать все элементы
налога – объект налогообложения, ставки
налога, порядок его уплаты; б) содержать
специальную службу, отслеживающую выплаты
налогоплательщиками своих финансовых
обязательств перед государством; в) в
случае уклонения от уплаты налога принимать
меры по принудительному взиманию и привлечению
виновных к ответственности.
По
вопросу соотношения государственных
займов с налогами существует несколько
теорий:
- Классическая
теория – займы и налоги представляют
собой противоположные методы аккумуляции
государственных денежных средств. - Теория ассимиляции
займа и налога исходит из того, что их
отличия не носят столь существенного
характера: то и другое с экономической
точки зрения представляет собой разновидность
государственного дохода; юридическое
принуждение, свойственное налогу, заменяется
психологическим принуждением, свойственным
займу; и условия налогообложения, и условия
займов устанавливается государством
в одностороннем без всякого участия со
стороны плательщиков; возвратность займа
носит условный характер, поскольку инфляционные
процессы, девальвация валюты и рост национального
дохода автоматически снижает давление
займов на государственные финансы. - Смысл теории
перераспределения заключается в ответе
на вопрос: за счет чего погашать долг,
возникший в результате государственных
заимствований? Этот долг – а в его состав
входит основная сумма займа и проценты
за его использование – можно погасить
за счет новых займов. Поскольку сумма
долга больше суммы самого займа, то новый
заем должен быть крупнее старого. Естественно,
что до бесконечности такое наращивание
долгов продолжаться не может и единственной
возможностью, которой обладает государство,
чтобы рассчитаться со своими кредитными
обязательствами, это использовать свой
чистый доход – налоги. В итоге за долги
государства перед заимодателями рассчитываются
налогоплательщики, то есть в конечном
счете займы в будущем превращаются в
налоги. - Заем – стимулятор
экономики. Применение государственных
займов в период инфляции приносит пользу,
т.к. они снижают покупательскую способность
населения, т. е. выпуск займа будет иметь
дефляционный результат.
Глава
2. Виды и формы государственного
заимствования.
2.1.
Классификация видов
и форм государственного
заимствования.
Основным
видом государственного заимствования
является государственный заем.
Закон
о государственном заимствовании
раскрывает понятия государственного
и негосударственного займов.
Государственный
заем – это отношения займа, в
которых заемщиком выступает
Национальный Банк Республики Казахстан,
Правительство Республики Казахстан
или местный исполнительный орган
Республики Казахстан.
Давая
классификацию видов государственных
займов, Закон о государственном заимствовании
устанавливает, что «государственные
займы по отношению к заемщику подразделяются
на: 1) займы Правительства Республики
Казахстан; 2) займы Национального Банка
Республики Казахстан; 3) займы местных
исполнительных органов Республики Казахстан».
Что
же касается негосударственного займа,
то Закон о внешнем заимствовании
определяет его следующим образом:
«Негосударственный заем – это отношения
займа, в которых заемщиком выступает
резидент Республики Казахстан, за исключением
Правительства Республики Казахстан,
местных исполнительных органов и Национального
Банка Республики Казахстан».
По
месту размещения государственные
займы подразделяются на: 1) внутренние;
2) внешние.
В
Казахстане основание деления займов
на такие виды именуется «по рынкам ссудного
капитала».
Закон
о государственном заимствовании
определяет внутренний заем как отношения
займа, в которых заимодателем выступает
резидент Республики Казахстан, а заемщиком
– Правительство республики Казахстан
или резидент Республики Казахстан; внешний
заем – это отношения займа, в которых
заимодателем выступает нерезидент, а
заемщиком – Правительство Республики
Казахстан или резидент Республики Казахстан.
Таким
образом, в основе деления займов
на внутренние и внешние лежит правовой
статус заимодателя: является он резидентом
или нерезидентом. При этом в соответствии
с Законом о государственном заимствовании
резидентами Республики Казахстан признаются
юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством Республики Казахстан
с местом нахождения в Республике Казахстан,
а также их филиалы и представительства,
с местом нахождения в Республике Казахстан
и за ее пределами. Понятия нерезидента
Закон о государственном заимствовании
не раскрывает. И видимо под ним следует
понимать всех лиц, не попавших под определение
понятия «резидент»
В
зависимости от субъекта заимствования
(заемщика) государственные займы
подразделяются на: 1) общегосударственные;
2) местные.
Заемщиком
по общегосударственным займам выступает
государство в целом. Денежные средства,
полученные в результате размещения этих
займов, поступают в республиканский бюджет.
