Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях а) срочности, б) возвратности, в) платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
· поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
· регулирование макро- и микроэкономических процессов;
· воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.
Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
Регулирующая функция государственного кредита — государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику, например политику дорогих денег для снижения инфляции, или политику дешевых денег для стимулирования экономической активности, доступности кредитов.
Классификация государственных займов.
1. В зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
2. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
3. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном
4. В зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на облигации с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
5. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
6. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние.
Источник
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
На рисунке 1.1 показана классификация государственного кредита.
Рисунок 1.1 — Классификация государственного кредита [2, с. 240]
В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита:
— государственное заимствование;
— государственная гарантия;
— государственный кредит.
Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный займ — это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты — это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств [1, с. 100].
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита. В случае неплатежеспособности заемщика государство несет полную финансовую ответственность по гарантированным обязательствам.
Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям. В зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты и государственные кредиты. Бюджетный кредит — это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическим лицам своей страны или местным органам власти. Государственный кредит — это средства, предоставляемые на возвратной основе другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям [1, с. 101].
Государственные займы можно классифицировать по нескольким признакам. По признаку держателей ценных бумаг различают универсальные и специальные займы. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди юридических, так и физических лиц. Специальные займы реализуются или только среди населения или только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если займ эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций за счет более широкого круга потенциальных держателей.
В зависимости от источника заимствования или места реализации займы могут быть внутренними и внешними.
По отношению ко вторичному рынку ценных бумаг займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынке. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми ресурсами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов — негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на следующие категории:
— процентные;
— выигрышные;
— процентно-выигрышные;
— беспроцентные (целевые);
— беспроигрышные;
— дисконтные;
— процентно-дисконтные;
— твердодоходные [1, с. 102].
По облигациям процентного займа владельцы получают доход путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. Процентно-выигрышный займ предусматривает выплату части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей.
Беспроцентный займ гарантирует держателю получение соответствующего товара или строительство какого-либо объекта, но выплата дохода по таким долговым обязательствам не производится. Беспроигрышный займ предусматривает выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения. Дисконтный займ обеспечивает доход в виде разницы между ценой погашения и ценой покупки облигации. Он называется дисконтом. Процентно-дисконтные займы обеспечивают как выплату процентов, так и дисконт.
По методу определения дохода различают займы с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным доходом величина получаемого дохода устанавливается в условиях каждого отдельного выпуска займа. По займам с фиксированным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем выпускам займа. По займам с переменным доходом процентный доход привязывается к заранее установленной базе (уровень доходности другого займа, средняя доходность государственных ценных бумаг и т.д.).
В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций различают займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Рентный займ предусматривает выплату дохода без обязательства погасить займ. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте срок прекращения выплаты дохода не назначается. При срочной ренте выплата дохода прекращается после оговоренного срока. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение жизни [1, с. 103].
По срокам они делятся на:
— краткосрочные (до 1 года). Краткосрочные кредиты оформляются, как правило, для погашения текущей задолженности, для покрытия текущих затрат, для осуществления относительно небольших платежей, срок погашения которого не представляет сложности в течение года для кредитополучателя.
— среднесрочные (от года до 5 лет). Среднесрочные кредиты могут предоставляться для финансирования краткосрочных инвестиций, погашения крупной текущей задолженности, осуществления финансирования средних по размеру платежей.
— долгосрочные (свыше 5 лет) [4, c. 94].
В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.
Как правило, долгосрочные кредиты оформляются для осуществления крупных инвестиционных проектов, в том числе и для приобретения предприятия, срок погашения по которым достаточно большой.
В зависимости от организации порядка оформления кредитных отношений различают:
— государственные облигационные займы;
— безоблигационные займы [6, c. 109].
Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета — это примеры безоблигационных займов.
По методам размещения займы подразделяются на добровольные и принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке.
По форме выпуска различают документарные и бездокументарные займы. Документарные займы оформляются на бумажных носителях, бездокументарные — существуют в виде записей на электронных счетах [1, с. 104].
Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики Беларусь [4, c. 92].
Для кредиторов государственный кредит — форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д.
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.
В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает: централизованный; децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает Совет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором — местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид займов должного развития пока не получил (выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного займа носил явно экспериментальный характер, поэтому остается надеяться на дальнейшее совершенствование нормативной базы в процессе дальнейшего выпуска, размещения и обращения таких бумаг) [9, c. 45].
В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством Республики Беларусь и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.
Решения о привлечении и последующем использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность Республики Беларусь, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь. По данным платежного баланса Беларуси, в 2009 г. правительство Беларуси привлекло кредиты из Китая на общую сумму 543,1 млн. долл. (для сравнения: из России правительство привлекло 698,4 млн. долл.). В структуре внешних долговых обязательств белорусских банков (по основной сумме долга) на долю Китая приходится 8,8 млн. долл. (по состоянию на 1 января 2010 г.). Проведенный в данной главе анализ позволяет сделать следующие выводы: государственный кредит представляет собой систему денежных отношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия дефицита государственного бюджета.
Государственный кредит выполняет две функции: фискальную, которая заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства; и регулирующую, которая заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия; государственный кредит.
Источник
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).
Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначей-ских обязательств), а также путем оформления бе- зоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.
Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
- 1. По субъектам заемных отношений — займы, ‘размещаемые центральными и территориальными органами власти.
- 2. По месту размещения — внутренние и внешние.
- 3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Нерыночные государственные облигации выпущены в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов или страховых компаний. Их выпуск был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 316 “О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов”.
- 4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.
- 5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
- 6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид — процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобной ситуации позволяют два варианта:
- • покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;
- • систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.
- 8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый.
Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:
- • заем погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 100 млн руб., ежегодно будет выплачиваться 25 млн руб.;
- • возрастающими долями. Например, в первый год гасится 10 млн руб., во второй — 20 млн руб., в третий — 30 млн руб., в четвертый — 40 млн руб. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;
- • снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 40 млн руб., во второй — на 30 млн руб. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
- 9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. В основном облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями.
- 10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.
Источник