Чтобы иметь возможность постоянно финансировать все свои нужды при наличии дефицита бюджета, государство вынуждено привлекать дополнительные ресурсы. Для этого существует государственный займ.
В современном мире существует множество способов для того, чтобы взять займ. Можно воспользоваться услугами банка либо микрофинансовой организации (МФО), если вас интересует небольшая сумма на более короткий срок.
Физическое лицо взять кредит у другого физического лица с составлением договора займа, а юридические лица могут взять кредит у своего учредителя, по правилам, которые не отличаются от правил взятия займа юридическим лицом.
Но, мало кому известно про такую возможность в 2020 году, как взятие государственного займа.
Что это такое
Кредиторами, при этом, могут быть как различные юридические лица, и даже иностранные инвесторы. Возможен даже случай, когда в лице кредитора выступает другое государство. Договор займа можно скачать здесь.
Первоначальные понятия
Чтобы как можно детальнее разобраться в этом вопросе, нам необходимо начать с самых азов, а именно, узнать, что такое государство.
В Российской Федерации существует такая форма привлечения капиталовложений в бюджет, как государственный займ.
Среди различных видов займа, самым распространенным считается такой, когда государство выступает одной из сторон кредитного соглашения.
Куда обратиться заемщику
Существует такой вид государственного займа, как муниципальный заем. При таком займе, государство может обратиться за помощью к любому субъекту или объекту государства.
По-другому, такой вид ссуды можно назвать государственным кредитом субъекта государства.
Такой долг государства может быть погашен абсолютно любой валютой, в отличие от внутреннего государственного займа Российской Федерацией, который должен быть выплачен только в национальной валюте, то есть, в рублях.
Финансовые займы, так же, кроме субъекта кредитора, можно разделить еще и по другим особенностям. Но, об этом чуть позже.
Основные особенности правового регулирования народных займов
В современной экономике, правовое регулирование народных займов, занимает одно из самых значимых мест, так как вопрос регулирования стоит очень остро, что делает его очень актуальным, а решение этого вопроса найти не так уж и просто.
Для начала, следует сказать, что с точки зрения законов Российской Федерации государственный займ является сделкой, которая, как и любая сделка, регулируется нормами права.
В данной сделке заемщик, государство, привлекает финансовую помощь со стороны физических и юридических лиц, зарегистрированных в данном государстве.
Делается это по доброй воле заимодателя, а так же, с учетом того, что государство обязуется вернуть взятую финансовую помощь. Срок, в который государство обещает вернуть занятые деньги, может колебаться.
То есть, бывают три вида кредитов, взятых Российской Федерацией по срочности оплаты:
Так же, обязательно знать, что в соответствии со статьей 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, государственным долгом Российской Федерации можно считать долги перед физическими лицами, юридическими лицами.
Так же иностранными государствами. Значит, что государственный долг субъекта Российской Федерации, муниципальный долг — это совокупность обязательств Российской Федерации в отношении взятых долгов и муниципального образования.
Государственная казна и все, что туда входит, то есть является частью федеральной собственности РФ, обеспечивает государственный долг.
В соответствии Бюджетному Кодексу Российской Федерации существует ряд форм, в которых существуют обязательства Российской Федерации относительно долга:
- кредитные договоры и прочие соглашения, которые были заключены от имени РФ с другими государствами, кредитными учреждениями и так далее;
- муниципальные займы, которые были взяты благодаря выпуску ценных бумаг Российской Федерацией;
- кредитные соглашения, по которым Российская Федерация получает денежные средства от бюджетов разных уровней бюджетной системы;
- предоставление Российской Федерацией гарантий, которое закреплено договором.
Как выгодно использовать договор
Главное отличие договора займа от кредита состоит в том, что он может выдаваться государству не только в виде финансовой помощи, а точнее, денег, а так же, можно выдать его, например, с помощью ценных бумаг или других облигаций.
В таком случае, возвращаться долг будет не теми же облигациями или другим имуществом, что понятно.
Возвращение финансовой помощи государство должно будет осуществить с помощью других , не менее ценных бумаг, акций или такой же суммой денег, какую взяло.
Так же, следует знать, что Российская Федерация не может заставить гражданина или другое физическое или юридическое лицо дать в долг, эта сделка должна быть выполнена лишь с согласия второй особы, в противном случае, законной такую сделку назвать нельзя.
Классификация государственных займов
Провести классификацию государственных займов можно по следующим признакам:
- по лицу, которое дает займ;
- по инвестору;
- по способу обращения на рынке;
- по срокам, которые необходимы государству для погашения;
- по форме выплаты;
- по методам размещения;
- по методу определения дохода и так далее.
Выделим основные классификации муниципальных займов и разберемся с ними. Существует, по лицу, которое дает займ, разделение их на федеральные, муниципальные и региональные.
Заем могут брать власти любого уровня, но большая часть берется от имени самого государства, Российской Федерации, что является федеральным займом.
