Правительственные кредиты сопровождают выпуском казначейских обязательств, но государственные займы, следует учесть, бывают облигационные, безоблигационные. Чем служит описанный инструмент финансовой политики РФ? Влияет ли кризис на размер и процент госзайма?
- Чем отличается государственный займ от потребительского кредита?
- Высока ли цена облигации государственного займа?
- Как осуществляются погашения государственных займов?
- Какие формы государственных займов могут вас заинтересовать?
Чем отличается государственный займ от потребительского кредита?
Существует ряд отличий госзайма от привычного кредита:
- В первом случае ответчик – государство, и тяжесть кредита ложится на все население путем ужесточения налоговой политики.
- Во втором, займополучатель – частное лицо, приобретающее сразу товар, а не наличность. Такое потребительское кредитование отличает целевое использование выданных средств.
В период кризиса государственный займ растет в связи с милитаризацией экономики, покрытием валютных провалов на экспортных сделках, шаткостью национальной валюты. Однако именно отсутствие внешних кредитов в период спада экономики может усилить ее монетарную политику.
Грамотное построение правительственного имиджа может помочь получить кредит на внутреннем рынке от населения. В подобном случае займ выторговывается на фондовой бирже.
Высока ли цена облигации государственного займа?
Облигации государственного займа – выгодные ценные бумаги для небольших инвесторов. Заметьте, именно облигация становится гарантом выплаты госкредита. Держатели, в свою очередь, получают причитающееся вознаграждение. Так все деньги остаются внутри государства, выигрывает правительство и население.
Формы облигаций:
- Краткосрочные.
- Среднесрочные.
- Долгосрочные.
Хотя описанные ценные бумаги отличаются высоким уровнем безопасности, особой привлекательностью в виде существенного вознаграждения при дефолте вы можете не получить моментальной выплаты, ведь государство объявляет себя банкротом.
Выплата наступит, но намного позже расчетного периода. За этот промежуток времени средства могут потерять актуальность и стоимостную значимость. Однако государство – единственный займополучатель, заинтересованный в своей реальной платежеспособности.
Как осуществляются погашения государственных займов?
Погашения государственных займов осуществляет Банк России и его филиалы. Оплата кредитных обязательств осуществляется порой раз в квартал. В период финансовых потрясений государство вынуждено использовать определенные методы регулирования собственных займов.
Способы управления госкредитом:
- Рефинансирование.
- Консолидация.
- Конверсия.
- Унификация.
- Обмен облигаций.
Чтобы максимально сохранить прибыль, можно выгодно продать облигации на пике их стоимостного роста. Для мониторинга ситуации отслеживайте заявления основных лиц МинФина и ЦБ.
Какие формы государственных займов могут вас заинтересовать?
Формы государственных займов:
- межбанковские займы;
- казначейские ссуды;
- вклады населения;
- займ общегосударственного ссудного фонда;
- гарантированные займы.
При скупке конверсионных облигаций, учтите, выплаты по ним производятся раз в год.
Источники погашения госкредита:
- доходы от инвестиционной деятельности;
- налоги;
- экономия за счет снижения расходов, связанных с обслуживанием госаппарата;
- эмиссия;
- рефинансирование долга.
Эффективность использования заемных средств отображается на бюджете страны.
Рассчитать указанный показатель можно по формуле:
Эффективность = ((Поступления – Расходы) / Расходы) х 100%.
При стабильном режиме, высоком уровне доверия населения подобные меры позволяют держать экономику страны на конкурентоспособном уровне.
Источник
Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.
Текущий и капитальный государственный долг
Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.
Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.
К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.
Внешний и внутренний долг
В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).
Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга. Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.
Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.
Виды долговых обязательств государства:
- Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
- Полученные правительством кредиты.
- Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.
Виды и классификация государственного долга
Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования. В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга. В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.
В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая. Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам. В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.
Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики. К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период. Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.
Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.
Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.
Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru
Источник
Государственный долг
Государственный внешний долг Российской Федерации
Навигатор
Документ
от 01.07.2020
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 июля 2020 года
Дата публикации:
05.08.2020
Документ
от 01.04.2020
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 апреля 2020 года
Дата публикации:
27.04.2020
Документ
от 24.01.2020
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 января 2020 года
Дата публикации:
24.01.2020
Документ
от 22.10.2019
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 октября 2019 года
Дата публикации:
22.10.2019
Документ
от 01.07.2019
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 июля 2019 года
Дата публикации:
25.07.2019
Документ
от 01.04.2019
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 апреля 2019 года
Дата публикации:
24.04.2019
Документ
от 01.01.2019
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 января 2019 года
Дата публикации:
31.01.2019
Документ
от 01.10.2018
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 октября 2018 года
Дата публикации:
23.10.2018
Документ
от 01.07.2018
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 июля 2018 года
Дата публикации:
19.07.2018
Документ
от 03.05.2018
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 апреля 2018 года
Дата публикации:
03.05.2018
Документ
от 06.03.2018
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 января 2018 года
Дата публикации:
06.03.2018
Документ
от 02.12.2005
Предстоящие платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга
Дата публикации:
02.12.2005
Внешний долг
Госдолг
Документ
от 09.09.2005
Предстоящие платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга
Дата публикации:
09.09.2005
Внешний долг
Госдолг
Документ
от 09.08.2005
Предстоящие платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга
Дата публикации:
09.08.2005
Внешний долг
Госдолг
Документ
от 06.06.2005
Предстоящие платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга
Дата публикации:
06.06.2005
Внешний долг
Госдолг
Посмотреть еще
Источник
Государственный долг — это сумма задолженности странысвоим и (или) иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.
