[Часть VIII. Россия.]
Плакаты военных займов.
С. Я. Видберг, «Помогаете ли Вы доблестной армии сражаться с врагом?..»
Пг, хромолитография Т. Киббель, 1916 год, 64 х 92,7
В октябре 1914 года Российское правительство осуществило первый 500-миллионный внутренний заем – обычная практика военного времени, осуществляемая всеми воюющими державами, направленная на мобилизацию промышленности и покрытие военных расходов. Следующие два займа были осуществлены весной-летом 1915 года — как и первый, они были ориентированы на крупных держателей капитала и банки. Зато четвёртый военный заем был рассчитан на самую широкую публику и сопровождался агитационной компанией в печати и изданием плакатов: парадоксально, но промышленность и сельское население России, благодаря военным поставкам и высоким закупочным ценам на продукты, богатели! Весной и осенью 1916 года правительство выпустило ещё два займа: на 2 и 3 миллиарда рублей. Компания сопровождалась выпуском агитационных фильмов: «Кубышка» и «Всё для войны» и массовым изданием плакатов тиражом более двух миллионов и 230 тысяч открыток, воспроизводящих наиболее удачные работы. Зато последняя попытка уже Временного правительства повторить прежние успехи по заимствованию денег у населения окончилась плачевно: «Заем свободы» провалился. Как позже писал Уинстон Черчилль: «Русский корабль потерпел крушение, уже входя в гавань».
В. А. Табурин, Наши города, села и храмы ждут освобождения от вражеского нашествия»
Пг, хромолитография Т. Киббель, 1916 год, 75,3 х 100,2
В. Варжанский, «Посильное участие в займе — патриотический долг каждого»
Пг, литография И. Кадушкина, 1916 год, 130 х 67,5
М. Е. Чепцов, «Чем больше денег, тем больше снарядов»
Пг, Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1916 год, 100,1 х 68,1
В. Варжанский, «Обилие снарядов — залог победы»
Пг, товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916 год, 100,5 х 66
И. А. Владимиров, «Всё для победы!»
Пг, товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916 год, 100,6 х 70,3
И. А. Владимиров, «Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным воинам»
Пг, 1916 год, 97 х 67
Неизвестный художник, «Посильное участие в займе — патриотический долг каждого»
Пг, 1916, 61 х 51
Неизвестный художник, «Военный 5,5% заем»
Пг, 1916, 69,4 х 545
Г. Семёнов, «Спешите купить! Военный заем 5,5% чтобы преодолеть врага»
Пг, хромолитография Т. Киббель, 1916 год, 73,5 х 51,7
Р. Г. Зариньш, «Патриотично и выгодно!»
Пг., бесплатное приложение к журналу «Вестник мелкого кредита», 1915 год, 98 х 65,5
Неизвестный художник, «Все для войны! Подписывайтесь на 5,5% военный заем»
Пг, хромолитография Соколова, 1916 год, 98,5 х 70
В. Варжанский, «Чем больше денег, тем больше оружия и снарадов, тем ближе к победе»
Пг, 1916 год, 130 х 67,5
А. Р. Эберлинг, «Проложите путь к победе»
Пг, литография И. Кадушкина, картографическое заведение А. Ильина, 1916 год, 100 х 76
И. А. Владимиров, «Все должны помогать нашим славным войскам…»
Пг, Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1916 год, 61,5 х 45
Б. М. Кустодиев, «Заем свободы»
Пг, хромолитография Российского акционерного общества (бывшего Э. И. Маркус), 1917 год, 100,5 х 67,5
Источник: https://www.rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2014/pervaya_mirovaya_vojna_19141918/
Плакат 1914-1918. Россия: https://hanzzz-muller.livejournal.com/28180.html
Плакат 1914-1918. Германия: https://hanzzz-muller.livejournal.com/28668.html
Плакат 1914-1918. Великобритания: https://hanzzz-muller.livejournal.com/28890.html
Плакат 1914-1918. Франция: https://hanzzz-muller.livejournal.com/29057.html
Плакат 1914-1918. Австро-Венгрия — АВСТРИЯ: https://hanzzz-muller.livejournal.com/42726.html
Плакат 1914-1918. Австро-Венгрия — ВЕНГРИЯ: https://hanzzz-muller.livejournal.com/42834.html
Плакат 1914-1918. Россия: https://hanzzz-muller.livejournal.com/54577.html
Источник
Начинаю исполнять обещания.
Обещал Вольноопределяющемуся выложить «картинки» военных плакатов по теме Первой мировой войны. И хотя он, наверняка, их уже все видел (в сети они выложены во многих местах), но я все равно их тоже выложу.
