Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным и муниципальным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Управление государственным долгом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.
Под управлением государственным и муниципальным долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
— привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;
— минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
— недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;
— удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
— создание определенной степени доверия Правительству, сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
— диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов РФ, Правительство РФ и Центральный банк.
Следует различать государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления субъектов Федерации, местных органов власти.
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации.
Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, если они не были
гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.
Методы управлениягосударственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночноймодели регулирования долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, обмен долга и др.
Реструктуризациидолга — изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Конверсиейназывается изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности.
Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.
Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.
Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.
Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы, обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.
Рефинансированиедолга — погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов
Погашение займовосуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).
Выплата доходовпроизводится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению— несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.
К новым методам покрытия обязательствперед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсиявнешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.
ТЕСТ К РАЗДЕЛУ 9
1. Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как…
а) гарант;
б) кредитор;
в) заемщик.
2. Как экономическая категория государственный кредит…
а) находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита;
б) является классической финансовой категорией;
в) эквивалентен экономической категории кредита
3. Объединение нескольких внешних займов в один заем, называется…
а) унификацией;
б) рефинансированием;
в) конверсией;
г) консолидацией.
4. Общегосударственный долг состоит из…
а) вновь возникшей задолженности Правительства РФ;
б) задолженности прошлых лет Правительства РФ;
в) задолженности прошлых лет органов управления низовыми звеньями;
г) задолженности прошлых лет Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями и вновь возникшей задолженности.
5. Расходы по управлению государственным долгом могут быть покрыты за счет…
а) особых финансовых операций отдельно от бюджета;
б) бюджетных средств;
в) временно свободных денежных средств населения;
г) временно свободных денежных средств предприятий.
6. Изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности, называется
а) унификацией;
б) конверсией;
г) консолидацией;
в) рефинансированием.
7. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем…
а) выпуска ценных бумаг любым эмитентом;
б) выпуска ценных бумаг акционерными обществами;
в) выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
8. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на…
а) на размещаемые центральными и местными органами управления;
б) на внутренние и внешние; в) рыночные и нерыночные;
г) на закладные и беззакладные.
9. Отличие конверсии займа от консолидации:
а) эти понятия – синонимы;
б) конверсия касается изменения условий займа, касающегося его доходности, консолидация — только сроков погашения;
в) конверсия и консолидация — абсолютно разные понятия, между ними нет ничего общего;
г) конверсия касается сроков погашения займа, а консолидация связана с изменением всех условий выпущенного займа.
10. Органом оперативного управления государственным долгом является
а) Федеральное Собрание РФ;
б) Министерство финансов РФ;
в) Парламент РФ;
г) Аппарат Президента.
Источник
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.
Рассмотрим некоторые инструменты управления государственным долгом:
- 1. Рефинансирование — это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;
- 2. Конверсия — превращение долговых обязательств в новые обязательства, изменение размера доходной части принятых обязательств;
- 3. Консолидация — это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств;
- 4. Унификация — это замена двух и более ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый
- 5. Аннулирование — это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью.
- 6. Реструктуризацией долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.
Основные схемы реструктуризации включают в себя:
- — списание долга (аннулирование займа);
- — выкуп долга — куплю страной-заемщиком своих долговых обязательств на открытом рынке со значительным дисконтом.
- — секъюритизация — представляет собой механизм эмиссии дебитором новых обязательств в виде облигаций, которые или обмениваются на старый долг, или продаются на открытом рынке (формы ценных бумаг: иностранные облигации и еврооблигации).
Успех операции будет зависеть от:
- 1) готовности рынка взять дополнительный риск;
- 2) состояния финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств;
- 3) политических мотивов.
Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы.
Конверсия проводится следующими своп-операциями:
- — «долг на наличность»: выкуп долга с дисконтом по негарантированной коммерческой задолженности;
- — «долг на экспорт»: данная схема поддерживает конкурентоспособные внутренние производства, содействует увеличению их экспорта;
- — «долг на налоги»: при реализации данной схемы необходимо законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-держателей внешнего долга России. Подобная конверсия предоставляться только при осуществлении новых инвестиций в приоритетные отрасли;
- — «долг в облигационные обязательства»: реструктуризация задолженности Лондонскому клубу кредиторов;
- — «долг на собственность»: в рамках приватизации использование схемы обмена долговых обязательств на акции приватизированных предприятий;
- — «долг на долг»: своп внешних обязательств в финансовые активы.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.
Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.
Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.
Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:
Э = (П -Р ) / Р * 100 (1)
где П — поступления по системе государственного кредита;
Р — расходы по системе государственного кредита.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.
На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.
В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.
Источник
1) актами органов местного самоуправления
2) федеральными законами
3) законами субъектов РФ
4) всеми перечисленными
Какие из налогов относятся к целевым?
1) Налог на операции с ценными бумагами
2) Акцизы
3) Налоги на наследование и дарение
4) Дорожный налог
29. Какой орган ведет реестр внутреннего и внешнего долга России?
1) Министерство финансов
2) Центральный Банк РФ
3) Правительство РФ
4) Государственная дума
Основные условия предоставления кредита — это
1) безвозмездность и возвратность
2) обязательность и законность
3) целевой характер использования
4) возмездность и возвратность
5) добровольность и срочность
В чем особенности отношений по государственному кредиту?
1) Отношения строятся на приоритетных началах
2) Отношения строятся на равенстве сторон
3) Стороны не равны в правоотношении
Погашение государственной задолженности путем выпуска новых займов, — этот метод называется
1) конверсия
2) консолидация
3) унифицирование
4) реструктуризация
5) рефинансирование
Изменение срока действия (погашения) выпущенных займов — этот метод называется
1) конверсия
2) консолидация
3) реструктуризация
4) унифицирование
5) рефинансирование
34. Объединение(замена)нескольких ранее выпущенных займов в один новый, — этот метод называется
1) конверсия
2) консолидация
3) унифицирование
4) реструктуризация
5) рефинансирование
Изменение доходности займа, — этот метод называется
1) конверсия
2) консолидация
3) унифицирование
4) реструктуризация
5) рефинансирование
Кокой максимальный срок установлен для погашения муниципального долга?
1) 10 лет
2) 20 лет
3) 30 лет
4) срок определяется договором
Какой максимальный срок установлен для погашения бюджетного долга субъекта РФ?
1) 10 лет
2) 20 лет
3) 30 лет
4) срок определяется договором
Кто имеет право на внешние заимствования
1) Российская Федерация
2) субъекты РФ
3) муниципальные образования
4) все перечисленные
5) РФ и субъекты РФ
В какой срок должна быть подана декларация о доходах физическим лицом?
1) до 1 апреля
2) до 30 апреля
3) до 1 мая
Федеральный закон устанавливающий налог вступает в силу
1) через 10 дней после официального опубликования
2) не ранее 1-го числа очередного налогового периода
3) не ранее 1-го января следующего года
Что такое камеральная налоговая проверка ?
1) выездная проверка налогового органа
2) внутренняя проверка самого налогоплательщика
3) проверка по месту нахождения налогового органа
42. Валютные ценности это:
1) иностранная валюта
2) золотые изделия
3) аметисты
43. Чем обеспечивается самостоятельность бюджетов?
1) Возможностью получения кредитов из МВФ
2) Получением дотаций из других бюджетов
3) Введением режима чрезвычайного расходования средств
4) Наличием собственных источников доходов
Обязательное страхование — это
1) страхование, основанное на договорных отношениях
2) если один из субъектов государственная страховая организация
3) страхование в целях обеспечения интересов граждан
4) страхование, осуществляемое в силу закона
Суть принципа реальности бюджетной системы — это обеспечение
1) всей полноты источников доходов в бюджете
2) всех предусмотренных поступлений денежных средств в бюджет
3) единой бюджетной классификации
4) открытого, всестороннего обсуждения бюджета
Какие категории пассажиров подлежат обязательному личному страхованию пассажиров?
1) пассажиры всех видов транспорта на всех линиях
2) пассажиры на внутренних междугородних линиях
3) пассажиры на линиях международных сообщений
Отношение по страхованию одного объекта несколькими страховыми организациями одновременно — это
1) Страхование
2) Сострахование
3) Страхователи
4) Перестрахование
Передача на договорной основе части обязанностей по страховому возмещению одним участником страхования другому, обладающему такими же полномочиям, называется
1) Страхование
2) Сострахование
3) Страхователи
4) Перестрахование
Источник