Финансовые инструменты займа могут отличаться. Например, можно выделить следующие категории:
- займы, которые реализуются среди населения;
- займы, которые реализуются среди юридических лиц, а не среди населения;
- универсальные займы, которые реализуются как среди простого населения, так и среди юридических лиц;
- специальные займы, которые берут для того, чтобы разместить в пенсионных или страховых учреждениях.
Существует, так же, классификация займов по способу обращения с ними на рынке. Так, их делят на рыночные и нерыночные займы.
Рыночные можно свободно покупать и продавать, они есть основными, когда в бюджете РФ появляется дефицит средств, в отличие от нерыночных, которые не могут быть выставлены на рынке свободных бумаг и, даже, вообще, сменить владельца.
Обычно нерыночные выпускаются самим государством, чтобы привлечь инвесторов. Так же, существует классификация по способу погашения долгов государством.
Можно разделить все долги на:
- займ, который погашается за один раз;
- займ, который погашается частями в течении некоторого срока.
Ко второму случаю можно, так же, привести классификацию:
- займ, который погашается равными долями в течение срока;
- займ, который погашается нервными долями, при этом, каждая следующая доля больше предыдущей;
- займ, который погашается неравными долями, при чем, каждая следующая меньше предыдущей.
Возможны ли изменения условий ранее оформленной сделки
Довольно часто можно встретиться с вопросом: «а можно ли изменить условия договора государственного займа?». На этот вопрос существует только один ответ — после того, как договор будет заключен, изменить его уже будет нельзя.
И хотя, это действие считается невозможным, в случае, если Вас что-то не устраивает, заемщик можете попытаться оспорить его по безнадежности.
Для этого нужно будет доказать, что займ был получен в меньшем размере, чем указано в договоре или не получен вообще.
Что делать с облигациями правительственного займа в РФ
Облигации внутреннего государственного валютного займа, по своей сути — это ценные бумаги, которые выпустила Российская Федерация.
Существует несколько видов таких облигаций:
- облигации федерального займа — облигации, которые выпускает РФ на срок, больше чем один год, благодаря им инвестор имеет право на получение процентов по сумме облигаций, которые он вложил и долга;
- облигации сберегательного займа — такие бумаги уже не выпускаются с 1998 года;
- долгосрочные облигации;
- облигации муниципального займа.
В зависимости от типа полученных облигаций, их можно продать или применять как объект межбанковского кредитования.
Облигации валютного займа гарантируют ежегодный доход в размере 3% от суммы долга, в случае, если кредитор предоставляет купон.
Государственные краткосрочные облигации — это облигации, которые выпускаются в Российской Федерации с 1993 года. Существует специальный документ, в котором регулируются все права на обращение с такими облигациями.
Они имеют срок годности до одного года и действия с ними происходят лишь через специальные учреждения, подписавшие договор с Центральным Банком Российской Федерации.
Министерство финансов РФ может ограничить круг лиц, который имеет право пользования этими облигациями.
Действия владельца при выигрыше документа
По формам оплаты прибыли различают такие кредиты, как:
- процентные;
- выигрышные;
- смешанные;
- целевые.
Владелец выигравшей облигации государственного займа, то есть процентных займов, получает каждый год точный доход, благодаря тому, что проценты начисляются к номиналу ценных документов, без выплат каждые 12 месяцев.
Владельцы выигрышных документов получают прибыль в виде выигрыша в тот момент, когда погашается облигация. Прибыль оплачивается только по тем облигациям, какие попали в тиражи выигрышей.
Как работать с бумагами внутренней денежной ссуды
Договор государственного займа – это разновидность договора займа. Такие займы являются добровольными, согласно статье 817 Гражданского Кодекса России.
Существует два вида государственного договора:
Также, договор государственного займа делится на:
- внутренний;
- внешний.
Особенностью такой сделки будет то, что, как указано в статье 817 Гражданского Кодекса Российской Федерации, совершенно невозможно изменить положение договора.
Важными условиями государственного договора займа являются:
Государственный заем может понадобиться не только экономически слабым странам, но и развитым государствам. Независимо от экономического состояния принятие решения об оформлении займа требует всестороннего анализа.
Видео: облигации федерального займа будут доступны только физлицам
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Виды и классификация государственных займов
Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.
Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.
Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).
Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
- по заемщикам (эмитентам);
- по кредиторам (инвесторам);
- по способу обращения на рынке;
- по срокам погашения;
- по технологии эмиссии;
- по форме выплаты дохода;
- по методам размещения;
- по форме выплаты дохода;
- по методу определения дохода;
- по обеспеченности долговых обязательств;
- по способу погашения задолженности.
В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).
В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:
- на реализуемые только среди населения;
- на реализуемые только среди юридических лиц;
- на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
- на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.
По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.
По срокам погашения государственные займы бывают:
- краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
- среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).
По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).
По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.
По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.
По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.
По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.
По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.
Инструменты государственной задолженности в РФ
Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.
В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.
В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности: ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997), ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.), ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996), ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.
Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг: вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость; порядок размещения; порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты: ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей; ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения; колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.
Источник