Часть первая. Военный заем
Одним из источников мобилизации свободных средств населения и предприятий на военные нужды в России (да и во всем мире) был выпуск целевых займов.
Впервые на облигациях целевых внутренних займов в России военная символика, подчеркивающая причину их выпуска, появилась в годы первой Мировой войны. Займы 1915-1916 гг. были официально названы военными. «Государственный 5 1/2 %-ный военный краткосрочный заем 1915 года». Всего во время войны царское правительство выпустило 6 военных займов на сумму 8 миллиардов рублей. Займами в 1915 г. было покрыто 33,6% военных расходов, а в 1916 г. — 30,3%.
С целью привлечения средств царское правительство широко использовало различные формы пропаганды и стимулирования распространения военных займов, например, доходы по ним освобождались от налога. Правительство переходило от длинных сроков их погашения к более коротким. Подписчик мог вносить плату по займам частями и в рассрочку. В государственном банке можно было получить денежную ссуду по подписным листам, размер которых достигал 88% от их номинальной стоимости. Согласно условиям военного займа 1915 г. его подписчики приобретали право обменять ценные бумаги на любые облигации в 1916 г.
Практика военных займов также широко применялась в истории других стран. В период Первой Мировой войны с ними было покрыто 80% расходов, произведенных всеми государствами, принимавшими участие в войне и только 20% путем налогообложения.
Важное значение в ходе пропаганды займов в России отводилось плакатам, которые, как свидетельствовал отечественный и зарубежный опыт, стали во время войны одним из наиболее эффективных средств воздействия на настроения и морально-психологическое состояние общества. По данным отчета Государственного банка, в 1916 году было выпущено более 2 млн. красочных плакатов и свыше 10 млн. экземпляров популярных брошюр, в том числе на «местных языках» империи. Кроме того, по сюжетам плакатов в конце года Главное управление почт и телеграфов отпечатало 1 млн. почтовых карточек и значительное количество марок-виньеток.
30 марта 1917 года Временное правительство опубликовало постановление о выпуске Внутреннего государственного займа. Впервые в истории государственного кредита название займа исходило не из его финансовых особенностей, а политических целей. Он назывался «Заем свободы. 1917 год».
После Октябрьской революции и проведения всеобщей национализации средств производства Советским правительством было издано постановление «Об аннулировании государственных займов», в соответствии с которым все государственные займы аннулировались с 01.12.1919 года (в том числе и иностранные).
Купоны различных дореволюционных займов, после революции путем наложения специальных надпечаток или печатей Отделений Госбанка или Казначейства были превращены в местные обязательные к приему разменные знаки (заменители денег).
В годы Великой Отечественной войны уже СССР выпускал военные займы, которые также были очень востребованы.
Плакаты военных займов в разные годы рисовали известные художники — И. Малютин, В. Лебедев, П. Киселис, Н. Купреянов, Б. Кустодиев, стихи к некоторым плакатам сочинял В. Маяковский.
1 Самый первый плакат — 1915 года.
2 Выпущено Управлением по делам мелкого кредита, 1916
3
4 Плакат 1916 года. Автор — И.А. Владимиров.
5 Плакат 1916 года. Автор — И.А. Владимиров.
Исполнено в мастерских Экспедиции заготовления государственных бумаг.
6
7
8
9
10 Плакат 1916 года. Автор — А.О. Максимов.
Отпечатан в Петрограде на художественном графическом заводе «Унион».
11 Плакат 1916 года. Автор — Е. Чепцов.
Исполнен в мастерских Экспедиции заготовления государственных бумаг.
12 Автор – М. Ольконе.
13 Плакат 1916 года. Автор — Г. Семенов.
Отпечатан в Петрограде, в типографии Т.Киббеля.
14
15 Автор — А.Р. Эберлинг
16
17 Выпущено Управлением по делам мелкого кредита, 1916
18 Плакат 1916 года. Автор — Владимир Варжанский
19 Плакат 1916 года. Автор — И.А. Владимиров.
20
21
22
23 Выпущено Управлением по делам мелкого кредита, 1916.
24 Реклама в журнале Нива, ноябрь 1916
25.
26.
27.
А вот, собственно, сами облигации военного займа (от 50 руб. до 5000 руб.)
Источник
Первоначально плакаты носили весьма бравурный характер, провозглашая войну справедливой, священной, отечественной.
На этом плакате как раз отражено официальное название «Вторая Отечественная война», которое, как известно, было забыто впоследствии:
Эту войну современники также называли «Великой», а иногда даже «Великой Отечественной», хотя в обиходе гораздо чаще — просто «германской».
