- долг к ВВП
- Внешний долг
- Госдолг
Последние данные по Государственному долгу к ВВП в России (%)
Какое соотношение госдолга России к ВВП?
- Государственный долг к ВВП в России упал до 12.2 % в 2018. Максимальный уровень достигал 92.1 %, а минимальный 6.5 %
- Данные публикует Ежегодно Федеральное казначейство.
История по Государственному долгу к ВВП по президентам (%)
Государственный долг к ВВП в России по президентам
Последние данные по Международной инвестиционной позиции в России (USD млрд.)
Какой внешний долг России?
- Объем международной инвестиционной позиции в России упал до 461 USD млрд. в третьем квартале 2020. Максимальный объем достигал 733 USD млрд., а минимальный 151 USD млрд..
- Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.
История по Международной инвестиционной позиции по президентам (USD млрд.)
Международная инвестиционная позиция в России по президентам
Последние данные по Государственному долгу в России (RUB млрд.)
Какой объем государственного долга в России?
- Государственный долг в России вырос до 13054 RUB млрд. (175.39 млрд. USD) во втором квартале 2020. Максимальный объем госдолга достигал 14052 RUB млрд., а минимальный 2455 RUB млрд.
- Данные публикует Ежеквартально Министерство финансов.
История по Государственному долгу по президентам (RUB млрд.)
Государственный долг в России по президентам
Источник
Внешний долг России или так называемый валовой – это заимствованная сумма денег у сторонних представителей. Его величина свидетельствует о том, насколько хороша или плоха ситуация в стране. Поэтому любое правительство всегда стремится снизить внешний долг. Какова ситуация в России по годам и как выглядит госдолг в стране – поговорим более подробно в данной статье.
Что это такое
Чтобы четко себе представлять ситуацию с внешним долгом России в реальном времени и в предыдущие годы, необходимо детально понимать, что это такое и на какие моменты он влияет.
Внешний долг любой страны, в том числе и Российской Федерации – это вся совокупная сумма денег и других финансовых обязательств, которые необходимо вернуть кредиторам (заемщикам) в определенный временной промежуток. Таким образом – это общая задолженность страны на определенный момент времени по внешним займам, с учетом как взятой в долг суммы, так и процентам по ней. Берут заемные средства государства для того, чтобы:
- Оплатить определенные расходы.
- Восполнить дефицитный бюджет.
Чаще всего финансовые средства берут у следующих:
- МВФ – Международного валютного фонда.
- У других государств.
- У различных мировых организаций.
По своей структуре он может состоять из:
- Краткосрочных займов, срок которых не превышает 1 год.
- Среднесрочных – в этом случае заемные средства берутся на срок от 1 года до 5 лет.
- Долгосрочных – срок в этом случае превышает 5 летний период.
Важно отметить, все эксперты признают, что внешний долг государства не должен превышать отметки в 77%. Именно на этом показателе считается, что у государства имеются определенные проблемы и кредиторы начинают настороженно относиться к этой ситуации. Поэтому в преобладающем большинстве случаев правительство вынуждено увеличивать проценты. Такая ситуация действует несколько успокаивающе на кредиторов. Для самого государства это означает, что ему приходится одалживать еще большие суммы.
Актуальные показатели
Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.
Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.
Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.
Внутренний долг
Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:
- Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
- Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.
Выражаются обязательства в форме:
- Государственных займов.
- Кредитов.
- Выпуска облигаций.
- Долговых обязательств под гарантии правительства.
Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:
- 1993 г. – 3,5 млрд руб.
- 1998 г. – 490 млрд руб.
- 2003 г. – 679 млрдруб.
- 2010 г. – 2 трлн.
- 2015 г. – 7,2 трлн руб.
- 2017 г. – 8 трлн.
- 2019 г. – 9,1 трлн руб.
- В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.
Внешний долг
Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:
- 1994 год – 118 млрд $.
- 1998 год – 182 млрд $.
