Органы государственной власти, расположенные в конкретных субъектах Российской Федерации обязаны вести самостоятельную экономическую политику, направленную на обеспечение нормального уровня жизни населения в регионе и на свое самообеспечение.
В связи с постоянной нехваткой средств и дефицитом бюджета все чаще возникают вопросы, связанные с привлечением капиталов. Одним из способов пополнения регионального бюджета являются муниципальные займы.
Что это такое
Муниципальные займы как инструмент инвестиционной политики представляют собой способ привлечения заемных средств, которые впоследствии будут направлены в местный бюджет, внебюджетный фонд или на определенные ранее цели (например, строительство автодороги).
Муниципальные займы могут быть в форме:
- эмиссии ценных бумаг;
- ссуды.
Денежные средства привлекаются путем выпуска ценных бумаг, которые впоследствии распространяются среди физических и юридических лиц. Наиболее предпочтительной формой ценных бумаг считаются облигации.
Облигация – это разновидность ценной бумаги, в которой закреплено право держателя (владельца облигации или в данном случае займодавца) получить в указанный срок всю номинальную стоимость бумаги и зафиксированный при эмиссии (выпуске) процент.
Другим видом муниципального займа является ссуда. Как правило, ссуда берется местными органами управления в одном из крупнейших банков своего региона.
Однако за пользование ссудой банками начисляются большие проценты. С точки зрения экономии на оформление и обслуживание, муниципальные займы выгоднее получать путем выпуска облигаций.
Основные цели муниципального заимствования определяются как:
- увеличение бюджетных средств;
- погашение обязательств по ранее полученным займам;
- сглаживание сильных колебаний бюджетных средств, вызванных сезонными поступлениями налогов;
- финансирование разработанных местными властями программ;
- поддержка предприятий, имеющих большое значение для развития и жизнедеятельности региона.
Кто является заимодавцем
Займодавец – это лицо, представляющее заемщику определенную сумму денежных средств на оговоренных ранее условиях.
В качестве займодавца муниципального займа могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- коммерческие организации.
Причем абсолютно неважно является ли то или иное лицо резидентом Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги могут распространяться и среди иностранных граждан и компаний.
Кто может быть заемщиком
В качестве заемщика по муниципальному займу является лицо, выпустившее ценные бумаги или получившее ссуду. Заемщиками могут быть и правительство субъекта РФ в целом и определенная организация, работающая в составе местных органов управления, например, департамент финансов.
Получение муниципального займа проходит по следующей схеме:
- эмитентом определяется количество необходимых для привлечения средств, в соответствии, с чем выпускается определенное количество ценных бумаг;
- выпущенные бумаги передаются генеральному агенту (в качестве генерального объекта может выступать банк или иная инвестиционная компания) для реализации;
- генеральный агент, опираясь на полученные полномочия, распространяет ценные бумаги, заключая от имени эмитента соответствующие договора.
Генеральный агент выступает и в роли контролирующей организации.
Классификация
Поскольку муниципальные займы относятся к государственным займам, то и их классификация незначительно различается.
Муниципальные займы можно поделить по следующим признакам:
- в зависимости от срока займа различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1 – 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) обязательства;
- по валюте заимствования выделяют внутренние (выраженные в валюте государства) и внешние (выраженные в валюте иностранного государства) займы. В большинстве случаев муниципальный заем является внутренним;
- муниципальные займы могут быть рыночными (то есть свободно обращающими на фондовом рынке) и нерыночными;
- по дополнительному обеспечению займы можно разделить на залоговые (имеющие обеспечение) и беззалоговые (не имеющие конкретного обеспечения);
- не последнюю роль в классификации муниципальных займов играет характер доходности ценной бумаги.
В связи с этим фактором выделяют:
- выигрышные займы, то есть доходность займа определяется результатами проводимого розыгрыша;
- процентными, то есть предполагающими выплату определенной суммы;
- смешанными или процентно-выигрышными. Доходность займа состоит из двух частей. Одна часть является фиксированной, а другая зависит от розыгрыша;
- беспроигрышными, то есть имеющим гарантии, что в результате одного из розыгрышей займодавец обязательно получит доход;
- беспроцентными или целевыми, то есть выплатой по займу являются не деньги, а определенное ранее имущество.
Однако в современной экономике есть и другая классификация муниципальных займов, основанная на целях выпуска ценных бумаг.
