Внешний государственный займ – это форма получения ссуды государством от внешних кредиторов.
В зависимости от цели использования внешний займ классифицируется на следующие виды:
- экспортный займ (для приобретения определенной продукции);
- финансовый займ (для покупки товаров в стране-кредиторе);
- валютный займ (с целью урегулирования платежного баланса).
По срокам внешний займ классифицируется на:
- краткосрочный (примерно выдается до 2-х лет);
- среднего срока действия (предоставляется государству на 5-7 лет);
- долгосрочный (выдается стране на 20 лет и более).
Внешний займ предусматривает возврат денег с процентами. В некоторых случаях страна-кредитор не требует выплату процентов. От следующих факторов зависит уровень процентной ставки:
- темпов инфляции;
- срока, на который выдается данная ссуда.
Одной из форм внешнего займа выступает эмиссия облигаций, особенно государственными банковскими учреждениями, которые размещаются на мировом рынке капиталов. Кроме термина «облигация» также применяются и другие обозначения такие, как «сертификат», «казначейский вексель» или «заем». Каждое государство использует свою терминологию для своих ценных бумаг. Перед другими акциями и активами ценные бумаги государства обладают несколькими преимуществами:
- характеризуются самым высоким относительным уровнем надежности для вложенных средств;
- отличаются минимальным риском потери основного капитала и прибыли по нему;
- имеют по сравнению с иными видами ценных бумаг льготное налогообложение.
Особенности выдачи внешних займов
Внешний займ развивающимся странам предоставляется по «официальной линии помощи развитию». Они предусматривают специальные льготные условия:
- срок, на который предоставляется данная ссуда, составляет до 50 лет;
- низкую процентную ставку – обычно 0,5 – 2 % годовых.
Внешний займ на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными банковскими учреждениями (банковская ссуда), а также иными банками краткосрочного кредитования. Займ на более чем 5 лет предоставляется финансовыми учреждениями, что специализируются на долгосрочном кредитовании (например, страховыми компаниями, банкирскими домами, инвестиционными трестами и фирмами, международными организациями).
В Соединенных Штатах и Японии крупные внешние долгосрочные ссуды предоставляются экспортно-импортными банковскими учреждениями.
Основные международные финансово-кредитные организации, предоставляющие займы государствам, что развиваются, на финансирование определенных проектов (в большинстве случаев в области инфраструктуры и сельского хозяйства):
- Международный банк реконструкции и развития (выдает валютные ссуды);
- Международная финансовая корпорация;
- Международная ассоциация развития.
Существенное значение в международном кредитовании имеют и региональные финансовые учреждения. Например, в ЕС действуют:
- Европейский фонд валютного сотрудничества (выдает ссуды государствам-членам на урегулирование платежного баланса);
- Европейский инвестиционный банк (кредитует мероприятия с целью содействия развитию отсталых регионов, модернизации их отдельных отраслей промышленности);
- Европейский фонд развития.
Минусы внешнего займа для европейских стран
Предоставление значительных суммы кредитов европейским государствам, что развиваются, в виде помощи развитию, конечно же, сыграло свою роль в решении их важных экономических проблем. Но, как отмечают специалисты, займы в конечном счете привели к образованию гигантской внешней задолженности. Последняя выступает сегодня одним из основных факторов, которые сдерживают экономический рост развивающихся европейских стран.
Внешнее взаимное кредитование
Определенную роль во внешнем кредитовании играют и сами государства, что развиваются. В условиях стремительного роста стоимости «черного золота» и доходов от него, активное участие во внешнеэкономическом кредитовании наблюдалось со стороны членов ОПЕК, особенно это касается арабских стран.
В экономических группировках развивающихся государств были созданы финансовые организации для взаимного кредитования. Также функционируют для выдачи внешних займов и такие финансовые учреждения, как:
- Азиатский банк развития;
- Межамериканский банк развития;
- Африканский банк развития.
В РФ для предоставления внешних займов создан Российский экспортно-импортный банк.
Страхование и внешний займ
Чрезвычайно важное значение во внешнем кредитовании играет именно его страхование. Страхование экспортных кредитов в основном проводится в большинстве странах государственными организациями. Например, в Великой Британии эта операция проводится Департаментом гарантий экспортного кредита, в Соединенных Штатах и Японии – экспортно-импортными банковскими учреждениями.
Частные и государственные внешние займы являются формами вывоза кредитного капитала, служат источником прибыли стран-кредиторов, хорошо стимулируют их экспорт.
Источник
ВНЕШНИЕ ЗАЙМЫ
международные займы займы, полученные от зарубежных кредиторов или предоставленные иностранным заемщикам. В.з. могут быть предоставлены в денежной форме для приобретения определенных товаров (экспортные кредиты), для приобретения товаров в стране-кредиторе (финансовые кредиты), для урегулирования платежного баланса и поддержания валютных курсов (валютные займы) и для других целей. В.з. выдаются на конкретный срок с обязательством заемщика возвратить средства с процентами (иногда без процентов). По срокам займы делятся на краткосрочные (1-2 года), среднесрочные ( 5-7 лет), долгосрочные ( 15-20 лет и более). Уровень процентной ставки зависит от срока, на который предоставляется заем, темпов инфляции и других факторов и складывается на мировом рынке капиталов. Займы развивающимся странам по линии «официальной помощи развитию» предоставляются на льготных условиях (на срок до 50 лет с низкой процентной ставкой 0,5-2% годовых и сравнительно длительным льготным периодом — до 15 лет). Одной из форм В.з. выступает выпуск облигаций, в том числе государственными банками, и их размещение на мировом рынке капиталов. В.з. выдаются частными фирмами и банками и государственными банковскими учреждениями, а также международными финансовыми организациями. Краткосрочные кредиты предоставляются фирмами (фирменные кредиты) и депозитными банками (банковские кредиты) , а также другими банками краткосрочного кредитования. Среднесрочные и особенно долгосрочные займы — финансовыми учреждениями долгосрочного кредитования (инвестиционными компаниями и трестами, банкирскими домами, страховыми компаниями и др.). Крупные долгосрочные финансовые организации выдают кредиты и займы на различные сроки, в том числе займы в качестве помощи развивающимся странам на льготных условиях. В США и Японии такие займы предоставляются экспортно-импортными банками. В других странах также существуют государственные финансовые учреждения, предоставляющие В.з. Важную роль в развитии внешнего кредитования играет его страхование, при этом в большинстве стран страхование экспортных кредитов в основном осуществляется государственными организациями (в США и Японии — экспортно-импортными банками, в Великобритании — Департаментом гарантий экспортного кредита). В РФ для кредитования внешней торговли создан Российский экспортно-импортный банк. Частные и государственные В.з. и кредиты являются формами вывоза ссудного капитала и не только служат источником прибылей для стран-кредиторов, но и стимулируют их экспорт. В условиях, когда все большую роль во внешней торговле играют машины и оборудование, кредитование экспорта стало одним из основных видов неценовой конкуренции. Основные международные финансовые учреждения — Международный валютный фонд ( МВФ), выдающий валютные кредиты, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР, Мировой банк) с примыкающими к нему Международной ассоциацией развития (MAP) и Международной финансовой корпорацией (МФК). МБРР, как правило, предоставляет займы развивающимся странам на финансирование конкретных проектов, главным образом в области сельского хозяйства и инфраструктуры. MAP предоставляет такого же рода займы на более льготных условиях. Существенную роль в международном кредитовании играют и региональные финансовые учреждения. Так, в Европейском союзе (ЕС) существует Европейский фонд валютного сотрудничества, предоставляющий странамчленам кредиты на урегулирование платежных балансов и поддержание валютных курсов, и Европейский инвестиционный банк, кредитующий мероприятия в целях содействия развитию отсталых районов и модернизации отдельных отраслей производства, а также Европейский фонд развития, осуществляющий льготное кредитование ассоциированных с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) развивающихся стран. Предоставление значительных сумм займов и кредитов развивающимся странам, в том числе в виде помощи развитию, хотя и сыграло свою роль в решении их экономических проблем, в конечном счете привело к их гигантской внешней задолженности, которая тяжелым бременем лежит на экономике, служит теперь одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост. Определенную роль во внешнем кредитовании, особенно во взаимном кредитовании, играют и сами развивающиеся страны. В условиях бурного роста цен на нефть и доходов от нее активно участвовали во внешнеэкономическом кредитовании члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), особенно арабские страны. Созданы финансовые учреждения для взаимного кредитования и в экономических группировках развивающихся стран. Функционируют также Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и др.
Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика.
И. П. Фаминский.
2001.
Источник
Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.
Сущность таких займов
Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.
Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.
Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.
Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:
- деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
- займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
- государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.
Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:
- большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
- займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
- большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.
Основы классификации
Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.
Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.
Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.
Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.
Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.
Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.
Как разделяются государственные займы в РФ
В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.
Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:
Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.
По субъектам заемных отношений
Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).
Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.
К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.
К местным органам власти можно отнести администрации районов.
Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.
По виду валюты заимствования
По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.
К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.
К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.
Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.
По сроку привлечения средств
Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.
Выделяют:
- краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
- среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.
Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.
На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.
По обеспеченности
По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.
К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.
К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.
Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.
По характеру выплачиваемого дохода
Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:
- процентные;
- беспроцентные;
- процентно-выигрышные;
- выигрышные;
- беспроигрышные.
Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.
Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.
Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.
К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.
Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.
Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.
При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.
В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.
По обращению на рынке
Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.
Здесь выделяют:
- рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
- нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.
По праву эмиссии
Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:
- федеральные власти (Правительство РФ);
- региональные власти
- власти местного управления.
Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.
Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.
Отзывы клиентов о займе в компании Легко, найдёте в комментариях к статье: займ Легко.
Какие в договоре займа прописываются обязательные условия, смотрите на странице.
Составление претензии по договору займа между физическими лицами, рассматривается здесь.
Видео: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник