6.3. Классификация государственных займов
Государственные займы классифицируются в соответствии с условиями, определенными государством и его кредиторами, в зависимости от места и способов размещения, сроков погашения, доходности, валюты и других особенностей. По праву эмиссии займы делятся на займы, выпускаемые центральным правительством и выпускаемые местными органами управления. Займы центрального правительства преобладают в общей сумме государственной задолженности; их удельный вес в общей сумме долга составляет 60 — 80%; остальная часть приходится на облигации местных органов власти.
По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренний заем выпускается на внутренний рынок, размещается внутри страны в национальной валюте. В современных условиях, когда валюты резко обесценены, нередки случаи, когда займы на внутреннем рынке размещаются в иностранной валюте. Внешний заем заключается на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте.
Главное место в общей сумме государственной задолженности занимают внутренние займы. На их долю в середине 80-х годов в Великобритании приходилось 95%, во Франции — 92, в Японии — 86, в Италии — более 90%. Что касается США, то их государственный долг продолжительное время оставался только внутренним. Однако в 1987 г. сумма инвестиций иностранных частных лиц и компаний, иностранных центральных банков и международных организаций в облигации правительства США составляла 267 млрд. дол., или 14% от общей суммы государственных обязательств, и продолжала расти.
По доходности займы делятся на процентные и лотерейные. Процентные облигации — основной вид облигации государственных займов. Держатели облигаций процентного займа получают равными долями ежегодно твердый доход по установленной процентной ставке. Проценты платятся по купонам, предъявляемым к оплате в обусловленное при выпуске займа время, т. е. сумма дохода на вложенный капитал выплачивается постепенно в течение всего срока займа. Держатели облигаций лотерейных(выигрышных) займов получают всю сумму дохода в момент погашения облигаций, при этом доход выплачивается только по выигравшим облигациям. Одновременно с выплатой дохода погашается и номинальная цена облигаций. По всем видам облигаций проценты выплачиваются два раза в год.
Пo срокам погашения государственные займы делятся на текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные. Границы между ними условны. Текущие займы выпускаются на срок от 3 месяцев до года (в отдельных странах к ним относятся займы до 3 лет), краткосрочные — от 1 до 2 — 3 лет, среднесрочные — от 2 — 3 до 10 лет, долгосрочные — от 5 — 10 до 40 — 50 лет, иногда на 100 лет. По бессрочным займам условия и сроки погашения в момент выпуска займа, как правило, не определены, оговариваются лишь проценты по займам и нередко их защита от обесценения.
Наиболее распространенная форма текущего долга государства — казначейские векселя, которые выпускаются сроком на 91 день для покрытия кассового дефицита бюджета; они не содержат процентных купонов, реализуются со скидкой с номинала или выкупаются по полной нарицательной стоимости. Казначейские векселя размещаются главным образом среди финансово-кредитных институтов и торгово-промышленных корпораций, что приносит им значительный доход. Выпуск и погашение казначейских векселей осуществляют эмиссионные банки.
Типичная форма краткосрочного долга — сертификаты задолженности, ноты и боны, которые могут использоваться для уплаты налогов, использование нот, бон и сертификатов задолженности дает возможность финансовому капиталу получить в виде процентов дополнительные доходы на средства, предназначенные для внесения налогов.
По методам размещения займы подразделяются на добровольные и принудительные. По форме государственные займы, кредиты, гарантии — почти всегда добровольная сделка. Подписка на государственный заем является добровольной, так как принудительное размещение облигаций обычно подрывает доверие к нему. Фактически экономическое принуждение наблюдается при недогрузке предприятий, т. е. необходимости превратить свободную денежную наличность в капитал. Принудительные по форм займы — сравнительно редкое явление. Как правило, они выпускаются в военное время или в условиях острокритических финансовых ситуаций, когда имеет место острая нужда государства в денежных средствах.
Государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Внутренние займы, размещаемые на рынке ссудного капитала, обычно оформляются государственными облигациями, когда на всю сумму займа кредиторы получают ценные бумаги. Займы правительства у сберегательных касс и внешние межправительственные займы, как правило, облигациями не оформляются и называются безоблигационными.
Трудности размещения государственных ценных бумаг обусловили выпуск облигаций с разным режимом обращения на денежном рынке. С целью возможно большей мобилизации денежных средств, лучшего приспособления к рынку денежных капиталов в условиях финансовой напряженности казначейства прибегают к выпуску ценных бумаг, разных по срокам, доходности, методам реализации и погашения. Особое место занимают так называемые золотообрезные облигации, которые котируются на бирже и часто имеют оговорку.
