Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Государственные ценные бумаги это долговые обязательства эмитента перед приобретателем данных обязательств в том, что он обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.
Государственные ценные бумаги — это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ и исполнительный орган местного самоуправления, инвесторами — юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты.
Под контролем государства осуществляется привлечение свободных денежных средств от населения и частных компаний в бюджет государства или местного органа власти, в качестве долговременного займа. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется, согласно Конституции РФ, только по правилам и статьям Федерального закона или органами самоуправления на местах по правовым нормативным актам.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отдельными, относительно независимыми государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.
Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:
— покрытие дефицита государственного бюджета;
— покрытие кассовых разрывов в бюджете;
— обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;
— воздействие на денежное обращение и управление объемом денежной массы;
— привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
— привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам;
— финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
— поддержка социально значимых учреждений и организаций;
— инвестиции в государственные ценные бумаги являются формой сбережений средств граждан и организаций, а также получения ими дохода.
Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30 лет.
Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год.
Кассовый разрыв (временный дефицит бюджета) возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны, налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги.
Государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении.
Государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Государственные ценные бумаги классифицируют по следующим признакам:
— по характеру обращения;
— по срокам обращения;
— по видам эмитентов;
— по видам доходов;
— по формам существования;
— по видам инвесторов.
По характеру обращения различают: рыночные облигации, нерыночные облигации и облигации целевого размещения.
Рыночные облигации обращаются на рыночных условиях. Они могут свободно перепродаваться после их первичного размещения без какого-либо ограничения по кругу допустимых владельцев.
Нерыночные облигации не могут перепродаваться другим лицам их покупателями по первичному размещению.
Облигации целевого размещения размещаются только среди определенного круга лиц. Такие облигации могут обращаться после их первичного размещения, но их владельцами могут быть только лица, отнесенные к определенному кругу.
По срокам обращения принято выделять:
— краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
— среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5 лет;
— долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 5 лет.
По виду эмитента различают: федеральные государственные ценные бумаги, бумаги субъектов РФ и муниципальные.
Федеральные государственные ценные бумаги выпускаются от имени Российской Федерации. Эмитентом выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. В настоящее время эмитентом ценных бумаг РФ является Минфин России.
Государственные ценные бумаги субъектов РФ выпускаются от имени субъекта РФ. Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.
Муниципальные ценные бумаги выпускаются от имени муниципального образования. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.
В некоторых странах к государственным относят также облигации государственных учреждений и иных организаций, которым (облигациям) придан статус государственных.
По видам доходов различают:
— процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);
— индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
— дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
— выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
— комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
По формам существования различают: бумажные и безбумажные.
По видам инвесторов различают: государственные ценные бумаги для российских инвесторов, еврооблигации.
ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.
Облигация — это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет эмитенту заем. Эмитент, выпустивший ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент. Таким образам облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (эмитентом, должником).
Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средства для покрытия госбюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы. Существуют разные виды облигаций зависимо от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надежности.
Государственные облигации выпускают центральные органы управления. Как правило, эмитентом является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определенных инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.
Казначейские обязательства (КО) – вид ценных бумаг на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют об внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода.
Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка определялись Минфином РФ при выпуске каждой серии КО. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам «Депо» в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет «Депо» их владельцев.
Казначейские обязательства выпускались Минфином РФ в соответствии с Основными условиями выпуска казначейских обязательств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 N 906.
На сегодняшний день выпуск КО приостановлен.
Сберегательный сертификат – письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.
Термин сберегательные сертификаты как ценная бумага имеет два значения:
— свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита (депозитные сертификаты), или свидетельство банка о получении денег от граждан для долгосрочного их сбережения (сберегательные сертификаты);
— вид облигаций государственных займов.
Владелец сертификата получает доход либо в виде процента, либо в виде разницы между суммой, подлежащей выплате, и покупной ценой сертификата.
