Расходы региональных бюджетов.
Объем расходов некоторых бюджетов субъектов РФ значительно отличаются друг от друга по аналогии с различием их доходов.
Наибольшие бюджетные расходы имеют: г. Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, республика Татарстан.
Наименьшие бюджетные расходы имеют: Корякский автономный округ, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Республика Алтай, Таймырский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Республика Ингушетия, Коми-Пермяцкий автономный округ, Усть-Ордынский автономный округ и Агинский Бурятский автономный округ (у последнего — в 300 раз меньше г. Москва).
Структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам. Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений (здравоохранения и образования) Поэтому в региональных бюджетах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия (до 50%).
Перечень статей расходов региональных бюджетов:
1. Управление.
2. Правоохранительная деятельность.
3. Промышленность, энергетика, строительство.
4. Сельское хозяйство и рыболовство.
5. Транспорт, дорожное хозяйство и связь.
6. Жилищно-коммунальное хозяйство.
7. Образование и подготовка кадров.
8. Культура и искусство.
9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
10. Социальная политика.
В современных условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет территориальных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться такие мероприятия как:
— охрана окружающей среды;
— развитие систем водоснабжения и канализации;
— мусоропереработке и захоронению бытовых отходов;
— защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности;
— улучшение благоустройства российских городов и сел.
Муниципальные (местные) финансы – представляют собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы включают:
— средства местного бюджета;
— государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органами местного самоуправления;
— другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Муниципальные финансы основываются на следующих принципах:
— самостоятельности;
— государственной финансовой поддержки;
— гласности.
Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданной в управление органам местного самоуправления, другой собственности, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.
При этом органы государственной власти гарантируют:
— право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местного бюджетов;
— право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местного бюджетов, образовавшихся в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов и т.п.
К примеру, порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются непосредственно населением или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Каждое муниципальное образование, имея собственный бюджет, имеет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъектов РФ. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
Органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
— нормативы отчислений от регулирующих доходов;
— дотации и субвенции из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
— средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Доходная часть местных бюджетов состоит из :
— собственных доходов;
— поступлений от регулирующих доходов;
— финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований);
— а также средств по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
1. Местные налоги и сборы.
2. Другие собственные доходы.
3. Доли федеральных налогов.
4. Доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
5. Доходы от приватизации и реализации муниципального имущества.
6. Доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации (не менее 10%).
7. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель.
8. Платежи за пользование недрами и природными ресурсами на территории муниципального образования.
9. Штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты.
10. Государственная пошлина.
11. Доля налога на имущество предприятий (не менее 50%).
12. Подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
К собственным доходам местных бюджетов могут относиться любые другие платежи, установленные законодательством РФ и субъектов РФ.
Расходная часть местных бюджетов включает:
— расходы, связанные с решением вопросом местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
— расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления;
— расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
— ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.
Особое значение имеет бюджетное регулирование внутри каждого субъекта РФ.
Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ строятся на следующих принципах:
1. Взаимной ответственности.
2. Применения единой для всех муниципальных образований методологии с учетом их местных особенностей.
3. Выравнивания доходов муниципальных образований.
4. Максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков.
5. Компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти.
6. Повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов.
7. Гласности.
По аналогии с бюджетным выравниванием в масштабах всего государства (трансфертная поддержка, дотации и субсидии субъектам РФ) в каждом регионе есть административно-территориальное образование с различным налоговым потенциалом, что требует перераспределения финансовых ресурсов через вышестоящий в регионе бюджет субъекта РФ между входящими в него административными образованиями. Это осуществляется в плане бюджетного регулирования.
Для этой цели в бюджете субъекта РФ создается специальный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Средства фонда формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ.
Средства фонда распределяются с учетом следующих факторов:
— численности населения муниципального образования;
— доли детей дошкольного и школьного возраста;
— доли лиц пенсионного возраста в этой численности;
— площади территории муниципального образования;
— уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования и др.
При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта РФ осуществляют проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, достаточности мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства РФ по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование.
Источник
Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Местные бюджеты используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. Основная задача местного бюджета для любого муниципального образования — доведение до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Муниципальные финансы включают:
· средства местного бюджета;
· муниципальные внебюджетные фонды;
· государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
· другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов — текущий бюджет и бюджет развития. Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.
Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:
— Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: “Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ст.130)
— Главная роль местных бюджетов — создание финансовой базы.
Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).
Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов — это прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.
Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.
Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
14 Финансовое регулирование, его значение и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.Финансовое регулирование) — совокупность мер по перераспределению финансовыхресурсов, в результате которых изменяются темпы роста отдельных структурных подразделений; можетосуществляться посредством саморегулирования участниками производства (напр., за счет измененияинвестиций, распределения прибыли и т.п.) и путем государственного вмешательства (напр., измененияналоговых ставок, льгот, ввода штрафных санкций и т.п.).основным субъектом финансового регулирования выступает государство.Формы государственного регулирования:— Система государственного планирования;- Система государственного финансового регулирования (государственного финансирования)- Система государственного предпринимательства- Рынок государственного заказа (иногда включают в 3 форму)Государство формирует экономическую политику и осуществляет законодательное регулирование экономики на макро- и микроуровнях, то есть государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на экономические процессы в социально-экономической жизни общества. Все направления государственного регулирования взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности и не предполагает наличия преимущества государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных представительных и исполнительных органов власти. Один из важнейших инструментов гос. регулирования – финансы. Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно закрепленную систему воздействия на финансовые отношения. Для воздействия используются финансовые методы и инструменты, осуществляется финансовая политика. Соответствующие государственные органы разрабатывают и проводят финансовую политику и осуществляют законодательное регулирование финансов на макро-и микроуровнях. В основе государственного финансового регулирования находится определенная финансовая концепция. На практике при реализации финансовой политики применяются элементы нескольких концепций, что приводит к появлению промежуточных финансовых теорий, воплощающих национальные особенности государств и степень развитости экономики. Инструменты: бюджет, внебюджетные фонды, различные виды функционирования финансовой политики.Наряду с гос. регулированием может происходить финансовое саморегулирование с помощью инструментов: финансовый рынок и финансы предприятий. Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:
1)прямые;
2)косвенные
Прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах. В его рамках государство может, например, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт.
К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.
Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.
Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.
Источник