Внешний долг — суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.[5]
Кредиторами по государственным внешним займам:
· правительства стран и государства
· кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)
· напрямую крупными предприятиями стран.
К путям погашения государственного внешнего долга:
1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов.
2. Консолидация внешнего долга, т.е. перевод краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочные долги. Таким образом, можно отложить на длительный срок выплату основной суммы, только ежегодно выплачивать проценты.
Консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.[6]
Япония в большей степени использует путь консолидации. В современное время можно прийти в некоторое замешательство, так как традиционно являющаяся крайне скрупулезной во всех финансовых вопросах, эта страна становится крупнейшим должником мира. Только за последние полгода внешняя задолженность страны восходящего солнца выросла на $330 млрд. Японские экономисты, напротив, утверждают, что госдолг их страны относительно стабилен, что подтверждается низкими процентами по предлагаемым облигациям. Сегодня, по состоянию на середину 2014 года, внешний государственный долг страны вырос до $10,8 трлн. К концу финансового года эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение – до $11,32 трлн. Можно лишь констатировать тот факт, что сумма внешних обязательств Японии уже превосходит объемы экономик самых развитых европейских стран:
- Германии
- Англии
- Франции.[7]
Следует отметить, что при всем при этом именно Япония является главным кредитором США и других ведущих стран мира. Но сам госдолг Японии не перестает расти со скоростью 951 тысяча иен (почти $8000) в секунду. В пересчете на душу населения японский госдолг составляет на данный момент порядка 7,9 млн иен (примерно $66 тысяч). Большая часть держателей японских государственных облигаций – резиденты Японии. Другими словами, Япония задолжала сама себе квадриллион иен и теперь должна обложить своих граждан неподъемными налогами, чтобы расплатиться с ними. Государственные облигации – это ценные бумаги. Ценные бумаги покупают те, у кого есть лишние деньги. Доходность у них невысокая, зато можно быть почти уверенным, что деньги вернутся в целости и сохранности, да с купоном сверху. А вот расплачиваться за это будут те, у кого (исходя из всего вышеизложенного) с лишними деньгами будет туго.[8]
Список литературы
1. https://www.grandars.ru/student/finansy/gosudarstvennyy-kredit.html
2. https://golovin2017.wordpress.com/
3. https://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-6/75.htm
4. https://www.rosbalt.ru/business/2011/01/31/814412.html
5. https://www.banki.ru/wikibank/vneshniy_dolg/
6. https://www.aup.ru/books/m216/3_5.htm
7. https://fx-commodities.ru/articles/vneshnij-dolg-yaponii-na-2014-god-dinamika-dolga/
8. https://slon.ru/world/kak_yaponiya_zadolzhala_sama_sebe_kvadrillion-1190874.xhtml
[1] https://www.grandars.ru/student/finansy/gosudarstvennyy-kredit.html
[2] https://golovin2017.wordpress.com/
[3] https://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-6/75.htm
[4] https://www.rosbalt.ru/business/2011/01/31/814412.html
[5] https://www.banki.ru/wikibank/vneshniy_dolg/
[6] https://www.aup.ru/books/m216/3_5.htm
[7] https://fx-commodities.ru/articles/vneshnij-dolg-yaponii-na-2014-god-dinamika-dolga/
[8] https://slon.ru/world/kak_yaponiya_zadolzhala_sama_sebe_kvadrillion-1190874.xhtml
Date: 2015-09-22; view: 623; Нарушение авторских прав
Источник
Внешний долг —
суммарные денежные обязательства
государства, выражаемые денежной суммой,
подлежащей возврату внешним кредиторам
на определённую дату, то есть общая
задолженность страны по внешним займам
и невыплаченным по ним процентам.5
Кредиторами
по государственным внешним займам:
правительства
стран и государствакредитно-финансовыми
организациями (банками, фондами и т.п.)напрямую
крупными предприятиями стран.
К
путям погашения государственного
внешнего долга:
1. Традиционный
путь –
выплата долгов за учет золотовалютных
резервов.
2. Консолидация внешнего
долга, т.е. перевод краткосрочной и
среднесрочной задолженности в долгосрочные
долги. Таким образом, можно отложить на
длительный срок выплату основной суммы,
только ежегодно выплачивать проценты.
Консолидация
возможна только с согласия кредиторов.
Кредиторы создают специальные организации
– клубы, где вырабатывают солидарную
политику, по отношению к странам, которые
не в состоянии выполнять свои международные
финансовые обязательства.