Для каждой страны характерна своя специфика в размещении облигаций государственных займов, обусловленная особенностями экономического развития страны, рынка ссудных капиталов, эмиссии и типов займов, полномочиями разных уровней государственного управления и т. д. Так, например, в ФРГ выпуск займов начинается с официального обращения правительства в Федеральный банк, подкрепленного соответствующими обязательствами. Различают несколько видов государственных ценных бумаг в зависимости от видов займов.
Наибольший удельный вес занимают федеральные займы. Они имеют определенные законом и условиями выпуска сроки обращения. Облигации этих займов первоначально приобретаются и продаются вкладчикам консорциумом по федеральным займам, в который входят наиболее крупные кредитные институты ФРГ. Консорциум учитывает в первую очередь интересы частных заемщиков. Находящиеся в обращении облигации федеральных займов могут быть (в соответствии с условиями их выпуска) куплены или реализованы по биржевому курсу в любое время.
Второй вид облигаций — федеральные облигационные займы. Срок их обращения — 5 лет. Они предназначаются для частных держателей, предпочитающих среднесрочное вложение капитала долгосрочному и краткосрочному. Федеральные облигационные займы постоянно имеются в продаже в качестве федеральных долгосрочных ценных бумаг и выпускаются сериями, замена которых осуществляется при изменении процентной ставки. Ежегодно выпускается не менее четырех серий. Точное установление процента по таким сериям облигаций осуществляется в период продажи и соответствует условиям, установившимся на рынке к данному моменту. Именно в этот период происходит установление соответствующего курса продажи облигаций. После завершения выпуска серии ценные бумаги именно этой серии продаются на всех биржах страны, а в ряде случаев — за ее пределами.
Третий вид облигаций — федеральные казначейские векселя — сориентированы прежде всего на мобилизацию средств, имеющихся у частных лиц. В настоящее время существуют два вида федеральных казначейских векселей: векселя типа А с ежегодной выплатой процентов по ним в течение всего срока обращения — 6 лет и векселя тина В — с накоплением текущих процентов на сберегательном счете, однако эти проценты могут выплачиваться по истечении семилетнего срока с момента выпуска займа. В течение всего периода обращения владелец таких облигаций не подвержен риску, связанному с изменением курса, так как по истечении года он может в любое время вернуть консорциуму, выпустившему заем, казначейские векселя по номиналу.
Наиболее популярны в ФРГ в настоящее время кратко- и среднесрочные казначейские обязательства со сроком обращения в один или два года. Они выпускаются достоинством в 1000 марок. Кратко- и среднесрочные казначейские обязательства продаются в виде дисконтируемых ценных бумаг. Это означает, что при их приобретении они оплачиваются ниже номинала, а выкупаются по номиналу с начислением процентов на разницу в цене облигаций.
Долговые обязательства в меньшей степени интересуют частных вкладчиков. Главные их покупатели — государственные учреждения и местные органы власти, но тем не менее они играют существенную роль в покрытии потребности государства в кредитах.
Особый вид государственных обязательств — облигационные ссуды под долговые обязательства. Они предоставляются государству в крупных суммах преимущественно банками, которые либо сами приобретают эти облигации, либо передают их в дальнейшем другим вкладчикам (например, страховым компаниям). Срок обращения таких облигаций и начисление процентов по ним соринтированы на рыночную ситуацию и могут быть поэтому различными от (10 лет до 12 лет).
Разновидностью облигаций в ФРГ являютсь кассовые облигации. Это — среднесуточные твердопроцентные обязательства со сроком обращения, как правило, от трех до пяти лет и наминальной стоимостью от 5000 марок и выше. Как правило, они реализуются на конкурсной основе, имеют оптимально высокий процент и котировку на фондовой бирже.
Для ФРГ характерен и такой вид государственных облигаций, как безпроцентные казначейские свидетельства. Они представляют собой краткосрочные долговые обязательства сроком до двух лет. Как и кратко- и среднесрочные казначейские обязательства, они выпускают в виде облигаций, но в отличие от них реализуются по цене ниже номинала и называются поэтому «безпроцентными». Их погашение производится по номинальной стоимости. ввиду большого номинала (от 110 000 марок и выше) безпроцентные казначейские облигации обычно размещаются лишь у институционных вкладов, крупных компаний или консоциумов.
