Целесообразность вложений в муниципальные облигации – актуальная тема для розничных инвесторов. С одной стороны, высокий уровень надежности, поскольку эмитентом выступают государственные институты, а с другой – относительно небольшая доходность. Чтобы стабильно получать по 10% годовых, нужно тщательно изучить, что собой представляют облигации данного типа.
Понятие и принцип работы муниципальных облигаций
Муниципальные облигации – долговые обязательства, запущенные в обращение органами местного самоуправления с целью развития инфраструктуры или устранения бюджетного дефицита. Дивиденды, срок погашения, а также другие параметры инвестиционного инструмента определяются эмитентом. Гарантией ликвидности является собственность администрации субъекта Российской Федерации.
Муниципальные облигации подразделяются на две группы:
- Субфедеральные – долговые обязательства, запущенные в обращение крупными российскими регионами. Речь идет о трех городах, имеющих особый статус: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Особенность данного вида заключается в наличии прямой связи между региональными бюджетами и Министерством финансов.
- МО или муниципальные – выпускаются муниципалитетами, которые включены в состав крупных субъектов РФ. Эмитентами выступают городские администрации. Гарантией возврата денежных средств инвестору является имущество, которое находится в собственности города. Однако практика показывает, что долговые обязательства все равно погашаются субъектами федерации, к которым относится муниципалитет.
Муниципальные облигации практически всегда сравнивают с федеральными долговыми обязательствами (далее по тексту ОФЗ). Это вполне логично, поскольку речь идет о государственных облигациях. По классу надежности они идентичны. Прибыльность немного выше у федеральных ценных бумаг, примерно на 1-3%. Инвестор сможет получить дополнительный доход, если упадет процентная ставка Центрального Банка.
Торговля муниципальными облигациями осуществляется на Московской бирже. На сегодняшний день в обращении зафиксировано 12 МО и 112 субфедеральных долговых обязательств.
Относительно большая прибыльность становится катализатором того, что спрос превалирует над предложением. Муниципальные облигации активно выкупаются институциональными инвесторами – банковские учреждения, фонды, финансовые компании и т.д. Спрос динамично увеличивается во время снижения ставок по банковским вкладам. Еще один катализатор – нехватка альтернативных инвестиционных инструментов.
Стандартная номинальная стоимость МО – 1000 рублей. Купонные дивиденды выплачиваются каждые три месяца или раз в полгода. Срок погашения относительно невелик, варьируется в диапазоне от 3 до 5 лет. Редко когда можно найти облигации со сроком до 10 лет. Чтобы подобрать для себя оптимальную ценную бумагу, воспользуйтесь сервисом rusbonds.ru. Это очень полезный аналитический инструмент.
Каждый год субъекты федерального значения и муниципалитеты эмитируют долг в размере около 300 миллиардов рублей. Рынок активно развивается. Актуальный объем – 1 триллион рублей. Отставание от федеральных и корпоративных бондов довольно большое, но прогресс очевиден. Довольно часто появляются облигации, которые продаются дороже номинальной стоимости. Налогом не облагаются, гарантируют купонный доход. Инвестор понесет издержки исключительно связанные с разницей между стоимостью приобретения и продажи ценной бумаги.
Еще одна важная особенность – амортизация задолженности. Муниципальные облигации не погашаются единовременно. Возврат номинальной цены осуществляется постепенно. Этот механизм позволяет снизить уровень долговой нагрузки муниципалитета. Денежные средства переводятся держателю ценной бумаги до наступления даты окончания выпуска. Поэтому стоимость актива и размер дивидендов постепенно падают.
Владельцы МО заинтересованы в реинвестировании полученных денежных средств. Это очень невыгодно в ситуациях, когда уменьшается процент, поскольку вместе с ней снижается доходность инструмента. Амортизацию задолженности ценной бумаги также можно проверить на портале rusbonds.ru.
Муниципальные облигации: расчет доходности
Новички допускают серьезные ошибки, пытаясь определить доходность МО. Размер дивидендов постепенно снижается в связи с амортизацией задолженности. Поэтому купонный доход занижается.
Рассмотрим простой пример расчета доходности по простой формуле. Погашение Липецкой облигации произойдет 21 октября 2025 года. Процентная ставка – 8,57% годовых. Деньги выплачиваются каждый квартал. Формула расчета:
Это означает, что инвестор зарабатывает в год 4,83%. Показатель занижен, поскольку формула не берет в учет, что заемщик начнет выплачивать деньги с января 2020 года. При этом купонная ставка сохраняется. Для получения реального показателя, нужно уменьшить срок действия на период, пропорциональный уже перечисленной сумме в соответствии с амортизацией задолженности.
Липецкие муниципальные облигации будут приносить 8,57% в год. Потому что нужно брать в расчет не 2457, а 1380 дней.
Муниципальные облигации: риски инвесторов
Принято считать, что государственные облигации не подвержены дефолту. От части это действительно так, но нужно учитывать несколько важных моментов:
- нельзя на 100% исключать вероятность дефолта;
- дефолт уже происходил ранее, но на этом никто не заостряет внимание.
Финансовый кризис в 1998 году практически полностью ликвидировал рынок региональных долговых обязательств. Впервые в истории независимой России о дефолте объявила Якутия. Даже более крупные и «денежные» регионы, такие как: Татарстан, Москва и Ленинград, объявляли о неспособности выполнить, взятые ранее обязательства.
Стабильные выплаты держателям облигаций начислялись исключительно в самых кредитоспособных регионах России. однако просрочки были вполне нормальным явлением. Ситуация повторилась ровно через 10 лет, но уже в меньших масштабах. С момента последнего финансового кризиса многое изменилось, например, принят бюджетный кодекс, который ограничивает размер долгового обязательства.
Однако определенные риски все равно существуют. Кризис 2014 года также оставил определенный отпечаток на платежеспособности муниципалитетов. Доходность многих ценных бумаг снизилась в среднем на 33%. Новгородские муниципальные облигации были подвержены дефолту, об этом сообщило популярное рейтинговое агентство Standard & Poor’s.
Регион не сумел своевременно рассчитаться с главным кредитором – ВТБ. Органы местного самоуправления инициировали проведение аукциона с целью привлечения кредитной линии с годовой ставкой 23,93%. Желающих не было, поэтому аукцион не состоялся. Дефолт также был зафиксирован по облигациям Клинского района.
Дефолт не уничтожает рынок, но заметно снижает уровень доверия корпоративных и розничных инвесторов к государственным ценным бумагам. В большей степени это касается зарубежных инвесторов. В связи с этим, нужно ожидать значительного увеличения доходности МО и ОФЗ.
С учетом всех рисков, нужно тщательно проанализировать региональные и городские рейтинги по размеру долговых обязательств перед федеральными инстанциями. Всю необходимую информацию инвесторы найдут на официальном портале Министерства финансов. Органы исполнительной власти вынуждены увеличивать доходность с целью привлечения инвесторов.
Почему своевременно не проводится процедура банкротства? Своеобразное затягивание обуславливается политической подоплекой. В кризисных регионах осуществляется ввод казначейской координации. Поэтому они автоматически теряют право управления денежными средствами. Соотношение долга к прибыли не должно превышать отметку в 40%. Однако несмотря на это важное правило, многие муниципальные облигации имеют аномальный уровень задолженности:
- Мордовия – 200%;
- Хакасия — 122.5%;
- Костромская область – 111%.
Органы исполнительной власти в этих регионах находятся на грани банкротства. Впрочем, состояние «предбанкротства» может сохраняться довольно долго. Регионы продолжают просить помощи. Поводов довольно много. Самый свежий пример – реализация майских указов Президента.
Недостатки муниципальных облигаций
- относительно низкий уровень ликвидности, который становится катализатором продажи ценных бумаг дешевле номинальной стоимости;
- слишком большой спред, если сравнивать с облигациями других типов;
- для получения максимального дохода есть смысл держать МО до наступления погашения, поэтому данный инструмент – не лучший вариант для спекулятивных сделок;
- не существует муниципальных облигаций с продолжительным сроком действия и прогнозируемой прибыльностью;
- муниципальные облигации по классу надежности всё-таки значительно проигрывают ОФЗ;
- вероятность объявления дефолта невелика, но она есть;
- механизм амортизации долга – катализатор снижения дохода, поэтому необходимо своевременно реинвестировать деньги.
Конечно, основной недостаток – отсутствие 100% надежности. Инвесторы не могут быть полностью уверены в платежеспособности органов исполнительной власти. Существует вероятность дефолта, конкретные примеры были приведены ранее.
Целесообразность инвестирования в муниципальные облигации
Инвестору необходимо оценить качество муниципальной облигации. Например, на фондовых рынках США сразу обращается внимание на кредитный рейтинг региона и страховое покрытие. Российские ценные бумаги не страхуются, поэтому важно тщательно проанализировать муниципальные облигации, чтобы определить оптимальный вариант для инвестирования.
Кредитные рейтинги составляются агентствами, например, S&P. Однако оценены далеко не все регионы РФ. ЦБ интерпретирует муниципальные облигации как активы высочайшего класса. Они приравнены к ОФЗ. Однако позиция главного финансового регулятора не определяет финансовое положение в регионах и не отражается на платежеспособности органов исполнительной власти.
Чтобы инвестировать и стабильно получать доход, нужно хорошо разбираться в особенностях региональной экономики. Начните с определения потенциала и межбюджетных отношений. Кризисные и успешные регионы предлагают примерно одинаковые купонные выплаты. Поэтому так важно выбрать надежные МО.
Уровень надежности облигаций – показатель состояния экономики региона. Эксперты рекомендуют вкладывать деньги в Москву и сырьевые регионы: Ханты-Мансийск, Тюмень. Субфедеральные по уровню надежности превосходят муниципальные облигации. Это обуславливается большим бюджетом, экономической устойчивостью.
Преимущества муниципальных облигаций
- Ежеквартальная купонная выплата – регулярный и стабильный пассивный доход для инвестора.
- Амортизация задолженности обеспечивает постепенную выплату средств. За год можно вернуть до 40% инвестированных денег. Риски заметно снижаются.
- Дефолт – прямая угроза политической стабильности, поэтому Федеральные власти сделают все для спасения региональных бюджетов.
- Налоговые льготы позволяют сэкономить 13% в сравнении с дивидендами по акциям.
- Фиксированные купонные выплаты упрощают планирование.
Экспертные рекомендации
Сопоставив преимущества и недостатки, можно выделить несколько важных советов:
- без знаний и навыков в сфере региональной экономики, вкладываться в МО не стоит;
- диверсифицируйте финансовый риск, если добавляете в портфель активы этого типа;
- вкладывайте в муниципальные займы небольшую часть инвестиционного капитала;
- обязательно изучите, что такое фондовый рынок и как на нем работать.
- не инвестируйте деньги в ценные бумаги кризисных регионов.
Это все что нужно знать об инвестировании в облигации муниципального значения.
Другие тексты на тему Инвестиции в ценные бумаги.
Виды облигаций и их классификация.
Погашение номинала облигации.
Российский рынок ценных бумаг.
Все тексты с нашего сайта Школа Инвестора.
Поделитесь своим опытом инвестирования в муниципальные облигации на нашем форуме.
Источник
Помимо государственных (ОФЗ) и корпоративных облигаций на российском рынке есть такой класс бумаг как муниципальные облигации, которые выпускают муниципальные образования и субъекты РФ. Эмитентами облигаций выступают города, области, регионы, отдельные республики и другие образования в составе РФ. Бумаги субъектов иногда еще называют субфедеральными.
Рынок муниципальных облигаций весьма скромный относительно других типов бумаг, что в свою очередь сказывается на ликвидности. Около половины всего рынка составляют выпуски Москвы, Красноярского края, Самарской и Нижегородской областей.
В последние годы объем рынка муниципальных облигаций сокращается за счет снижения долговой нагрузки регионов. В 2018 г. он практически не вырос, а за первое полугодие 2019 г. снизился на 2,14%. При этом корпоративные бумаги за аналогичный период прибавили более 5%, а рынок ОФЗ вырос почти на 9,5% за счет рекордных объемов размещения на аукционах Минфина.
Для частного инвестора муниципальные бумаги прежде всего являются альтернативой ОФЗ с более высокой доходностью за счет премии за низкую ликвидность и чуть более высокий риск дефолта. Премия по доходности к сопоставимым ОФЗ составляет от 0,4% для наиболее надежных бумаг и достигает 1,5-1,6% для наиболее перегруженных долгом регионов (данные на июль 2019 г.)
Особенности муниципальных и субфедеральных бумаг
— Чаще встречается квартальная, а не полугодовая выплата купонов.
— Среди муниципальных облигаций распространены выпуски с амортизацией долга — выплатой номинала частями по мере приближения срока погашения. Это дает возможность эмитенту распределить выплату долга равномерно на весь период обращения.
Пример графика амортизации по выпуску Хакас2013
Для инвестора такой тип погашения номинала означает повышенный риск реинвестирования. Если на дату выплаты части номинала процентные ставки на рынке снизятся, то реинвестированная под меньший процент сумма амортизации сократит совокупную доходность вложений. Однако, в случае роста рублевых ставок, этот недостаток превращается в преимущество.
В общем случае показатель обычно учитывает вышеобозначенный нюанс. Поэтому выпуски с амортизацией вполне корректно сравнивать с сопоставимыми по дюрации аналогами, используя эффективную доходность к погашению. А вот упрощенные формулы расчета доходности уже будут не корректны.
— Низкая ликвидность. Муниципальные бумаги с высокой ликвидностью на вторичном рынке большая редкость. Обычно держателями регионального долга являются крупные институциональные инвесторы, поэтому число облигаций в свободном обращении обычно невелико.
Надежность муниципальных облигаций
Иногда долговые обязательства региональных образований приравнивают по надежности к ОФЗ, но это не совсем правильный подход. Разумеется, государство обычно оказывает поддержку регионам в сложной ситуации, выделяя необходимую сумму из федерального бюджета. Все дело в том, что дефолт по муниципальным или субфедеральным бумагам автоматически снижает доверие ко всем государственным бумагам. Поэтому государству может быть выгодно поддержать одного должника, чем нести потери из-за роста стоимости новых заимствований.
Однако в статье 102 бюджетного кодекса присутствует следующая формулировка: «РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ».
Таким образом, юридически РФ может не оказывать поддержку регионам, если у последних возникает риск дефолта. На практике в истории дефолтов было не так много и все средства в итоге были выплачены кредиторам, но это не гарантирует отсутствие прецедентов в будущем. Поэтому к муниципальным облигациям все-таки стоит относится чуть осторожнее, чем к ОФЗ.
Для примерной оценки надежности региона в первую очередь имеет смысл ознакомиться с его кредитными рейтингами. Периодически сводную таблицу по национальным и международным рейтингам регионов публикует агентство Reuters. Также можно получить информацию на официальных сайтах рейтинговых агентств. В случае регионов это преимущественно национальные агентства АКРА и Эксперт РА.
Читайте также: Что нужно знать о рейтингах и рейтинговых агентствах
Если есть желание поглубже разобраться с финансовым положением того или иного региона, то на сайте Минфина можно найти информацию о размере и структуре долга регионов, а также отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ с официального сайта Федерального казначейства.
Также агентство «РИА Рейтинг» периодически публикует свой рейтинг долговой нагрузки регионов, где информация с вышеуказанных сайтов агрегирована в сводную таблицу. Вот пример по состоянию на 1 января 2019 г.
Чем выше долговая нагрузка региона, тем выше риски инвестирования в его облигации. Например, по итогам 2018 г. совокупный долг республики Мордовия составил 56,2 млрд руб. или 237% от налоговых и неналоговых доходов бюджета региона. Из-за этого в декабре 2018 г. агентство АКРА понизило рейтинг региона сразу на 4 ступени с BB+ до спекулятивного уровня B.
Поэтому, если инвестор принял решение добавить такие облигации к себе в портфель, он должен осознавать, что его риск несколько выше, чем при вложении, например, в облигации Московской области, у которой соотношение долга к доходам составляет всего около 28%.
Список ликвидных муниципальных облигаций
Понятие ликвидности для муниципальных бумаг несколько иное, чем для корпоративных эмитентов. Среднее значение оборота гораздо ниже. В сводную таблицу попали облигации, у которых среднедневной объем торгов за последние 50 торговых дней превысил 1 млн руб. Также субъективно учитывалась частота сделок, ширина спреда и плотность заявок в стакане.
Итог
Муниципальные облигации представляют из себя интересную альтернативу ОФЗ и консервативным облигациям госкомпаний, поскольку имеют сходный уровень кредитного риска и привлекательную доходность. Положительный спред по доходности к сопоставимым ОФЗ начинается от 0,4% для наиболее надежных бумаг и достигает 1,5-1,6% для наиболее перегруженных долгом регионов по данным на июль 2019 г. При этом муниципальные бумаги, наравне с ОФЗ, имеют льготный статус налогообложения.
Из-за низкой ликвидности на вторичном рынке муниципальные облигации интересны, скорее, для держателей небольших капиталов и/или рассматривающих покупку бумаг до погашения. При этом механизм амортизации позволяет периодически получать часть вложенного капитала на руки для реинвестирования, в том числе в другие активы.
При отборе муниципальных облигаций в портфель необходимо ознакомиться с кредитным рейтингом региона-эмитента, его долговой нагрузкой и дальнейшими перспективами на горизонте инвестирования.
В качестве более ликвидных вариантов можно рассмотреть бумаги из списка, приведенного в данной статье. При этом данный перечень нельзя рассматривать, как рекомендацию к покупке. Каждое решение о покупке того или иного выпуска облигаций должно приниматься инвестором самостоятельно с учетом его целей и отношения к риску.
Начать инвестировать
Читайте также: Типы облигаций на российском рынке
БКС Брокер
Источник