Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.
Рассмотрим некоторые инструменты управления государственным долгом:
- 1. Рефинансирование — это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;
- 2. Конверсия — превращение долговых обязательств в новые обязательства, изменение размера доходной части принятых обязательств;
- 3. Консолидация — это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств;
- 4. Унификация — это замена двух и более ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый
- 5. Аннулирование — это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью.
- 6. Реструктуризацией долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.
Основные схемы реструктуризации включают в себя:
- — списание долга (аннулирование займа);
- — выкуп долга — куплю страной-заемщиком своих долговых обязательств на открытом рынке со значительным дисконтом.
- — секъюритизация — представляет собой механизм эмиссии дебитором новых обязательств в виде облигаций, которые или обмениваются на старый долг, или продаются на открытом рынке (формы ценных бумаг: иностранные облигации и еврооблигации).
Успех операции будет зависеть от:
- 1) готовности рынка взять дополнительный риск;
- 2) состояния финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств;
- 3) политических мотивов.
Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы.
Конверсия проводится следующими своп-операциями:
- — «долг на наличность»: выкуп долга с дисконтом по негарантированной коммерческой задолженности;
- — «долг на экспорт»: данная схема поддерживает конкурентоспособные внутренние производства, содействует увеличению их экспорта;
- — «долг на налоги»: при реализации данной схемы необходимо законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-держателей внешнего долга России. Подобная конверсия предоставляться только при осуществлении новых инвестиций в приоритетные отрасли;
- — «долг в облигационные обязательства»: реструктуризация задолженности Лондонскому клубу кредиторов;
- — «долг на собственность»: в рамках приватизации использование схемы обмена долговых обязательств на акции приватизированных предприятий;
- — «долг на долг»: своп внешних обязательств в финансовые активы.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.
Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.
Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.
Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:
Э = (П -Р ) / Р * 100 (1)
где П — поступления по системе государственного кредита;
Р — расходы по системе государственного кредита.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.
На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.
В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.
Источник
Понятие государственного долга и управление им
Функционирование государственно кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от сферы применения государственного кредита различают:
— внутренний;
— внешний государственный долг.
В соответствии с законом РБ «О внутреннем государственном долге РБ» под внутренним государственным долгом страны понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность правительства перед юридическими и физическими лицами на территории республики.
Государственный долг делится на:
— капитальный;
— текущий.
Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.
Текущий – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Государственным долгом необходимо управлять. Управление государственным долгом представляет собой определенные обстоятельства, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
Управление государственным долгом осуществляет Правительство или по его поручению Минфин. Важнейшей их функцией и задачей в этом процессе является:
— ограничение темпов увеличения государственного долга;
— своевременное его погашение;
— реальные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.
В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Оно осуществляется путем погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
В управлении гос. долгом могут использоваться и такие меры как, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займа.
Конверсия – это изменение доходности займа. В целях снижения расходов по управлению гос. долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам, однако не исключено и повышение доходности.
Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация гос. займов обычно производится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без неё. Унификация займов – есть объединение несколько займов в один, кода облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Обмен облигация по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.
Отсрочка погашения займа используется в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.о. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату % по старым. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации владельцам облигаций предполагается выплата доходов по ним.
Под аннулированием гос. долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.
Источник
Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.
Методы управления государственным долгом
· Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.
· Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.
· Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.
· Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.
· Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.
· Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.
· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.
Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.
Принципы управления государственным долгом
Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:
· Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.
· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.
· Сохранить у государства репутацию хорошего заемщика за счет беспрерывного выполнения всех обязательств перед инвесторами.
· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.
· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.
· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.
· Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.
Основные проблемы управления государственным долгом
· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.
· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.
· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.
Источник
1) конверсия
2) консолидация
3) реструктуризация
4) унифицирование
5) рефинансирование
Объединение(замена)нескольких ранее выпущенных займов в один новый, — этот метод называется
1) конверсия
2) консолидация
3) унифицирование
4) реструктуризация
5) рефинансирование
Изменение доходности займа, — этот метод называется
1) конверсия
2) консолидация
3) унифицирование
4) реструктуризация
5) рефинансирование
Кокой максимальный срок установлен для погашения муниципального долга?