Различают внутренний долг и внешний.
Внутренний долг — это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Вместе с тем, нельзя не дооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях, он может стать серьезной проблемой для экономики страны, так как наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала; государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с предпринимательским сектором, в результате чего ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте и, наоборот.
Чтобы последствия долга не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры: снижение инфляции, введение специальных налогов и секвестирования бюджета, т. е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10, 15% и т. д.) ежемесячно, практически, по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).
Внешний долг — это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.
Он может появиться по двум основным причинам:
а) в результате прямого заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;
б) путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Последствия внешнего долга для страны тяжелее, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.
Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.
Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг:
– использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны;
– переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга (с согласия кредитора).
Величину общего ГД общ и первичного ГД перв государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:
,
где G — государственные расходы;
N — выплаты по обслуживанию долга;
F — трансферты;
Т — налоговые поступления в бюджет;
,
При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:
,
где D — величина долга;
R1 — реальная ставка процента.
Таким образом, государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.
Механизм самовоспроизводства государственного долга, следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т. д.
Для количественного описания взаимосвязи между государственным долгом и будущими налогами следует предположить, что экономика функционирует только в течение двух периодов. При этом первый период представляет настоящее, а второй — будущее. Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды.
В первом периоде государство собрало налоги Т1, а объем закупок составил G1, во втором периоде — налогов Т2 и объем закупок — на сумму G2. В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.
В первый период бюджетный дефицит D равен государственным расходам G1 за вычетом налогов T1:
.
Правительство финансирует этот дефицит путем продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую сумму налогов для выплаты задолженности, включая накопленные проценты, и оплаты государственных закупок за второй период, т. е.:
,
где r — ставка процента по долгу.
Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. Преобразовав его в виде:
.
Получим тождество, называемое государственным бюджетным ограничением. Оно показывает, что приведенная стоимость государственных расходов равна текущей приведенной стоимости налоговых поступлений.
Государственное бюджетное ограничение показывает, как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Бюджетное ограничение предполагает, что текущая приведенная стоимость потребления не должна превышать текущей приведенной стоимости всего потока доходов. При снижении налогов на DТ доход также растет на DТ, но доход второго периода уменьшается на .
Количественная оценка государственного долга объективно усложняется различными факторами:
1) обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Это приводит к завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;
2) государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, а не номинальный. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной и определяться соотношением:
,
где Rr— реальная ставка процента
Rn — номинальная ставка процента;
p = Rn– Rr — величина инфляции.
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:
Реальный дефицит бюджета = Номинальный дефицит бюджета – Величина государственного долга · Темп инфляции.
3) при оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне обычно не учитывается состояние бюджетов субъектов государства, которые могут иметь излишки;
4) наряду с официальным дефицитом государственного бюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков, который занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, например, в рамках курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.
Можно выделить следующие основные относительные показатели государственного долга:
– показатели запаса, характеризующие степень зависимости экономики государства от прошлого притока капитала (бремя долга), т. е.
.
Динамика соотношения долга и ВВП зависит от следующих факторов: а) величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; б) темпов роста реального ВВП; в) величины первичного дефицита госбюджета.
Для анализа внешнего долга целесообразно сопоставить его величину с валютной выручкой от экспорта товаров и услуг, т. е.
;
– показатели потока. Чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировкенуждается внешнеторговая ивалютная политика в целях уравновешивания платежногобаланса, а именно:
Сумма обслуживания долга (приведенная стоимость платежей по внешнему долгу) включает:
а) платежи по погашению основного долга;
б) уплату процентов;
в) поправочный коэффициент дисконтирования.
В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей, которую можно представить в виде:
Для анализа стран и международного сопоставления кроме нормы обслуживания долга, нормы процентных платежей, удельного веса долга в ВВП и экспорте товаров и услуг также используются показатели:
Жестко фиксированных критических уровней показателей кредитоспособности страны не существует, но есть эмпирические критерии отнесения задолженности к чрезмерной, умеренной и низкой. Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к ВВП при чрезмерной задолженности превышает 80%, при умеренной — находится в пределах 18—80%, при низкой — меньше 18%.
Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг при чрезмерной задолженности состовляет более 220%, умеренной — в пределах 132—220%, низкой — менее 132%.
Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется прежде всего способностью государства его обслуживать, способностью правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы. Это в большой степени зависит от величины денежной массы (агрегата М2), доли бартера в экспортно-импортных операциях, наличия очередного внешнего финансирования, чем от размеров ВВП.
Для прогнозирования динамики соотношения Долг / ВВП используется зависимость:
,
где , — изменение соотношения и исходное соотношение Долг / ВВП;
R — реальная ставка процента;
— темп роста реального ВВП;
— доля первичного бюджетного излишка в ВВП.
Для снижения соотношения Долг / ВВП необходимы два условия:
1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темпы роста реального ВВП;
2) рост доли бюджетного излишка в ВВП должен быть постоянным. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Механизм снижения внешней задолженности предполагает:
а) выкуп долга на вторичном рынке ценных бумаг за наличные средства со скидкой с номинальной цены;
б) обмен долга на акционерный капитал (своп) промышленных корпораций;
в) замену существующих долговых обязательств новыми обязательствами со снижением процентной ставки и (или) продлением срока возвращения займов.
Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов:
– частичное аннулирование долга;
– дальнейшее продление срока долговых обязательств;
– снижение ставки процента по обслуживанию долга.
Расходы по обслуживанию долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета.
Источник