Большинство хозяйствующих субъектов использует кредитные ресурсы. Они являются дополнительной возможностью для увеличения производственных объемов и прибыли. Получение кредита или займа – ответственный шаг для предприятия. Необходимо не только эффективно потратить финансовые средства, но и грамотно отразить операции с ними в бухгалтерской документации. Несмотря на кажущуюся простоту отчетности, проверки выявляют массу ошибок и нарушений в учете кредитов и займов. В данном случае трудно переоценить роль аудита, который не только вскрывает недочеты, но и показывает пути решения обнаруженных проблем.
Понятие, цель и задачи аудита кредитов и займов
Определение 1
Аудит кредитов и займов – это проверка правильности ведения учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
Цель аудиторской процедуры заключается в получении доказательств достоверности отчетных показателей, которые отражают задолженность компании по полученным кредитным средствам. Для достижения данной цели ставятся задачи:
- определение реальности и документированности кредитов и займов;
- установление обоснованности получения кредитов и займов;
- оценка целевого использования заемных средств, полноты и своевременности их возврата;
- подсчет остатков и процентов по непогашенным кредитам и займам;
- проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета операций по кредитам и займам.
Задачи решаются посредством различных аудиторских приемов и аналитических процедур с опорой на законодательные акты и источники информации.
Нормативная база и информационные источники
В ходе изучения главы об аудите учета кредитов и займов необходимо внимательно исследовать основные законодательные нормы, регламентирующие проверку. В их перечень входит:
- Гражданский кодекс РФ (ч. 2).
- Налоговый кодекс РФ (ч. 2).
- Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете».
- ФСАД, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. (с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.04.2005г.).
- Приказ Министерства финансов РФ № 60н от 02.08.2001 г. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету».
- ПБУ № 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам», № 9/99 «Доходы организации», № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», № 1/98 «Учетная политика организации».
- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению.
- Письмо Министерства финансов РФ № 07-05-08/78 от 05.04.2006 г. «По вопросу об отражении в бухгалтерском учете затрат по полученным займам и кредитам».
Для ведения аудита используются следующие источники:
- документация, регулирующая вопросы получения заемных средств, бухучета, налогообложения;
- договоры займов, кредитные договоры, дополнительные соглашения об изменении ставок, выписки банков из лицевых счетов, мемориальные ордера, подтверждающие безакцептную оплату сумм возврата кредита и другая первичная документация;
- бухгалтерская отчетность и регистры аналитического и синтетического учета по отражению операций в учете, например, отчет о прибылях и убытках, разделы бухгалтерского баланса «Краткосрочный обязательства» и «Долгосрочные обязательства».
Эффективность проверки зависит от того, насколько правильно аудитор определит контрольные процедуры, последовательность действий и источники получения необходимых аудиторских доказательств. Приступая к аудиту задолженности по кредитам, аудитор должен иметь четкое представление о том, что называют кредитом и займом, а также знать типовую корреспонденцию счетов по операциям с ними.
Таблица 1. Основные отличия кредита от займа
Программа проведения аудита учета кредитов и займов
Одним из важнейших этапов проверки является планирование. Для адекватного проведения аудита необходимо собрать общие сведения об аудируемой компании, положении отрасли, в которой она работает. Аудитору важно хорошо понимать экономические условия функционирования предприятия. После предварительной подготовки и выполнения всех документальных формальностей (заключение договора клиентом) составляется программа аудита учета кредитов и займов:
Рисунок 1. Программа аудита кредитов и займов
Процесс аудита учета кредитов и займов
Полученный в банке кредит оформляется договором. В документе обязательно указывается объект кредитования, срок выдачи и возврата ссуды, форма обеспечения обязательств, процентные ставки и порядок их погашения, другие условия. Бухгалтерия отражает операции по кредитам на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Бухгалтерская служба ведет аналитический учет задолженностей по видам кредитов и займов, банкам, другим заимодавцам. Основную сумму долга учитывают в размере фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, которые предусмотрены договором.
Предприятие-заемщик принимает кредитные поступления к бухгалтерскому учету в момент передачи денег или имущественных средств и фиксирует их в качестве кредиторской задолженности. В ходе проверки аудитору необходимо выяснить, имеет ли компания кредитные договоры, отвечают ли эти соглашения законодательным нормам. В отношении кредитов договор должен быть заключен с банком, имеющем лицензию на кредитование. В процессе аналитики нужно исследовать договоры на предмет указания:
- цели кредитования;
- сроков кредита;
- порядка выдачи и погашения;
- форм обеспечения обязательств;
- процентных ставок и других данных.
