Январь 19, 2016
Просмотрено: 3077
Юрий Голицын, Московская Биржа, канд. ист. наук
В первые годы советской власти при проведении политики «военного коммунизма», характеризовавшейся среди прочего отрицанием роли денег и натурализацией хозяйственных отношений, значение государственного кредита было минимизировано. Лишь после окончания гражданской войны, когда началась работа по восстановлению народного хозяйства и финансов, пришло понимание необходимости развития системы государственных займов.
Первые сомнения
Восстановление государственного кредита проводилось в такой международной ситуации, которая давала возможность рассчитывать только на свои внутренние ресурсы, ведь советское правительство в январе 1918 г. аннулировало все внутренние и внешние займы. Первые мысли о развитии в советской России государственного кредита появились у руководства страны, видимо, весной 1922 г. в связи с переходом к новой экономической политике с одной стороны, а с другой — в связи с провалом плана получения внешних займов на международной конференции в Генуе весной 1922 г.
Данное предложение даже среди членов правительства и партийных руководителей было воспринято неоднозначно. Так, 2 мая 1922 г. председатель Совета народных комиссаров (правительства РСФСР — Ю. Г.) В. И. Ленин писал наркому финансов Г. Я. Сокольникову о проекте внутреннего хлебного займа: «Мне сдается, что это самообман. Как вы докажете, что это способно практически дать хоть что-нибудь? Мне сдается, следует, наоборот, заключить, что это ухудшит наше положение, добивая эмиссию, т. е. толкая спекулятивный рынок к той самой мере борьбы против нас, которую он так успешно применяет».
Письмо Ленина было разослано членам Политбюро ЦК РКП(б), и некоторые из них высказали свое мнение. И. Сталин поддержал наркома финансов: «Думаю, что т. Сокольников не так не прав». Согласился с ними и А. И. Рыков: «Заем, если он удастся, гораздо целесообразнее эмиссии… Причем внутренние займы не всегда хуже внешних. Хлебный заем необходимо заключить». А вот М. Томский выступил против: «В основном согласен с т. Лениным, ибо думаю, что это создаст ворох бумаги, «штаты», «аппарат», а не реальную ценность». В. Молотов же, как обычно, был осторожен в оценках: «Считаю желательным сразу не отвергать, а обсудить, по возможности, запросив мнение мест (например, на фракции ВЦИК)».
Через несколько дней Сокольников ответил Ленину: «Проект займа преследует две цели: 1) сократить количество вновь выпускаемых денег…; 2) извлечь из обращения часть выпущенных денег. Препятствием успеху займа может явиться недоверие к тому, что мы обязательства выполним. Это недоверие нужно начать пытаться рассеивать. Без внутреннего кредита, опирающегося на происходящий в стране процесс мелкого накопления, вести денежное государственное хозяйство мы вообще не сможем». В результате выпуск государственных займов все же решено было начать.
Первый опыт
Первый внутренний краткосрочный государственный хлебный заем был выпущен на основании постановления ВЦИК от 20 мая 1922 г. на общую сумму 10 млн пудов ржи облигациями в купюрах 1, 3, 5, 10, 25 и 50 пудов. Заем подлежал погашению между 1 декабря 1922 г. и 31 января 1923 г., т. е. через 6 месяцев после его выпуска (плюс 2 месяца — период погашения). Реализация займа возлагалась на Государственный банк из расчета устанавливаемой им же средней рыночной цены в зерне. Первоначальный курс определялся в 95 за 100. Облигации выпускались на предъявителя и могли продаваться и закладываться.
Все государственные учреждения и предприятия были обязаны принимать облигации займа в обеспечение по поставкам, подрядам и торгам. Облигации освобождались от обложения какими бы то ни было государственными и местными налогами и сборами. Одним из главных преимуществ, которые получали держатели облигаций хлебного займа, являлась возможность уплатить этими облигациями единый натуральный налог.
8 июня был принят декрет ВЦИК и СНК «О порядке покрытия хлебного займа», в котором конкретизировался процесс погашения займа. В соответствии с ним облигации хлебного займа должны были приниматься к погашению или оплате от налогоплательщиков в зачет продналога с 1 августа 1922 г. по 31 января 1923 г. Для остальных держателей облигаций срок погашения займа оставался прежним — с 1 декабря 1922 г. по 31 января 1923 г. При этом держатели облигаций на сумму менее 50 пудов получали все «немедленно по предъявлению», начиная с 1 декабря, а для остальных предусматривался трехнедельный срок. Погашение облигаций должно было производиться «рожью в зерне кондиционного качества, а также пшеницей в зерне или мукой ржаной и пшеничной с согласия держателя облигаций по нормам замены», которые устанавливались Наркоматом продовольствия по соглашению с Наркомфином.
В сентябре 1922 г. Наркомфин прекратил все операции с остатком облигаций. В итоге остаток был распределен следующим образом: 117,9 тыс. пудов пошли на покрытие задолженности по зарплате рабочим и служащим; 157,3 тыс. продано Госбанку; 20,6 тыс. реализованы по биржевой цене. Купленные у Наркомфина и частных лиц, поступившие из местных отделений и в погашение ранее выданных ссуд облигации зачислялись Госбанком на счет ценных бумаг и подлежали реализации по биржевой цене. К концу лета условия размещения займа изменились в лучшую сторону: крестьянство реально оценило выгодность его приобретения для оплаты продналога и спрос на заем стал возрастать.
Финансовый результат первой кредитной операции, по некоторым данным, был следующий: размещено облигаций по выпускной цене на 8 009 730 пудов, что составило в денежных знаках 1923 г. 30 437 008 руб., продано по рыночной цене 222 320 пудов ржи за 1 756 998 руб., всего на сумму свыше 32 млн руб. За вычетом комиссионного вознаграждения Госбанку и других расходов по реализации в сумме 1,13 млн руб., чистая выручка составила около 31 млн руб. К этому следует добавить распределение Наркомфином среди ведомств 1,8 млн пудов в счет кредитов по заработной плате рабочим и служащим, что также сэкономило для государства наличные деньги на сумму почти в 7 млн руб.
Знаменитый норвежский полярный исследователь и общественный деятель Ф. Нансен считал, что «успех первого хлебного займа… — интересный пример совершенно нормальной финансовой операции, благополучно завершенной советскими властями».
Вторая попытка
27 декабря 1922 г. X Всероссийский съезд Советов принял постановление по докладу наркома финансов: «Основываясь на полном успехе хлебного займа, необходимо повторить этот заем в этом (1923 г. — Ю. Г.) году в более широких размерах». Уже в марте 1923 г. был выпущен Второй внутренний краткосрочный государственный хлебный заем 1923 года — первоначально на 30 млн пудов ржи в зерне, а после увеличения — на 100 млн. По своим условиям второй хлебный заем лишь немногим отличался от первого. Достоинство каждой облигации устанавливалось в 1, 2, 3, 5 и 10 пудов ржи.
Все облигации подразделялись на три группы (района), каждая из которых размещалась на определенной территории. Цена облигаций каждой группы в совзнаках определялась с учетом изменения хлебных цен на соответствующей территории. Срок займа составлял 11 месяцев и погашался с 1 ноября 1923 г. по 1 марта 1924 г. В местностях, где единый сельскохозяйственный налог уплачивался деньгами, погашение предъявленных к оплате облигаций производилось либо натурой, либо деньгами по действительной цене ржи.
Второй хлебный заем вызвал интерес не только со стороны крестьян, но и городского населения, которое приобретало облигации займа, чтобы застраховать себя от потерь на случай роста цены на хлеб. Так, по Калужской губернии, в которой к 10 июля 1923 г. было реализовано облигаций на 603 310 пудов, крестьяне (20 672 человек) закупили облигаций на 494 901 пуд, рабочие (2 206 человек) — на 52 640 пудов, служащие (3 768 человек) — на 37 992 пуда и остальные граждане (1 596 человек) на 17 747 пудов. В среднем каждый рабочий обеспечил себя и семью 24 пудами хлеба. Общая сумма реализации превысила номинальную и составила 101,4 млн пудов с общей выручкой 47,8 млн руб. Погашение займа было осуществлено так: облигации на 84,1 млн пудов поступили в счет налога; 10,1 млн были оплачены деньгами; 6,0 млн — натурой; 1,2 млн пудов к погашению предъявлены не были.