1) 10 лет
2) 20 лет
3) 30 лет
4) срок определяется договором
Какой максимальный срок установлен для погашения бюджетного долга субъекта РФ?
1) 10 лет
2) 20 лет
3) 30 лет
4) срок определяется договором
Кто имеет право на внешние заимствования
1) Российская Федерация
2) субъекты РФ
3) муниципальные образования
4) все перечисленные
5) РФ и субъекты РФ
В какой срок должна быть подана декларация о доходах физическим лицом?
1) до 1 апреля
2) до 30 апреля
3) до 1 мая
Федеральный закон устанавливающий налог вступает в силу
1) через 10 дней после официального опубликования
2) не ранее 1-го числа очередного налогового периода
3) не ранее 1-го января следующего года
Что такое камеральная налоговая проверка ?
1) выездная проверка налогового органа
2) внутренняя проверка самого налогоплательщика
3) проверка по месту нахождения налогового органа
42. Валютные ценности это:
1) иностранная валюта
2) золотые изделия
3) аметисты
Чем обеспечивается самостоятельность бюджетов?
1) Возможностью получения кредитов из МВФ
2) Получением дотаций из других бюджетов
3) Введением режима чрезвычайного расходования средств
4) Наличием собственных источников доходов
Обязательное страхование — это
1) страхование, основанное на договорных отношениях
2) если один из субъектов государственная страховая организация
3) страхование в целях обеспечения интересов граждан
4) страхование, осуществляемое в силу закона
Суть принципа реальности бюджетной системы — это обеспечение
1) всей полноты источников доходов в бюджете
2) всех предусмотренных поступлений денежных средств в бюджет
3) единой бюджетной классификации
4) открытого, всестороннего обсуждения бюджета
46. Какие категории пассажиров подлежат обязательному личному страхованию пассажиров?
1) пассажиры всех видов транспорта на всех линиях
2) пассажиры на внутренних междугородних линиях
3) пассажиры на линиях международных сообщений
Отношение по страхованию одного объекта несколькими страховыми организациями одновременно — это
1) Страхование
2) Сострахование
3) Страхователи
4) Перестрахование
Передача на договорной основе части обязанностей по страховому возмещению одним участником страхования другому, обладающему такими же полномочиям, называется
1) Страхование
2) Сострахование
3) Страхователи
4) Перестрахование
Физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями
1) Страховщик
2) Выгодоприобретатель
3) Страховой брокер
4) Страховой агент
Отношение по защите здоровья и имущества от возможных посягательств и возмещению причиненного вреда
1) Страхование
2) Сострахование
3) Страхователи
4) Перестрахование
Физическое или юридическое лицо, уплатившее страховой взнос по договору и участвующее в страховых отношениях
1) Страхователь
2) Страховщик
3) Выгодоприобретатель
52. Физическое или юридическое лицо, называемое в момент заключение договора для получения страховых выплат
1) Страхователь
2) Страховщик
3) Страховой брокер
4) Выгодоприобретатель
Юридические или физические лица, зарегистрированные как предпринимателей, осуществляющие деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика
1) Страховщик
2) Выгодоприобретатель
3) Страховой брокер
4) Страховой агент
Бюджетные средства ,предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов, называются
1) дотацией
2) субсидией
3) субвенцией
4) трансфертом
5) бюджетный кредит
Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, называются
1) дотацией
2) субсидией
3) субвенцией
4) бюджетный кредит
Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются
1) дотацией
2) субсидией
3) субвенцией
4) бюджетный кредит
Какой орган власти принимает решение о введении чрезвычайного положения?
1) Президент Российской Федерации
2) Правительство Российской Федерации
3) Федеральное Собрание
Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возмездной и возвратной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года
1) дотацией
2) субсидией
3) субвенцией
4) бюджетный кредит
Предусматривает ли осуществление финансирования возвратность и(или) возмездность выдачи средств из государственного бюджета?
1) предусматривает возмездность
2) предусматривает возвратность
3) предусматривает возмездность и возвратность
4) не предусматривает ни возмездность, ни возвратности
Источник