На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:
— облигации Российского внутреннего выигрышного займа;
— приватизационные чеки (ваучеры);
— государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
— облигации федерального займа;
— облигации сберегательного займа;
— казначейские обязательства;
— облигации внутреннего валютного займа:
— государственные долгосрочные облигации;
— золотые сертификаты.
РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Рынок государственных ценных бумаг – это особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращением государственных ценных бумаг, которые считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений.
Рынок государственных ценных бумаг – это совокупность отношений между государством, как эмитентом и гарантом, и отечественными заемщиками, внутренними и внешними инвесторами, по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.
Рынки государственных ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.
На первичном рынке обеспечивается размещение облигаций и акций различных компаний и предприятий, облигаций валютного государственного займа, ценных бумаг краткосрочного действия, а также выпускаемых банками всевозможных сертификатов и векселей.
Вторичный рынок является внебиржевым, образуется за счет торговли ценными бумагами посредством личных контактов, а также телефонов или компьютерных коммуникаций (интернета). В настоящее время практически все финансовые организации работают через посредников или напрямую на вторичном рынке ценных государственных бумаг.
Российский рынок государственных ценных бумаг характеризуется следующими особенностями, которые препятствуют его развитию:
1. Низкая доля частных инвесторов.
2. Падение доверия населения к государству и к частным финансовым институтам как результат кризиса, шоковой терапии и дефолта.
3. Краткосрочный характер государственных ценных бумаг, срок погашения которых из-за высокой инфляции обычно составляет не более года. Растет количество спекулятивных операций и снижается финансовая поддержка реальных секторов экономики.
4. Низкая доходность ГЦБ. Более привлекательными для мелких инвесторов остаются ценные бумаги паевых инвестиционных фондов и преуспевающих акционерных обществ, годовая доходность по которым превышает 20%;
5. Недостаточность на фондовом рынке специальных финансовых инструментов, ориентированных на частных инвесторов.
6. Отсутствием единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.
7. Отсутствие структуры региональных рынков ГЦБ, что препятствует использованию свободных финансовых ресурсов территорий.
8. Дифференциация налогообложения ГЦБ в зависимости от вида, что приводит к необходимости его унификации.
Эти факторы свидетельствуют о стагнации рынка государственных ценных бумаг в России и отставании в развитии по сравнению с экономически развитыми странами.
В качестве важнейших перспектив рынка государственных ценных бумаг следует рассматривать следующие направления:
— улучшение законодательства в сфере ГЦБ и контроль за его выполнением;
— внедрение мировых стандартов в организацию рынка;
— повышение требований к информационной обеспеченности инвесторов;
— создание инфраструктурных систем, ориентированных на население;
— повышение роли государства на фондовом рынке;
— активизация использования первичных дилеров.
Объем рынка государственных облигаций в течение первых двух кварталов 2015 года вырос на 29,8% к аналогичному периоду прошлого года
и достиг 4798 млрд рублей по номиналу. На организованном рынке в настоящее время представлено 39 выпусков государственных облигаций. Объем сделок с ними на фондовом рынке группы «Московская биржа»
по-прежнему падает.
За первое полугодие 2015 года объем вторичных торгов (без учета сделок РЕПО) снизился до 1419 млрд рублей (на 30,0% меньше, чем годом ранее). Как следствие, уменьшается и коэффициент оборачиваемости: если во втором квартале 2014 года он составлял 23,3%, то по итогам второго квартала 2015 года опустился до 17,5%. Тем не менее сектор государственных облигаций на внутреннем долговом рынке по коэффициенту оборачиваемости остается наиболее ликвидным.
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций пребывает в стагнации. Объем выпусков этих облигаций составляет 531 млрд рублей
при объеме биржевых торгов (без размещений новых выпусков
и сделок РЕПО) 141 млрд руб. Это самый неликвидный сектор внутреннего
долгового рынка, коэффициент оборачиваемости которого во втором квартале 2015 года составил 14,2%, что соответствует данным годом ранее.