Сладкая неудача
Третий и последний натуральный заем — сахарный — был выпущен согласно декрету от 15 ноября 1923 г. на 1 млн пудов рафинада беспроцентными облигациями на предъявителя номиналом в 10 фунтов, 1, 5 и 25 пудов сахара, освобожденными от всяких налогов. С 1 февраля 1924 г. начиналось его погашение — в течение трех месяцев натурой, а затем (до сентября) — по рыночной цене сахара. На рынке был острый недостаток сахара и правительство рассчитывало, что на сахарные облигации должен быть спрос, тем более, что крупным подписчикам — торговцам — делалась скидка. Тем не менее, заем не был успешным, так как значительная часть облигаций осталась в портфелях Наркомфина и Госбанка. Заем был беспроцентный, и выручка покрыла (с маленьким избытком) все расходы, но только потому, что отмена акциза на рафинад понизила заготовительную цену сравнительно с ценами на сахар, установленными в момент реализации займа. Общая выручка достигла 10,9 млн руб. После сахарных облигаций к натуральным формам займов больше не прибегали.
Источник
Государственный заем денег в Советском Союзе имеет непростую историю. Правительство предлагало гражданам оказать стране посильную помощь, обещая со временем вернуть вложенные средства, нередко с процентами. На практике все оказалось иначе.
НАРОД ПОМОЖЕТ
К внутренним займам советское руководство обращалось неоднократно, будь-то индустриализация, война или просто период застоя. В правительстве всегда были уверены: народ не откажет одолжить свои сбережения.
Конечно, многие свято верили, что давая государству взаймы, они исполняют свой гражданский долг, другие искренне надеялись обогатиться, а третьи воспринимали это как принудительную меру.
Всего в СССР было выпущено порядка 65 облигационных займов, львиная доля из них – до 1957 года. Именно тогда программа принудительных займов стала давать сбой. Историки называют внутренние займы едва ли не самой удачной госинвестицией в СССР. Ведь затраты на дизайн, полиграфию и распределение облигаций окупились сторицей. В период с 1923 по 1957 годы советское государство получало от займов доход примерно такой же, какой приносили другие налоги и сборы. Только до 1925 года в принудительные займы было вложено не менее 14 млн. руб. частного капитала.
А что же народ? Количество желающих помочь государству только росло. Если в 1927 году на госзаймы было около 6 млн. подписчиков, то в 1941 году их стало уже 60 млн.
Среднестатистический гражданин СССР в год занимал стране сумму эквивалентную 2-3 зарплатам, государство в ответ отдавать обещанные деньги не торопилось, продлевая долгожданный срок погашения ценных бумаг.
ДАЕШЬ ПРОДУКТЫ!
К 1917 году старые акции и облигации утратили свою юридическую силу. Советское правительство аннулировало дореволюционные долги, на что западные банкиры отреагировали отказом в кредитах молодому государству. Бюджетные дыры решили латать за счет населения.
«Нас не признали международные банкиры и не пожелали дать заем, но мы апеллируем к вам, трудящимся массам нашей страны, предлагаем вам оказать кредитную поддержку советскому правительству», – обращался к народу нарком финансов Григорий Сокольников.
Но если городское население имело наличные деньги, то, что взять с сельских жителей? Естественно, продукты. В 1922 году государство выпустило первый краткосрочный хлебный заем, номиналом в 10 млн. пудов ржи, за ним в 1923 году последовал и сахарный.
Власти мыслили примерно так. Если у крестьянина, выполнившего продналог, еще оставался хлеб, ему следует получить облигацию на количество сданного сверх продналога хлеба. «В этом году у тебя уродился хлеб, а в следующем еще неизвестно», – говорили крестьянину. Продуктовый заем отчасти себя оправдал. Так, сохранились редкие облигации, когда голодной зимой 1923 года займы погашались ранее собранным с крестьян зерном и сахаром.
В 1924 году стала приносить свои плоды денежная реформа, и натуральный заем был отменен.
«ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО»
Первое время, когда пропагандистская машина госаппарата не была отлажена, приходилось принуждать граждан расставаться с кровно заработанными деньгами. Делалось это в рассрочку, через сберкассы. Позднее механизмы изъятия денег стали более гибкими. Так появились 6% выигрышные облигации (возврат денег сверх номинала) для комиссионеров, подрядчиков и прочих частных предпринимателей, разбогатевших в годы НЭПа.
Чтобы обеспечить высокую доходность советские экономисты повышали ставки облигаций до 12%. Популярностью также пользовались ценные бумаги, предоставлявшие держателям дополнительные льготы. Под залог таких облигаций можно было получить банковских ссуды или использовать их для уплаты налогов.
В 1925 году чиновники решили, что пришла пора размещать государственные займы на добровольной основе. Чтобы стимулировать к ним интерес владельцев частных капиталов, купленные ранее билеты разрешалось продавать без ограничений. Вдобавок состоятельным гражданам полагалась льготная ссуда на покупку облигаций в размере 70%. Благодаря этим мерам, по подсчетам историков и экономистов, в карманы населения вернулось около полутора десятков миллионов рублей. Когда государству займы стали обходиться слишком дорого, подобная практика прекратилась.
ТРУДНОСТИ ВЫПЛАТ
Уже к октябрю 1929 года долг государства по займам составлял 1,9 млн. рублей – 1/3 всего внутреннего долга страны. В 1936 году в СССР по госзаймам фактически был объявлен дефолт, и правительство пошло на непопулярные меры: облигации 8-процентных займов принудительно были обменены на 3-процентные, погашение которых отсрочили на 20 лет.
После войны руководство страны было вынуждено вновь прибегнуть к помощи населения: «При проведении денежной реформы требуются известные жертвы. Большую часть жертв государство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более что это будет последняя жертва», – сообщалось в постановлении Совмина.
Жертвовать снова пришлось деньгами. Несмотря на то, что послевоенный рубль девальвировался фактически в 10 раз, индексации по займам не проводились. Вместо этого был произведен обмен облигаций выпущенных до 1947 года по щадящей формуле: 3 старых – 1 новая.
КОНЕЦ ЭНТУЗИАЗМА
С 1946 по 1957 год было выпущено пять тиражей 20-летних облигаций, выручка от которых шла на восстановление и развитее народного хозяйства. Доход по ним выплачивался только в виде выигрышей, как по лотерейным билетам. Все займы фактически имели принудительный характер, хотя в официальных публикациях утверждалось обратное.
Народ перестал верить, что государство когда-нибудь выполнит свои обязательства. Все чаще можно было увидеть обклеенные облигациями стены туалетов и гаражей. Во времена Хрущева ходил такой анекдот: «Дама, обратив внимание на огромную очередь в зоопарке, спросила: «Что там дают?» Ей ответили: «Это очередь к слону. Он скупает облигации госзаймов». — «Но зачем?» — «А слоны по триста лет живут!»».
В то время сам Никита Сергеевич с высокой трибуны вещал: «Миллионы советских людей добровольно высказались за отсрочку на 20—25 лет выплат по старым государственным займам. Этот факт раскрывает нам такие новые черты характера, такие моральные качества нашего народа, которые немыслимы в условиях эксплуататорского строя».
Несмотря на постоянные конверсии и несоблюдение сроков погашения ценных бумаг и выплат по ним процентов в конце 1950-х годов сложилась ситуация, при которой текущие бюджетные расходы по выпуску и обслуживанию всех госзаймов превысили предполагаемую от них доходность.
А ДЕНЬГИ БУДУТ?
Чтобы как-то компенсировать потери населения страны от обесценивания находящихся на руках облигаций министр финансов СССР Арсений Зверев придумал хитрую схему. Он решил прибегнуть к помощи денежно-вещевой лотереи, из которой 7 млрд. рублей шло на погашение долгов, а оставшиеся – на выигрыши. Однако идею на корню пресекли возможности советской промышленности конца пятидесятых: 600 сверхплановых «Волг», 2100 «москвичей» и 9 тысяч мотоциклов изготовить отечественному автопрому было не под силу. В 1970-е годы выплаты по ценным бумагам все же начались. Но обещанных миллионов советские граждане так и не получили.