3. Сокращение
размеров внешнего долга путем конверсии,
т.е. превращения его в долгосрочные
иностранные инвестиции. В счет долга
иностранным кредиторам предлагают
приобрести в стране, являющейся должником,
недвижимость, ценные бумаги, участие в
капитале, права. Одним из вариантов
превращения внешней задолженности в
иностранные капиталовложения является
участие хозяйственных субъектов
страны-кредитора в приватизации
государственной собственности в стране,
имеющей долги. В таком случае
заинтересованные фирмы страны-кредитора
выкупают у своего государства или банка
обязательства страны-должника и с
обоюдного согласия используют их для
приобретения собственности.6
Япония
в большей степени использует путь
консолидации. В современное время можно
прийти в некоторое замешательство, так
как традиционно
являющаяся крайне скрупулезной во всех
финансовых вопросах, эта страна становится
крупнейшим должником мира. Только за
последние полгода внешняя задолженность
страны восходящего солнца выросла на
$330 млрд. Японские экономисты, напротив,
утверждают, что госдолг их страны
относительно стабилен, что подтверждается
низкими процентами по предлагаемым
облигациям. Сегодня, по состоянию на
середину 2014 года, внешний государственный
долг страны вырос до $10,8 трлн. К концу
финансового года эксперты прогнозируют
дальнейшее увеличение – до $11,32 трлн.
Можно лишь констатировать тот факт, что
сумма внешних обязательств Японии уже
превосходит объемы экономик самых
развитых европейских стран:
Германии
Англии
Франции.7
Следует
отметить, что при всем при этом именно
Япония является главным кредитором США
и других ведущих стран мира. Но сам
госдолг Японии не перестает расти со
скоростью 951 тысяча иен (почти $8000) в
секунду. В пересчете на душу населения
японский госдолг составляет на данный
момент порядка 7,9 млн иен (примерно $66
тысяч). Большая часть держателей
японских государственных облигаций –
резиденты Японии. Другими словами,
Япония задолжала сама себе квадриллион
иен и теперь должна обложить своих
граждан неподъемными налогами, чтобы
расплатиться с ними. Государственные
облигации – это ценные бумаги. Ценные
бумаги покупают те, у кого есть лишние
деньги. Доходность у них невысокая, зато
можно быть почти уверенным, что деньги
вернутся в целости и сохранности, да с
купоном сверху. А вот расплачиваться
за это будут те, у кого (исходя из всего
вышеизложенного) с лишними деньгами
будет туго.8
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Внешний государственный займ – это форма получения ссуды государством от внешних кредиторов.
В зависимости от цели использования внешний займ классифицируется на следующие виды:
- экспортный займ (для приобретения определенной продукции);
- финансовый займ (для покупки товаров в стране-кредиторе);
- валютный займ (с целью урегулирования платежного баланса).
По срокам внешний займ классифицируется на:
- краткосрочный (примерно выдается до 2-х лет);
- среднего срока действия (предоставляется государству на 5-7 лет);
- долгосрочный (выдается стране на 20 лет и более).
Внешний займ предусматривает возврат денег с процентами. В некоторых случаях страна-кредитор не требует выплату процентов. От следующих факторов зависит уровень процентной ставки:
- темпов инфляции;
- срока, на который выдается данная ссуда.
Одной из форм внешнего займа выступает эмиссия облигаций, особенно государственными банковскими учреждениями, которые размещаются на мировом рынке капиталов. Кроме термина «облигация» также применяются и другие обозначения такие, как «сертификат», «казначейский вексель» или «заем». Каждое государство использует свою терминологию для своих ценных бумаг. Перед другими акциями и активами ценные бумаги государства обладают несколькими преимуществами:
- характеризуются самым высоким относительным уровнем надежности для вложенных средств;
- отличаются минимальным риском потери основного капитала и прибыли по нему;
- имеют по сравнению с иными видами ценных бумаг льготное налогообложение.
Особенности выдачи внешних займов
Внешний займ развивающимся странам предоставляется по «официальной линии помощи развитию». Они предусматривают специальные льготные условия:
- срок, на который предоставляется данная ссуда, составляет до 50 лет;
- низкую процентную ставку – обычно 0,5 – 2 % годовых.
Внешний займ на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными банковскими учреждениями (банковская ссуда), а также иными банками краткосрочного кредитования. Займ на более чем 5 лет предоставляется финансовыми учреждениями, что специализируются на долгосрочном кредитовании (например, страховыми компаниями, банкирскими домами, инвестиционными трестами и фирмами, международными организациями).
В Соединенных Штатах и Японии крупные внешние долгосрочные ссуды предоставляются экспортно-импортными банковскими учреждениями.
Основные международные финансово-кредитные организации, предоставляющие займы государствам, что развиваются, на финансирование определенных проектов (в большинстве случаев в области инфраструктуры и сельского хозяйства):
- Международный банк реконструкции и развития (выдает валютные ссуды);
- Международная финансовая корпорация;
- Международная ассоциация развития.
Существенное значение в международном кредитовании имеют и региональные финансовые учреждения. Например, в ЕС действуют:
- Европейский фонд валютного сотрудничества (выдает ссуды государствам-членам на урегулирование платежного баланса);
- Европейский инвестиционный банк (кредитует мероприятия с целью содействия развитию отсталых регионов, модернизации их отдельных отраслей промышленности);
- Европейский фонд развития.
Минусы внешнего займа для европейских стран
Предоставление значительных суммы кредитов европейским государствам, что развиваются, в виде помощи развитию, конечно же, сыграло свою роль в решении их важных экономических проблем. Но, как отмечают специалисты, займы в конечном счете привели к образованию гигантской внешней задолженности. Последняя выступает сегодня одним из основных факторов, которые сдерживают экономический рост развивающихся европейских стран.
Внешнее взаимное кредитование
Определенную роль во внешнем кредитовании играют и сами государства, что развиваются. В условиях стремительного роста стоимости «черного золота» и доходов от него, активное участие во внешнеэкономическом кредитовании наблюдалось со стороны членов ОПЕК, особенно это касается арабских стран.
В экономических группировках развивающихся государств были созданы финансовые организации для взаимного кредитования. Также функционируют для выдачи внешних займов и такие финансовые учреждения, как:
- Азиатский банк развития;
- Межамериканский банк развития;
- Африканский банк развития.
В РФ для предоставления внешних займов создан Российский экспортно-импортный банк.
Страхование и внешний займ
Чрезвычайно важное значение во внешнем кредитовании играет именно его страхование. Страхование экспортных кредитов в основном проводится в большинстве странах государственными организациями. Например, в Великой Британии эта операция проводится Департаментом гарантий экспортного кредита, в Соединенных Штатах и Японии – экспортно-импортными банковскими учреждениями.
Частные и государственные внешние займы являются формами вывоза кредитного капитала, служат источником прибыли стран-кредиторов, хорошо стимулируют их экспорт.
Источник
Государственные займы – эффективный инструмент решения проблем в государстве за счет использования долговых денег, предоставленных заемщиками. Если в качестве заимодателей выступают юридические лица, граждане страны-заемщика, имеет место внутренний федеральный заем, при привлечении внешних кредиторов заключают договор внешнего государственного займа. Сам по себе государственный заем можно по праву считать целевым займом, то есть денежные средства выделяются для решения конкретных, отраженных в договоре займа задач и проблем.
Какие бывают государственные займы?
Многие из нас, когда слышат слово «кредитование», сразу представляют себе клиента банка (физическое или юридическое лицо), который обращается в кредитное учреждение с целью взять у него для решения своих финансовых вопросов в долг деньги. На самом деле заемщиками можем выступать не только мы с вами, но и целые государства, которые, к слову, являются участниками кредитных отношений на постоянной основе.
Что представляют собой государственные займы?
Если рассмотреть понятие «государственный заем» в словарях, можно сделать вывод, что, по сути, это деятельность государства, основная цель которой – привлечь дополнительные денежные средства, необходимые для решения вопросов функционирования экономического сектора, социальной сферы, производства и т.д. Государство в данном случае выступает должником (заемщиком) и обязуется в оговоренные сроки вернуть долг заимодавцу (кредитору).
Следует сразу оговориться, что государственные займы могут различаться в зависимости от целей привлечения денежных средств, поэтому при их рассмотрении целесообразно указывать, какой заем имеется в виду. Не менее важно не путать также внутренние и внешние займы государства. В первом случае в качестве кредитора выступают банки, предприятия и граждане страны-заемщика, во втором случае денежные средства в бюджет государства поступают от внешних кредиторов.
Рекомендуем: Микрозаймы без отказа, преимущества микрокредитов
Сами по себе государственные займы выполняют более масштабные функции, чем обычные банковские кредиты, которые ежедневно оформляются нами в кредитных учреждениях. Основными функциями таких займов являются:
- распределительная функция – размещение денежных средств по централизованным денежным фондам, в основе которого лежит принцип приоритетности (сначала деньги выделяются туда, где они наиболее необходимы)
- регулирующая функция – при помощи государственных займов есть возможность воздействовать на денежное обращение, уровни процентных ставок и т.д.
- контрольная функция – при распределении государственных займов очень важен контроль целевого использования денежных средств их получателями
Какие бывают формы займа государственного?
В настоящее время экономисты и финансисты выделяют различные формы займа государственного. Основными критериями большинства классификаций форм займов являются: место получения, срок погашения и роль заемщика.
Что касается форм займа в зависимости от места получения, их мы с вами уже рассматривали. Напомним, займы в данном случае могут быть внешними и внутренними.
По месту получения государственные займы делят на краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные займы необходимо погасить в течение 1-5 лет с момент их получения, крайний срок среднесрочных займов оговаривается в договорах займа и превышает 5 лет.
Можно, в принципе, выделить и такую категорию, как долгосрочные государственные займы. Благодаря такому дополнению в классификации структуризацию долга по периодам проводить станет гораздо проще.
По роли заемщика займы государства обычно разделяют на централизованные и децентрализованные. Если заемщик – правительство, будет оформляться централизованный заем, если местный орган власти – децентрализованный.
Следует сказать, что представленные формы займа государственного – основные формы, но далеко не все. Так, ряд авторов добавляет в классификацию облигационные (предполагающие эмиссию ценных бумаг) и безоблигационные (оформляются путем подписания договоров, соглашений и т.д. и не предполагают эмиссию ценных бумаг) займы государства и т.д.
Рекомендуем: Где взять деньги в долг под проценты?
Государственный заем – целевой займ
В настоящее время практически каждый заем или кредит является целевым займом. Более того, многие программы банков Москвы, СПб и т.д. составляются под конкретные цели кредитования и рассчитаны на конкретные категории заемщиков. Например, желающим приобрести авто будет предложена одна кредитная программа, клиентам, покупающим квартиру или дом, абсолютно другая.
Многим может показаться утверждение, что государственный заем – это целевой займ, слишком смелым. И действительно, разве не может государство с проблемами в большинстве секторов, начиная от производства и заканчивая социальной сферой, занять деньги без указания изначально конкретного направления их размещения? С точки зрения теории, конечно, может, однако на практике такой заем просто никто не даст, поэтому логично считать государственные займы целевыми займами.
При оформлении целевого займа государственного в договоре займа четко прописаны условия использования государством-заемщиком полученных им денежных средств. То есть, если деньги перечислены на развитие сферы образования, а потрачены на покупку производственных заводов и т.д., кредитор (внешний или внутренний) может потребовать досрочный возврат всей суммы займа и платы за него от заемщика-государства.
В большинстве экономических словарей под целевым займом государственным понимают средства, полученные централизованным или местным органом власти для решения, в основном, социальных и экономических проблем или же на какие-либо хозяйственные цели. С одной стороны, подобные трактовки можно считать достаточно понятными, с другой стороны, возможно, целевой заем целесообразно связывать с конкретными видами деятельности, о чем уже долгое время говорят многие экономисты и финансисты.
Особенности договора федерального займа
Если вы посетили ВТБ24, Сбербанк и т.д. с целью оформить кредит, то первое, что вам предложат работники банка – подписать договор кредитования. В том случае, когда оформляются федеральные займы – документами, регулирующими правовые отношения между участниками соглашений, становятся договора государственных (федеральных) займов.
Рекомендуем: Быстрый займ на карту онлайн
Следует отметить, что договор федерального займа предполагает 2-хсторонее сотрудничество между заемщиком в лице государства и заимодавцем в лице гражданина или юридического лица. В настоящее время любой государственный заем является добровольным.
Если заимодавец хочет поучаствовать в договоре федерального займа, ему необходимо приобрести выпущенные государством облигации или другие ценные бумаги, которые в будущем дают право взыскать сумму долга с платой за пользование заемными средствами с заемщика. В данном случае важно помнить, что ни государство, ни заимодавец не могут изменять условия займа, выпущенного в обращение.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что сегодня федеральные займы – эффективный инструмент решения социальных, экономических и многих других проблем в государстве. По сути, государственные займы являются целевыми займами и в зависимости от выбранного классификационного признака могут разделяться на формы.
Релиз был подготовлен специалистами портала — kredibank.ru
Источник