Популярными были лубочные образы казака, пронзающего пикой немцев, и былинного русского богатыря:
Однако довольно скоро оказалось, что Россия очень плохо приготовлена к войне, в армии начался «снарядный голод» и на вооружение у правительства не хватает денег. Так основным лейтмотивом официальных плакатов становится призыв к населению помочь своему воинству деньгами.
В огромном количестве и многообразии распространяются плакаты военных займов:
«Обилие снарядов — залог победы»:
«Цель займа — ускорить победу над врагом»:
«Посильное участие в займе — патриотический долг каждого»:
«Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным войскам»:
Популярный образ казаков с пиками, наводящих ужас на немцев и австрияков:
Былинный русский воин:
Вообще, на этих плакатах можно найти немало интересных деталей, отражающих реалии того времени.
Например, начало массового вовлечения женщин в военное производство.
Женщина за станком:
Оформление вагонов с боеприпасами:
Снарядов в 1915 г. не хватало катастрофически, как и многих других видов вооружений. Винтовки закупали в Японии и в США. Однако доставить всё это фронту было не просто из-за низкой пропускной способности железных дорог.
После свержения царя в марте 1917 г. военный заём стал красиво называться «Заём Свободы», а главным лозунгом Временного правительства стала «Война до победного конца»:
Настроение военных плакатов на какое-то время стало опять радужным.
«Родина и свобода в опасности!»:
Красная атрибутика революции ещё как-то уживалась с прежними патриотическими символами:
Первая мировая принесла бесчисленные бедствия России, уже вскоре после её начала страна столкнулась с проблемами беженцев, огромного количества раненных, искалеченных, сирот. Правительство решить эти проблемы было не в состоянии, поэтому заботу о жертвах войны всё больше брало на себя русское гражданское общество.
Наряду с официозным военным плакатом в этот период появляется большое количество социальной рекламы военно-патриотического содержания.
Общественные институты организую бесконечные благотворительные вечера, детские праздники, лотереи, пасхальные базары, чтобы собрать деньги на помощь нуждающимся.
«Жертвуйте семействам павших воинов-артистов»:
Сбор увечным воинам:
«Жертвуйте для устройства дома для увечных воинов»:
День сирот воинов:
День сирот воинов:
Русское общество старается оказать посильную помощь фронту.
«Жертвуйте на книгу солдату»:
Завязшая в позиционных боях русская армия вшивела в окопах. Эта проблема нашла также своё отражение в плакате.
«Жертвуйте солдату на переносные бани»:
«Жертвуйте на переносные бани в окопы»:
Так завершалась короткая, но яркая эпоха русского досоветского плаката.
Источник
В ход шли традиционные пропагандистские приемы: использование образов животных, обыгрывание характерных черт правителей страны и даже религиозных мотивов.
Шел австриец в Радзивилы, // Да попал на бабьи вилы.
Текст: Владимир Маяковский. Изображение: Казимир Малевич. Серия «Сегодняшний лубок».
В России, особенно на первом этапе войны, в пропагандистской кампании приняли участие многие деятели искусства. Авангардисты возродили и удачно применяли народные традиции лубка. В частности, активное участие в создании патриотических картин принял Казимир Малевич. Этот плакат появился в дни успешного наступления русских войск в Галиции в 1914 году.
Эх, султан, сидел бы в Порте, // Дракой рыло не попорти.
Текст: Владимир Маяковский. Изображение: Владимир Маяковский. Серия «Сегодняшний лубок».
Не остались в стороне от милитаристской пропаганды в России и поэты. Так, Владимир Маяковский, который сам хотел идти на фронт, но не смог стать добровольцем только из-за подозрений в политической неблагонадежности, в соавторстве с Казимиром Малевичем создал серию ура-патриотических плакатов. Этот посвящен вступлению Турции в войну против России. Примечательно, что пропагандистский посыл автора оказался не очень далек от действительности — русская армия вскоре и вправду нанесет Турции на Кавказском фронте сокрушительное поражение.
Франц послушался Вильгельма, // А Вильгельм подвел, — вот шельма! // Глядь, медведь уж тут как тут,// И приятелям капут!
Литография Товарищества И. Сытина. Москва. 1914 год.
Самый расхожий образ России у пропагандистов — грозный и сильный медведь. Германия и ее союзник Австро-Венгрия трусливо прячутся от него на дереве. Таким образом автор плаката подводит итоги кампании 1914 на Восточном фронте — русские войска заняли практически всю Галицию и Карпатские горы, поставив Австро-Венгрию в крайне сложное положение, в то время как операции германских войск в Польше успеха не принесли.