Он же выступает источником погашения
этих займов. В соответствии с классификацией,
предложенной Законом о государственном
заимствовании, общегосударственные займы
имеют два вида: займы Правительства Республики
Казахстан и займы Национального Банка
Республики Казахстан.
Заемщиком
по местным займам выступает соответствующая
административно-территориальная единица.
Денежные средства, полученные от размещения
таких займов, поступают в местный бюджет.
Этот же бюджет выступает источником погашения
данных займов. По законодательству Республики
Казахстан местные государственные займы
именуются «займы местных исполнительных
органов». Закон «О бюджетной системе»
конкретизирует фигуру заемщика по «займам
местного исполнительного органа» — ими
выступают Акимы областей, городов Астаны
и Алматы.
По
сроку действия займы подразделяются
на: 1) краткосрочные;
2) среднесрочные; 3) долгосрочные.
Временные критерии отнесения займа к
тому или другому виду устанавливаются
национальным законодательством. К краткосрочным
займам относятся займы со сроком погашения
до одного года, к среднесрочным – до
пяти лет, к долгосрочным – свыше пяти
лет.
Законодательство
Республики Казахстан устанавливает
градацию по срокам их действия лишь в
отношении займов, осуществляемых в
форме эмиссии государственных
ценных бумаг. При этом государственные
эмиссионные ценные бумаги по сроку
действия подразделяются на: 1) краткосрочные,
со сроком обращения до 1 года; 2) среднесрочные,
со сроком обращения от 1 до 10 лет;
3) долгосрочные, со сроком обращения свыше
10 лет.
Также
существуют бессрочные займы, называемые
рентными, при которых заимодатели имеют
право только на проценты, но не имеют
права на возврат основной суммы займа.
Для заимодателей такой заем выгоден тем,
что обеспечивает их стабильным ежегодным
доходом; для государства – тем, что не
надо возвращать сумму самого займа.
По
степени фиксированности сроков
погашения займа они подразделяются
на: 1) с правом заемщика на досрочное
погашение займа; 2) без права заемщика
на досрочное погашение.
По
способу размещения государственные
займы подразделяются на:
1) свободнообращающиеся; 2) размещаемые
по подписке; 3) принудительные.
В
Казахстане в настоящее время
и Гражданским кодексом и Законом
о государственном заимствовании
предусмотрено, что государственные
займы размещаются только на добровольной
основе. Однако фактически имеет место
и принудительное их размещение.
По
обеспеченности долговых обязательств
государства займы подразделяются
на: 1) обеспеченные залогом определенного
государственного имущества;
2) основанные на доверии.
Как
правило, государственные займы основываются
на доверии кредиторов к государству.
При этом считается, что средством обеспечения
служит все государственное имущество.
Займы, обеспеченные залогом в виде определенного
государственного имущества, применяются
крайне редко, и то при внешних займах.
По
предмету займа государственные
займы подразделяются на: 1) натуральные;
2) денежные.
Гражданский
кодекс предусматривает, что предметом
займа могут быть как деньги, так
и вещи, определенные родовыми признаками.
В настоящее время все государственные
займы являются только денежными, однако
на определенных исторических этапах
применялись и натуральные займы. Применялись
и смешанные формы, когда кредит предоставлялся
в виде вещей (например, зерна), а погашался
деньгами, и наоборот.
По
форме доходности государственные
займы делятся на: 1) процентные;
2) выигрышные; 3) с нулевым купоном;
4) облигации с опционом.
По
процентным займам выплата кредитору
вознаграждения производится в виде
процента от суммы займа. Такой процент
бывает фиксированным, реже (особенно
при внешних займах) «плавающим», где размер
ставки колеблется в зависимости от
изменения рыночной ставки. Закон о государственном
заимствовании определяет нефиксированную
(плавающую) ставку как ставку вознаграждения
(интереса) по кредитам, займам или доход
по ценным бумагам с вознаграждением
(интересом), подверженную изменениям
в зависимости от рыночной конъюнктуры.
При внешних государственных займах плавающая
ставка обычно базируется на ставке «либор»
(ставка процента при предложении кредитов
в межбанковских операциях на Лондонской
бирже).
При
выигрышных (лотерейных) займах, которые
обычно размещаются среди населения,
вознаграждение выплачивается тем
заимодателям, чьи облигации оказались
в числе выигрышных в результате
специально проведенного розыгрыша.
Источник
Государственный кредит является неотъемлемой частью государственного долга. Прежде чем рассматривать государственный долг необходимо рассмотреть, что представляет собой государственный кредит.
Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон являетсягосударство, акредиторами или заемщиками — юридические ифизические лица. Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики. Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства.
Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный.
Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.
В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти — с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации — с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит, называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит, — страной-реципиентом.
Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика — оплачивает за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика. Весь мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники.
Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально- экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Наличие государственного долга является нормальным для активно развивающегося государства.
Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж страны. К примеру, США, являясь лидером по многим показателям экономики по сравнению с другими странами, тем не менее, имеет государственный долг.
Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты).
Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего. К внутренним долгам относятся займы и другие обязательства правительства, Нацбанка и местных исполнительных органов перед займодателями-резидентами Казахстана. Внешний долг – это, прежде всего внешние государственные займы. А вот валовой внешний долг включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил в 1991 году 20,4 % (к расходной части бюджета), в 1992 году – 8,6 %, в 1993 году – 11,9 %, в 1994 году – 10,4 %, в 1995 году – 17,4 %, в 1996 году – 15,4 %, в 1997 году – 16,1 %, в 1998 году – 15,6 %, в 1999 году – 14,3 %. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.
По состоянию на 1 апреля 2010 г. государственный и гарантированный государством долг составил 2792 млрд. тенге (18,98 млрд. долл.) или 17,4% ВВП. В 2009 г. за счет девальвации тенге государственный и гарантированный государством долг, выраженный в национальной валюте, увеличился на 58,2% — с 8,7% до 13,7% ВВП. При этом внешний государственный долг остается достаточно низким – 2,3 млрд. долл. по состоянию на 1 апреля.
Валовой внешний долг Казахстана за январь-июнь 2010 года увеличился с 113,229 млрд. долларов до 114,633 млрд. долларов, или на 1,2%. Как следует из документа, на 1 июля 2010 года государственный и гарантированный государством внешний долг составил 3,2% валового внешнего долга, между тем, внешний долг, негарантированный государством, — 96,8%. По состоянию на начало 2010 года, эти показатели составляли соответственно — 3,3% и 96,7%. На 1 июля 2010 года 48,2% валового внешнего долга приходилось на межфирменную задолженность — на обязательства перед зарубежными материнскими компаниями, дочерними и ассоциированными предприятиями, а также филиалов иностранных компаний, действующих в республике. По состоянию на начало 2010 года межфирменная задолженность составляла 44,2% внешнего долга. Внешние обязательства банков за первое полугодие текущего года снизились с 30,88 млрд долларов до 25,80 млрд долларов.
Фонд планирует в 2011 году продолжить освоение заемных средств в рамках китайских (кредитных) линий. Также обеспечить привлечение дополнительно 2 млрд долларов США от государственного банка развития Китая для финансирования проектов в горно-металлургической отрасли.
Планируется предоставить Банку развития Казахстана кредит в размере 76 млрд тенге для реализации и финансирования проектов ГПФИИР сроком до 15 лет по ставке 5% годовых.
Фонд планирует провести собственное привлечение до 500 млн. долларов от международных финансовых институтов, иностранных инвесторов также на финансирование индустриальных проектов, и также планирует дополнительно разместить тенговые облигации в размере 75 млрд тенге со сроком обращения 7 лет. Из предварительных планов «КазМунайГаз» планирует в 2011 году дополнительно привлечь порядка 500 млн. долларов на рынке заемного капитала, и Банк развития Казахстана планирует дополнительно привлечь 800 млн. долларов США на рынке еврооблигаций и около 100 млн. долларов США на внутреннем фондовом рынке.
На заседании Правительства, 18 января 2011 года, было принято совместное заявление Правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Согласно этому заявлению, планируется в 2011 году обеспечить прирост ВВП на 4-5 процентов. В целом, экономическая политика в 2011 году будет направлена на повышение конкурентоспособности экономики, реализацию программ, направленных на диверсификацию экономики, в первую очередь, обеспечение стабильной занятости и роста доходов населения, реализацию госпрограмм, развитие человеческого капитала, включая образование, здравоохранение и развитие языков. Одним из основных приоритетов в работе Правительства станет регулирование ценообразования и обеспечение стабильности цен на внутреннем рынке, в первую очередь, на социально-значимые продовольственные товары. В 2011 году произойдет дальнейший рост заработной платы в бюджетной сфере и социальных расходов.
Развитие национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров.
Но вместе с тем, государству никогда не следует забывать о том, что привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств. Увеличение значительно внешнего долга может привести к долговременным отрицательным экономическим последствиям, связанным с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики.
- 1.https://www.minfin.kz/index.php?uin=1120292383&lang=rus
- 2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_долг
- 3.https://www.zakon.kz/top_news/196182-mezhdunarodnye-rezervy-kazakhstana.html
- 4.https://www.bnews.kz/ru/
Фамилия автора: Куккузов А.Е.
Источник