Аудитору нужно определить, используются ли кредиты и займы по назначению, посредством чего погашается задолженность, проверить полноту и своевременность выплат. Одним из пунктов анализа является вопрос обеспеченности ссуды. Как правило, кредиты обеспечиваются гарантией, поручительством и залогом. Следует определить реальность залоговых договоров, отражение средств и наличие залога средств на забалансовом счете 009.
Аудиторские доказательства получают путем проведения:
- проверки арифметических расчетов;
- инвентаризации;
- подтверждения;
- проверки кассовых ведомостей и других документов;
- устного опроса;
- прослеживания;
- аналитических процедур.
Аудиторская процедура предусматривает оформление документов согласно Федеральным стандартам аудиторской деятельности. Перечень аудиторской документации включает:
- план и программу;
- копии документов аудируемого субъекта;
- описание примененных методов;
- заявления и пояснения проверяемой организации;
- письменную характеристику системы бухучета.
Содержание, количество и состав рабочей документации определяется аудирующим лицом, исходя из целей и задач аудита, характера деятельности предприятия. Вся полученная информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению. По результатам аудита составляется заключение, в котором аудитор делает выводы об отсутствии недостатков или дает обоснование выявленным ошибкам и недочетам.
Пример 1
Бухгалтерский учет и отчетность в ООО «Арктика» выполняется в соответствии с федеральными законодательными актами, положениями по бухгалтерскому учету, инструкциями Минфина и другими нормативными документами в части ведения бухучета.
В учетной политике предприятия методика учета кредитов и займов не выделена.
Организация не имеет краткосрочных кредитов и займов. Обязательства по долгосрочному кредитованию выросли с 144 788 тыс. руб. до 199 550 тыс. руб.
Операция по поступлению кредитных средств отражена на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции с дебетом счета 51 «Расчетный счет». Учет процентов к выплате по кредитам показан на счете 67 обособленно.
Проценты, начисленные в соответствии с условиями кредитного договора по полученным кредитам, заемщик включает в состав текущих расходов в виде операционных расходов. Задолженность по полученным ссудам отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров.
Ежемесячно начисленные проценты отражаются на Кт счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет 67-4 «Проценты по долгосрочным займам» в корреспонденции с Дт счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы». В целях налогообложения прибыли проценты за пользование кредитом учитываются в составе внереализационных расходов.
Анализ дебетовых оборотов ООО «Арктика» по счету 67 в корреспонденции со счетом 51 показал своевременное погашение заемных средств и процентов по ним. Покрытие задолженности осуществлялось в сроки, указанные в кредитных договорах. Посредством использования аудиторских методов было установлено, что операции по учету кредитов и займов в бухгалтерском и налоговом учете отражены верно.
В ходе проверки ООО «Арктика» на предмет учета кредитов и займов аудитор установил:
- отсутствие серьезных нарушений порядка ведения бухучета, которые могли бы значительно воздействовать на объективность информации по займам, указанным в бухгалтерской отчетности;
- результаты проведенного аудита показали, что выполненные операции по кредитам и займам осуществлялись ООО «Арктика» в соответствии с законодательством РФ.
Типичные ошибки учета операций по кредитам и займам
Совершенствование расчетов по кредитам и займам требует обратить внимание на типичные ошибки учета операций:
- Отсутствие документации, которая оформляет отношения с кредитором: кредитного договора, банковских выписок со ссудного счета, бухгалтерских справок-расчетов по начислению процентов, дополнительных соглашений, изменяющих кредитные условия, аналитического учета по просроченным кредитам и займам.
- Нарушение принципов формирования расходов: неправильное отнесение затрат по полученным кредитам и займам к отчетным периодам, неверное отражение процентов.
- Несоблюдение принципов оценки имущества: включение в инвентарную стоимость объектов основных средств, нематериальных и прочих внеоборотных активов, процентов по кредитам и займам, полученным на эти цели, после принятия данных объектов к учету. Сюда же относится включение в стоимость ценных бумаг процентов по кредитам и займам, полученным для покупки ценных бумаг, после принятия их к учету, некорректное отражение себестоимости материалов, которые приобретены за счет заемных средств.
- Включение в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, которые не могут быть в них включены, затрат на оплату процентов, которые превышают сумму процентов, рассчитанных по процентной ставке, отсутствие формирования отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов.
- Нарушение принципов формирования финансовых результатов: отнесение на собственные источники средств процентов по кредитам и займам сверх норматива, процентов по кредитам и займам, не связанных с производством и реализацией, с расходами, которые уменьшают базу налогообложения по налогу на прибыль, некорректность в начислении курсовых разниц в отношении кредитов в иностранной валюте.
- Неправильное отражение в учете обязательств перед третьими лицами, в связи с отношениями по полученным кредитам и займам.
