Конверсия
займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности
может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода,
выплачиваемого заемщиком — государством (муниципальным образованием) своим
кредиторам.
Изменение
сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок
погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная
ставка повышена с 5 до 10%.
С принятия
второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., получило законодательное закрепление правило о недопущении изменений условий выпущенного в
обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ).
Таким образом,
впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию
займов государством или муниципальным образованием в одностороннем порядке.
Если же
все-таки возникает необходимость изменить срок государственного
(муниципального) займа, то теперь государство (муниципальное образование)
правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как
одного из существенных условий договора займа) только по согласованию с
кредиторами, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися
правообладателями государственных (муниципальных) облигаций. В этом случае
принято руководствоваться правилами ст. 414 и 818 ГК РФ о новации, т.е.
прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального
обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же
лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Примером такой
ситуации является финансово-экономический кризис в России, разразившийся 17
августа 1998 г. и связанный с ним процесс по изменению сроков погашения государственных
долговых обязательств, когда впервые на практике были реализованы положения
Гражданского кодекса РФ о новации долга по государственным краткосрочным
бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и
переменным купонным доходом путем заменыпо согласованию с их
владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств *.
________________________
* См.: расп.
Правительства РФ «О новации по государственным ценным бумагам» от 12 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6329; от 3 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1396; Положение
о порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным
облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со
сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления
Правительства РФ и Центрального банка РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой
денежных средств, утв. Минфином РФ и Центральным банком РФ 21 декабря 1998 г. с изм. от 23 марта 1999 г. // БНА. 1999. № 1. Ст. 81; Российская газета. 1999. 22 апр.
Новация, в
данном случае предполагает замену одного обязательства (например, погашение
ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а следовательно,
и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству).
Правила о
новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными
образованиями (п. 5 ст. 817 ГК РФ).
Другим
мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия
государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее
выпущенных займов на один новый.
К содержанию
книги: Финансовое право
Смотрите также:
ФИНАНСЫ. Финансовое
право Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено в соответствии с
программой учебного курса «Финансовое право» для юридических вузов и
содержит изложение всех тем данного курса …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-3/
ПРАКТИКУМ.
Финансовое право
В практикуме в систематизированном виде приводятся
задачи и задания по курсу «Финансовое право» для юридических вузов.
Большая часть материалов заимствована …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-4/
ФИНАНСЫ. Финансовое
право
«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО». Учебное пособие для
вузов. Под редакцией доктора юридических наук, профессора M.M. Рассолова.
Допущено Министерством образования …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-2/
ФИНАНСЫ. Финансовое
право
«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО». Учебник. Юнити. N.D.
ERIASHVILI. «FINANCIAL LAW».
UNITY. Law & Legislation. Moscow,
2000. Рекомендовано Министерством образования …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo/
Международное
финансовое право. Литература
Глава 7 Международное финансовое право.
Литература: Александровский Е. Правовой механизм реализации проектов
Всемирного банка в России. — Хозяйство и право, …
www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-4/164.htm
Финансово-правовые
нормы являются первыми исходными элементами, из …
Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права
участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в
зависимости от действий самого …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-3/5.htm
Финансовое
право. Предмет финансового права. Система российского …
Финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права. Так,
отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo/3.htm
Финансы и
кредит
зав. кафедрой финансов, налогов, аудита Волгоградского
колледжа … Глава 2. Финансы, финансовая политика и финансовая
система …
www.bibliotekar.ru/biznes-19/
ФИНАНСЫ,
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Финансы зародились
с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их
развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются …
www.bibliotekar.ru/biznes-19/3.htm
Финансовый
менеджмент. Финансы и кредит. Управление финансами
Целью финансового менеджмента являются
выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей
деятельности фирмы в целом или её …
www.bibliotekar.ru/finance-3/7.htm
Финансы
и кредит. Управление финансами
В соответствии с классификацией финансовых отношений
по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций(предприятий,
учреждений), …
www.bibliotekar.ru/finance-3/1.htm
Международные финансы.
Международные финансы и пределы их …
В современном экономическом мире ни одна компания,
ни один инвестор не может себе позволить игнорировать основные концепции
международных финансов. …
www.bibliotekar.ru/biznes-18/1.htm
Сущность финансов
и их функции. Финансовый менеджмент
Действи-тельно, финансы всегда выступают в
денежной оболочке. Нет денег — нет финансов. Финан-сы — категория
экономическая и прежде всего связана с …
www.bibliotekar.ru/finance-2/51.htm
Государственные
финансы. Как государство проникает в экономику или …
Давайте разберем государственные финансы на
примере США. Рассмотрим их составные части — федеральные финансы и финансы
штатов и местных органов власти для …
www.bibliotekar.ru/biznes-38/26.htm
Международные финансы
Международные финансы.
Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ». Дж. Мэнвилл Хэррис …
Международные финансы и пределы их рассмотрения в данной книге …
www.bibliotekar.ru/biznes-18/
Финансы и
кредит. Управление финансами
Государственные финансы – это отношения по
поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта
(СОП) и части национального богатства …
bibliotekar.ru/finance-3/2.htm
Последние
добавления:
Основы общей экологии Общая теория права и
государства
Источник
1. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (органов местного самоуправления), направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных (муниципальных) долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.
2. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.
3. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
4. Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.
См. все связанные документы >>>
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.
В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.
До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.
Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.
Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.
В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).
Источник
Особенности инструментов
Проводя управление государственным долгом и кредитом, государственные органы власти применяют большой спектр способов (инструментов).
В число инструментов и методов, которые используются в управлении государственным долгом, входят в качестве наиболее распространенных: реструктуризация долга, конверсия, рефинансирование, пролонгация, консолидация, унификация. Их совокупность связана с тем, что они взаимосвязаны с изменением долговых обязательств страны.
Определение 1
Реструктуризация представляет собой прекращение долговых обязательств, имеющее в основе соглашения. Долговые обязательства составляют долг страны, а реструктуризация включает замену указанных долговых обязательств на другие долговые обязательства, которые предусматривают иные условия обслуживания и погашения.
Реструктуризировать долг можно посредством частичного списания (сокращения) сумм основного долга.
До того, как был введен в действие современный БК РФ, широко применялись несколько инструментов управления: аннулирование, отсрочка, конверсия, консолидация, пролонгация, унификация.
Определение 2
Пролонгация включает продление срока действия обязательств с целью облегчить выплату долга.
Конверсия и консолидация
Конверсия государственного долга представляет собой изменение доходности займа государства с помощью уменьшения (роста) доходной процентной ставки, выплата которой происходит страной своим кредиторам. Рассматривается несколько видов конверсии:
- факультативная (кредиторы вправе дать отказ или согласие на новые условия);
- обязательная (кредитор может принимать новые условия или получать обратно вносимые суммы);
- принудительная, предполагающая одностороннее изменение условий займа.
Конверсию займов государства используют, когда у страны нет достаточного количества финансовых ресурсов для того, чтобы погасить госдолг.
Определение 3
Консолидация представляет собой изменение в сроках действия ранее выпущенных займов. Она производится для того, чтобы легально отсрочить платеж.
Многие исследователи включают в понятие консолидации объединение нескольких займов в единственный (более долговременный) займ, включающий изменение заемного процента. В более широком понимании конверсия рассматривается в качестве изменения базовых договорных условий займа.
В соответствии с решением государственных органов как конверсия, так и консолидация способны сочетаться с унификацией, которая представляет собой объединение обращающихся займов в один, выпускаемый займ. Основная особенность этой операции заключается в том, что ее проводят в один момент с изменением процентной ставки (ставки конверсии) и (или) срока обращения (консолидации).
Современные инструменты управления и их использование
Кроме применения рассмотренных выше инструментов государство для того, чтобы погасить накопившуюся часть задолженности при недостаточном количестве средств централизованного денежного фонда, использованию подлежит метод рефинансирования. Он заключается в выпуске новых займов для покрытия долговых обязательств, которые были выпущены ранее.
Финансовой наукой также выделяются несколько других инструментов, в частности обмен облигаций в регрессивном соотношении (приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации), отсрочка погашения займов, аннулирование долга государства.
Отсрочку погашения займа проводят в случае, когда последующее активное развитие операций. касающихся выпуска новых займов, не является эффективным для страны. Аннулирование представляет собой отказ государства от обязательств по долгам.
Замечание 1
В современных условиях экономического развития не всегда используются названные инструменты, так как это способно нанести ущерб репутации государства в качестве заемщика.
Среди новых инструментов, которые активно используются страной в области управления государственными долгами, можно выделить свопы в виде операций, касающихся обмена обязательствами для их улучшения. Также сюда можно включить фьючерсы и опционы в форме сделок купли-продажи ценных бумаг, включающих отсрочку исполнения на биржевом и внебиржевом рынках.
Своп в качестве инструмента регулирования внешней задолженности с помощью обмена долга на соответствующие активы широко используется в международной практике с 1980-х гг. На сегодня мировая практика рассматривает определенные виды свопов в соответствии с активами:
- операция своп в виде обмена долга на наличность;
- сделка своп как обмен долга на экспорт;
- своп как обмен долга на акции (собственность);
- своп как обмен долга на долг.
Замечание 2
На сегодняшний день так и нет устоявшегося нормативного, в первую очередь, законодательного, закрепления в российском праве рассматриваемых инструментов. Поэтому широкого использования они еще не смогли получить.
Источник
Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком — государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.
Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.
С принятия второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., получило законодательное закрепление правило о недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ).
Таким образом, впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию займов государством или муниципальным образованием в одностороннем порядке.
Если же все-таки возникает необходимость изменить срок государственного (муниципального) займа, то теперь государство (муниципальное образование) правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как одного из существенных условий договора займа) только по согласованию с кредиторами, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облигаций. В этом случае принято руководствоваться правилами ст. 414 и 818 ГК РФ о новации, т.е. прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Примером такой ситуации является финансово-экономический кризис в России, разразившийся 17 августа 1998 г. и связанный с ним процесс по изменению сроков погашения государственных долговых обязательств, когда впервые на практике были реализованы положения Гражданского кодекса РФ о новации долга по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств *.
Новация, в данном случае предполагает замену одного обязательства (например, погашение ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а следовательно, и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству).
Правила о новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (п. 5 ст. 817 ГК РФ).
Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.
1) находящиеся в РФ филиалы иностранных юридических лиц
2) дипломатические представительства РФ в других странах
3) находящиеся в РФ иностранные дипломатические представительства
4) физические лица, постоянно проживающие за пределами РФ
Долговые обязательства в иностранной валюте относятся к
1) иностранной валюте
2) валютным ценностям
3) валютным операциям
4) валюте Российской Федерации
Использование какого метода налогообложения предусматривает
1) равенство ставок налога, независимо от налогооблагаемой базы
2) равное налогообложение
3) прогрессивное налогообложение
4) пропорциональное налогообложение
26. Как перераспределяются регулирующие доходы ?
1) закрепляются на длительный срок и не перераспределяются
2) перераспределяются ежегодно
3) перераспределяются ежеквартально
Какими актами устанавливаются местные налоги?
1) актами органов местного самоуправления
2) федеральными законами
3) законами субъектов РФ
4) всеми перечисленными
Какие из налогов относятся к целевым?
1) Налог на операции с ценными бумагами
3) Налоги на наследование и дарение
4) Дорожный налог
29. Какой орган ведет реестр внутреннего и внешнего долга России?
1) Министерство финансов
2) Центральный Банк РФ
3) Правительство РФ
4) Государственная дума
Основные условия предоставления кредита — это
1) безвозмездность и возвратность
2) обязательность и законность
3) целевой характер использования
4) возмездность и возвратность
5) добровольность и срочность
В чем особенности отношений по государственному кредиту?
1) Отношения строятся на приоритетных началах
2) Отношения строятся на равенстве сторон
3) Стороны не равны в правоотношении
Погашение государственной задолженности путем выпуска новых займов, — этот метод называется
Изменение срока действия (погашения) выпущенных займов — этот метод называется
Объединение(замена)нескольких ранее выпущенных займов в один новый, — этот метод называется
Изменение доходности займа, — этот метод называется
Кокой максимальный срок установлен для погашения муниципального долга?
4) срок определяется договором
Понятие государственного долга и управление им
Функционирование государственно кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от сферы применения государственного кредита различают:
— внешний государственный долг.
Государственный долг делится на:
Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.
Текущий – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Государственным долгом необходимо управлять. Управление государственным долгом представляет собой определенные обстоятельства, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
Управление государственным долгом осуществляет Правительство или по его поручению Минфин. Важнейшей их функцией и задачей в этом процессе является:
— ограничение темпов увеличения государственного долга;
— своевременное его погашение;
— реальные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.
В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Оно осуществляется путем погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
В управлении гос. долгом могут использоваться и такие меры как, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займа.
Конверсия – это изменение доходности займа. В целях снижения расходов по управлению гос. долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам, однако не исключено и повышение доходности.
Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация гос. займов обычно производится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без неё. Унификация займов – есть объединение несколько займов в один, кода облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Обмен облигация по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.
Отсрочка погашения займа используется в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.о. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату % по старым. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации владельцам облигаций предполагается выплата доходов по ним.
Под аннулированием гос. долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник