Рынок ценных бумаг в России начал формироваться по указам Петра I, затем он развивался в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала. Ну, а если быть точным, исторической точкой отсчёта возникновения Российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещён первый выпуск Российского государственного займа. По своей экономической сути это были не рыночные ценные бумаги, так как выпускались номиналом в 500 тыс. голландских гульденов и являлись своеобразной долговой распиской российского правительства, выданной банкирскому дому «Гопе и К».
Уже к концу XVIII века таких «расписок» было выдано на сумму 215 млн рублей. Следует отметить, что этот «екатерининский» голландский заём был полностью погашен только в 1891 году.
Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счёт распространения крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 году.
Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли конкретных бирж.
Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. На ней были приняты в 1883 году и первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891 году аналогичные правила были приняты на Московской бирже.
Увеличение оборотов с ценными бумагами происходило в первую очередь за счёт покупки ценных бумаг населением. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и котировали эти акции на крупных рынках.
Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации были именными и на предъявителя. Первые появились на российском рынке гораздо раньше.
Со временем биржевой оборот рос и вместе с ним рос спрос на предъявительские бумаги. Правительство и промышленные компании были заинтересованы в выпуске именных бумаг, которые находились бы в «твёрдых» руках. Финансовые и банковские круги на фондовом рынке были заинтересованы в росте оборотов.
Акции по российскому законодательству были именными бумагами. Однако в уставах отдельных акционерных компаний делались исключения в пользу бумаг на предъявителя, которые в начале ХХ века стали самыми распространёнными. А так как устав каждого акционерного общества в России был законодательным актом, то его положения имели приоритет перед положениями общего законодательства.
Таким образом, преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между бумагами того и другого типа. В некоторых случаях уставы предусматривали, например, что в первые десять лет существования общества акции должны быть именными, а по истечении этого срока и именными, и предъявительскими; в другом случае две трети всех акций должны были быть именными, а остальные — предъявительскими.
Поэтому доля предъявительских акций постоянно росла. Так, если в 1910 году соотношение между именными бумагами и предъявительскими было 1:2, то уже в 1912 — 1:3.
В настоящее время, фондовый рынок играет важную роль в развитии экономической системы. Помимо общерыночных, он выполняет целый ряд специфических функций в экономической политике страны. Являясь инфраструктурным элементом экономической политики, устойчивый и развитый фондовый рынок может существенно облегчить решение ключевых задач, стоящих перед современным государством: обеспечить устойчивый экономический рост и стабильность путём привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики, способствовать трансформации сбережений населения и предприятий в инвестиции, создавая условия для интеграции российского фондового рынка в мировой финансовый рынок.
Задача государства, с одной стороны, состоит в том, чтобы использовать потенциал фондового рынка для реализации программ экономической политики, а с другой стороны, предупредить или минимизировать вероятность угроз, который фондовый рынок как инфраструктурный элемент экономической политики несёт в себе и, которые, потенциально могут перерастать в кризис.
Финансовый кризис 2008 года, который охватил не только неразвитые фондовые рынки, но и всю мировую финансовую систему, наглядно доказал слабость и невозможность фондового рынка самостоятельно справляться с кризисными ситуациями и соответственно существовать как саморегулирующаяся система.
Поэтому сегодня особенно актуальным является вопрос: как найти ту грань, где использование фондового рынка переходит из состояния элемента, обеспечивающего реализацию экономической политики государства, к элементу, дестабилизирующему экономическую систему, и какими ключевыми характеристиками должен обладать эффективный фондовый рынок. В полной мере это относится и к российскому фондовому рынку.
В настоящее время фондовый рынок России постепенно становится неотъемлемой частью международного финансового рынка. Поэтому необходимо выстраивать такую модель регулирования фондового рынка России, которая отвечала бы как национальным особенностям, так и требованиям, определяемым современными тенденциями развития мирового финансового рынка. Однако разработка новой модели на современном этапе упирается в нерешённость вопросов теоретико-методологического характера. До настоящего момента нет чёткого общезначимого понимания роли фондового рынка в инфраструктуре экономической политики государства. Не сформирована научная модель фондового рынка, не определены условия, при которых фондовый рынок может выполнять свои основополагающие функции и гарантировать устойчивость, стабильность экономической системы.
Осознавая данную потребность, теоретики и управленцы-практики различного уровня пытаются выработать новые, соответствующие изменившейся социальной и экономической реальности, экономическо-управленческие методы и подходы, способные обеспечить успешную реализацию экономической политики государства, используя такой инструмент как фондовый рынок.