Эффективность аудита учета кредитов и займов напрямую зависит от профессионализма аудирующего лица и степени открытости аудируемого субъекта, его готовности идти на контакт с экспертами, предоставляя достоверную и полную отчетность.
Вывод
На основании изученной документации аудитор сделает объективный вывод о состоянии системы учета, выявит ошибки и недочеты, которые могут оказать негативное влияние на финансовую устойчивость компании.
Источник
Нормативно-правовая база и задачи аудита кредитов и займов
Система нормативного регулирования в России состоит из документов четырех уровней. К первой группе документов относятся:
· Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ (в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ). Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.
· Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 N 400-ФЗ). Он определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
· Российская Федерация. Правительство РФ. Постановление об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности от 23 сентября 2002 г. N 696 (в ред. от 27.01.2011 N 30)
· Налоговый кодекс РФ, в котором определено понятие расходов и порядок их признания для целей налогового учета; установлены налоги, взимаемые с сельскохозяйственных предприятий и включаемые в себестоимость производимой продукции.
· Гражданский кодекс РФ, который регулирует правовые основы кредитных отношений. Содержит порядок заключения и расторжения гражданско-правовых договоров.
Второю группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти. К документам второго уровня относятся положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время в России система национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает 22 положения, из них:
· Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.08 N 106н (в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Это положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. В положении оговаривается порядок формирования учетной политики, т.е. кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.
· Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 от 6 октября 2008 г. N 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
К документам третьего уровня относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н (в редакции от 08.11.2010 N 142н), составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. К третьему уровню так же относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету.
Документы четвертого уровня разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем организации. К ним относятся:
— Устав предприятия;
— Приказ «Об учетной политике организации»;
— Рабочий План счетов организации;
— График документооборота.
К основным задачам аудита расчетов по кредитам и займам относятся:
— изучение кредитных договоров, договоров залога, договоров займа;
— изучение правомерного расходования средств кредитов и займов;
— оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов и займов
— установление правомерности отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности кредитов и займов;
— проверка своевременного и полного погашения кредитов и займов;
— анализ начисления процентов за пользование и их списание.
Источник
В Российской Федерации нормативной базой учета материально-производственных запасов и исчисления себестоимости являются:
1. Гражданский кодекс. Часть 2.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете».
4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (в ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
6. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)».
7. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
8. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″.
9. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №107н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)».
10. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н (04.12.2012) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Все виды возникающих отношений между гражданами и обществом, а также предприятиями и гражданами характеризует Гражданский кодекс.
Правовые основы договоров займа и кредита отражены в главе 42 «Заем и кредит» Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 807 п. 1 ГКРФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Таким образом, предметом договора займа могут быть денежные средства или вещи, определенные родовыми признаками.
Согласно ст. 808 п. 1 ГКРФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо — независимо от суммы.
Договоры займа могут быть процентными или беспроцентными. Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму в срок и в порядок предусмотренные договором займа. Если срок возвращения займа не определен договором, сумма займа должна быть возвращена заимодавцу в течении тридцати дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом. Также, если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям, т. е. в рассрочку, то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата все оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
Расчётные операции строго регламентированы нормами Налогового кодекса РФ, который регулирует налоговые обязанности, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, а также привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Проценты по кредитам и займам, полученным для приобретения материальных ценностей, уменьшают налогооблагаемую прибыль сразу после их начисления. Сумма процентов уменьшает прибыль при условии, что она не отклоняется более чем на 20% от среднего уровня процентов, взимаемых по аналогичным заемным обязательствам (то есть обязательствам, выдаваемым в той же сумме, на те же сроки, на тех же условиях).
Организации, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, расчет среднего процента осуществляют в пределах месяца. Остальные организации — в пределах квартала.
Если аналогичные заемные обязательства отсутствуют либо так решила сама организация, проценты учитывают при налогообложении прибыли в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (по заемным средствам в рублях), или в пределах 15% годовых (по заемным средствам в иностранной валюте) (п.1 ст.269 НК РФ).
Федеральный закон от 05.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет правила ведения бухгалтерского учета, в том числе учета кредитов и займов.
Порядок бухгалтерского учета кредитов и займов, а также затрат по их обслуживанию регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 исходя из заложенного в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 отдельно устанавливает правила бухгалтерского учета для основной суммы долга по договору, процентов по заемным долговым обязательствам и дополнительных затрат, связанных с получением заемных средств.
Согласно п. 3 и 4 ПБУ 15/2008:
— срочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен в установленном порядке;
— просроченной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.