Роль каждого из перечисленных видов государственных облигаций в покрытии государственного долго ФРГ характеризуют данные табл. 6.2.
Таблица 6.2
Из таблицы видно, что почти 55% всех видов приходится на прямые займы у кредитных институтов, 30% — на федеральные займы и федеральные облигационные займы, 3,7% — на федеральные казначейские векселя, 5,5% — на кассовые облигации.
Взависимости от видов облигаций государственных займов на рынкем ссудного капитала они делятся на рыночные, нерыночные и специальные выпуски. Рыночные (публичные) ценные бумаги свободно продаются и покупаются на денежном рынке, но не могут быть предъявлены к погашению до установленного срока. На их долю приходится от 1/2 до 4/5 всей суммы государственного долга. К рыночным бумагам относятся казначейские векселя, сертификаты, ноты и боны. Номинал векселей в США — 10 тыс.дол. Они продаются со скидкой против номинала.
Нерыночные ценные бумаги не котируются на бирже, не продаются и не покупаются. Они могут быть предъявлены к оплате в любой момент по желанию вкладчика, однако при досрочном их предъявлении прцентные выплаты по ним резко снижаются. Нерыночные ценные бумаги имеют целью привлечь для финансирования государственного долга даже небольшие сбережения населения. К ним относятся сберегательные боны и сертификаты налоговых депозитов, сертификаты национальных сбережений, сертификаты задолжнности и др. Они могут использоваться для уплаты налогов. Однако несмотря на принимаемые меры, сумма займов, размещенных среди населения, увеличивается незначительно. Часть нерыночных обязательств индексирована, т.е их погашение и выплата процентов по ним производятся с учетом индекса розничных цен.
В послевоенный период широкое развитие получили специальные выпуски займов, облигации которых размещаются среди определенных правительственных учреждений, в фондах (например, в страховых, пенсионных) и не обращаются на денежном рынке. Обязательства по этим займам не передаются другим лицам или организациям, но могут быть предъявлены к оплате в любое время по истечении определеннго срока (обычно одного года) со времени их выпуска.
Облигации государственных займов после выпуска каждого займа поступают в общую массу ценных бумаг, обращающихся на рынке ссудного капитала. Все государственные займы, за очень небольшим исключением, приносят держателям государственных облигаций определенный доход в виде прцента, который по социально-экономической сущности представляет собой часть налогов, собранных с населения и переданных кредиторам государства в качестве уплаты за пользование их денежными средствами.
Правительство при установлении процента по займам исходит из уровня его на рынкеиссудных капиталов. По существу, величина процента определяет продажную цену государственных бумаг. Проценты по новому займу обычно несколько выше процентов по облигациям ранее выпущенных займов, что способствует их скорейшей реализации. Кроме того, учитывается срок действия займа и уровень процента на рынке ссудного капитала. Как правило, процент возрастает с увеличением этого срока. Например, в США в июне 1987 г. по казначейским векселям сроком на три месяца процент был установлен в 5,8 годовых, а сроком на девять месяцев — 5,9, по среднесрочным займам доход составлял 6,25%, а по долгосрочным — 6,36% годовых. Величина процента влияет на курс облигаций, по которому они продаются и покупаются на денежном рынке.
При выпуске займа государство устанавливает нарицательную стоимость, или номинальную цени облигаций. Номинальная цена — цена, обозначенная на облигации и удостоверяющая, что облигация представляет определенный капитал (например, 100 ф. ст. или 100 дол.), временно используемый правительством. Эта сумма включается в государственный долг и выплачивается держателям облигаций в момент погашения; на нее начисляется процент.
Кроме номинальной цены, при выпуске займа государство устанавливает также эмиссионный курс, т. е. цену, по которой облигации передаются банкам или их объединениям для продажи. Всю сумму выпущенного займа государство не получает, так как облигации размещаются среди держателей по эмиссионной цене, которая обычно ниже номинальной. На этом государство теряет большие суммы. Например, в октябре 1977 г. английское правительство в условиях инфляции выпустило государственные облигации на 1 млрд. ф. ст. со сроком погашения в 1998 г. исходя из 15,5% годовых. Эмиссионная цена облигации составляла 96 ф. ст. при номинальной цене 100 ф. ст.