Всё это служит сегодня основанием для пересмотра многих теоретических и практических вопросов формирования и регулирования фондового рынка в рамках экономической политики государства, как на региональном, так и на международном уровне. В научной литературе советского периода фондовый рынок, в том числе его роль как инфраструктурного элемента экономической политики, практически не был предметом исследований. Советские экономисты и управленцы были отделены от мирового опыта экономической политики и её теоретического осмысления. В современный период ситуация кардинально меняется. Тем не менее, до сих пор в отечественных исследованиях доминируют западные концепции фондового рынка, которые зачастую не могут применяться для анализа российской действительности. Всё это обуславливает необходимость разработки теоретических вопросов функционирования фондового рынка и использования его в качестве инструмента экономической политики государства.
Источник
Москва, 24 ноября — «Вести. Экономика» Первый заем за границей в истории российского государства взяла Екатерина Великая — в Голландии на 10 лет под 5% годовых на сумму в 7,5 млн гульденов. Деньги были нужны для того, чтобы покрыть расходы на очередную Русско-турецкую войну. С этого времени начинается история внешних долгов Российской империи. Подробнее — в материале, подготовленном инвестиционной компанией «АТОН».
Санкт-Петербург, вид на Биржу. Художник— Б. Патерсен
Ушлые голландцы давали лишь 750 гульденов реальных денег на облигацию, которая по номиналу стоила 1000. Именно с полной суммы российское государство платило проценты. За годы своего правления Екатерина II назанимала более 40 млн рублей, но, с учетом вышеназванных особенностей, внешний долг достигал 55 млн рублей. Обращение к внешним займам было продиктовано необходимостью: неразвитость финансовых инструментов препятствовала привлечению средств внутри страны.
Сын Екатерины Великой — Павел I, как и ее внук — Александр I, шли уже проторенной тропой внешних займов, когда нужны были деньги на ведение войн. При Александре I в России появляются первые облигации внутренних государственных займов, но их размещение прошло неудачно. Звездный час наступит спустя полстолетия — с билетами выигрышных займов, которые стали «народными» бумагами и сыграли решающую роль в формировании массового облигационного рынка.
На протяжении всех царствований со времен Екатерины Россия продолжала накапливать и внутренние, и внешние долги. Механизмы государственного заимствования были разнообразны: так, во время бума железнодорожного строительства Россия размещала в странах Западной Европы облигации железнодорожных обществ. Их доходность, как правило, гарантировалась правительством, и они обращались на фондовых рынках фактически наравне с государственными бумагами. Когда в 1880-90-е годы многие частные железные дороги были выкуплены в казну, займы акционерных железнодорожных обществ стали частью российского государственного долга. Так, от «Генерального общества железных дорог» государству достался долг 142 млн рублей.
В состав госдолга входили также закладные листы и свидетельства казенных земельных банков — Дворянского и Крестьянского, размещение которых на европейском фондовом рынке началось в конце XIX века. Одновременно с ними в Европе появились и займы российских городов. К примеру, Санкт-Петербург в 1901 году разместил свои облигации на Парижской бирже, а позже — на Брюссельской и Лондонской (на последней, к слову несколько позже — в 1913 году — был размещен крупнейший займ имперской столицы на 66 млн рублей).
Основой внутренней экономической политики, начатой Иваном Александровичем Вышнеградским в 1880-е годы и продолженной Сергеем Юльевичем Витте, стала ликвидация бюджетного дефицита и покровительство отечественной промышленности. Частью этой политики было, по сути, рефинансирование долгов страны: 5% займы правительство смогло заменить на новые четырехпроцентные. После конверсии российского государственного долга на Парижской бирже в 1888-1889 годах Франция стала крупнейшим кредитором Российской империи.
Настоящим испытанием для российской экономики стал выход из кризиса начала XX века. В 1897 году был введен «золотой стандарт» рубля, в последующие годы золотой запас заметно вырос. Однако ситуация изменилась в ходе неудачной русско-японской войны и революции 1905 года. Количество наличных рублей выросло, в то время как объем золота сократился и опустился ниже предела, установленного эмиссионным законом. Царским указом от 16 декабря 1905 года Минфину было предоставлено право выпустить до 150 миллионов рублей без золотого покрытия. Указ был секретным, а в 1908 году его подлинник был уничтожен.