Государственные ценные бумаги имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами:
— самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;
— льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.
Контроль над деятельностью всех участников рынка государственных ценных бумаг осуществляется специально созданной Федеральной комиссией (ФКЦБ). В свою очередь регламентирует деятельность данной комиссии Федеральный закон РФ. ФКЦБ — орган коллегиальный, в состав которого обязательно входит Экспертный совет.
Источник
Государственные
займы являются одной из форм внутреннего
государственного кредита. Государственные
займы характеризуются тем, что временно
свободные денежные средства, имеющиеся
у физических и юридических лиц,
привлекаются для финансирования
общественных потребностей путём выпуска
и реализации облигаций и других ц/б.
Государственные
займы, составляющие государственный
долг, могут быть классифицированы по
ряду признаков.
ПО МЕСТУ РАЗМЕЩЕНИЯ
-Внешние.
Это обязательства государства перед
нерезидентами.
-Внутренние.
Это обязательства государства перед
резидентами.
ПО СПОСОБУ ОБРАЩЕНИЯ.
-Рыночные.
Это займы, оформленные в такие ценные
бумаги, которые свободно обращаются и
перепродаются после их первичного
размещения на рынке.
-Нерыночные
государственные займы. Это фондовые
инструменты, не имеющие вторичного
фондового рынка, то есть они покупаются
инвестором у правительства и только
ему могут быть проданы.
3. ПО СРОКУ
ЗАИМСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ.
-Краткосрочные
(со сроком обращения до 1 года).
-Среднесрочные
(от 1 года до 5 лет).
-Долгосрочные
(свыше 5 лет).
4. ПО СПОСОБУ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТНОСТИ.
—
Закладные. Займы, возвратность которых
обеспечивается конкретным залогом
(каким-либо имуществом).
-Беззакладные.
Займы, оформленные в облигации и другие
обязательства, не имеющие конкретного
имущественного обеспечения. На практике
государственный кредит реализуется
посредством беззакладных займов,
поскольку государство считается надёжным
заёмщиком.
5. ПО УРОВНЮ ЭМИТЕНТА.
-Федеральные;
-Региональные;
-Местные.
ПО ФОРМЕ ВЫПЛАТЫ
ДОХОДА.
-Процентные
займы, доход по которым устанавливается
в виде фиксированного процента от
номинала. Это основной тип займа.
-Дисконтные
займы, доход по которым инвестор получает
за счёт приобретения долговых обязательств
с дисконтом и последующим их погашением
по номинальной стоимости по окончании
срока займа.
-Выигрышные
займы, доход по которым осуществляется
на основе тиражей выигрыша. Они наименее
привлекательны для инвестора, поскольку
не предоставляют гарантированного
дохода к определённому моменту времени.
-Индексационные
займы, доход по которым выплачивается
посредством индексирования номинальной
стоимости первоначально приобретённых
инвестором ценных бумаг.
ПО ПРИНЦИПУ НАЛИЧИЯ
ОБЯЗАННОСТИ ЗАЁМЩИКА СОБЛЮДАТЬ СРОКИ
ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА.
-Обязательства
без права досрочного погашения
-Обязательства
с правом досрочного погашения означает
наличие у заёмщика прав на досрочный
выкуп своих долговых обязательств.
ПО СПОСОБУ ПОГАШЕНИЯ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ.
-Займы,
подлежащие оплате единовременно.
-Займы,
подлежащие оплате частями. (погашение
равными долями на протяжении оговоренного
срока; погашение увеличивающимися
долями на протяжении оговоренного
срока).
-Погашение
уменьшающимися долями на протяжении
оговоренного срока.
ПО СПОСОБУ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОГО ИНВЕСТОРУ
ДОХОДА.
-Займы
с постоянным фиксированным уровнем
дохода
-Займы
с переменным уровнем дохода.
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЁМНЫХ СРЕДСТВ.
