1. Кредитование является одним из главных механизмов финансирования хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также приобретения дорогостоящего имущества гражданами (как правило, речь идет об имуществе длительного пользования) при отсутствии у них достаточных собственных средств. Кредитование заключается в передаче заемщику денежных средств либо иных вещей, определяемых родовыми признаками (товарный или коммерческий кредит) на условиях срочности, возвратности и платности.
2. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ и комментарий к ней). О содержании понятий «банк» и «иная кредитная организация» см. комментарий к ст. 15.26.
В соответствии со ст. 821 ГК РФ при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок, кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично.
3. Поскольку комментируемая статья не дает исчерпывающе точной характеристики кредита, а также не содержит закрытого перечня кредиторов, интересы которых защищаются путем установления административной ответственности, представляется, что объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может заключаться также и в незаконном получении товарного кредита (предоставление вещей, объединенных родовыми признаками) или коммерческого кредита (предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты, в рамках договора, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками). Содержание товарного и коммерческого кредитов урегулировано соответственно ст. 822 и 823 ГК РФ. При этом в случае незаконного получения товарного или коммерческого кредита в качестве кредитора может выступать не только банк или иная кредитная организация, но и иное лицо.
4. При анализе состава рассматриваемого административного правонарушения необходимо учитывать факт отсутствия у виновного лица умысла на невозвращение незаконно получаемых денежных средств. Если установлено, что лицо, незаконно получившее кредит, намеревалось его присвоить, такие действия должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 Уголовного Кодекса РФ).
5. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, всегда совершаются умышленно.
6. Субъектами административных правонарушений могут являться юридические лица, их руководители, иные работники, в обязанности которых входит предоставление банку или иной кредитной организации сведений о хозяйственном положении и финансовом состоянии соответствующей организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане.
7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в случаях, если они совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, а в случаях если такие административные правонарушения совершены другими лицами, — судьи судов общей юрисдикции (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).
В настоящее время законодатель не определил орган, должностные лица которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ такие полномочия осуществляли должностные лица органов внутренних дел (милиции). В этой связи возможно лишь возбуждение дела прокурором при осуществлении надзора за соблюдением законодательства (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Источник
Ответственность за незаконное получение кредита может быть административной и уголовной. Что напрямую влияет на вид наказания и последствия совершения деяния. Кстати, отличие кредита от займа заключается и в том, что уголовную ответственность закон предусматривает именно в сфере кредитования.
Юристы знают, что разница в действиях, которые государство сочтет за административное правонарушение или за преступление, кроется в сфере общественной опасности. В качестве руководства применяется Кодекс РФ об административных правонарушениях. Или, соответственно, Уголовный кодекс.
Уголовная ответственность за незаконное получение кредита
Статья 176 Уголовного кодекса РФ посвящается незаконному получению кредита. А именно получение:
- индивидуальным предпринимателем (ИП) или руководителем юридического лица кредита или льготных условий кредитования путем предоставления ложных сведений. Такие сведения касаются хозяйственного положения или финансового состояния ИП или организации, соответственно. Для квалификации таких действий как преступления правоохранитель должен установить не только вину, но и крупный ущерб (более 2 250 000 руб.). Таким образом, заемщик совершает подлог, чтобы получить наибольшую сумму кредита. Или получить кредит на льготных условиях.
- государственного целевого кредита с нарушением установленных правил, определяющих основания для его получения, а также нецелевое расходование такого кредита.
Первое деяние очень сходе с мошенничеством. Субъекты его – только специальные лица. Это ИП и руководитель организации. Разграничиваются они по такому признаку, что при мошенничестве умысел не возвращать деньги уже существует при заключении кредитного договора. Или открытия кредитной линии. При незаконном получении кредита умысел не возвращать деньги отсутствует.
Заведомо ложные сведения – это неверные данные об учредителях, руководителях, контрагентах. Например, фиктивные письма, подтверждающие деловую репутацию, сфальсифицированные договоры. Финансовое состояние подтверждают сведения о балансе, заключения аудиторов и т.п.
Второе деяние – это про бюджетный кредит. Получить его могут только специальные субъекты.
Освобождение от уголовной ответственности
Согласно ст. 76.1 УК РФ государство освободит от ответственности лицо, если:
- преступление он совершил впервые
- лицо возместило ущерб, причиненный организации или государству
- перечислило в бюджет денежное возмещение в размере 2-кратной суммы причиненного ущерба
Это необходимо сделать до удаления суда в совещательную комнату.