В 1999 году правительство России приняло федеральный закон, который «гарантировал обладателям Государственных казначейских обязательств СССР, облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа, а также сертификатов Сберегательного банка СССР полную компенсацию». При этом выплаты держатели советских ценных бумаг должны были получить «с учетом изменения покупательной способности денежных средств».
На сегодняшний день министерство финансов РФ общий объем долгов по госзаймам оценивает в 25 трлн. рублей, что примерно в 2 раза превышает доходы казны. «Очевидно, что практическая реализация данной концепции восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет непомерные обязательства. Если это произойдет в действительности, то государство лишится возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов», – констатировалось в докладе финансового ведомства.
Источник
Такое явление, как государственный заем денег у населения, в Советском Союзе имеет непростую историю. Правительство предлагало гражданам оказать стране посильную помощь, обещая со временем вернуть вложенные средства, нередко с процентами. На практике все оказалось иначе.
Народ поможет
К внутренним займам советское руководство обращалось неоднократно, будь-то индустриализация, война или просто период застоя. В правительстве всегда были уверены: народ не откажет одолжить свои сбережения.
Конечно, многие свято верили, что давая государству взаймы, они исполняют свой гражданский долг, другие искренне надеялись обогатиться, а третьи воспринимали это как принудительную меру.
Всего в СССР было выпущено порядка 65 облигационных займов, львиная доля из них — до 1957 года. Именно тогда программа принудительных займов стала давать сбой. Историки называют внутренние займы едва ли не самой удачной госинвестицией в СССР. Ведь затраты на дизайн, полиграфию и распределение облигаций окупились сторицей. В период с 1923 по 1957 годы советское государство получало от займов доход примерно такой же, какой приносили другие налоги и сборы. Только до 1925 года в принудительные займы было вложено не менее 14 млн руб. частного капитала.
А что же народ? Количество желающих помочь государству только росло. Если в 1927 году на госзаймы было около 6 млн подписчиков, то в 1941 году их стало уже 60 млн
Среднестатистиче
ский гражданин СССР в год занимал стране сумму эквивалентную 2-3 зарплатам, государство в ответ отдавать обещанные деньги не торопилось, продлевая долгожданный срок погашения ценных бумаг.
Даешь продукты!
К 1917 году старые акции и облигации утратили свою юридическую силу. Советское правительство аннулировало дореволюционные долги, на что западные банкиры отреагировали отказом в кредитах молодому государству. Бюджетные дыры решили латать за счет населения.
«Нас не признали международные банкиры и не пожелали дать заем, но мы апеллируем к вам, трудящимся массам нашей страны, предлагаем вам оказать кредитную поддержку советскому правительству», — обращался к народу нарком финансов Григорий Сокольников.
Но если городское население имело наличные деньги, то, что взять с сельских жителей? Естественно, продукты. В 1922 году государство выпустило первый краткосрочный хлебный заем, номиналом в 10 млн пудов ржи, за ним в 1923 году последовал и сахарный.
Власти мыслили примерно так. Если у крестьянина, выполнившего продналог, еще оставался хлеб, ему следует получить облигацию на количество сданного сверх продналога хлеба. «В этом году у тебя уродился хлеб, а в следующем еще неизвестно», — говорили крестьянину. Продуктовый заем отчасти себя оправдал. Так, сохранились редкие облигации, когда голодной зимой 1923 года займы погашались ранее собранным с крестьян зерном и сахаром.
В 1924 году стала приносить свои плоды денежная реформа, и натуральный заем был отменен.
«Добровольно-принудительно»
Первое время, когда пропагандистская машина госаппарата не была отлажена, приходилось принуждать граждан расставаться с кровно заработанными деньгами. Делалось это в рассрочку, через сберкассы. Позднее механизмы изъятия денег стали более гибкими. Так появились 6% выигрышные облигации (возврат денег сверх номинала) для комиссионеров, подрядчиков и прочих частных предпринимателей, разбогатевших в годы НЭПа.
Чтобы обеспечить высокую доходность советские экономисты повышали ставки облигаций до 12%. Популярностью также пользовались ценные бумаги, предоставлявшие держателям дополнительные льготы. Под залог таких облигаций можно было получить банковских ссуды или использовать их для уплаты налогов.
