Банковский вклад – надежная инвестиция, поскольку денежные средства передаются на сохранение надежной компании. Однако уровень доходности критически мал. Иногда дивидендов не хватает даже для перекрытия инфляции. Поэтому сбережения граждан РФ продолжают постепенно обесцениваться, находясь при этом в банке. Отличной альтернативой банковскому депозиту станут облигации государственного займа.
Российский чиновник А. Кудрин, ранее занимавший должность министра финансов, считает, что ОФЗ – выгодный и надежный инвестиционный инструмент. Государственные облигации способны обеспечить минимальный уровень финансового риска. Однако действительно ли население сможет зарабатывать на ценных бумагах этого типа?
Понятие облигаций государственного займа
Облигации государственного или федерального займа – рублевые ценные бумаги, выпущенные Министерством финансов России. ОФЗ принято считать одним из наиболее стабильных инвестиционных инструментов отечественного фондового рынка. Главная особенность облигаций, выпущенных государством, заключается в том, что они представлены в качестве документов. Тип хранения – централизованный.
Абсолютно все бумаги подкреплены специальными сертификатами. Они хранятся в Министерстве финансов или у депозитария (это профессиональный участник финансового рынка, оказывающий услугу хранения ценных бумаг). Облигации государственного займа выпускаются со сроком погашения от 1 до 50 лет. Дивиденды выплачиваются преимущественно один раз в год, но могут быть исключения.
Инвестирование в приобретение облигаций государственного займа заключается в том, что вкладчик передает денежные средства государству в долг на установленный срок. Министерство финансов выпускает долговые обязательства с целью урегулирования непредвиденных расходов, которые не были предусмотрены бюджетом. Инвестор получает купонную прибыль до погашения ценной бумаги. Полная стоимость облигации возвращается после окончания срока действия актива.
Наглядный пример
Предположим, что Министерством финансов РФ выпущено долговое обязательство с номиналом 1000 рублей. Правительство устанавливает купонные выплаты в размере 8% годовых. Облигации попадают на фондовую биржу. Однако продажа осуществляется не по номинальной, а по рыночной цене. Это означает, что теоретически инвесторы смогут купить ОФЗ дешевле первоначальной стоимости, или же дороже.
Держатели государственных облигаций получают статус инвестора. Ценная бумага этого типа предполагает, что вкладчик будет получать купонные дивиденды – 8% в год. Во время наступления срока погашения, долговое обязательство продается по номинальной цене. В рамках нашего примера – 1000 рублей.
Первый источник прибыли – купонные выплаты. Второй – погашение или перепродажа. Например, вы сумели купить облигации государственного займа по более низкой рыночной стоимости – 800 рублей. Перепродайте актив, чтобы извлечь из него дополнительный профит.
Доходность облигаций государственного займа
Расчет прибыльности осуществляется на основе всего двух показателей – купонные выплаты и приобретение ценной бумаги ниже номинальной стоимости. В первом случае в учет берутся годовые дивиденды, актуальная цена актива. Второй вариант предполагает сопоставление стоимости покупки и продажи долгового обязательства, стоимости погашения.
На стоимость ОФЗ оказывает воздействие экономический климат в государстве и рыночная стоимость ценной бумаги.
Расчет доходности: наглядный пример
Номинал облигации – 1000 рублей. Рыночная и номинальная цена полностью совпадают. Годовые купонные выплаты – 8,6%. Инвестор за 12 месяцев получит 86 рублей прибыли. Теперь нужно поделить дивиденды на стоимость актива. Получаем 8% — это доходность облигации государственного займа.
Однако на практике не редко возникают дополнительные сложности. В процессе расчета доходности проявляются погрешности, поскольку в расчет берутся следующие показатели:
- налоговые издержки;
- номинальная купонная стоимость;
- разница прибыльности последней торговой операции и актуальной цены.
Чтобы определить доходность с минимальной погрешностью, воспользуйтесь специальным облигационным калькулятором. Например, доступ к такому сервису предоставляет портал Cbonds. Обязательно отслеживайте изменение актуальной цены ОФЗ в режиме online через программу SmartX, скачать которую можно абсолютно бесплатно.
Практика показывает, что зачастую годовая доходность федеральных облигаций варьируется в диапазоне 9-14%.
Классификация облигаций государственного займа
ОФЗ для розничных инвесторов подразделяются на несколько видов. Классификация может изменяться в зависимости от выбранного критерия. По способу выплат:
- Облигации с регулярным купонным доходом. Дивиденды выплачиваются один раз в течение 12 месяцев. Размер выплат не изменяется с момента выпуска ценной бумаги до наступления срока погашения. Покупайте активы этого вида, когда аналитики прогнозируют снижение процентных ставок.
