Внешний долг — суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.[5]
Кредиторами по государственным внешним займам:
· правительства стран и государства
· кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)
· напрямую крупными предприятиями стран.
К путям погашения государственного внешнего долга:
1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов.
2. Консолидация внешнего долга, т.е. перевод краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочные долги. Таким образом, можно отложить на длительный срок выплату основной суммы, только ежегодно выплачивать проценты.
Консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.[6]
Япония в большей степени использует путь консолидации. В современное время можно прийти в некоторое замешательство, так как традиционно являющаяся крайне скрупулезной во всех финансовых вопросах, эта страна становится крупнейшим должником мира. Только за последние полгода внешняя задолженность страны восходящего солнца выросла на $330 млрд. Японские экономисты, напротив, утверждают, что госдолг их страны относительно стабилен, что подтверждается низкими процентами по предлагаемым облигациям. Сегодня, по состоянию на середину 2014 года, внешний государственный долг страны вырос до $10,8 трлн. К концу финансового года эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение – до $11,32 трлн. Можно лишь констатировать тот факт, что сумма внешних обязательств Японии уже превосходит объемы экономик самых развитых европейских стран:
- Германии
- Англии
- Франции.[7]
Следует отметить, что при всем при этом именно Япония является главным кредитором США и других ведущих стран мира. Но сам госдолг Японии не перестает расти со скоростью 951 тысяча иен (почти $8000) в секунду. В пересчете на душу населения японский госдолг составляет на данный момент порядка 7,9 млн иен (примерно $66 тысяч). Большая часть держателей японских государственных облигаций – резиденты Японии. Другими словами, Япония задолжала сама себе квадриллион иен и теперь должна обложить своих граждан неподъемными налогами, чтобы расплатиться с ними. Государственные облигации – это ценные бумаги. Ценные бумаги покупают те, у кого есть лишние деньги. Доходность у них невысокая, зато можно быть почти уверенным, что деньги вернутся в целости и сохранности, да с купоном сверху. А вот расплачиваться за это будут те, у кого (исходя из всего вышеизложенного) с лишними деньгами будет туго.[8]
Список литературы
1. https://www.grandars.ru/student/finansy/gosudarstvennyy-kredit.html
2. https://golovin2017.wordpress.com/
3. https://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-6/75.htm
4. https://www.rosbalt.ru/business/2011/01/31/814412.html
5. https://www.banki.ru/wikibank/vneshniy_dolg/
6. https://www.aup.ru/books/m216/3_5.htm
7. https://fx-commodities.ru/articles/vneshnij-dolg-yaponii-na-2014-god-dinamika-dolga/
8. https://slon.ru/world/kak_yaponiya_zadolzhala_sama_sebe_kvadrillion-1190874.xhtml
[1] https://www.grandars.ru/student/finansy/gosudarstvennyy-kredit.html
[2] https://golovin2017.wordpress.com/
[3] https://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-6/75.htm
[4] https://www.rosbalt.ru/business/2011/01/31/814412.html
[5] https://www.banki.ru/wikibank/vneshniy_dolg/
[6] https://www.aup.ru/books/m216/3_5.htm
[7] https://fx-commodities.ru/articles/vneshnij-dolg-yaponii-na-2014-god-dinamika-dolga/
[8] https://slon.ru/world/kak_yaponiya_zadolzhala_sama_sebe_kvadrillion-1190874.xhtml
Date: 2015-09-22; view: 615; Нарушение авторских прав
Источник
Внешний долг —
суммарные денежные обязательства
государства, выражаемые денежной суммой,
подлежащей возврату внешним кредиторам
на определённую дату, то есть общая
задолженность страны по внешним займам
и невыплаченным по ним процентам.5
Кредиторами
по государственным внешним займам:
правительства
стран и государствакредитно-финансовыми
организациями (банками, фондами и т.п.)напрямую
крупными предприятиями стран.
К
путям погашения государственного
внешнего долга:
1. Традиционный
путь –
выплата долгов за учет золотовалютных
резервов.
2. Консолидация внешнего
долга, т.е. перевод краткосрочной и
среднесрочной задолженности в долгосрочные
долги. Таким образом, можно отложить на
длительный срок выплату основной суммы,
только ежегодно выплачивать проценты.
Консолидация
возможна только с согласия кредиторов.
Кредиторы создают специальные организации
– клубы, где вырабатывают солидарную
политику, по отношению к странам, которые
не в состоянии выполнять свои международные
финансовые обязательства.
3. Сокращение
размеров внешнего долга путем конверсии,
т.е. превращения его в долгосрочные
иностранные инвестиции. В счет долга
иностранным кредиторам предлагают
приобрести в стране, являющейся должником,
недвижимость, ценные бумаги, участие в
капитале, права. Одним из вариантов
превращения внешней задолженности в
иностранные капиталовложения является
участие хозяйственных субъектов
страны-кредитора в приватизации
государственной собственности в стране,
имеющей долги. В таком случае
заинтересованные фирмы страны-кредитора
выкупают у своего государства или банка
обязательства страны-должника и с
обоюдного согласия используют их для
приобретения собственности.6
Япония
в большей степени использует путь
консолидации. В современное время можно
прийти в некоторое замешательство, так
как традиционно
являющаяся крайне скрупулезной во всех
финансовых вопросах, эта страна становится
крупнейшим должником мира. Только за
последние полгода внешняя задолженность
страны восходящего солнца выросла на
$330 млрд. Японские экономисты, напротив,
утверждают, что госдолг их страны
относительно стабилен, что подтверждается
низкими процентами по предлагаемым
облигациям. Сегодня, по состоянию на
середину 2014 года, внешний государственный
долг страны вырос до $10,8 трлн. К концу
финансового года эксперты прогнозируют
дальнейшее увеличение – до $11,32 трлн.
Можно лишь констатировать тот факт, что
сумма внешних обязательств Японии уже
превосходит объемы экономик самых
развитых европейских стран:
Германии
Англии
Франции.7
Следует
отметить, что при всем при этом именно
Япония является главным кредитором США
и других ведущих стран мира. Но сам
госдолг Японии не перестает расти со
скоростью 951 тысяча иен (почти $8000) в
секунду. В пересчете на душу населения
японский госдолг составляет на данный
момент порядка 7,9 млн иен (примерно $66
тысяч). Большая часть держателей
японских государственных облигаций –
резиденты Японии. Другими словами,
Япония задолжала сама себе квадриллион
иен и теперь должна обложить своих
граждан неподъемными налогами, чтобы
расплатиться с ними. Государственные
облигации – это ценные бумаги. Ценные
бумаги покупают те, у кого есть лишние
деньги. Доходность у них невысокая, зато
можно быть почти уверенным, что деньги
вернутся в целости и сохранности, да с
купоном сверху. А вот расплачиваться
за это будут те, у кого (исходя из всего
вышеизложенного) с лишними деньгами
будет туго.8
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.
Текущий и капитальный государственный долг
Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.
Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.
К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.
Внешний и внутренний долг
В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).
Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга. Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.
Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.
Виды долговых обязательств государства:
- Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
- Полученные правительством кредиты.
- Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.
Виды и классификация государственного долга
Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования. В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга. В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.
В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая. Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам. В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.
Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики. К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период. Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.
Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.
Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.
Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru
Источник
Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.
Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.
Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.
Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.
Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.
Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.
Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).
Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.
Источник