В 1925 году чиновники решили, что пришла пора размещать государственные займы на добровольной основе. Чтобы стимулировать к ним интерес владельцев частных капиталов, купленные ранее билеты разрешалось продавать без ограничений. Вдобавок состоятельным гражданам полагалась льготная ссуда на покупку облигаций в размере 70%. Благодаря этим мерам, по подсчетам историков и экономистов, в карманы населения вернулось около полутора десятков миллионов рублей. Когда государству займы стали обходиться слишком дорого, подобная практика прекратилась.
Трудности выплат
Уже к октябрю 1929 года долг государства по займам составлял 1,9 млн рублей — 1/3 всего внутреннего долга страны. В 1936 году в СССР по госзаймам фактически был объявлен дефолт, и правительство пошло на непопулярные меры: облигации 8-процентных займов принудительно были обменены на 3-процентные, погашение которых отсрочили на 20 лет.
После войны руководство страны было вынуждено вновь прибегнуть к помощи населения: «При проведении денежной реформы требуются известные жертвы. Большую часть жертв государство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более что это будет последняя жертва», — сообщалось в постановлении Совмина.
Жертвовать снова пришлось деньгами. Несмотря на то, что послевоенный рубль девальвировался фактически в 10 раз, индексации по займам не проводились. Вместо этого был произведен обмен облигаций выпущенных до 1947 года по щадящей формуле: 3 старых — 1 новая.
Конец энтузиазма
С 1946 по 1957 год было выпущено пять тиражей 20-летних облигаций, выручка от которых шла на восстановление и развитее народного хозяйства. Доход по ним выплачивался только в виде выигрышей, как по лотерейным билетам. Все займы фактически имели принудительный характер, хотя в официальных публикациях утверждалось обратное.
Народ перестал верить, что государство когда-нибудь выполнит свои обязательства. Все чаще можно было увидеть обклеенные облигациями стены туалетов и гаражей. Во времена Хрущева ходил такой анекдот: «Дама, обратив внимание на огромную очередь в зоопарке, спросила: „Что там дают?“ Ей ответили: „Это очередь к слону. Он скупает облигации госзаймов“. — „Но зачем?“ — „А слоны по триста лет живут!“».
В то время сам Никита Сергеевич с высокой трибуны вещал: «Миллионы советских людей добровольно высказались за отсрочку на 20—25 лет выплат по старым государственным займам. Этот факт раскрывает нам такие новые черты характера, такие моральные качества нашего народа, которые немыслимы в условиях эксплуататорског
о строя».
Несмотря на постоянные конверсии и несоблюдение сроков погашения ценных бумаг и выплат по ним процентов в конце 1950-х годов сложилась ситуация, при которой текущие бюджетные расходы по выпуску и обслуживанию всех госзаймов превысили предполагаемую от них доходность.
А деньги будут?
Чтобы как-то компенсировать потери населения страны от обесценивания находящихся на руках облигаций министр финансов СССР Арсений Зверев придумал хитрую схему. Он решил прибегнуть к помощи денежно-вещевой лотереи, из которой 7 млрд рублей шло на погашение долгов, а оставшиеся — на выигрыши. Однако идею на корню пресекли возможности советской промышленности конца пятидесятых: 600 сверхплановых «Волг», 2100 «москвичей» и 9 тысяч мотоциклов изготовить отечественному автопрому было не под силу. В 1970-е годы выплаты по ценным бумагам все же начались. Но обещанных миллионов советские граждане так и не получили.
В 1999 году правительство России приняло федеральный закон, который «гарантировал обладателям Государственных казначейских обязательств СССР, облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа, а также сертификатов Сберегательного банка СССР полную компенсацию». При этом выплаты держатели советских ценных бумаг должны были получить «с учетом изменения покупательной способности денежных средств».
На сегодняшний день министерство финансов РФ общий объем долгов по госзаймам оценивает в 25 трлн. рублей, что примерно в 2 раза превышает доходы казны. «Очевидно, что практическая реализация данной концепции восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет непомерные обязательства. Если это произойдет в действительности, то государство лишится возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов», — констатировалось в докладе финансового ведомства.
Источник