В соответствии с этим все муниципальные займы делятся на:
- займы ликвидности, направленные на сглаживание неравномерности поступающих в бюджет налогов. Срок таких займов в среднем составляет 2 – 3 месяца;
- займы стабилизации, призванные зашить бюджет от образовавшегося дефицита. Срок займа составляет не более 1 года;
- займы развития, направляемые на развитие инфраструктуры региона. Иначе такие займы называются инвестиционными и получаются органами местной власти на срок, превышающий 1 год.
Гарантии
При выпуске ценных бумаг, после распространения, которых местные органы власти получат муниципальный заем, необходимо предусмотреть из каких средств задолженность будет погашена. Иными словами каждый муниципальный займ должен иметь гарантии возвратности.
Все гарантии платежеспособности органов местного управления, в зависимости от видов дохода можно условно разделить на следующие категории:
- средства, выделенные из бюджета региона или иного внебюджетного фонда, принадлежащего местным управленческим органам;
- средства, состоящие из какого-либо имущества эмитента или принадлежащих ему имущественных прав;
К такому виду гарантии возвратности можно отнести здания и земельные участки, принадлежащие органам местной власти; товарные или сырьевые активы, находящиеся в распоряжении эмитента; объекты, на строительство которых были потрачены полученные заемные средства и так далее.
- средства из резервных фондов, созданных специально для обеспечения возврата задолженности. Размер таких фондов может покрывать часть полученного займа или всю сумму займа целиком.
Гарантами возврата задолженности могут выступать любые юридические организации.
На практике часто встречается, что гарантами являются крупнейшие в регионе банки или само правительство региона. Этот фактор является главным при выборе способа инвестирования займодавцем. Ни что не может быть более стабильным и иметь постоянный доход как органы власти.
В большинстве случаев в современной экономической ситуации все займы выпускаются с несколькими гарантиями, обеспечивающими своевременное погашение задолженности. В связи с этим муниципальные займы получили название – комбинированные.
Внутренние заимствования
Внутренние муниципальные заимствования осуществляются на основе разработанных в конкретном регионе программ, которые можно реализовать в наступающем отчетном периоде (как правило, берется 1 год).
Все программы, до вступления их в стадию реализации, утверждаются главой администрации местного органа власти.
В соответствии с этими документами регламентируется размер внутренних заимствований, сроки, на которые могут быть привлечены средства и гарантии, покрывающие привлеченные деньги.
Внутренние муниципальные займы могут быть направлены на погашение дефицита местного бюджета и на осуществление имеющихся планов реконструкции и развития региона.
Законом утверждается, что муниципальные органы власти могут привлекать внутренние средства в размерах, которые по сумме не превышают разработанный и утвержденный бюджет региона.
Причем, расходы, связанные с выпуском и обслуживанием ценных бумаг не должны составлять более 15% предусмотренных местным бюджетом расходов.
Муниципальные облигационные займы
Одним из способов привлечения необходимых властям денежных средств является выпуск и распространение облигаций.
Ценные бумаги могут быть выпущены на:
- строительство или модернизацию определенного объекта. В этом случае предусматривается, что доходность облигации будет рассчитываться исходя из доходности объекта, на который были направлены привлеченные средства;
Причем, погашение облигации так же осуществляется из средств, вырученных за счет работы объекта. Самой распространенной формой такого облигационного заимствование считается привлечение средств инвесторов на строительство жилых домов.
Условиями выпуска облигаций может быть предусмотрено, что владелец ценной бумаги в момент наступления срока ее погашения получает не денежную сумму, а квартиру в построенном здании.
- иные цели, предусмотренные законодательством РФ. При этом может быть оговорено, что погашение задолженности будет осуществляться от результатов определенной деятельности.
В настоящее время большинство муниципальных образований привлекают в свой бюджет дополнительные средства путем выпуска облигаций. Такой способ инвестирования считается наименее затратным.
Однако существует ряд проблем, связанный со свободным обращением выпущенных ценных бумаг на рынке и как следствие ненадлежащей ликвидностью займов.
В настоящее время Правительство РФ усиленно работает над решением этой проблемы, тем самым, передавая большую часть полномочий по управлению регионом органам местного управления.
Видео: открытые уроки по финансовой грамотности — муниципальные облигации
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Наиболее
важные вопросы, касающиеся займов
органов местного самоуправления и
оценки их долгов.
О
муниципальных заимствованиях в РФ мы
можем говорить примерно с 1995-97гг., когда
органы местного самоуправления России
впервые стали использовать заемные
средства для пополнения местной казны
и осуществлять эмиссию ценных бумаг от
своего имени. Пик заимствований приходится
на 1998г., когда совокупный долг муниципальных
образований (МО) РФ в капитальном
внутреннем долге РФ оценивался как
25-30%.
Содержание,
эволюция и механизм займов органов
местного самоуправления. Законодательное
оформление муниципальных заимствований
начинается с момента реализации этой
практики некоторыми МО РФ. Так, к заемным
средствам местного бюджета, согласно
закону РФ О финансовых основах местного
самоуправления(1997г), относятся займы у
юридических и физических лиц под
выпушенные муниципалитетом ценные
бумаги (муниципальные облигации, жилищные
сертификаты), кредиты кредитных
организаций, бюджетные ссуды у вышестоящих
бюджетов (государственного и субъекта
РФ). Этот закон устанавливал лимит займов
(долговых обязательств) МО: они не должны
превышать 15% от объема расходов
утвержденных проектом бюджета.
Вступивший
в силу с 1.01.00г. Бюджетный кодекс РФ
определяет муниципальные заимствования
как займы и кредиты, привлекаемые от
юридических и физических лиц, по которым
возникают долговые обязательства МО
как заемщика или гаранта погашения
займов (кредитов) другими заемщиками,
выраженные в валюте обязательств (статья
90). Проблема муниципальных займом
рассматривается сейчас, прежде всего,
в связи с источниками финансирования
дефицита местного бюджета, к которым
относят:
—
муниципальные займы путем выпуска
ценных бумаг от имени МО;
—
кредиты кредитных организаций;
—
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты;
—
поступления от продажи муниципального
имущества;
—
изменения остатков средств на счетах
местного бюджета.
Статьей
92 Бюджетного кодекса РФ установлен
лимит на размер дефицита местного
бюджета — не более 10% объема его доходов
без учета финансовой помощи из вышестоящих
бюджетов (некоторые исключения связаны
с поступлениями от продажи имущества).
Содержание,
структура и управление муниципальным
долгом.
Использование
муниципальных заимствований ведет к
образованию муниципального долга и
необходимости его обслуживания.
Муниципальный долг-совокупность долговых
обязательств муниципального образования,
обеспечивается всем муниципальным
имуществом составляющим муниципальную
казну.
Долговые
обязательства муниципального образования
в РФ могут существовать в виде:
—
кредитных соглашений и договоров;
—
займов путем выпуска муниципальных
ценных бумаг;
—
договоров и соглашений о получении МО
бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов
иных уровней;
—
договоров о предоставлении муниципальных
гарантий.
В
объем муниципального долга включаются:
—
номинальная сумма долга по муниципальным
ценным бумагам;
—
объем долга по кредитам;
—
объем долга по бюджетных ссудам и
бюджетным кредитам от бюджетов иных
уровней;
—
объем обязательств по муниципальным
гарантиям, предоставленным МО.
Органы
МС используют все полномочия по
формированию доходов местного бюджета
для погашения долговых обязательств и
обслуживания долга. Долговые обязательства
погашаются в сроки определяемые условиями
займа и не могут превышать 10 лет.
Управление
муниципальным долгом осуществляется
уполномоченным органом местного
самоуправления в соответствии с уставом
МО. При управлении долгом используется
его реструктуризация.
Реструктуризация
муниципального долга — прекращение
долговых обязательств, с заменой их на
другие, предусматривающие иные условия
обслуживания и погашения обязательств
(может идти с частичным списанием суммы
основного долга).
Предельный
объем муниципального долга. Верхний
предел муниципального долга устанавливается
правовым актом органа местного
самоуправления о местном бюджете на
очередной финансовый год в т. ч. и
предельный объем обязательств по
муниципальным гарантиям. Он не должен
превышать объем доходов бюджета без
учета финансовой помощи и бюджетов иных
уровней.
Программа
заимствований МО. Программа муниципальных
заимствований — это перечень займов на
очередной финансовый год по видам
заимствований, общий объем займов,
направляемых на покрытие дефицита и
погашение муниципальных долговых
обязательств. Если займы обеспеченные,
то указываются данные об эмиссии
обязательств и перечень имущества,
которое служит обеспечением данных
обязательств. Программа предоставляется
исполнительным органом представительному
в виде приложения к проекту решения о
бюджете на очередной год. Сюда же
включаются соглашения о займах предыдущих
лет, если они не утратили силу.
Предельные
объемы расходов на обслуживание и
погашение муниципального долга.