-Целевые
(такие привлечённые средства должны
быть использованы только для финансирования
конкретных программ)
-Нецелевые
(могут быть направлены на покрытие
текущих бюджетных расходов, на
рефинансирование текущей задолженности
или другие нужды).
Государственные
ценные бумаги в РФ.
Для финансирования
государственного дефицита бюджета до
середины 90-х годов использовались
преимущественно кредиты ЦБ РФ, что
приводило к высоким темпам обесценивания
национальной валюты. В 1995 году произошёл
переход к неинфляционным формам покрытия
бюджетного дефицита, было принято
решение о прекращении практики
кредитования ЦБ Правительства. Способом
покрытия бюджетного дефицита выступил
развивающийся рынок долговых обязательств
государства. Быстрый рост дефицита
бюджета, необходимость погашения ранее
выпущенных займов за счёт новых выпусков
(рефинансирование долга) привели к
быстрому наращиванию сегмента ценных
бумаг.
Период 1993-1997 годов
отличался динамичным и качественным
развитием рынка государственных ценных
бумаг. Они стали играть ведущую роль на
фондовом рынке страны, потому что были
самыми надёжными среди прочих инструментов.
Кроме того, государство остро нуждалось
в дополнительных ресурсах для выравнивания
хронически дефицитного бюджета, а
налоговую политику, проводимую им в то
время, нельзя было признать эффективной.
В России государственные
ценные бумаги можно подразделять на:
Федеральные
(выпускаемые Правительством РФ);Субфедеральные
(выпускаемые Правительством субъектов
Федерации);Муниципальные
(выпускаемые местными органами власти).
К моменту августовского
кризиса 1998 г. в РФ существовали следующие
долговые обязательства:
Государственные
краткосрочные бескупонные облигации
(ГКО) (сроком на 3,6,12 месяцев). Правом
владеть ГКО обладали как юридические,
так и физические лица (резиденты и
нерезиденты).облигации федеральных
займов с переменным купонным доходом
(ОФЗ-ПК). Владельцами могли быть
юридические и физические лица (резиденты
и нерезиденты).Облигации
федерального займа с постоянным купонным
доходом (ОФЗ-ПД). Среднесрочные ценные
бумаги (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные
(от 5 до 30).государственные
долгосрочные облигации (ГДО). Срок
обращения 30 лет (до 2021 г.). Размещались
среди юридических лиц. (малый объём
эмиссии).облигации внутреннего
государственного валютного займа
(ОВГВЗ) были выпущены в 1993 г. со сроком
погашения до 15 лет в счёт погашения
задолженности Внешэкономбанка СССР
перед юридическими лицами. Валюта займа
– доллары США.облигации
государственного сберегательного
займа (ОГСЗ)– краткосрочные ценные
бумаги, срок обращения – 1 год. Цель
выпуска – привлечение средств населения.облигации
государственного нерыночного займа
(ОГНЗ) – эти ценные бумаги не могли
обращаться на вторичном рынке.
Владельцами могли быть юридические
лица (резиденты и нерезиденты).государственные
жилищные сертификаты – документарные
именные необращаемые ценные бумаги.
Выпущены по решению Правительства РФ
для граждан РФ, лишившихся жилья в
результате чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий. Номинированы в
квадратных метрах жилой площади.
Выпускались с годовым периодом обращения.
Новый этап развития
рынка государственных ценных бумаг
начался в 2000 году, когда наметилась
определённая стабилизация финансов
государства, что позволило вернуть в
какой-то степени доверие инвесторов.
Цель развития рынка
ценных бумаг – закрепить и стабилизировать
денежно-кредитные отношения; расширить
безинфляционное покрытие дефицита
государственного бюджета за счёт эмиссии
высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее
развитие вторичного рынка ценных бумаг.
На сегодняшний
день единственным реальным инструментом
управления внутренним долгом остаются
ГКО и ОФЗ.
Соседние файлы в папке 4 курс_2
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник