Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы (например, облигации внутреннего валютного займа — ОВВЗ, облигации федерального займа — ОФЗ), государственные краткосрочные обязательства (ГКО), государственные казначейские обязательства (КО отменены с 1997 года), заемные инструменты для международных финансовых рынков (например, евробонды).
В целом, государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
•краткосрочный характер (до 1 года);
•среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
•долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).
Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
По субъекту эмиссии займы делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
По признаку субъектов — держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:
•реализуемые только среди населения;
•реализуемые только среди юридических лиц;
•реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
•процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат;
• выигрышные, где владелец получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные;
• беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
Займы могут делиться по методам размещения на:
•размещаемые по подписке;
Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
По формезаймы могут быть облигационными и безоблигационными.
Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг.
Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Дата добавления: 2016-02-02 ; просмотров: 346 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Для современной России кредиты и займы долгое время оставались преобладающей формой заимствований. Кредиты и займы наиболее широко распространены в реализации внешних заимствований со стороны международных финансовых организаций. На внутреннем рынке данная форма используется гораздо реже.
Кредиты и займы классифицируют как несекьюритизированную форму заимствований. Это означает, что при осуществлении заимствований не предполагается эмиссия ценных бумаг.
Секьюритизация представляет собой замену соглашений о займах и кредитных договоров на ценные бумаги должника (реципиента). Секьюритизация в мировой практике применяется для повышения инвестиционной привлекательности долговых обязательств, для расширения базы потенциальных инвесторов, служит инструментом реструктуризации долгов как одного из приемов управления государственным долгом.
Несекьюритизированные кредиты и займы классифицируются следующим образом.
Кредиты и займы: синдицированные кредиты, двусторонние кредиты, целевые кредиты. Синдицированные кредиты предоставляются заёмщику не одним финансовым (банковским) учреждением. Такое кредитование значительно сокращает вероятность большой потери финансовых ресурсов для кредиторов при наступлении риска невозврата обязательств, предполагает удобную и гибкую систему взаимоотношений, осуществляется, как правило, в виде средне- и долгосрочного кредитования.
Синдицированные кредиты получили широкое распространение на рынке внешних заимствований.
Особой привлекательностью такого вида кредитования является многообразие форм синдицированного кредита, а именно: заключение срочного договора; автоматически возобновляемый кредит; кредит с правом досрочного погашения; кредитная линия; кредит, предусматривающий амортизационное погашение основной части долга, и т.д.
Двусторонние кредиты используются в следующих случаях: а) при кредитовании правительства со стороны центрального банка; б) при кредитовании государства другим государством или международным финансовым институтом.
Данные кредиты носят индивидуальный характер, и условия кредитования для каждого конкретного случая выбираются отдельно.
Целевые займы являются наименее распространенной формой финансирования государств. Предоставление их предусматривает решение конкретной задачи в области экономического или социального развития территории и государства.
Цели государственных заимствований в современной литературе классифицируют по следующим признакам:
фискальные цели, или цели распределения дохода;
экономическая стабилизация и экономическое стимулирование;
оптимизация распределения общественных ресурсов.
Первый признак означает, что правительство, привлекая займы, преследует, как минимум, две цели: во-первых, обеспечение финансовыми ресурсами реализации необходимых государственных социальных программ и, во-вторых, достижение наиболее выгодных условий привлечения заимствований, формирование оптимального портфеля государственных займов.
Второй признак означает воздействие государства через заимствования на различные макроэкономические показатели.
Третий признак показывает приоритет государства в распределении и перераспределении финансовых ресурсов в тех случаях, когда рыночный механизм является наименее эффективным. Более поздней формой привлечения заимствований, по сравнению с кредитованием без оформления долговыми ценными бумагами, стало размещение эмитированных государственных и муниципальных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги — важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Роль их принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально государственные ценные бумаги использовались главным образом для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами, связанными с войнами, стихийными бедствиями и другими аналогичными событиями. Постепенно их выпуск приобретает экономическую направленность и они начинают играть существенную роль в государственном регулировании национальной экономики и денежного обращения. Так, Россия выпустила свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для покрытия расходов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные бумаги (государственные займы) выпускались на инвестиционные нужды — развитие производства, инфраструктуры (например, строительство железных дорог), решение задач городского хозяйства.
В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем: денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; наоборот — при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.
Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых отношений, т. е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому Центральным банком правительству, по ссудам Центрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими банками
Это уникальный инструмент организации государственных займов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение задолженности но государственным займам —так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансовой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в том числе и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.
Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в экономической и политической жизни страны.
В то же время государственные ценные бумаги, по мнению ряда специалистов, обладают рядом недостатков: «оттягивают» средства с кредитного рынка, содержат возможность принудительного размещения займов. Основной недостаток рынка государственных ценных бумаг — выпуск займа приводит к повышению финансовой зависимости государства, т.е. к увеличению финансового риска ее деятельности.
Формы государственных займов классифицируются по следующим основным признакам: праву эмиссии, месту размещения, субъектам заемных отношений, форме юридического оформления займа, форме выплаты дохода по займу, срокам погашения, условиям погашения, методам размещения и наличию гарантий.
Право на эмиссию (выпуск) долговых ценных бумаг имеют все три уровня исполнительной власти. Но решение о привлечении кредитных ресурсов должно быть принято соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации. В проспекте эмиссии отражаются объем займа, сроки погашения, условия обращения ценных бумаг и другие положения.
По месту размещения — внутренние и внешние. Размещение займов внутри страны и на международном рынке характеризуется емкостью, условиями и состоянием фондового рынка внутри страны и в других странах.
По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
По форме юридического оформления — включает выпуск двух основных видов ценных бумаг: облигационных и безоблигационных. В отличие от облигаций средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Доход по казначейским обязательствам выплачивается только в виде процентов
По характеру обращения на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это те, которые свободно продаются и покупаются. Они являются основой при погашении бюджетного дефицита.
По способам обеспечения — закладные, обеспечиваются чем-то конкретным (доходом, имуществом). Эти займы свойственны местным властям. При беззакладных займах обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета.
В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные.
По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. Для покрытия бюджетного дефицита приходится размешать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. В период нестабильной экономики применение плавающего дохода позволяет снижать уровень расходов по обслуживанию займов.
По способу выплаты (получения) дохода — процентные, с нулевым купоном. По процентным облигациям доход может выплачиваться 1,2 или 4 раза в год, на основе процентной ставки к номиналу, определенному по конкретному купону. При реализации процентных облигаций с дисконтом, Т.е. ниже номинала, а покупке их по номиналу имеют место так называемые облигации с нулевым купоном.
Источник
Государственный заем — это кредит, в котором одной из сторон является государство.
Происходит это тогда, когда бюджет страны становится мал и не позволяет растрачивать себя на все необходимые нужды, например, поступлений от сборов и налогов недостаточно.
Благодаря займам государство финансирует все свои потребности. В таких случаях займодателями являются физические лица, юридические лица, инвесторы из других государств, другие страны. Такие займы признаны одним из приоритетных элементов финансовой системы.
Для чего государство берет ссуду
Основные функции государственного займа это:
- Регулирующая функция.
- Распределительная функция.
- Заключительная функция.
В этом случае деньги направлены на воздействие или контроль денежного обращения. Иногда берутся под контроль уровни ставок рефинансирования.
Денежные средства распределяют по различным фондам. Тут действует принцип приоритетности. Благодаря этому деньги появляются там, где это необходимо больше всего.
Деньги используют именно так, как планировалось при их привлечении.
Возможно, Вас заинтересует статья о том, как оформить займ под залог недвижимости, автомобиля и т.д.
Как оформить кредит безработному, читайте в этой статье.
Некоторые свойства государственной ссуды похожи на обыкновенный банковский кредит. Несмотря на это, виды данных займов имеют много различий.
Например, залогом для оформления кредита в банке служат конкретные ценные вещи:
- акции;
- различные товары;
- ценное оборудование.
Обратите внимание: если страна взяла ссуду, а после был объявлен дефолт, то на всё ее имущество, которое находится за пределами границы, будет наложен запрет.
А обеспечением для государственного кредита служит собственность страны.
Классификация государственной ссуды
Классификация государственных займов (нажмите для увеличения)
Государственный кредит классифицируют по многим признакам.
- Первый признак это эмиссия.
- Далее срок, на который оформлен кредит.
В этом случае данный вид займа определяется по праву выпуска и по месту эмиссии. Также стоит учитывать, что если кредит государства берется наличными, то деньги могут выдаваться как в валюте иностранных государств, так в национальной валюте.
Когда кредит оформляется в иностранной валюте, то кредитором является любой субъект. Выпуск облигаций также считается наличной формой эмиссии. Безналичным типом эмиссии является внесение записей и ведение отчетов о кредите на специальных счетах.
Ссуда для страны может быть:
- краткосрочной (выдается на срок до одного года);
- среднесрочной (срок оформления до 5 лет);
- долгосрочной (оформляется на 20-30 лет).
Залоговая форма кредитования является стандартной, где обеспечением является какая-то часть имущества или прибыли государства. Беззалоговая форма займа выдается только тем государствам, которые обладают высоким авторитетом среди остальных. Ведь эти страны гарантируют выплатить кредит точно в указанный срок.
Доход по ссудам может носить следующий характер:
- дисконтные выплаты;
- процентные;
- беспроигрышные;
- выигрышные;
- беспроцентные, их также называют нулевыми выплатами.
Полезно знать: иногда доход по госкредиту имеет смешанный тип. Например, он может быть процентно-выигрышным или процентно-дисконтным.
В том случае, когда начисление дохода процентное, ставка может быть плавающей либо фиксированной. На плавающую ставку влияют ситуации на финансовом рынке, предложения и спрос по кредитам.
Как распределяется государственная ссуда
Для погашения обязательств, страна вместе с Центробанком использует все доступные средства. Ведь государству просто необходимо:
- Обеспечить должное финансирование значимым для общества программам.
- Снизить убытки во время обслуживания кредитов.
- Поддержать стабильную политическую систему.
Ввиду этого для выплаты и соблюдения всех вышеперечисленных обязательств используются следующие меры:
- в срочном порядке погашают госзаймы;
- обеспечивают стабильным залогом внутренний долг государства;
- в сторону займодателей осуществляются отчисления;
- выпускают новые ссуды.
Информацию о государственном займе смотрите в следующем видео:
Источник
Виды и классификация государственных займов
Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.
Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.
Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).
Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
- по заемщикам (эмитентам);
- по кредиторам (инвесторам);
- по способу обращения на рынке;
- по срокам погашения;
- по технологии эмиссии;
- по форме выплаты дохода;
- по методам размещения;
- по форме выплаты дохода;
- по методу определения дохода;
- по обеспеченности долговых обязательств;
- по способу погашения задолженности.
В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).
В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:
- на реализуемые только среди населения;
- на реализуемые только среди юридических лиц;
- на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
- на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.
По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.
По срокам погашения государственные займы бывают:
- краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
- среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).
По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).
По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.
По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.
По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.
По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.
По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.
Инструменты государственной задолженности в РФ
Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.
В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.
В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности: ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997), ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.), ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996), ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.
Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг: вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость; порядок размещения; порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты: ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей; ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения; колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.
Источник