- Облигации государственного займа с фиксированными купонными выплатами. Размер дивидендов определяется перед приобретением ценной бумаги. Однако с течением времени может изменяться. Например, изначально размер купона – 7% от номинальной стоимости, но уже спустя 2 года ставка снижается до 6%.
- Облигации с переменным купоном. Дивиденды привязаны к показателю плавающей ставки, например, к официальной инфляции. Ценные бумаги этого вида необходимо покупать, когда аналитики прогнозируют рост процентных ставок. Их повышение поспособствует максимизации прибыли.
Вторая классификация осуществляется в соответствии с номиналом облигации:
- Амортизация долга – погашение номинала осуществляется частями. Деньги выплачиваются по предварительно установленному графику, не исключено, что в нем будут предусмотрены перерывы.
- Индексируемый номинал – стоимость облигации индексируется в соответствии с показателем потребительской инфляции. Деньги выплачиваются 1 раз в 6 месяцев. Покупайте такие облигации в кризисные периоды, когда растет инфляция, ведь в это время повышаются процентные ставки.
ОФЗ могут также подразделяться на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные виды. Критерием выступает срок погашения.
Инструкция по приобретению ОФЗ для розничных инвесторов
Купить облигации государственного займа намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Это доступная операция для всех розничных инвесторов. Первый шаг – выбор брокера. Затем необходимо зарегистрироваться на сайте компании и внести денежные средства на баланс торгового счета.
Сегодня торговля на фондовых рынках осуществляется в режиме online. Поэтому инвесторам необходимо установить на компьютер специальное ПО. Ссылки на скачивание, ключи активации, пользовательское руководство – все это предоставляет брокерская фирма. После инсталляции софта, нужно купить ценную бумагу. Выберите облигацию с выгодными для вас условиями, заполните ордер, кликните на кнопку «Купить».
Денежные средства будут списаны с баланса торгового счета. Инвестор станет официальным владельцем облигации. Продажа актива осуществляется по такому же принципу.
В России функционирует примерно 50 организаций, оказывающих брокерские услуги. Клиенты этих компаний смогут приобрести ОФЗ. Условия торговой операции во многом зависят от выбранного брокера. Брокерская фирма – посредник между розничным инвестором и биржей. Сотрудничайте исключительно с компаниями, получившими лицензию от ЦБ РФ.
Каждый розничный инвестор примет окончательное решение самостоятельно. Инвестиции в облигации государственного займа более чем оправданы. Держатель ценной бумаги получит гарантированный регулярный доход. Финансовые риски минимальны. Поскольку Министерство финансов РФ не обанкротится и не прекратит существование. Банковский депозит практически по всем статьям проигрывает инвестированию в ценные бумаги. ОФЗ – один из самых надежных и безопасных инструментов на современном фондовом рынке России.
Преимущества и недостатки государственных облигаций
ОФЗ доступны всем без исключения розничным инвесторам. Поэтому высокий уровень популярности этого финансового инструмента – вполне обоснованное явление. Статистика подтверждает рост интереса населения к государственным облигациям, который обуславливается широким спектром преимуществ:
- максимальный уровень надежности – в качестве эмитента выступает Правительство РФ, а именно Министерство финансов. Государственные институты абсолютно точно не обанкротятся, следовательно, инвесторы получат обратно свои деньги, а также прибыль в виде дивидендов;
- минимальная стоимость облигаций – сегодня можно приобрести одну ценную бумагу, потратив около 1000 рублей;
- высокий уровень ликвидности – дневной торговый оборот переваливает отметку в 1 000 000 рублей;
- большое количество уже готовых стратегий инвестирования в ценные бумаги, что значительно упрощает работу новичку;
- широкий выбор сроков погашения – от 12 месяцев и до 50 лет. Инвесторы смогут подобрать оптимальные облигации государственного займа;
- большое количество различных видов позволяет подобрать оптимальные ценные бумаги для своей стратегии и актуальной рыночной ситуации;
- льготное налогообложение – физ. лицам не придется платить налог с купонной прибыли. В стоимость ценной бумаги включены все расходы, связанные с заключением торговой операции.
Преимуществ действительно достаточно много. Однако вместе с этим, ОФЗ свойственны определенные недостатки, о которых также нельзя ни в коем случае умалчивать:
- с инвесторов взимается 13% налог с разницы между ценой покупки и продажи ценной бумаги;
- риск минимален, но он есть. Если произойдет дефолт, то инвестор не сможет вернуть свои деньги;
- есть вероятность, что рыночная стоимость облигации государственного займа снизится из-за масштабного финансового кризиса.