- 2000 год – 178 млрд $.
- 2003 календарный период – 151 млрд $.
- 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
- 2009 г. – 479 млрд $.
- 2012 г. – 538 млрд $.
- 2014 г. – 728 млрд $.
- 2017 г. – 511 млрд $.
- 2019 г. – 481 млрд $.
Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.
Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.
Структура долга
Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:
- Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
- Кредиты для банков и других типов кредиторов.
- Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.
Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:
- По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
- Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
- Гарантийные обязательства под внешние займы.
- Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.
Показатели по годам
Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.
Динамика
За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.
Прогноз
Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.
На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.
По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.
Источник
Принято считать, что государственный долг может стать угрозой для безопасности экономики, однако формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов считается нормальной практикой как для России, так и для других развитых стран. Разбираемся, является ли госдолг проблемой современной экономики или необходимым фактором ее существования.
Чем опасен госдолг? Наличие госдолга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту. Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведет к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность. Рост объемов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.
Актуализация рисков государственного долга в мире наблюдается с 2008 года, когда в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Италия, Португалия и др.) столкнулись с невозможностью рефинансировать накопленный за предыдущие периоды государственный долг для его погашения и обслуживания, что привело к дестабилизации их финансовой системы и экономики. Это обусловило введение в этих странах жестких мер по ограничению государственных займов через сокращение бюджетных расходов и установление контроля за долговыми параметрами.
Кризисные явления и замедление темпов развития мировой экономики становятся причиной для реализации стимулирующей бюджетной политики, следствием которой является рост государственного долга. Несмотря на неоднозначную оценку учеными-экономистами последствий для экономики страны функционирования государственного долга, формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов следует признать нормальной практикой развитых стран.
Ситуация в мире. Количественный анализ стран мира по уровню государственного долга в процентном отношении к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показывает, что при устойчивом росте совокупной долговой нагрузки ее распределение в процентных диапазонах неравномерно. Заметно выросло число стран с долговой нагрузкой выше 60%. Если в 2013 году с уровнем государственного долга, превышающим 60% ВВП, было 48 стран, то в 2015 году их количество выросло до 61, а в 2018-м — до 67. Количество стран с уровнем госдолга от 80 до 100% также увеличилось: с 10 в 2013 году до 27 — в 2018-м. В то же время количество стран с нагрузкой выше 100% за рассматриваемый период сократилось с 15–17 в 2013 и 2015 годах до 11 к концу 2018 года. Около 64% стран мира от их общего количества к концу 2018 года имеют госдолг, не превышающий 60% ВВП. Среднее значение совокупного государственного долга к мировому ВВП составило при этом 80%.
Среди всех стран наибольший по абсолютному размеру государственный долг имеют США — около 21 трлн долларов. Однако в относительном выражении к ВВП самый крупный долг имеет Япония — 235%.
Количественное распределение стран мира по уровню государственного долга в % к ВВП в 2015 и 2018 годах
Ситуация в России. За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.
Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.
Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» государственный долг вырастет на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП). Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета.
Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%).
Основные показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2016–2021 годах
Прогноз на 2019–2021 годы. Российская Федерация будет иметь значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания. Рост долга будет происходить преимущественно за счет внутренних займов, что снижает валютные риски для суверенного заемщика и экономики в целом. Одновременно в два раза сократится отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг.
Сохранение долговой нагрузки федерального правительства на безопасных уровнях является одним из преимуществ бюджетной системы РФ в период нарастающих внутренних и глобальных рисков. Это позволяет Российской Федерации сохранять значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания, а также дает возможность в случае возникновения трудностей с привлечением необходимой суммы государственных займов на внутреннем рынке компенсировать дефицит ресурсов с внешнего рынка заимствований.
Источник
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2020 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2019 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2018 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2017 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2016 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2015 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2014 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2013 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2012 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2011 г.)
млрд. руб.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2010 г.)
млрд. руб.
Источник