А наказание ха совершение преступления – штраф (до 200 000 руб. по ч. 1 и до 300 000 по ч. 2), обязательные работы или принудительные работы, арест и даже лишение свободы (до 5 лет по обеим частям).
Административная ответственность за незаконное получение кредита
Статья 14.11. КоАП РФ устанавливает административную ответственность, а именно:
- получение кредита или займа либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии.
Наказание в таких случаях – административный штраф. Применить его государство может и к гражданину (от 1 до 2 тысяч руб.), к должностному лицу (от 2 до 3 тыс. руб.), организации (от 20 до 30 тыс. руб.).
Вот здесь речь идет и о кредите, и о займе. Но по сути – это те же деяния, как и в части 1 ст. 176 УК РФ, только без причинения крупного ущерба. И, конечно, субъекты. В случае привлечения к административной ответственности за незаконное получение кредита – это любой заемщик.
Источник
Новая редакция Ст. 14.11 КоАП РФ
Получение кредита или займа либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Комментарий к Статье 14.11 КоАП РФ
1. Объект правонарушения — имущественные интересы субъектов предпринимательской деятельности, установленный порядок кредитования — одного из основных механизмов финансирования предпринимательской деятельности.
Добросовестность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита) повышает эффективность работы кредитных организаций и защищенность субъектов предпринимательской деятельности.
Условия кредитного договора предусмотрены гражданским и банковским законодательством — Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и др.
С точки зрения Гражданского кодекса (ст. 819) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор является разновидностью договора займа.
Стороны кредитного договора четко определены в законе. Это банк или иная кредитная организация (кредитор), имеющая лицензию ЦБР на все или отдельные банковские операции, и заемщик, получающий денежные средства для предпринимательских или потребительских целей. Предмет договора — денежные средства (национальная или иностранная валюта), но не иные вещи, определяемые родовыми признаками.
Основными принципами кредита являются срочность, платность и возвратность.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний — представление банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении или финансовом состоянии.
Предоставление кредитору заведомо ложных сведений вводит его в заблуждение относительно возможного риска невозвращения кредита в установленный срок и тем самым нарушает права кредитора, связанные с распоряжением принадлежащими ему денежными средствами.
К сведениям, отражающим хозяйственное положение юридического лица, относятся: ложные сведения об учредителях, руководителях, акционерах, основных партнерах, связях, кооперации с другими фирмами; фиктивные гарантийные письма, поручительства, представленное в залоге имущество (на которое в действительности нельзя обратить взыскание), не соответствующее объявленной стоимости, не являющееся собственностью залогодателя; технико-экономическое обоснование, в котором неверно указаны основные направления использования заемных средств, конкретные хозяйственные операции, на которые направляется кредит; поддельные договоры и иные документы, неправильно свидетельствующие о возможности реализации заемщиком своей продукции, его конкурентоспособности, положении на рынке; искаженные данные складского и бухгалтерского учета и др.
Заведомо ложными сведениями о финансовом состоянии являются сведения о наличии и характеристике денежных средств (фальсифицированные бухгалтерские документы, в которых финансовое состояние показано в лучшем, чем в действительности, положении, фальсифицированные справки о дебиторской и кредиторской задолженностях, полученных кредитах и займах в других банках, выписки их расчетных и текущих счетов и др.).
3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Другой комментарий к Ст. 14.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объект правонарушения — права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, экономические и финансовые интересы, экономическая безопасность государства, установленный порядок кредитования.
2. Кредит представляет собой денежные средства, которые по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик — возвратить полученную сумму и уплатить проценты на нее (ч.1 ст.819 ГК).
3. Гражданским кодексом предусматриваются товарные и коммерческие кредиты.
Товарный кредит предусматривает заключение договора, согласно которому одна сторона обязана предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (ч.1 ст.822 ГК).
Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом (ч.1 ст.823 ГК).
4. Организациям определенных видов деятельности могут предоставляться льготные кредиты. Под льготными понимаются такие условия кредитования, которые согласно соответствующим нормативным правовым актам предоставляются заемщику только при наличии соответствующих обстоятельств. На льготных условиях государственные средства могут предоставляться, например, организациям агропромышленного комплекса (см. постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г.).