Сопоставив преимущества и недостатки ОФЗ, можно прийти к выводу, что положительных качеств у этого инструмента намного больше. Поэтому инвестирование в облигации федерального займа – оправданный шаг.
Все тексты с нашего сайта Школа Инвестора.
Поделитесь своим опытом инвестирования в облигации государственного займа на нашем форуме.
Источник
Государственные краткосрочные облигации (сокр. ГКО), или официально государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации[1], — государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступало Министерство финансов Российской Федерации. ГКО выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации.
ГКО выпускались на разные сроки — от нескольких месяцев до года — отдельными выпусками в соответствии с «Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107. Для каждого выпуска могли отдельно устанавливаться ограничения для потенциальных владельцев. Выпуск считался состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20 % количества предполагавшихся к выпуску ГКО. Непроданные ГКО могли реализовывать позднее. Также был возможен досрочный выкуп ГКО на вторичном рынке.
Воплощение и функционирование ГКО обычно связывают с именами Андрея Козлова, который в 1992 году возглавлял управление ценных бумаг Центрального банка РФ[2], и Беллы Златкис, которая с 1991 по 1998 годы занимала должность начальника Департамента ценных бумаг и фондового рынка Министерства финансов РФ[3].
Доход формировался как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.
Основой экономической модели ГКО стал механизм финансовой пирамиды, аналогичный схеме действия МММ.[4][2]
По оценке Михаила Хазина «Это была самая крупная финансовая афера за все постсоветское время»[5].
Введение ГКО[править | править код]
В июле 1992 года Банк России по результатам конкурса среди российских бирж[2], поручил Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) создание и поддержание технологической части рынка ГКО — торговой, расчётной и депозитарной систем. Впоследствии размещение облигаций и заключение всех сделок с ГКО на вторичном рынке было организовано через торговую систему ММВБ.
Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года. Из трёхмесячных облигаций на общую сумму в 1 млрд рублей было продано ценных бумаг на сумму 885,4 млн руб.[2]
Развитие рынка ГКО[править | править код]
На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году составила 12,8 трлн рублей. В 1997 году — 32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено на покрытие бюджетного дефицита. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял 272 612 млрд р. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета.[2] Правительство России через дочерние структуры Центробанка создавало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка. Это обеспечивало уверенность иностранных инвесторов в надёжности инструмента ГКО и пополнение золотовалютных резервов России валютой, которую иностранцы обменивали на рубли для покупки ГКО.[2]
В период с мая 1993 по сентябрь 1994 года номинал одной облигации составлял 100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь 1997 года — 1 млн рублей, с января 1998 года — 1 тыс. деноминированных рублей.
С 1 апреля 1998 года функции депозитария по ГКО выполнял «Национальный депозитарный центр».
17 августа 1998 года был объявлен технический дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. После экономического кризиса 1998 года вложения в ГКО обесценились (в долларовом выражении) в три раза, к тому же государство заморозило все выплаты по своим казначейским обязательствам до февраля 1999 г..[2]
Оценка последствий выпуска ГКО[править | править код]
Генеральный прокурор Российской Федерации в 1995—2000 годах Юрий Скуратов считает, что стратегической ошибкой была ориентация на краткосрочные и высокодоходные облигации (до 60 %, при обычной доходности аналогичных ценных бумаг 4-5 % годовых). Полученные в результате средства были совершенно непригодны для финансирования долгосрочных направлений — промышленности, сельского хозяйства, создания высоких технологий и иных сфер экономики, не приносящих очень быстрой большой прибыли[6]. Игроки на рынке ГКО получали такую большую прибыль, что было бессмысленно заниматься реальным производством. Однако эти моменты были заложены в «Концепцию развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации»[7]. До 70 % западных кредитов уходило на спекуляции с облигациями ГКО, а не в реальный сектор экономики[6].
К декабрю 1997 года выяснилось, что доходов от размещения новых ГКО не хватает на выплаты по старым. Вместо экстренных мер по укреплению рынка было сделано противоположное: сняли ограничения для иностранцев, и вскоре треть всех ценных бумаг оказалась в их руках. Облигации продавались по цене 50-60 % от номинальной, а уже через несколько месяцев государство выплачивало владельцу полную стоимость. С 1 января 1998 года были сняты все ограничения на вывоз капитала. В итоге вместо притока, произошёл сильный отток валюты — все деньги вывезли, национальная валюта обесценилась, рынок ГКО обвалился, произошёл дефолт августа 1998 года[6].
После того, как Государственная Дума и Совет Федерации обратились в Генеральную прокуратуру, были изучена информация по купле-продаже ГКО. В расследовании участвовали МВД и представители Министерства финансов. Данные о сделках на межбанковской валютной бирже были обработаны на компьютере, и оказалось, что спекуляции на рынке ГКО привели к обогащению порядка 780 государственных чиновников, не имевших права заниматься подобной «коммерцией»[6][8].
Одной из причин дефолта стало разворовывание целевого кредита Международного валютного фонда, выделенного на поддержание курса рубля. По мнению Скуратова, первая часть кредита (4,8 млрд долларов США) была украдена после её перевода из США, но ещё до поступления в РФ (с. 260—270[6]).
А по мнению Роберта Рубина, министра финансов США, эти деньги перед разворовыванием всё же успели дойти до Центрального банка РФ[9] Руководитель Счётной палаты Степашин заявил, что он «не знает», куда делись выделенные МВФ деньги, и направил своих представителей в Швейцарию для прояснения вопроса[10]. По данным[11] деструктивные действия правительства Кириенко стали причиной снижения размера первой части займа до 4,8 млрд долларов США. Директор Института экономического анализа считает, что в период обострения проблем ЦБ РФ поддерживал не столько правительство, сколько коммерческие банки; и что полученный кредит общим размером 9,8 млрд долларов США был использован неэффективно: «Центральный банк продал валюты (в середине 1998 г. — прим.) на 9,4 млрд долл., из которых только 2,5 млрд прошло через валютные биржи. Львиная же доля валюты — около 6,9 млрд долл. — была продана непосредственно банкам, минуя биржевой рынок[12].
См. также[править | править код]
- Облигации Федерального Займа
Примечания[править | править код]
- ↑ Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (недоступная ссылка). Официальный сайт Министерства финансов РФ. Дата обращения 10 января 2012. Архивировано 22 мая 2013 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Февральская эволюция // «Коммерсантъ Деньги» № 5 (510), 07.02.2005.
- ↑ Бэлла Златкис оставила рынок ГКО на произвол судьбы // Независимая газета, 17.05.2004.
- ↑ ГКО: пять лет по пути к финансовому краху страны. Центробанк России почти признал вред созданной им денежной пирамиды // Независимая газета, 15.12.2000.
- ↑ Михаил ХАЗИН: «Через три года большинство наших олигархов разорятся» // KP.RU
- ↑ 1 2 3 4 5 Скуратов Ю.И. Кремлёвские подряды: Последнее дело прокурора. — Москва: ООО «Издательство Алгоритм», 2013. — 592 с. — (Власть в тротиловом эквиваленте). — 2000 экз. — ISBN 978-5-4438-0301-2.
- ↑ Разработана А. Чубайсом; подписана Б. Ельциным
- ↑ А. Чубайс, руководитель ЦБ РФ С. Дубинин, министр иностранных дел А. Козырев, министр образования и науки Тихонов, заместители председателя Центробанка Алексашенко и Можаров, почти все заместители министра финансов, первый заместитель министра обороны Михайлов, вице-премьер Серов, а также дочери Ельцина Татьяна и Елена.
- ↑ David E. Sanger. Official Questions How Russia Used Loan (англ.) // The New York Times. — 1999. — 19 March. — P. 8. — ISSN 0362-4331. Quote: «Financial regulators note that a huge flow of dollars left Russia immediately after the monetary fund’s cash was delivered to the Russian central bank, suggesting investors were getting out before the ruble was permitted to collapse on Aug. 17».
- ↑ Куда исчез из России кредит МВФ в 4,8 миллиарда долларов? Его украли (Вдохновители и организаторы дефолта 1998 г. — чиновники федерального уровня). www.novayagazeta.ru. Москва: Новая газета (27 мая 2002). Дата обращения 10 февраля 2019.
- ↑ Anders Aslund. The IMF Regains Its Economic Credibility, 1998 // Russia and the International Financial Institutions : Paper presented to the International Financial Institution Advisory Commission : [англ.]. — Washington, DC : Carnegie Endowment for International Peace (Фонд Карнеги), January 18, 2000. — P. 7. — 14 p. — … the IMF granted a large additional credit of $11.2 billion. However, the Russian government failed to get most of the federal revenue measures adopted by the State Duma. As a consequence, the IMF did issue a reduced first tranche of $4.8 billion ….. Проверено 10 февраля 2019
- ↑ Илларионов А.Н. Мифы и уроки августовского кризиса (рус.) // Вопросы экономики. — Москва, 1998. — Ноябрь (№ 11). — С. 24—48. — ISSN 0042-8736. Начало статьи в № 10
Источник