Осуществление муниципальных заимствований
и предоставление гарантий иным заемщикам
допускаются только при утверждении
параметров:
—
средства из источников финансирования
дефицита местного бюджета должны
составлять не более 10% объема его доходов
без учета финансовой помощи из вышестоящих
бюджетов;
—
предельный размер муниципального долга
устанавливается правовым актом органа
местного самоуправления о местном
бюджете на очередной финансовый год в
т. ч. и предельный объем обязательств
по муниципальным гарантиям. Он не должен
превышать объем доходов бюджета без
учета финансовой помощи и бюджетов иных
уровней;
—
предельный объем расходов на обслуживание
муниципального долга не должен превышать
15% объема расходов местного бюджета.
Если
при исполнении бюджета нарушаются
данные параметры и МО не в состоянии
обслуживать и погашать свои обязательства,
то принятие новых долговых обязательств
возможно только путем установления
утвержденных параметров. При этом
уполномоченный на то орган субъекта РФ
может применить меры:
—
назначить проверку исполнения местного
бюджета;
—
передать его исполнение под контроль
органа исполняющего бюджет субъекта
РФ;
принять
иные меры предусмотренные законодательством
РФ.
Поступления
средств от займов отражаются в бюджете
как источники финансирования дефицита
бюджета, а расходы на обслуживание
долговых обязательств по муниципальным
ценным бумагам как расходы на обслуживание
муниципального долга.
Предоставление
муниципальных гарантий (МГ). МГ
предоставляются юридическим лицам для
обеспечения исполнения их обязательств
перед третьими лицами. Решением о бюджете
на очередной финансовый год устанавливается
перечень муниципальных гарантий на
сумму, превышающую 0, 01% расходов местного
бюджета. Они предоставляются уполномоченным
органом местного самоуправления, который
обязан провести проверку финансового
состояния получателя гарантии.
Бюджетные
учреждения в РФ не имеют права получать
кредиты у кредитных организаций,
юридических и физических лиц, за
исключением ссуд из бюджетов и
государственных внебюджетных фондов.
Муниципальные унитарные предприятия
регистрируют свои займы у третьих лиц
в соответствующем финансовом органе,
который и ведет реестр их задолженности.
Система
учета и регистрации муниципальных
заимствований. МО РФ регистрируют свои
займы в Министерстве Финансов РФ.
Информация о долговых обязательствах
вносится уполномоченным органом в
муниципальную долговую книгу в срок не
более 3 дней с момента возникновения
обязательств. Эта информация в обязательном
порядке передается органу, ведущему
долговую книгу субъекта РФ и затем в
государственную долговую книгу РФ.
Муниципальная долговая книга содержит
информацию об объеме долговых обязательств
МО (в т. ч. гарантий), о дате заимствований,
о формах обеспечения, об исполнении
указанных обязательств полностью или
частично, а также другую информацию,
состав которой определяется представительным
органом местного самоуправления
муниципальных заимствований.
Ответственность
по муниципальным облигациям. Отличие
муниципальных займов от государственных
состоит в том, что выпуск муниципальных
облигаций обеспечивается муниципальным
имуществом и средствами местного
бюджета. Государство не несет
ответственности по обязательствам МО,
а муниципальное образование не несет
ответственности по обязательствам
государства. Порядок выпуска муниципальных
облигаций, размещения, обращения, и
распространения их определяется
законодательством РФ. Исполнение
обязательств по муниципальным облигациям
осуществляется за счет средств местной
казны в соответствии с правовым актом
ОМС о местном бюджете на текущий
финансовый год. Краткосрочные заимствования
в любой форме не могут производиться
до утверждения бюджета.
Методологические
подходы к организации муниципальных
займов в РФ.
Данная
проблема достаточно подробно была
рассмотрена в трудах русских экономистов
Л.А. Велихова, А.В. Чаянова. Они исходили
из той посылки, что займы носят возвратный
характер и должны использоваться только
на развитие МО. Велихов выделял
обыкновенные (текущие) расходы коммун
и чрезвычайные (не постоянные). Для
покрытия этих расходов должны
использоваться различные источники
доходов, которые можно назвать
экстрординарными:
—
отчуждение имущества;
—
заблаговременное накопление фондов;
—
субсидии государства;
—
заем или кредит.
Особую
важность для развития территорий имеют
заемные средства. Источниками их могут
выступать:
—
население;
—
государство;
—
частные кредитные учреждения;
—
другие органы местной власти (взаимный
кредит).
Наиболее
значимой формой муниципальных займов
является взаимный кредит, который
подразумевает объединение ресурсов
муниципальных образований для решения
конкретных задач.
Велихов
выделяет четыре формы взаимного
кредитования:
—
посредничество при отыскании нужных
кредитов;
—
создание учреждений для взаиморасчетов
между МО-ми без посредства денег;
—
муниципальные банки, в которых
ответственность ограничена долей
участия каждого МО.
—
муниципальные банки взаимного кредита
с солидарной ответственностью.
Применение
той или иной формы взаимного кредита
зависит, прежде всего, от величины МО и
его финансово-экономической мощности.
Сейчас в РФ существуют МО с формирующими
ФПГ (финансово-промышленными группами),
где учитываются все 4 формы взаимного
кредитования и МО, которые объединяют
муниципальные гарантии для получения
наиболее дешевого и крупного займа.
Современный
научный и нормативно-правовой подход
к муниципальным заимствованиям России
состоит в том, что они рассматриваются
как один из источников образования
муниципальных финансов, в частности,
источник финансирования дефицита
местного бюджета (по проекту или в ходе
его исполнения), источник финансирования
бюджета развития (капитальные вложения)
или целевых муниципальных программ.
Практика
муниципальных заимствований в РФ
показывает, что многие МО использовали
и используют данный механизм мобилизации
финансовых ресурсов на территории. Этот
инструмент применяется и для финансирования
дефицита местного бюджета через
муниципальные облигации и кредиты
коммерческих банков и для финансирования
целевых муниципальных программ
капитального характера (предусмотренных
Уставом МО), например, строительство
жилья в городе, обновление подвижного
состава общественного автотранспорта,
другое. Остановимся на этом поподробнее.
Использование
муниципальных займов для финансирования
капитальных затрат. Органы местного
самоуправления осуществляют капитальные
расходы, в основном, за счет средств
бюджета развития. Регулирование этих
расходов должно предусматривать:
Создание
в соответствующих муниципальных
образованиях благоприятных условий
для развития инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, путем:
—
установления льгот по уплате местных
налогов;
—
защиты интересов инвесторов;
—
предоставления субъектам инвестиционной
деятельности льготных условий пользования
землей и другими природными ресурсами,
находящимися в муниципальной собственности;
—
расширения использования средств
населения и иных внебюджетных источников
финансирования жилищного строительства
и строительства объектов социально-культурного
назначения путем муниципальных займов;
Прямое
участие органов местного самоуправления
в инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, путем:
—
разработки, утверждения и финансирования
инвестиционных проектов, осуществляемых
муниципальными образованиями;
—
размещения на конкурсной основе средств
местного бюджета для финансирования
инвестиционных проектов.
—
проведения экспертизы инвестиционных
проектов в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
—
выпуска муниципальных займов в
соответствии с законодательством
Российской Федерации;
-вовлечения
в инвестиционный процесс временно
приостановленных и законсервированных
строек и объектов, находящихся в
муниципальной собственности.
Органы
местного самоуправления, кроме того,
вправе предоставлять на конкурсной
основе муниципальные гарантии по
инвестиционным проектам за счет местных
бюджетов.
Расходы
на финансирование инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений органами местного
самоуправления, предусматриваются
местными бюджетами на очередной
финансовый год.
Контроль
за целевым и эффективным использованием
средств местных бюджетов, направляемых
на капитальные вложения, осуществляют
органы, уполномоченные представительным
органом местного самоуправления.
Средства
бюджета развития должны аккумулироваться
на специальных счетах, открываемых
отделениями Федерального казначейства
или учреждениях Центрального банка РФ
или банка, обслуживающего соответствующий
местный бюджет.
Средства
бюджета развития направляются на
финансирование инвестиционных проектов,
отобранных на конкурсной основе.
Управление
бюджетом развития осуществляют органы
местного самоуправления или уполномоченные
(специально созданные) ими органы.
Порядок
и условия предоставления средств из
бюджета развития должны быть разработаны
представительным органом местного
самоуправления и не должны противоречить
действующему. Очень многие МО РФ — крупные
города имеют положительный опыт
использования займов для финансирования
развития локальной территории (г.
Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль
и другие). Также необходимо отметить,
что большинство МО РФ имеют и большие
проблемы по обслуживанию своих
муниципальных долгов и, особенно,
погашению их. Отсюда, анализ методики
и практики муниципальных заимствований
в РФ имеет большое научное и прикладное
значение.
Таким
образом, в широком смысле слова, в
качестве муниципальных займов
рассматриваются денежные ресурсы,
привлекаемые для покрытия дефицита
местного бюджета от физических и
юридических лиц (резидентов или
нерезидентов) на основании заключенных
договоров, по которым возникают долговые
обязательства МО как заемщика или
гаранта.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник