Государственные расходы — расходы, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Рассматривается в рамках государственного управления и фискальной политики.
Определение[править | править код]
Согласно определению Якобсона Л.И., государственные расходы — это расходы, направляемые на финансирование необходимых государству видов продукции, работ и услуг, производимых государственными и частными предприятиями с целью достижение целей, стоящих перед государством[1].
Другими словами государственные расходы — это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований; затраты, связанные с осуществлением государством своих функций[2].
Структура расходов[править | править код]
Государственные расходы включают в себя[2]:
- государственные закупки товаров и услуг;
- монетарные трансакции из государственного в частный сектор;
- оплату труда государственных служащих;
- социальные выплаты;
- обслуживание государственного долга;
- трансферты.
Классификация расходов[править | править код]
Классификация государственных расходов имеет следующую структуру[2]:
по экономическому содержанию
- текущие расходы — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
- капитальные расходы — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности государства;
- предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
по целям расходования
- военные:
° национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности.
- экономические:
° финансовая поддержка субъектов хозяйствования;
° инвестиционные и инновационные программы;
° пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
° обслуживание и погашение государственного долга;
° формирование государственной собственности;
° иные расходы экономического характера.
- социальные:
° компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат;
° содержание учреждений, находящихся в государственной собственности или в ведении органов государственной власти;
° другие расходы на социальные цели.
- внешнеэкономические и внешнеполитические:
° осуществление международной деятельности в общегосударственных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, взносы в международные организации);
° другие расходы в области международного сотрудничества и в соответствии с внешнеполитической программой государства.
- на содержание аппарата управления:
° обеспечение деятельности президента, органов законодательной и судебной власти, избирательной комиссии, органов исполнительной власти и их территориальных органов.
- другие расходы.
по видам услуг
- трансформационные — денежные средства государства предоставляются в обмен на услугу, выраженную в товаре или труде, например, государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной платы;
- трансфертные — предоставляются на безвозмездной основе, например, субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение.
по уровням бюджетной системы
- федеральный бюджет;
- региональные бюджеты;
- местные бюджеты.
См. также[править | править код]
- Бюджет
- Государственный бюджет
- Государственные доходы
Примечания[править | править код]
Источник
Определить размер ставки налога на имущество (в %), которую должно установить государство, если оно хочет собрать налоговые поступления в сумме 30 млн. руб., а среднегодовая стоимость имущества в стране оценивается в 1500 млн. руб.
*2
Инструментом бюджетно-налоговой (фискальной) политики не является …
изменение налоговых ставок на доходы физических лиц
государственные закупки товаров и услуг
изменение ставок налога на прибыль
*изменение нормы обязательных резервов
Закономерность, доказывающих, что поступление доходов в бюджет при повышении ставки налогов происходит только до некоторого критического уровня налогообложения, а затем начинает сокращаться вследствие падения деловой активности, описывает кривая…
Филлипса
*Лаффера
Энгеля
Лоренца
По мнению сторонников теории «экономики предложения» изменение налоговых ставок, прежде всего, воздействует на …
*совокупное предложение
совокупный спрос
денежную массу
состояние государственного бюджета
Подоходный налог является ________ налогом.
косвенным
пропорциональным
*прямым
прогрессивным
Меры правительства по изменению государственных расходов,
налогообложения и состояния государственного бюджета ,направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП, называются….
рецессионным разрывом
фискальной политикой
мультипликатором государственного бюджета
*фискальной рестрикцией
Для сдерживания инфляции инструментами бюджетно-налоговой (фискальной) политики правительство будет…
Снижать налоговые ставки и увеличивать государственные расходы
*Повышать налоговые ставки и сокращать государственные расходы
Снижать налоговые ставки и государственные расходы
Повышать налоговые ставки и государственные расходы
В случае дискреционной налогово-бюджетной политики государство воздействует на…
государственный долг
денежную массу
*безработицу
Трансферты
Действие налогово-бюджетной политики заключается в том, что при экономическом спаде
Увеличиваются социальные пособия и снижаются налоговые выплаты
Увеличиваются социальные пособия и налоговые выплаты
*Снижаются социальные пособия и налоговые выплаты
Снижаются процентные ставки по банковским депозитам
Дефицит бюджета равен 100 ден. ед., государственные закупки товаров услуг – 800 ден. ед., трансферты – 400 ден. ед., государственные доходы…
*1100 ден. ед.
Ден. ед.
Ден. ед.
Ден. ед.
Дефицит госбюджета составлял 250 ден. ед., налоговые поступления выросли на 200 ден. ед., при прочих равных условиях…
Дефицит бюджета вырос на 50 ден. ед.
Возник профицит бюджета в 50 ден. ед.
Государственный бюджет стал сбалансированным
*дефицит бюджета сократился до 50 ден. ед.
«3. Макроэкономика: 3.29 Деньги и их функции»
Закон денежного обращения отражает формула…
M=V/[P*Q]
M=[V*Q]/P
*M=[P*Q]/V
M=[P*V]/Q
Спрос на доллары возрастет в результате роста предпочтения российскими потребителями американских товаров и кривая спроса сдвинется вправо вверх, вследствие этого на валютном рынке…
*Произойдет удешевление рубля
Ничего не произойдет
Произойдет удешевление доллара
Произойдет удорожание рубля
Сокращает количество денег в обращении операция Центрального банка, направленная на …
снижение нормы обязательных резервов;
эмиссию новых банкнот;
снижение учетной ставки;
*продажу государственных облигаций населению
Спекулятивный спрос на деньги зависит от…
*уровня процентной ставки
предложения денег
количества товаров и услуг
уровня цен на товары и услуги
В агрегат М2 не входят
Средствах на сберегательных счетах
*Депозитные сертификаты
*Государственные ценные бумаги
Наличные деньги
В качестве трансакционного спроса на деньги можно назвать покупку …
Облигации частной компании
*Буханки хлеба
Акции частной компании
*Государственной облигации
Наименее ликвидным средством является …
золото и драгоценности
депозиты и вклады
*недвижимость
Наличные деньги
«3. Макроэкономика: 3.30 Банковская система»
Депозиты…
Представляют собой отношение суммы вкладов к сумме выданных кредитов
Могут являться элементом регулирования банковской системы, защищающим вкладчиков от потерь при банкротстве банков
Источник
1. К числу основных целей фискальной политики государства относится:
а) создание условий для успешного ведения бизнеса;
б) антициклическое регулирование экономики;
в) повышение состояния граждан;
г) перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения.
2. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же как:
а) сокращение сбережений;
б) увеличение инвестиций;
в) увеличение потребления;
г) увеличение сбережений.
3. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру:
а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;
б) нейтрально;
в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;
г) неопределенным образом, в зависимости от факторов.
4. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название:
а) прогрессивного;
б) регрессивного;
в) прямого;
г) косвенного.
5. К числу инструментов фискальной политики относится:
а) увеличение нормы обязательных резервов;
б) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;
в) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций.
6. Увеличение ставок налогов является примером
а) кредитно-бюджетной политики;
б) фискальной политики;
в) монетарной политики;
г) денежно-финансовой политики.
7. Какая из перечисленных мер не является фискальной?
а) Изменение ставок налогов на прибыль банков;
б) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.
в) Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство.
г) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.
8. Какое из утверждений является верным?
а) Сложная схема начисления процента всегда более выгодна, чем простая схема начисления процента;
б) С одинаковых сумм индивидуального дохода всегда платится одинаковый подоходный налог;
в) налоги платят как при получении заработной платы, так и при ее расходовании;
г) Банковский процент по кредиту всегда выше банковского процента под депозиту.
9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?
а) Фискальная политика – это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.
б) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты.
в) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.
г) Фискальная политика – это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.
10. Государственный долг – это
а) сумма дефицитов государственного бюджета (за вычетом суммы излишков государственного бюджета), накопленная к настоящему моменту;
б) превышение расходной части годового государственного бюджета над его доходной частью;
в) сумма задолженности государства другим странам;
г) сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам.
11. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита?
а) сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.
б) увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.
в) повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований;
г) увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей.
12. Бюджет существует:
а) только у государства;
б) у государства и предприятий реального сектора экономики;
в) у всех экономических субъектов;
г) у важных структур федерального уровня.
13. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:
а) текущими государственными расходами и доходами;
б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости;
в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу;
г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости.
14. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета:
а) выплаты по государственному долгу;
б) арендная плата;
в) доходы от государственной собственности;
г) административно-управленческие
д) займы и помощь иностранным государствам
15. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся:
а) расходы по обслуживанию государственного долга;
б) подоходные налоги и пособия по безработице;
в) расходы на охрану и защиту природной среды;
г) таможенные пошлины и акцизы.
Страниц: 1 2
Источник
Государственные расходы – это род деятельности, который урегулирован правовыми нормами и направлен на расходование бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности населения страны, развития производства, оборону державы, удовлетворение социальных, экономических и культурных потребностей.
Основные моменты
Государственные расходы зависят от правительственных задач в текущем финансовом году. Они осуществляются из разных фондов. Из централизованных, в которые входят бюджеты всех уровней, а также из государственного внебюджетного фонда и децентрализованного, что включают фонды госпредприятий и организаций. Обязательным условием является и использование таких способов, как кредиты и ссуды.
Виды расходов бюджета:
- экономические;
- военные;
- социальные;
- покрывающие внешнеполитическую деятельность;
- идущие на содержание аппарата управления.
Иногда к основным затратам прибавляются и незапланированные.
Государственные и муниципальные расходы – это безвозмездное и безвозвратное выделение средств на функционирование и развитие предприятий или учреждений для выполнения их функций. Это означает, что эти затраты не возвращаются в казну, и она наполняется за счет других средств.
Виды расходов бюджета: бюджетный кредит
Любое законодательство подразумевает несколько других вариантов государственных расходов. Бюджетный кредит – это возможность выделения денежных средств из казны с последующим возвратом и возмездием.
Этот вид расходов не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, только на юридические лица и иностранные державы. Обязательное условие – возврат с оговоренными заранее процентами.
Источники государственных расходов
На сегодняшний день основой финансирования муниципальных растрат являются в первую очередь инвестиции, долгосрочные вложения, а также средства госбюджетов. Источниками государственных расходов выступают фонды министерств, ведомств, внебюджетные активы, финансовые ресурсы предприятий и организаций. Все эти средства могут быть наделены платной или же безвозмездной основой.
Принципы финансирования государственных расходов
- Плановость. В соответствии с этим принципом государственные расходы должны соответствовать муниципальным планам и программам.
- Безвозвратность и безвозмездность выделенных средств. Исключаются только те случаи, которые устанавливаются действующим законодательством.
- Контроль. Политика государственных расходов должна быть прозрачной. За использованием средств ведется наблюдение и правонарушения влекут за собой ответственность.
Правовые режимы финансирования
К первому можно отнести финансирование государственных коммерческих предприятий. В этом случае имущество закреплено на правах хозяйственного владения. Ко второму режиму финансирования относится обеспечение денежными средствами муниципальных предприятий, которые относятся к некоммерческим. Здесь действуют права оперативного управления имуществом.
Государственные единые предприятия, которые основаны на праве хозведения, должны покрывать любые производственные и непроизводственные расходы за счет доходов организации. Если это невозможно, то руководство пользуется банковскими кредитами.
Нормы государственных расходов
Для того чтобы страна развивалась, функционировала во всех отраслях, на законодательном уровне устанавливаются определенные правила. Норма расходов – это единый измеритель растрат по однородным предприятиям. Их подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся: ставка заработной платы, командировочные, отпускные. К необязательным – траты на содержание рабочих сооружений, в том числе отопление и освещение.
Нормы расходов также могут быть материальными и денежными. К первым относятся натуральные средства на единицу измерения растрат, например, объем продуктов на одного заключенного, находящегося в местах лишения свободы.
Виды государственных расходов включают также индивидуальные и комбинированные. Например, питание в больнице и обслуживание одного пациента – это одна цель, соответственно, норма расходов – индивидуальная. Комбинированная проявляется в том случае, если таких расходов образуется несколько. Например, полное медицинское обслуживание больного в сутки.
Расход бюджетных средств
Разумеется, что за государственными денежными средствами ведется пристальное наблюдение. Предприятия и организации не могут растрачивать на личные нужды, такие как новая мебель в кабинет или отпуск на море за счет организации.
Государственный бюджет покрывает такие расходы учреждений:
- оплата труда в соответствии с трудовыми договорами (сюда относятся работники госорганов или, как их принято называть, бюджетники);
- командировочные, отпускные и больничные, которые также прописаны в трудовом договоре;
- оплата поставок товаров;
- уплата налогов и других сборов в бюджетную систему страны;
- возмещение вреда, в случае его получения на рабочем месте или при выполнении своих должностных обязанностей.
Экономика государственных расходов построена на функционировании организаций и обеспечении жизнедеятельности общества.
Все затраты учреждений обязательно лимитированы. Не допускаются растраты денежных средств государства на другие нужды. В случае невыполнения этих условий, нарушители караются по всей строгости закона.
Общественные государственные расходы
Этим термином обозначают использование денежных ресурсов в целях обеспечения некоторых слоев населения необходимыми благами.
Существует три основные группы общественных государственных расходов. К первой относится финансирование или производство товаров широкого спектра (например, оборонный заказ). Вторую группу направляют на удовлетворение нужд тех членов общества, которые не могут самостоятельно себя обеспечить (сироты, инвалиды, пенсионеры). Третья группа – это расходы на социальное страхование (в случае болезни, чрезвычайного происшествия, сюда же относятся и выплаты по безработице).
Способы финансирования
Расходы государственного бюджета включают в себя несколько способов финансирования.
- Закупка товаров и услуг у частных предприятий.
- Субсидирование организаций, которые включены в программу государственной поддержки.
- Финансирование растрат муниципальных предприятий.
- Выплаты лицам, попадающим под специальные программы.
- Обязательное социальное страхование.
Данные формы финансирования часто выступают в качестве дополняющих или взаимозаменяемых друг друга. Например, в программу помощи инвалидам входят расходы на содержание домов, где проживают люди с ограниченными возможностями, на обеспечение медикаментами, закупку специального оборудования. Сюда же включена и заработная плата персонала.
Или другой пример, когда в связи с естественной монополией на рынке фирма изготавливает социально значимый продукт. Государство вынуждает ставить низкую цену, а потому убытки, которые несет предприятие, покрываются из бюджета страны. Но в этом случае тоже есть два способа действий: компенсация потери или же национализация целой отрасли. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия-монополисты принадлежат государству. И все их затраты покрываются за счет налогоплательщиков.
Социальная поддержка
Другим важнейшим направлением общественных расходов является социальная поддержка. Она дает возможность перераспределить расходы государственного бюджета на различные группы населения. Важно понимать разницу между ситуацией, когда человек нуждается в помощи и получает ее за счет других физических лиц (налогообложение) и тем случаем, когда он пользуется выплатой из специального фонда, накопленного ним самим же (социальное страхование).
Для того чтобы увеличить эффективность функционирования механизмов социальной защиты общества, нужно определиться с масштабами распределения. Это делается следующим образом:
- Те индивиды, которые не в состоянии делать вклады в формирование страховых фондов, должны быть обеспечены социальной помощью в пределах установленных государством гарантий.
- Остальное население должно быть охвачено обязательным страхованием, но тоже в пределах устанавливаемых гарантий, которые диктуются справедливостью и эффективностью.
- Государство должно следовать политике, которая позволяет дополнять обязательное общественное страхование добровольно-частным.
Именно благодаря наличию государственного бюджета экономически развитая страна имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы на участках социального развития. Правительственный аппарат ежегодно принимает решения, связанные с казной, вносятся поправки и изменения в действующее законодательство для обеспечения достойного проживания жителей на данной территории. При помощи бюджета происходит и распределение национального дохода между сферами общественной деятельности.
Доходы госбюджета
Государственные доходы и расходы формируются за счет экономической деятельности организаций, физических или юридических лиц. В большей степени казну пополняют налоги, которые платят как центральные, так и местные органы власти. Меньше средств поступает благодаря внешнеэкономическим факторам, а также от доходов госучреждений. Маленький процент составляют средства, вырученные из целевых фондов сметы.
Государственный бюджет Российской Федерации пополняется в большей степени за счет налогов – всего 84%, в то время как доход от целевых фондов составляет около 10%.
В общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов страны на текущий год, который составлен в форме баланса и имеет законодательную подоплеку. Каждой стране присуща своя система.
В современных экономических условиях по причине проведения активной государственной политики совершается значимое увеличение расходов. Этот рост предсказал известный немецкий экономист Адольф Вагнер. Он первым сформулировал так называемый закон о возрастании государственной активности. Его суть состояла в том, что расходы в странах с развивающейся промышленностью растут быстрее объемов национального дохода.
Источник