Рыночной, или курсовой, ценой государственных облигаций называется цена, по которой они покупаются и продаются на денежном рынке. Курсовая цена может значительно отклоняться от номинальной. Степень отклонения определяется в первую очередь высотой номинального процента по облигациям, т. е. их доходностью, а также уровнем ссудного процента на денежном рынке, обусловленным спросом и предложением на капитал. Кроме того, на курс влияет потребность казначейства в средствах и вытекающая из этого необходимость быстрого размещения займа. Сказываются также и политическая конъюнктура, и экономическое положение в стране. К. Маркс писал: «… во время затруднений на денежном рынке эти ценные бумаги падают в цене в силу двоякого рода причин: во-первых, потому что … их массами выбрасывают на рынок с целью реализовать в деньгах»1.
1 ()
Колебания курса влияют на фактическую доходность облигаций. Если в ранее приведенном примере номинальный процент равен 15,5% на стофунтовую облигацию, а куплена она за 96 ф. ст., то фактическая ее доходность составит 16,15%. На спекуляции государственными ценными бумагами выигрывают основные их держатели — крупные банки, монополии и капиталисты-рантье.
Источник
7.3. классификация государственных займов
Государственные займы/ как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
• по субъектам заемных отношений выделяют займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;
ВАИКИО • по обращению на рынке — рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев; • по валюте заимствований — внутренние и внешние;
в зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);
по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;
по обеспеченности — закладные и беззакладные;
по характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, процентные, беспроигрышные;
и др. признакам.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
государственные займы;
ВАЖНО
обращение части вкладов населения в государственные займы;
заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
казначейские ссуды;
гарантированные займы.
Другим действующим в нашей стране видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.
Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
Государственные внутренние займы/ классифицируются по нескольким признакам.
По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.
По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
В зависимости от формы/ вы/платы/ доходов займы делятся на процентны/е, вы/игры/шны/е, процентно-вы/игры/шны/е, беспроигрышные и беспроцентные (целевы/е). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).
По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.
Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется. Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990 г. Каждая облигация выпущена достоинством, равным цене соответствующего товара: легкового автомобиля, мотоцикла, мини-трактора, цветного телевизора, видеомагнитофона, холодильника, микроволновой печи, швейной машины, персонального бытового компьютера. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.
По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5-30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.
По методам размещения займы/ подразделяются на добровольны/е, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы в СССР распространялись среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являлись добровольными. Однако их реализация сопровождалась такой массово-политической кампанией давления, которая делала их по существу обязательными. Это было возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.
Наконец, государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой в СССР опосредовалось системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) — обращение части вкладов населения в государственные займы/, при которой, в отличие от первой, сберегательные учреждения предоставляли кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.
Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране это достигалось на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда проявляется в том, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционировала в тоталитарном обществе и способствовала развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях отсутствия жесткого контроля за эмиссией денежных знаков. В современных условиях между государством и кредитной системой не должно существовать прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.
Казначейские ссуды/ выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Однако при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности и платности.
Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
Международны/й государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, испытывающим значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного периода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны. Помощь оказывается в форме межправительственных займов и межбанковских кредитов. Обычно они предоставляются для финансирования товарных поставок по межправительственным соглашениям, компенсационных сделок и регулирования платежного баланса. В значительно меньших размерах государственные внешние займы предоставляются восточно-европейскими и некоторыми развивающимися странами. По мере оформления членства в международных финансовых организациях страна может получать займы и кредиты из Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития; Европейского банка реконструкции и развития для Восточной Европы и т.п.
До 40-х годов наша страна на международной арене выступала преимущественно заемщиком средств. Только Ирану, Турции и Афганистану были предоставлены небольшие займы. В послевоенный период наше государство стало и страной-кредитором. Оно предоставило значительные займы и кредиты для экономического и научно-технического развития восточноевропейским и развивающимся странам. К 1990 г. задолженность по ним достигла 88,2 млрд. руб. Чрезмерная идеологизация внешнеэкономических связей привела к низкой эффективности отношений по линии государственного кредита, что выражается, в частности, в регулярном списании долгов и отсрочке платежей стран-должников. Исправление положения возможно только на пути построения финансовых связей с другими странами на условиях мирового денежного рынка.
Размер долга иностранных государств по кредитам, предоставленным Правительством СССР и Правительством РФ по состоянию на 01.01.2006 г. представлен в приложении 10.
Источник