Великая европейская война. Великий бой русского богатыря со змеей немецкой.
Русский пропагандистский плакат “Великая европейская война”. 1914 год
Также немалый вклад в патриотическое воспитание населения России внесли многие другие известные художники: братья Васнецовы, Константин Коровин, Абрам Архипов, создававшие плакаты и сатирические открытки. На этой авторы обыграли хорошо известный сюжет русских сказок — битву с трехголовым драконом. Головы символизируют Германию, Австро-Венгрию и Турцию соответственно.
Немецкий фельдмаршал Пауль фон Гинденбург толкает миллионы солдат на смерть.
Изображение: Le Petit Journal от 29 августа 1915 года.
Во Франции, для которой вступление в войну началось с неудач — немецкие войска в сентябре 1914 года чуть не дошли до Парижа, пропагандистам требовалось вселить надежду в сограждан и придать им уверенность в собственных силах. Самый простой способ — показать, что победы дались противнику ценой огромных людских потерь.
Плохо брат! В то время как сербский народ героически борется против могущественных врагов, болгарский народ готовится нанести ему удар в спину.
Изображение: Le Petit Journal от 10 октября 1915 года.
Граждане должны быть твердо уверены, что если кто выступает против их правительства, то он преступник и подлец. На этом французском плакате отображено вступление в войну Болгарии. С точки зрения стран Антанты это был предательский удар в спину Сербии, армия которой оказалась не готова к войне на два фронта и действительно была вскоре разгромлена.
Германский император Вильгельм II сеет ложную информацию.
Изображение: Le Petit Journal от 21 марта 1915 года.
Что бы ни говорил и не сообщал враг — все вранье и дезинформация, призванная нанести вред родной стране. Этот французский плакат, очевидно, должен был убедить сограждан, что успехи германского оружия, в том числе на Восточном фронте, где русская армия оказалась в тяжелом положении, — не более чем вымысел.
Антихрист.
Изображение: Pierre Chatillon
Если дела на фронте складываются не самым лучшим образом, и врага уже не очень уместно выставлять в смешном и жалком виде, его надо демонизировать. Автор этого французского плаката над сюжетом, вероятно, думал не долго, решив представить Германию в виде абсолютного зла.
Хороший результат за месяц: убито 164 младенца, 178 детей, 292 женщины не участвовавших в сражениях.
Изображение: Библиотека Конгресса США
Образ дьявола был популярен и у американских пропагандистов. США сохраняли нейтралитет в Первой мировой войне до 1917 года, и правительству надо было доходчиво объяснить согражданам, зачем оно в нее все же решило ввязаться. Автор этого плаката убеждал: если германский дьявол убивает детей и женщин — война становится святым делом.
Если бы я сдержался [и не начал войну]…
Британская открытка времен Первой мировой войны
Один из традиционных символов Великобритании — сильный и сердитый английский бульдог. Автор этого английского плаката пытался убедить сограждан, что глупый германский император Вильгельм II уже пожалел, что разбудил спящую собаку.
Никогда не льёт, но поливает.
Британская открытка времен Первой мировой войны
Гражданам надо было продемонстрировать, что в борьбе с врагом их страна не одинока. На этом британском плакате глупый и вредный Вильгельм II не может спрятаться от града снарядов Антанты и ее союзников.
Немецкий флот пустил корни. И зеленая трава выросла вокруг.
Британская открытка времен Первой мировой войны.
Для британской империи — хозяйки морей — важно было показать успехи своего флота. Автор этого плаката решил продемонстрировать эффективность английской блокады германского Флота Открытого моря, который так и не смог вырваться из своей базы в Вильгельмсхафене на оперативный простор.
Выход Италии из Тройственного союза.
Изображение: G. Meschini /
Правительству Италии, которая сначала была союзницей Германии и Австро-Венгрии, а в 1915 году переметнулась на сторону Антанты, надо было объяснить согражданам свое непостоянство. На открытке изображена Италия в виде красивой молодой женщины, которая покидает «лапотных стариков» — императора Германии Вильгельма и императора Австро-Венгрии Франца Иосифа.
Император Австро-Венгрии Франц Иосиф I.
Изображение: Massara / Fototeca Gilardi / Getty Images / Fotobank.ru
Естественно, пропагандисты не могли не обыграть характерные личные черты личности лидеров стран-противников. Особенно доставалось престарелому императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу — его часто изображали в виде беспомощного старика, не способного справиться с грузом государственных проблем и нажившего массу врагов.
Франц-Иосиф верхом на раке прибывает на границу между Австрией и Италией.
Этот плакат был актуален лишь в первые дни после вступления в войну Италии в мае 1915 года. Ее армия сразу же начала активное наступление в Альпах на Австро-Венгрию. В связи с этим итальянский художник изобразил прибытие австрийского императора на итало-австрийскую границу. Однако средство его передвижения — рак, который ходит задом-наперед, то есть на самом деле австрийские войска отступают, а торжественный вид императора лишь призван сохранить «хорошую мину при плохой игре». Хотя, на самом деле, добиться хоть какого-то успеха в борьбе с Австро-Венгрией итальянской армии так и не удалось.
Буря из Америки
Изображение: A. Scorzon / Museo Centrale del Risorgimento
Пропагандисты стран Антанты не могли обойти вниманием столь важное и многообещающее событие, как вступление в войну США. Помощь из этой страны представлялась неудержимой стихией, которая должна сокрушить трех жалких персонажей, спрятавшихся под дырявым зонтом, — Германию, Австро-Венгрию и Турцию.
Спрут Альбиона
Изображение: журнал Die Muskete от 08 октября 1914 года.
Этот немецкий плакат был нарисован еще в преддверии вступления Турции в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, которое состоялось в ноябре 1914 года. Английский спрут охватил своими щупальцами полмира, но один из них решительно перерезает саблей мусульманин. Спрут произносит: «Доигрался! Я так крепко схватил Магомета, но теперь он вырывается». Во время Первой мировой войны Германия и Турция активно использовали религиозные мотивы для переманивания на свою сторону мусульманского населения Средней Азии и Востока. В частности, немецкие агенты пытались представить войну с Россией и Великобританией как священную обязанность всех мусульман.
Продукт русской лаборатории (к запланнированному объединению Сербии и Черногории): А сможет ли новый близнец свободно двигаться? — Это совершенно необязательно. Мы позаботимся об этом в Петербурге.
Изображение: Журнал Die Muskete от 23 июля 1914 года.
В Германии и Австро-Венгрии была очень популярна версия, что за всеми тревожными событиями, происходящими в балканских странах, стоят козни русских властей. После убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, ставшего поводом для начала войны, австрийские газеты открыто обвиняли в этом преступлении Россию. На этой картинке высмеивается статус Сербии и Черногории, которые видятся как марионетки Российской Империи.
Мальчик-с-пальчик. Австрияк — сербу: Я б тебя давно сожрал, если б ты не был таким неаппетитным.
Изображение: Журнал Венские карикатуры от 19 июля 1914 года.
В Австро-Венгрии до войны считали, что маленькая Сербия не может считаться полноценным соперником империи. Предполагалось, что разгром этой балканской страны будет молниеносным. Однако в ходе кампании 1914 года австрийские войска были дважды разбиты сербами.
Плевок в лицо Джона Буля
Изображение: Daily Herald Archive
Эта немецкая открытка должна была развеять все сомнения в мощи и техническом превосходстве германского оружия и армии. Война против Англии представлялась художнику победоносной и беззаботной: «Он курит трубку и плюет в лицо Джону Булю! Такой вот незабываемый привет!»
Привет от Цеппелина — Спасайся кто может
Изображение: Keystone-France
Страны-члены Антанты в виде солдат в ужасе разбегаются под сокрушительным огнем цеппелина — гордости германской армии. Первое время с их помощью немцы действительно наводили страх на население Франции и Великобритании, совершая бомбардировочные налеты на города. Но всего через полтора года после начала Первой мировой с развитием авиации цеппелины утратили былое военное значение.
Кровавый час
Изображение: Газета Simplicissimus от 14 декабря 1915 года
В Германии пропаганда рисовала Англию также легкой целью — жирным толстяком в цилиндре, которого легко проткнуть штыком. Эта карикатура появилась в декабре 1915 года, когда уже всем стало очевидно, что война — не праздник и не приятная загородная прогулка. Очевидно, поэтому для натуральности автор добавил «кровавого дождя».
Русский медведь и Польский орел: Ах как хотелось бы оставить его в моем животе
Изображение: Газета Simplicissimus от 24 августа 1915 года
В этой карикатуре, опубликованной в Германии в августе 1915 года, явно прослеживается развитие пропагандистской мысли — русский враг представлен уже не в идиотском, смешном или жалком виде, а весьма грозно, хотя и потрепанным. Очевидно, это должно было подчеркнуть силу немецкой армии и важность ее побед. В данном случае художник обыграл успехи Германии на Восточном фронте — русские были вынуждены отступить из Польши, что немецкая пропаганда преподносила как избавление поляков от «русского ига».
Источник.
Источник