Мы не откроем секрет всемирного тяготения, если скажем, что займы являются популярным средством финансирования в группе компаний, как для покрытия кратковременных кассовых разрывов, так и для реализации долгосрочных проектов.
Одновременно можно получить «бонус» в виде снижения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму процентов. И если речь идет о том, что займодавец применяет пониженные ставки налога с доходов, то можно уменьшить налог на прибыль.
Не менее очевидно, что там, где есть место «бонусам» в виде снижения величины уплачиваемых налогов, есть интерес налоговых органов это не допустить. Однажды мы уже касались этого вопроса. Тогда речь шла о пристальном анализе направлений использования заемных средств. Если они потрачены без цели получить доход, то в учете процентов может быть отказано.
Теперь в зону внимания инспекторов попали займы от учредителей (участников, акционеров) компаний, как физических, так и юридических лиц. При этом налоговых споров так много, что мы выделили основные проблемные ситуации.
Во-первых, это ситуации, когда условия договора о предоставлении финансирования носят нерыночный характер, в связи с чем инспекторы отказываются считать предоставленные денежные средства займом.
Согласитесь, даже самый лояльный банк не предоставит кредит:
- на срок 10, 15 или 20 лет;
- с условием о выплате суммы начисленных процентов единовременно по окончании срока действия договора займа;
- а в случае нарушения и этих условий, «закроет глаза», согласившись в очередной раз продлить срок договора.
Также думает и налоговый орган, приходя к выводу, что под подобными займами скрываются долгосрочные инвестиции учредителя на развитие дочернего проекта, которые должны были быть оформлены вкладом в уставный капитал или вкладом в имущество.
Ведь нередки ситуации, когда заемщик объективно не сможет вернуть сумму займа, о чем участник/акционер не может не быть осведомлен (он же входит в состав высшего органа управления — Общего собрания участников / акционеров или даже является участником / акционером в единственном лице). Например, «Хранитель активов» приобретает здание и сдает его в аренду. Если для этого ему необходимы заемные средства, независимый банк запросит бизнес-план, расчеты сроков окупаемости, половину собственных средств и обеспечение. Участник же готов предоставить денежные средства на длительный срок, при том, что сумма собираемой арендной платы только-только покрывает текущие расходы. В таких условиях очевидно, что дочерняя структура зачастую не может и не собирается возвращать заём.
Поэтому налоговые органы делают вывод, что единственной целью договора займа является уменьшение налога на прибыль за счет включения суммы процентов в состав внереализационных расходов.
Вторая группа «проблемных» займов по нашей классификации — это ситуации, когда кассовые разрывы и потребность в заемном финансировании была сформирована самим учредителем искусственно. Например:
- два участника, имеющие статус ИП, получали заработную плату в большом размере и тут же предоставляли денежные средства в заём. Суд поддержал налоговый орган в том, что участники, являясь руководителями Общества, самостоятельно определяли размер заработной платы, которая являлась единственным источником формирования заемных средств. Предоставляя всю ее сумму в заём, они получали доходы в виде процентов. Дополнительно налоговый орган проанализировал состояние расчетного счета Общества и пришел к выводу, что у него имелись свободные денежные средства, в связи с чем потребность в заемном финансировании отсутствовала.
В этом же ряду стоят ситуации, когда участник сначала принимает решение о выплате дивидендов и тут ж предоставляет полученные денежные средства в заём в целях пополнения оборотных средств;
- нашумевшее дело Континентал Тайрс РУС (Шины Continental): условия поставки между взаимозависимыми лицами приводили к постоянным кассовым разрывам, которые финансировались за счет займов. Поскольку условия отсрочек конечным покупателям определялись согласованно, как следствие, кассовые разрывы созданы искусственно. Проценты по займу учтены неправомерно. Суд указал — поскольку материнская компания (она же поставщик товара в Россию) знала об условиях поставки покупателям на российском рынке, то она должна была установить аналогичные условия по отсрочке и в рамках своих взаимоотношений с российской «дочкой».
Таким образом, для того, чтобы не вызывать претензий у налоговых органов, договоры займа должны:
- соответствовать рыночным условиям — по сроку и размеру процентной ставки;
- вовремя исполняться сторонами — как в части уплаты процентов (да-да! необходимо физически выплачивать денежные средства займодавцу), так и в части возврата «тела» займа;
- а в случае неисполнения — сопровождаться перепиской с требованиями устранить нарушения и даже штрафными санкциями.
Займодавец должен вести себя подобно независимому банку, выясняя потребность и целесообразность финансирования с учетом объективной возможности получить предоставленные денежные средства обратно.
Заемщик при этом должен обосновать наличие потребности в дополнительном финансировании (кассовые разрывы и необходимость пополнения оборотных средств или же начало реализации нового проекта).
Источник
LIKA_
спросил
3 октября 2012 в 14:41
4580 просмотров
Добрый день!
Подскажите. пожалуйста, можем ли выдать сотруднику организации беспроцентный займ? Или к примеру выдать под зар.плату 50 000 руб на основании приказа руководителя организации при условии что из его зар.платы будет вычитаться ежемесячно только 5 000 и остаток его зар.платы в 2000 перечисляться ему на карточку?
Как лучше сделать?
Просто насколько мне известно, т.к. мы не кредитная организация и в кол.договоре не прописано и в уставе не приписано что мы выдаем беспроцентные займы, то мы их выдавать не имеем права.
Спасибо!
Добрый день!
Не вижу повода для опасений.
