Декрет
от 21 января 1918 года
Об аннулировании государственных займов
1. Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, перечисленные в особо публикуемом списке, аннулируются (уничтожаются) с декабря 1917 года. Декабрьские купоны названных займов оплате не подлежат.
2. Равным образом аннулируются все гарантии, данные названными правительствами по займам различных предприятий и учреждений.
3. Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы.
4. Краткосрочные обязательства и серии Государственного Казначейства остаются в силе. Проценты по ним не уплачиваются, а самые их облигация имеют хождение наравне с кредитными билетами.
5. Малоимущие граждане, владеющие аннулируемыми государственными бумагами внутренних займов на сумму не свыше 10.000 рублей (по номинальной стоимости), получают взамен именные свидетельства нового займа Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на сумму, не превышающую 10.000 рублей. Условия займа будут определены особо.
6. Вклады в государственные сберегательные кассы и проценты по ним неприкосновенны. Все облигации аннулируемых займов, принадлежащие сберегательным кассам, заменяются книжным долгом Российской Социалистическое Федеративной Советской Республики.
7. Кооперативы, местные самоуправления и другие общеполезные или демократические учреждения, владеющие облигациями аннулируемых займов, удовлетворяются на основании правил, вырабатываемых Высшим Советом Народного Хозяйства совместно с представителями этих учреждений, если будет доказано, что эти облигации приобретены до опубликования настоящего декрета.
Примечание. Местным органам Высшего Совета Народного Хозяйства предоставляется определять, какие местные учреждения подходят под понятие общеполезных или демократических.
8. Общее руководство ликвидацией государственных займов возлагается на Высший Совет Народного Хозяйства.
9. Все дело ликвидации займов возлагается на Государственный Банк, которому и вменяется в обязанность немедленно приступить к регистрации всех имеющихся в руках различных владельцев облигаций государственных займов, а также других процентных бумаг, как подлежащих, так и не подлежащих аннулированию.
10. Советы Рабочих. Солдатских и Крестьянских Депутатов образуют, по соглашению с местными советами народного хозяйства, комиссии для определения того, какие граждане относятся к числу малоимущих.
Эти комиссии имеют право аннулировать полностью сбережения, приобретенные нетрудовым путем, даже если эти сбережения не превышают суммы в 5.000 рублей.
Распубликован в № 20 Газеты Рабочего и Крестьянского Правительства от 28 января 1918 года.
См. также[править]
- Постановление ВСНХ от 07.03.1918 О правилах применения декрета об аннулировании государственных займов
- Постановление СНК РСФСР от 26.10.1918 Об аннулированных государственных процентных бумагах
- Декрет СНК РСФСР от 16.09.1920 О прекращении выдачи возмещения за аннулированные ценные бумаги
Источник
Об аннулировании государственных займов», Декрет ВЦИК от 21 января 1918 г.
[c.154]
АННУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВ ЦАРСКОГО И ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВ—отказ Советского государства от платежей по внутренним и внешним займам, заключенным пр-вами российских помещиков и российской буржуазии. Осуществлено декретом ВЦИК от 3 февр. (21 янв.) 1918 г. Номинальная сумма государственного долга к этому моменту составляла 60 млрд. руб., в т. ч. 44 млрд. руб. — внутренний долг. Кроме прямого долга, на государственном казначействе царской России лежали обязательства по гарантированным гос-вом облигационным займам частных ж. д. на 2,5 млрд. руб. и обязательства Дворянского и Крестьянского земельных банков на 2,9 млрд. руб. Аннулирование государственного долга — революционный акт, имевший огромное политич. значение. В декрете ВЦИК от 3 февр. 1918 г. предусматривалось аннулирование с дек. 1917 г. 1) всех государственных займов, заключенных правительствами российских помещиков и российской буржуазии, 2) всех гарантий, данных названными правительствами по займам различных предприятий и учреждений, 3) всех иностранных займов без каких-либо исключений. Краткосрочные обязательства и серии государственного казначейства сохраняли свою силу, причем проценты по ним не уплачивались, а их облигации имели хождение наравне с кредитными билетами. Малоимущие граждане, владевшие аннулированными государственными бумагами внутренних займов на сумму не свыше 10 тыс. руб. (по номинальной стоимости), должны были получить взамен именные свидетельства нового займа РСФСР. Во изменение этого порядка в дальнейшем было установлено, что стоимость обли-
[c.72]
Лит. Декреты Советской власти , т. I (Декрет ВЦИК об аннулировании государственных займов). Госполитиздат, 1957 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК , ч. I, изд. 7, стр. 378 Ленин В. И., Соч., изд. 4-е. т. 33, стр. 117—152 ( О внутренней и внешней политике республики , отчет ВЦИК и СНК IX Всероссийскому съезду Советов 23 декабря 1921 г.) Ленин В. И., Соч., т. 26, стр. 353 Денежное обращение и кредитная система Союза ССР за 20 лет , Госфиниздат. 1939 Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, Госфиниздат, ч. I, 1947 Р и в к и н В., Финансовая политика в период Великой Октябрьской социалистической революции, Госфиниздат, 1957.