Согласно п.19 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), в бухгалтерском балансе все активы и обязательства представляются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Следовательно, задолженность по кредитам и займам нужно делить на долгосрочную и краткосрочную. Поэтому в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для реализации этого требования бухгалтерский учет кредиторской задолженности по займам и кредитам организуется на двух отдельных балансовых счетах: для учета краткосрочных кредитов счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», для учета долгосрочных кредитов используется счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Краткосрочные кредиты выдаются на срок до 1 года. Полученный кредит учитывается по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами 50 «Касса» (в случае если кредит выдан наличными денежными средствами), 51 «Расчетный счет» и 52 «Валютный счет» (проводки Д50 К66, Д51 К66, Д52 К66).
При получении кредитов и займов организация несет определенные затраты. Это могут быть так называемые основные затраты, к которым относятся проценты по кредиту, курсовые, суммовые разницы по процентам. Основные затраты включаются в состав операционных расходов при этом в бухгалтерском учете осуществляется проводка Д91/2 К66.
Помимо основных расходов возникают и дополнительные расходы, связанные с получением кредита, к ним относятся оплата юридических, консультационных услуг, копировально-множительные расходы, налоги, экспертизы, услуги связи. Эти расходы отражаются проводкой Д91/2 К60.
Погашение кредита отражается по дебету счета 66 в корреспонденции со счетами учета наличных и безналичных денежных средств, и учета валютных денежных средств, в зависимости от того, каким образом погашена задолженность по кредиту (проводки Д66 К50, Д66 К51, Д66 К52).
Долгосрочный кредит выдается на срок свыше 1 года. Полученный кредит, так же, как и в случае с краткосрочным кредитом, учитывается по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Далее учет долгосрочного кредита может осуществляться двумя способами:
1. На счете 67 до истечения срока погашения.
2. На счете 67 до тех пор, пока до срока погашения останется 365 дней. После этого сумма кредита переводится на счет 66 проводкой Д67 К66, то есть долгосрочная задолженность переведена в краткосрочную.
Выбранный способ учета нужно отразить в приказе по учетной политике.
Таблица 1
Проводки по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам и счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
Экономическая информация об обязательствах компании по договорам кредита и займа в российском бухгалтерском учете раскрывается в пассиве Баланса отдельно от прочих обязательств в строках «Долгосрочная задолженность по кредитам и займам» и «Краткосрочная задолженность по кредитам и займам» согласно ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».
Классификация заемных обязательств в качестве долгосрочных и краткосрочных базируется на едином во всем учетном мире принципе:
-обязательства, срок погашения которых наступает в течение 12 месяцев после отчетного периода, являются краткосрочными;
-обязательства, срок погашения которых наступает более чем через 12 месяцев после отчетного периода, являются долгосрочными.
На сегодняшний день в российском учете с точки зрения определения сроков классификация заемных обязательств в Балансе в качестве краткосрочных и долгосрочных чаще всего определяется сроком договора, а не сроком фактического гашения. В составе статьи Баланса «Долгосрочные кредиты и займы» отражаются суммы по длительным договорам (заключенным на несколько лет), хотя срок уплаты регулярных платежей приходится на короткие временные периоды.
Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» при определении краткосрочной или долгосрочной природы заемного обязательства возможно применение профессионального суждения бухгалтера, основывающегося на знании операционного цикла компании и намерений руководства в отношении конкретного заемного обязательства. Российский бухгалтерский учет выводит классификацию обязательств с точки зрения сроков за рамки профессионального суждения бухгалтера.
Несоответствие отражения долгосрочных и краткосрочных кредитных обязательств фактическим будущим выплатам ухудшает прогнозирование риска ликвидности, не позволяя достоверно определить показатели платежеспособности и спрогнозировать кассовый разрыв в перспективе.
Необходимо усилить требования к российским стандартам учета и отражать обязательства в качестве краткосрочных и долгосрочных по сроку фактического погашения.
Прекращение признания финансового обязательства (или его части) происходит:
— когда оно погашено (то есть указанное в договоре обязательство исполнено или аннулировано);
— срок его действия истек.
Прибыль или убыток от выбытия финансовых обязательств определяется как разница между балансовой стоимостью обязательства и суммой выплаченного возмещения. Результат отражают в составе отчета о прибылях и убытках как финансовый доход или расход.
Прекращение признания также происходит при существенном пересмотре условий сделки. В этом случае предыдущее финансовое обязательство списывается по балансовой стоимости и признается новое по справедливой стоимости с учетом измененной ставки. Разница формирует прибыль или убыток.
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов по кредитам и займам состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Основными задачами нормативного регулирования расчетов по кредитам и займам на предприятии являются качественная и объективная оценка расчетов, состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ее прогноз, расширение сферы оказываемых услуг исходя из особенностей текущей деятельности предприятия и тенденций ее совершенствования и увеличение объема производимой продукции и выполняемых работ.
Источник