Вопрос: Имеет ли право общество с ограниченной ответственностью, применяющее УСН, предоставлять займы физическим и юридическим лицам с целью получения прибыли (процентов) на постоянной основе за счет собственных средств без привлечения кредитных и иных средств? Нужно ли в этом случае заявлять какой-либо вид деятельности для внесения в ЕГРЮЛ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 сентября 2010 г. N 03-11-06/2/140
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности осуществления обществом с ограниченной ответственностью предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по предоставлению займов физическим и юридическим лицам за счет собственных средств и сообщает следующее.
В соответствии с пп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) содержатся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
При регистрации юридические лица самостоятельно определяют виды экономической деятельности, которые планируется осуществлять.
Также юридическое лицо вправе внести изменения в ЕГРЮЛ в перечень видов экономической деятельности, которыми планируется заниматься.
В соответствии с п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Главой 42 «Заем и кредит» ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не установлен запрет обществам с ограниченной ответственностью осуществлять предпринимательскую деятельность по предоставлению займов физическим и юридическим лицам.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.09.2010
А если займ беспроцентный? Я просто не уточнила, насколько я слышала мы не имеем права выдать займы меньше чем под ставку рефинансирования
Добрый день!
В соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ материальная выгода от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом, полученная сотрудником организации, подлежит обложению НДФЛ по ставке в размере 35%.
На основании п. 1 ст. 226 НК РФ организация признается в рассматриваемой ситуации налоговым агентом. Следовательно, ей следует исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.
При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды суммы исчисленного и удержанного налога агентам следует перечислить не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога (абзац 2 п. 6 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации материальная выгода от экономии на процентах по беспроцентному рублевому займу будет определяться по формуле:
Материальная выгода = сумма займа х ставка рефинансирования ЦБ РФ (действующая на дату возврата заемных средств) х 2/3 : 365 х количество дней пользования заемными средствами.
Для наглядности рассмотрим расчет материальной выгоды на примере.
Отметим, что срок нахождения заемных средств в пользовании налогоплательщика необходимо определять с учетом правил исчисления сроков, установленных ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ, — течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Также напомним, что согласно п. 4 ст. 225 НК РФ сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Допустим, что работнику выдан беспроцентный заем в размере 1 000 000 руб. сроком на один год, ставка рефинансирования на дату возврата заемных средств (дату получения дохода) составит 8% (указание ЦБР от 23.12.2011 N 2758-У).
В связи с этим на дату возврата займа материальная выгода по займу, полученному в размере 1 000 000 руб., будет рассчитываться следующим образом: 1 000 000 руб. x 8% х 2/3 = 53 333,33 руб.
Соответственно, сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет, в этом случае составит: 53 333,33 руб. х 35% = 18 667 руб.
Большое спасибо!
А можем ли выдать по приказу?
Составляйте договоры в Контур.Эльбе по готовым шаблонам
А если мы к примеру сделаем так : выдали по приказу 50 000 с условием удержать каждый из 10 месяцев по 5000 из зар.платы и мат.выгоду начислять не будем, т.к. договор зама не оформляли. Могут быть какие то последствия?
Lucky
106 186 баллов
, г. Екатеринбург
Добрый вечер!
Цитата (Мариэль):Добрый день!
В соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ материальная выгода от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом, полученная сотрудником организации, подлежит обложению НДФЛ по ставке в размере 35%.
На основании п. 1 ст. 226 НК РФ организация признается в рассматриваемой ситуации налоговым агентом. Следовательно, ей следует исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.
При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды суммы исчисленного и удержанного налога агентам следует перечислить не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога (абзац 2 п. 6 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации материальная выгода от экономии на процентах по беспроцентному рублевому займу будет определяться по формуле:
Материальная выгода = сумма займа х ставка рефинансирования ЦБ РФ (действующая на дату возврата заемных средств) х 2/3 : 365 х количество дней пользования заемными средствами.
Для наглядности рассмотрим расчет материальной выгоды на примере.
Отметим, что срок нахождения заемных средств в пользовании налогоплательщика необходимо определять с учетом правил исчисления сроков, установленных ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ, — течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Также напомним, что согласно п. 4 ст. 225 НК РФ сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Допустим, что работнику выдан беспроцентный заем в размере 1 000 000 руб. сроком на один год, ставка рефинансирования на дату возврата заемных средств (дату получения дохода) составит 8% (указание ЦБР от 23.12.2011 N 2758-У).
В связи с этим на дату возврата займа материальная выгода по займу, полученному в размере 1 000 000 руб., будет рассчитываться следующим образом: 1 000 000 руб. x 8% х 2/3 = 53 333,33 руб.
Соответственно, сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет, в этом случае составит: 53 333,33 руб. х 35% = 18 667 руб.
В соответствии с Правилами форума, нужно указывать источник информации.
Этот текст скопирован с информационно-правового портала «Гарант», и у него есть авторы.
Добрый вечер,
беспроцентный займ сотруднику лучше не выдавать, т.к с него удержат НДФЛ с материальной выгоды по ставке 35%, ставку можно сделать не ниже 2/3 ставки рефинансирования. Можете выдать аванс предварительно удержав НДФЛ при выплате.
Цитата (Pipa284):Добрый вечер,
беспроцентный займ сотруднику лучше не выдавать, т.к с него удержат НДФЛ с материальной выгоды по ставке 35%, ставку можно сделать не ниже 2/3 ставки рефинансирования. Можете выдать аванс предварительно удержав НДФЛ при выплате.
Невозможно выдать «аванс» например, в октябре за декабрь. Фактически это беспроцентный заем со всеми вытекающими налоговыми последствиями.
Источник