В итоге правительство договорилось взять международный заём, который снял вопрос о прекращении золотого размена. Последовали тяжёлые переговоры с Францией, которая предоставила кредит на два миллиарда франков под 5% годовых. Именно про этот заём В. И. Ленин писал, что «Россию расстреливали не только треповские пулеметы, но и кадетско-французские миллионы». С началом Первой мировой войны фондовая биржа закрылась (она заработала ненадолго в начале 1917 года, после чего прекратила свое существование). Основным поставщиком новых кредитов во время войны стала Англия. Страну захлестнула гиперинфляция: если в начале 1917 года она составляла 300%, то к Октябрьской Революции достигла огромных 1600%. За время войны долг увеличился в 4 раза. Расчет был на то, что военные успехи смогут покрыть все издержки.
К началу XX века Россия считалась одним из наиболее надежных заемщиков. С приходом большевиков к власти ситуация резко поменялась. Декретом от 21 января 1918 года все государственные займы были аннулированы. Коммунисты не считали новую Советскую Россию правопреемницей царской. Такое решение спровоцировало целую волну банкротств по всей Европе: ещё перед войной сотни тысяч людей вложились в русские облигации, и получаемые по ним проценты были важным источником их дохода.
Например, более половины всех сбережений французов были вложены в российские ценные бумаги. Только вдумайтесь, в 1914 году во Франции было около 2 млн владельцев российских ценных на сумму 12 млрд франков золотом. А всего французские инвесторы обладали ценными бумагами на 22,5 млрд франков (это около 50% ВВП Франции). Кстати, торговля русскими ценными бумагами продолжалась на Парижской бирже до 1927 года, отражая надежду на то, большевики потеряют власть в России и все вернется на круги своя. Отказ большевиков от платы по старым долгам считают крупнейшим дефолтом в мировой истории, он являлся одной из важнейших причин, по которой Советскую Россию долгое время не признавало мировое сообщество.
[КАРТИНКА] Париж, 27 мая 1997 года: В. Черномырдин и А. Жюппе подписали соглашение между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года [/КАРТИНКА] В 1991 году новая Россия признала себя преемницей не только Советского Союза, но и Российской Империи. Российская Федерация выплатила $400 млн в пользу правительства Французской Республики — в качестве частичной компенсации держателям дореволюционных русских ценных бумаг, многие из которых обанкротились из-за отказа большевиков от обязательств царской России.
Материал подготовлен совместно с зав. кафедрой исторической информатики, руководителя Центра экономической истории МГУ, член-корреспондента РАН, профессора, д.и.н. Леонида Бородкина и старшего преподавателя кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ, к.и.н. Анны Дмитриевой.
Видео дня. Сергей Собянин рассказал о развитии столичной экономики
Источник
Исторической точкой отсчёта возникновения Российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещён первый выпуск Российского государственного займа.
Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счёт распространения крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 г.
Условия выпуска и основные правила были определены Высочайшим указом от 25 марта 1809 г., согласно которому, размер дохода был определён в 6% годовых и плюс 1% грация (премия). Доходность на государственные ценные бумаги была выше, чем та, которую предоставляли государственные кредитные учреждения.
Однако последние имели более глубокие традиции, пользовались доверием у населения, разветвлённая сеть делала их доступной и удобной для широкой публики. Поэтому для успешного размещения выпуска его владельцам предоставлялись определённые льготы. Так, облигации могли приниматься в залог по всем подрядам и откупам, в определённой части приниматься в уплату казённых сборов и таможенных пошлин. Процент и грация по облигациям выплачивались ежегодно вперёд за год.
Несмотря на определённые трудности, связанные со становлением рынка государственных долговых обязательств, в период с 1809 по 181в6 г. было выпущено бумаг на сумму 354 млн. руб.
Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны. Однако до середины прошлого века внутренние государственные займы покрывали лишь около 10% государственного долга, остальное казна получала за счёт размещения российских займов за рубежом.
Государственные процентные бумаги были широко представлены на российском фондовом рынке в биржевом и внебиржевом обороте.
В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировались принятым в 1836 г. Законом о промышленных обществах. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что, в общем-то, соответствовало определённому уровню развития капитализма в России в тот период.
К 1911 г. насчитывалось 1617 акционерных компаний, из них на Петербургской бирже котировались акции лишь 275. Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.
Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.
Доходность на эти бумаги, как правило, устанавливалась выше, чем по государственным долговым обязательствам, однако с последними они не могли конкурировать.
Во-первых, это было вызвано ограниченностью их хождения как на биржевом, так и уличном рынке. География их обращения была ограничена тем регионом, где их выпускали. Во-вторых, они имели длительные сроки погашения в 39 и 49 лет, а иногда и ещё больше.
К началу 1923 г. облигационные займы имелись у 65 городов, однако более 80% сумм по займам приходилось на 8 крупнейших городов, в том числе Москву и Санкт-Петербург.
Значительная часть этих займов размещалась на зарубежных рынках из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов на местах.
Таким образом, на российском фондовом рынке были представлены государственные долговые обязательства, долговые обязательства городов, акции и облигации промышленных и транспортных предприятий. Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи.
Если в первом случае проценты выплачивались предъявителю купона, то проценты по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на чьё имя было выписано удостоверение или на его поверенного в делах. До 1885 г. Министерство финансов не принимало никаких заявлений об утрате купонов, затем по правилам, принятым в 1895 г., если владелец ценной бумаги могу доказать время приобретения, время утраты и обстоятельства, при которых утрачена ценная бумага, то можно было рассчитывать на получение капитала и процентов по нему. Поэтому именные ценные бумаги считались более надёжными и давали гарантию прочности владения ценной бумагой.
Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казённый счёт. а при обратном превращении — на счёт владельца бумаги.
Акции по законодательству Российской империи были именными бумагами. Но поскольку устав акционерного общества являлся законодательным актом, положения которого имели приоритете над положениями общего законодательства, то во многих случаях уставами АО делались исключения в пользу акций на предъявителя. Поэтому на р.ц.б. преобладали предъявительские акции, причём доля последних постоянно росла. Так, если в 1910 г. соотношение между именными бумагами и предъявительскими было 1 : 2, то в 1912 г. — уже 1 : 3.
Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.
Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ц.б. началась после выпуска первых государственных займов. На ней были приняты в 1883 г. и первые правила, регулирующие операции с ц.б. В 1891 г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже.
Кроме столичных бирж операции с фондовыми ценностями вели Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская биржи.
Согласно правилам биржевая публика фондового отдела состояла из:
действительных членов;
постоянных посетителей;
гостей.
Кроме того, фондовый отдел посещался представителями Министерства финансов, как для осуществления надзора, так и для осуществления сделок с фондами и валютой за счёт государственного банка и государственного казначейства.
Действительными членами могли быть только представители банков, банкирских контор и лица, имевшие промысловое свидетельство первого разряда на производство банкирских операций. Действительные члены имели право заключать сделки на бирже через своего уполномоченного и подручных, не прибегая к посредничеству маклеров.
В отличие от действительных членов постоянные посетители, кроме права присутствия на биржевом собрании, имели право заключения сделок через посредничество фондовых маклеров. Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие промысловое свидетельство первой гильдии.
Гости допускались на биржу по рекомендации действительных членов, уплачивали за каждое посещение по рублю и были лишены права заключать сделки.
Все остальные могли совершать сделки путём открытия специального (онкольного) счёта в банке, на который клиент вносил средства для покупки ц.б. (не менее 100 руб.), при этом банк мог закупить бумаг на сумму, в 5-8 раз большую вложенных средств.
Купленные на деньги клиента бумаги оставались в банке в залог, он получал по ним дивиденды и распоряжался ими по своему усмотрению. На деньги, вложенные на онкольные счета, клиенту начислялись установленные проценты, а за сумму, на которую банк кредитовал своего клиента, купив для него ц.б., брал до 8% годовых.
Эта система обслуживания клиентов была выгодна банкам, т.к. давала возможность обогащаться за счёт мелких инвесторов.
Покупка и продажа акций не за наличные деньги, а с поставкой к известному сроку по определённой цене были запрещены.
Несмотря на то, что указанное правило было отменено законом в 1893 г., срочная торговля на российских биржах так и не получила широкого распространения.
Высшим органом управления фондового отдела биржи являлось общее собрание действительных членов, состав совета утверждался Министерством финансов, которое к тому же оставляло за собой право изменять состав совета по своему усмотрению.
Совет фондового отдела определял распорядок собраний, издавал правила биржевых сделок, определял маклерскую таксу, разрешал возникающие при сделках споры, принимал решения о допущении ц.б. к котировке.
Фондовые маклеры назначались Министерством финансов по представлению Совета фондового отдела. Маклерам запрещалось совершать сделки за свой счёт, они выступали только посредниками. Для получения должности маклер должен был удовлетворять определённым нравственным критериям и внести залог 1500 руб. По сделкам с ц.б. маклер получал вознаграждение в размере 0,1% по сделкам с фондами с обеих сторон, с иностранных переводных векселей — 0,1% со стороны продавца; по внутренним учётным векселям от 1/32 до 18% в зависимости от срока векселя с той и другой стороны сделки.
О всех совершаемых сделках маклеры обязаны были сообщать котировальной комиссии. На основе этих сведений составлялись официальные котировочные бюллетени, которые передавались в Министерство финансов и публиковались в “Биржевых ведомостях” и “Торгово-промышленной газете”.
Международный политический кризис в в1914 г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны прекратили операции с ц.б. российские биржи. Операции с ц.б. оказались дезорганизованными.
С конца 1914 г. В Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ц.б. Массовый характер они стали принимать в Петербурге весной и летом 1915 г. в помещениях биржи и некоторых крупных акционерных банков. В конце 1916 г. началось некоторое оживление на фондовом рынке, что явилось неожиданным для правительства.
Открытие официальной фондовой биржи оттягивалось Министерством финансов в ожидании решения принципиальных вопросов правительственной политики в отношении частных эмиссий и стабилизации конъюнктуры на фондовом рынке. В январе 1917 г. вновь была открыта Петербургская фондовая биржа. Временным правительством воспрещались срочные сделки, объектом сделок могли быть только ц.б., круг участников биржевых собраний ограничивался (“гости” не допускались, иностранные подданные — только с разрешения Министерства финансов). Для упрощения взаимных расчётов акционерных банков по покупкам и продажам ц.б. при Петербургской конторе Государственного банка был утверждён фондовый расчётный отдел. При этом имелось в виду, что все биржевые сделки без исключения будут подлежать регистрации и контролю со стороны представителей Министерства финансов. Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц.
После революции рынок ц.б. фактически прекратил своё существование.
Декретом советского правительства уже 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ц.б. и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.
С переходом к НЭПу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала. Несмотря на небольшое количество акционерных обществ, они имели важное экономическое значение. В 1927 г. только уставный капитал 86 частных акционерных обществ составлял 12,6 млн. руб.
В период НЭПа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 гг. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.
В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной валюты и векселей, чеков и иных платёжных документов, золота и серебра в слитках, государственных ц.б., облигаций государственных и кооперативных предприятий, а также допущенных к обращению в СССР иностранных ц.б.
Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу.
Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой.
Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.
Самостоятельно фондовый отдел осуществлял созыв и проведение общих собраний, организовывал работы различных компаний, учреждал должность маклеров, издавал справочники и т.д.
Членами фондового отдела бирж и их постоянными посетителями могли быть представители Наркомфина, НКВТ и Госбанка, а также кредитные учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговые и промышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производить фондовые биржевые операции.
Помимо членов фондового отдела участниками торгов могли быть постоянные и разовые посетители. Они имели право совершать операции исключительно через маклеров. Фондовые маклеры заключали сделки согласно Положению о биржевых маклерах, по которому они не имели права производить операции ни за свой счёт, ни от своего имени, не могли состоять ни на какой-либо службе или заниматься самостоятельной коммерческой деятельностью. Это делалось с целью создать в лице фондового маклера профессионального посредника на бирже.
У маклера сосредоточивались заявки на спрос и предложение валют и фондов. На основе полученных данных маклер заключал сделки. Заключённые сделки оформлялись им в так называемой “маклерской записке”.
Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в России до революции и в период НЭПа, их экономическая природа была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства.
В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.
Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, налично-денежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И тем не менее возрождение р.ц.б. в период НЭПа произошло за счёт расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг. В двадцатые годы было размещено 24 госзайма. Первый из них был осуществлён в 1922 г.; для физических лиц 6%-ный выигрышный заём на 100 млн. руб., а для предприятий 8%-ный заём, в ц.б. которого предприятия должны были вложить не мене 60% резервных капиталов. Первоначально реализация займа шла в добровольной форме, длительные сроки и трудности распространения привели Наркомфин на путь принудительного размещения. Облигации выдавались в счёт заработной платы рабочим и служащим.
С начала 30-х годов по 1957 г. государство осуществило 45 займов. В 1948 г. займы 1936-1946 гг. были конверсированы в государственный 2%-ный заём 1948 г. В 1957 г. правительство приняло решение об отсрочке начальной даты выплат по облигациям на 20 лет до 1977г.
Погашение всех послевоенных займов закончилось в декабре 1991 г.
В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики.
Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы к формированию российского фондового рынка.
Источник