5. Объективная сторона правонарушения характеризуется активным действием и выражается в получении кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии.
6. Сведения о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, предоставляемые заемщиком в банк или иную кредитную организацию, должны содержать данные, которые по действующему законодательству и сложившейся практике используются в процессе принятия решения о кредитовании и влияют на волю кредитора: сведения о балансе, основных средствах и в целом о собственности, имущественных правах и обязательствах и др.
Заведомая ложность сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии заключается в том, что в них отражены данные, искажающие смысл и содержание фактической информации, или сделаны оценки, осознанно основанные на неверной информации, на основе которых принято решение о кредите.
7. Представлением заведомо ложных сведений кредитору является передача в распоряжение лиц, принимающих решение о кредитах, в необходимой и достаточной для этого форме, т.е. которая содержит в себе необходимые реквизиты и удостоверяющие подписи ответственного лица либо иные признаки, свидетельствующие о том, что сведения исходят от надлежащего лица и рассматриваются им как полностью отражающие его волю.
8. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, по юридической конструкции является формальным составом. Оно считается оконченным в момент доведения сведений до лиц, принимающих решение о кредите.
9. «Заведомость» является признаком, указывающим на то, что данное правонарушение может быть совершено только умышленно: лицо знает, сознает, что представляет заведомо ложную информацию, и желает этого.
10. Субъектом правонарушения может быть физическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, а также юридическое лицо, заключающее договор кредитования с банком или иной кредитной организацией.
Источник
Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 14.11 КоАП РФ
Получение кредита или займа либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 14.11 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Постановление N 48-АД12-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Челябинска от 6 февраля 2012 г. и постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 5 апреля 2012 г., вынесенные в отношении Зейферт И.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение Зейферт И.М. административного наказания в виде конфискации игрового оборудования…
Решение Верховного суда: Постановление N 48-АД13-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Таким образом, действия Покровской М.М. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…
Решение Верховного суда: Постановление N 84-АД12-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Потапов В.В признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с конфискацией игрового оборудования: монитора серого цвета «Асег» АЫ717…
Источник
СТ 14.11 КоАП РФ
Получение кредита или займа либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 14.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области кредитования. Кредитование представляет собой один из главных механизмов финансирования хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также приобретения дорогостоящего имущества гражданами (как правило, речь идет об имуществе длительного пользования) при отсутствии у них достаточных собственных средств. Вопросы кредитования регламентируются гражданским законодательством.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в получении кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Предоставление кредитору заведомо ложных сведений вводит его в заблуждение относительно возможного риска невозвращения кредита в установленный срок и тем самым нарушает права кредитора, связанные с распоряжением принадлежащими ему денежными средствами. Помимо прав кредиторов объектом посягательства рассматриваемого административного правонарушения является также нормальное функционирование банковской системы РФ.
Поскольку комментируемая статья не дает точной характеристики кредита, а также не содержит закрытого перечня кредиторов, интересы которых защищаются путем установления административной ответственности, представляется, что объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может заключаться также и в незаконном получении товарного кредита (предоставление вещей, объединенных родовыми признаками) или коммерческого кредита (предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты, в рамках договора, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками). Содержание товарного и коммерческого кредитов урегулировано соответственно ст. ст. 822 и 823 ГК РФ. При этом в случае незаконного получения товарного или коммерческого кредита в качестве кредитора может выступать не только банк или иная кредитная организация, но и иное лицо.
3. При анализе состава рассматриваемого административного правонарушения необходимо учитывать факт отсутствия у виновного лица умысла на невозвращение незаконно получаемых денежных средств. Если установлено, что лицо, незаконно получившее кредит, намеревалось его присвоить, такие действия должны квалифицироваться как мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ).
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
5. Субъектами административных правонарушений могут являться юридические лица, их руководители, иные работники, в обязанности которых входит предоставление банку или иной кредитной организации сведений о хозяйственном положении и финансовом состоянии соответствующей организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане.
6. В настоящее время законодатель не определил орган, должностные лица которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В связи с этим возможно лишь возбуждение дела прокурором при осуществлении надзора за соблюдением законодательства (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в случаях, если они совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, а в случаях, если такие административные правонарушения совершены другими лицами, — судьи судов общей юрисдикции (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Другой комментарий к Статье 14.11 КоАП РФ
Источник