[c.72]
ДЕКРЕТ ОБ АННУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ —один из революционных актов Советской власти, принятых в первые месяцы диктатуры пролетариата и сыгравших важную историч. роль для обеспечения экономич. независимости страны. Еще накануне Октябрьской революции VI съезд партии большевиков наметил в качестве одной из мер борьбы с финансовым крахом отказ от уплаты государственных долгов, как внешних, так и внутренних, с соблюдением, однако, интересов мелких подписчиков ( КПСС в резолюциях , изд. 7-е, ч. 1-я, стр. 378). Проект Декрета был рассмотрен Совнаркомом 14 (1) янв. 1918 г., на след, день опубликован в вечернем выпуске Правды и утвержден на заседании ВЦИК 3 февр. (21 янв.). Декрет освободил Советское государство от тяжелой дани иностранному капиталу, наложенной на трудящихся политикой российских дворян и капиталистов, способствовал подрыву финансовой базы внутренней буржуазии и ликвидированного класса помещиков. Огромное политич. значение имел провозглашенный Декретом полный отказ Советского государства принять на себя обязательства антинародных пр-в дореволюционной России. Вместе с тем Декрет предусматривал ряд мер, ограждавших интересы малоимущих граждан (см. Аннулирование государственных долгов царского и Временного правительств). Аннулированию займов предшествовало запрещение всех сделок с ценными бумагами (Декрет СНК от 29 дек. 1917 г.). «ДЕЛОВЫЕ БАНКИ—коммерческие банки Франции, занимающиеся долгосрочным кредитованием и финансированием пром-сти, в отличие от депозитных банков, ведущих, как правило, краткосрочные кредитные операции. Особенность Д. б. заключается в том, что в их ресурсах значительный удельный вес занимают собственные капиталы и срочные вклады банков. В активных операциях решающую роль играют операции по выпуску и размещению ценных бумаг и выдаче под них ссуд. На основе осуществления этих операций происходит сращивание Д. б. с пром-стью. Различие между Д. б. и депозитными банками в значительной мере носит формальный характер в эпоху империализма усиливается процесс универсализации банков, причем Д. б. все более развивают свои депозитные операции, а депозитные банки — операции по долгосрочному кредитованию и финансированию пром-сти.
[c.354]
Двухнедельники сбережений — 351 Декрет об аннулировании государственных
[c.657]
Окончательный порядок аннулирования государственных ценных бумаг был определен декретом Совнаркома от 26 октября 1918 г. До этого Народный банк РСФСР выдавал малоимущим владельцам ссуды под залог облигаций аннулированных займов (в размере 50% поминальной стоимости облигаций, яо не свыше 1000 руб. в месяц) и приобретал облигации у лиц, имевших их на сумму до 500 руб. Обязательным условием выдачи ссуды или приобретения облигаций было предъявление удостоверений-Советов депутатов (или заменяющих органов), подтверждающих нужду владельца облигаций. Принимались только облигации, своевременно зарегистрированные или хранившиеся в балке либо в сберегательной кассе.
[c.26]
Декретом Советской власти от 3 февр. (21 янв.) 1918 г. об аннулировании внутренних и внешних государственных займов были аннулированы и краткосрочные обязательства казначейства за границей. По внутренним краткосрочным обязательствам отменялась выплата процентов, а сами они обращались как денежные знаки наравне с кредитными билетами.
[c.570]
Условия того времени не позволили выпустить новый государственный заем РСФСР, как это предусматривалось декретом об аннулировании займов. По декрету от 26 октября 1918 г. граждане, владевшие облигациями аннулированных займов на сумму в пределах до 10 тыс. руб. по номиналу, и общественные организация (кооперативы, кассы взаимопомощи, рабочие страховые кассы, страховые товарищества и др.), для которых процентные бумага являлись лишь способом временного помещения оборотных средств, а не источником постоянного дохода, получали возмещение путем зачисления причитающихся им сумм на их счета в Народном банке РСФСР или в сберегательных кассах. Государственным предприятиям и учреждениям (включая бывшие городские и земские управления) стоимость принадлежавших им аннулированных бумаг не возмещалась средства, необходимые для покрытия их расходов, ранее удовлетворявшихся за счет доходов от аннулированных бумаг, включались в сметы соответствующих наркоматов в общем порядке. Тот же порядок распространялся на общеполезные и демократические организации, если аннулированные процентные бумаги не были источником их постоянного дохода.
[c.26]
Финансы в период проведения социалистической революции. Начало созданию новой, социалистич. системы финансов, коренным образом отличающейся по своему содержанию и роли в общественной жизни от финансов капиталистич. гос-в, было положено непрсред-ственно в период проведения Октябрьской революции. Советская власть захватила Государственный банк, установила рабочий контроль за деятельностью всех частных банков, а затем на основе декрета от 27(14) дек. 1917 г. национализировала частные банки и объединила все банки в едином Народном банке республики. Это дало возможность усилить регулирование произ-ва, распределения и обмена и подготовить условия для национализации пром-сти. Отмена частной собственности на землю, освободившая трудовое крестьянство от земельной задолженности и сотен миллионов рублей арендной платы земельным собственникам, повлекла за собой ликвидацию Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков, созданных царизмом для укрепления помещичьего и кулацкого землевладения. Выражением принципиального разрыва Советской власти с политикой пр-ва буржуазии и помещиков явилось аннулирование дореволюционных государственных внешних и внутренних займов, общая сумма к-рых (ок. 60 млрд. руб.) в 18 раз превышала объем государственного бюджета России в 1913 г. тем самым трудящиеся страны были освобождены от уплаты огромной дани национальной и иностранной буржуазии. Был установлен государственный контроль за всеми видами имущественного и личного страхования с последующим (осенью 1918 г.) переходом к государственной монополии страхового дела введено государственное социальное страхование всех рабочих и служащих с возмещением потерь в случае утраты трудоспособности за счет взносов предприятий, а также государственное социальное обеспечение трудящихся. Одним из орудий экспроприации экспроприаторов служили контрибуции, налагавшиеся на капиталистич. элементы города и деревни они были направлены на слом сопротивления свергнутых эксплуататорских классов и извлечение средств на неотложные расходы. Отмена коммерческой тайны и введение рабочего контроля над произ-вом и распределением общественного продукта, финансовой деятельностью частных предприятий позволяли использовать налоги и др. финансовые рычаги для регулирования доходов и накоплений. Поступление налогов с буржуазии было поставлено под контроль трудящихся в лице местных Советов. Усилению государственного контроля способствовали установление
[c.534]
Декрет об аннулировании займов ВЦИК принял 3 февраля 1918 г. Аннулировались как государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, так и правительственные гарантии по займам различных предприятий и учреждений. Краткосрочные обязательства и серии государственного казначейства были превращены в беспроцентные и должны были приниматься в обращение наравне с денежными знаками (кредитными билетами). Вклады в сберегательные кассы и проценты по ним объявлялись неприкосновенными, в соответствии с чем облигации займов, принадлежавшие сберегательным кассам, не аннулировались, а замещались книжным долгом Республики. Облигации аннулированных займов, принадлежавшие малоимущим гражданам, подлежали обмену на именные свидетельства проектируемого нового займа. Удовлетворению подлежали и интересы кооперативов, органов местного самоуправления, других общеполезных или демократических учреждений, приобретших облигации займов до их аннулирования. Все депо ликвидации займов возлагалось на Госбанк под общим руководством ВСНХ и при содействии специально создаваемых комиссий Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
[c.25]
Источник
Статья № 834.
В разъяснение, развитие и изменение постановлений декрета от 21 января 1918 года «Об аннулировании государственных займов» (Собр. Узак. 1918 г., № 27, ст. 353) и постановления «О правилах применения декрета об аннулировании государственных займов» (Собр. Узак. 1918 г., № 29, ст. 386) — Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Всем лицам и учреждениям надлежит немедленно сдать все принадлежащие им аннулированные и гарантированные правительством государственные процентные бумаги, перечисленные в приложенном при сем и могущем быть дополнительно изданном списке, в соответствующие учреждения Народного Банка Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а где таковых не имеется, в Казначейства или в Государственные Сберегательные Кассы, поскольку таковая сдача еще не последовала.
2. Устанавливаемые нижеследующими статьями правила распространяются лишь на аннулированные процентные бумаги, находящиеся в банках, казначействах и сберегательных кассах, или своевременно заявленные их держателями к регистрации.
3. Гражданам, владеющим аннулированными государственными и гарантированными правительством процентными бумагами, перечисленными в прилагаемом при сем списке, на сумму не свыше 10.000 рублей (по номинальной их стоимости), зачисляется на их текущий счет в Народном Банке Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или на их книжку в Государственной Сберегательной Кассе сумма, соответствующая стоимости этих бумаг, согласно расценкам, указанным в означенном списке. При этом вычитается долг по ссудам, выданным под эти бумаги в учреждениях Народного Банка, Казначействах и Государственных Сберегательных Кассах.
4. Комиссиям, образуемым согласно ст. 8 сего постановления, предоставляется право в особых исключительных случаях возбуждать через посредство Финансовых Отделов Губернских Исполнительных Комитетов Советов Депутатов перед Главной Комиссией, учреждаемой на основании ст. 7 сего постановления, ходатайства об удовлетворении в пределах не свыше 10.000 рублей по нормам ст. 3 сего постановления отдельных лиц, владельцев аннулированных процентных бумаг, на сумму свыше 10.000 рублей по номинальной стоимости.
5. Держатели аннулированных процентных бумаг, поместившие таковые в Государственные Сберегательные Кассы, удовлетворяются также лишь в порядке ст.ст. 3 и 6 настоящего постановления.
6. Устанавливается следующий порядок удовлетворения правительственных учреждений, общеполезных и демократических организаций, признанных таковыми в порядке ст.ст. 7 и 8 настоящего постановления и представивших доказательство того, что облигации аннулированных займов ими приобретены или получены до издания декрета от 29 декабря 1917 года «О прекращении платежей по купонам и дивидендам» (Собр. Узак., № 13, ст. 185):
а) Совершенно не возмещаются убытки, причиненные аннулированием государственных процентных бумаг, принадлежащих правительственным учреждениям, в том числе Советам Депутатов, бывшим городским и земским самоуправлениям и национализированным предприятиям.
Средства, необходимые на покрытие расходов, прежде удовлетворявшихся за счет доходов с этих аннулированных бумаг, надлежит испрашивать в обычном сметном порядке.
б) Суммы, соответствующие тому процентному доходу, коего лишились по находившимся в их обладании аннулированным государственным процентным бумагам общеполезные и демократические организации, признанные таковыми в порядке ст.ст. 7 и 8 сего постановления, должны включаться в сметы тех Комиссариатов, к ведению коих эти организации относятся.
в) Потребительские кооперативы, кассы взаимопомощи, рабочие страховые кассы и страховые товарищества, в случае, когда последние преобразованы на началах самоуправления застрахованных, ссудо-сберегательных, эмеритальных, пенсионных, похоронных касс рабочих и служащих, удовлетворяются путем записи на их текущие счета в Народном Банке Российской Социалистической, Федеративной Советской Республики стоимости принадлежащих им аннулированных процентных бумаг, соответственно расценке, приложенной к сему постановлению.
Примечание. Порядок расходования денежных сумм, записанных взамен аннулированных процентных бумаг на текущие счета ссудо-сберегательных, эмеритальных, пенсионных, похоронных и т. п. касс рабочих и служащих, определяется Народным Комиссариатом Труда.
7. Для общего руководства делом ликвидации аннулированных займов образуется при Народном Комиссариате по Финансовым Делам Главная Комиссия б составе двух представителей от Народного Комиссариата по Финансовым Делам и по одному от Высшего Совета Народного Хозяйства, Народных Комиссариатов Государственного Контроля, Труда, Социального Обеспечения, а равно представителей заинтересованных в каждом отдельном случае ведомств.
8. Для разрешения вопросов, возникающих на местах при применении настоящего постановления, а равно декрета от 21 января с. г., при Финансовых Отделах Губернских Исполнительных Комитетов Советов Депутатов образуются смешанные Комиссии из двух представителей Финансового Отдела и по одному от местных органов Государственного Контроля, Труда, Социального Обеспечения и Губернского Совета Народного Хозяйства, с привлечением в каждом отдельном случае к участию представителей заинтересованных учреждений.
Примечание. Смешанные Комиссии губерний, входящих в состав признанных Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов областных объединений, сносятся с Главной Комиссией через Комиссариат по Финансовым Делам своей области.
9. Отменяются пункты 8 и 10 декрета от 21 января 1918 года.
Подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин).
Народный Комиссар по Финансовым Делам Н. Крестинский.
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В. Д. Бонч-Бруевич.
26 октября 1918 года.
Приложение к ст. 8б4
Облигации этих займов, согласно п. 3 декрета «Об аннулировании государственных займов» (См. примеч.) безусловно аннулированы и стоимость их ни в коем случае не подлежит возмещению.
Примечание. Пункт 3 декрета «Об аннулировании государственных займов» гласит: «Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы».
Наименование займов.
Второй 5% Российский заем 1822 г.
Российский 3% заем .1859 г.
4% обл. Закавказской ж. д. 1897 г. (прежде 5% облигации).
4% обл. Курско-Харьковско-Азовской ж. д. сер. А, в. 1887 г.
4% обл., Курско-Харьковско-Азовской ж. д. сер. Б, в. 1889 г.
4% обл. Московско-Курской ж. д. 1886 г.
4% обл. Московско-Смоленской ж. д.. 1897 г (прежде 5% облигации).
4% обл. Орловско-Грязской ж. д. сер. А. 1887 г.
4% обл. Орловско-Грязской ж. д. сер. Б. 1889 г.
Распубликовано в № 237 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 30 октября 1918 года.
Источник