ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики, финансов и природопользования
Эссе на тему:
«Государственный долг России»
Выполнил(а) студент(ка)
курса факультета ГМУ
группы 2ГМУБ_411
Шеметова Арина Григорьевна
г. Ростов-на-Дону
В последние время в СМИ мы все чаще и чаще слышим такие понятия как «государственный долг», «государственный кредит», выделение займа Греции и Кипру. А как же обстоят дела с государственным долгом России?
Я выбрала эту тему, потому что меня беспокоит возрастающий долг нашей страны, потому что отдавать его придется мне, моим сверстникам, нашему поколению. Целью данного эссе я не ставила поиск или разработку путей выхода из «долгового» кризиса, так как этим занимается ни одна тысяча экспертов, и мой вклад был бы более чем скромным. Но в эссе будет определена ситуация с долговыми обязательствами России и понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.
Для того чтобы было понятно о чем идет речь, давайте уточним, что такое государственный долг. Итак, государственный долг является суммой денег, которую государство выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Кроме того, что государственный долг делится на основной и текущий долг, также есть еще два вида государственного долга. Это внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Есть еще ряд долговых обязательств, который находится под гарантией правительства государства.
Вторая форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.
В свою очередь основной долг является общей суммой задолженности государства, которая не была выплачена в назначенный срок и не может быть выплачена за определенный период времени, который государства выделяет для погашения задолженности.
Текущий государственный долг — это долговое обязательство, которое наступает в момент срока платежа долговой суммы.
Государственный долг России в настоящий момент составляет 10,4% ВВП .При этом внешним кредиторам наша страна должна 2,5% ВВП, а внутренним — 7,9%. Эти цифры очень малы, и аналитики уверены, что государство может позволить себе долг даже в 30%. Эти цифры по госдолгу были озвучены премьер-министром России Владимиром Путиным на заседании президиума правительства.
Конечно, если оперировать лишь голыми цифрами, то действительно долг примерно в 10% от ВВП — это приблизительно 5 трлн рублей — ничтожная сумма, а уж на фоне мировых долгов — вообще ничто. Так, в США госдолг скоро дорастет до 100%, в Японии — зашкалит за 200%. С учетом текущей ситуации и специфики нашей страны такой показатель долга для бюджета России вполне нормален. Конечно, цены на нефть сейчас благоприятны для нашей страны, однако существует ряд других факторов, которые не позволяют снизить долговую нагрузку ниже этого показателя. Причины — мировой финансовый кризис, отставание ряда отраслей промышленности от развитых стран, слабая эффективность сельского хозяйства. В состоянии ли правительство позволить еще больший долг, зависит от доходностей, под которые будут размещаться новые займы.
Но корпоративный квазигосударственный внешний долг России может представлять опасность для страны. Относительно небольшой госдолг РФ приобретает иные масштабы с учетом долгов компаний с государственным участием. За вторую половину 2010 года корпоративный сектор взял в долг около $40 млрд, наиболее значительную часть средств привлекли госкорпорации. «Формально ни Минфин, ни правительство не несет ответственности по долгам госкомпаний. Но это формально», — отметил замминистра финансов Алексей Саватюгин на конференции «Российский денежный рынок». государственный долг обязательство внешний
Сейчас государственный долг России составляет 10,4% , однако с учетом корпоративного долга ситуация вырисовывается совершенна иная. Счетная палата РФ на февраль 2013 г. зафиксировала совокупный внешний долг страны- 624 млрд долларов, или 4,2 тыс.долларов на каждого россиянина- от младенцев до старца. У России он сопоставим с Турцией, но вдвое выше, чем у Индии и Бразилии, и почти в 5 раз — чем у Китая, где уровень корпоративных долгов ниже 10% по отношению к ВВП.
На данный момент аналитики не видят существенных угроз финансовой устойчивости в связи с ростом квазигосударственных корпоративных долгов. Однако через 10 лет динамика роста ВВП и обязательств по займам может сделать ситуацию угрожающей.
Теги:
Государственный долг России
Эссе
Финансы, деньги, кредит
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Государственный долг и его социально — экономические последствия»
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Причины возникновения государственного долга и его виды.……………………………………………………………………………… 4
Глава II. Последствия государственного долга и методы управления им…… 9
Глава III. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России……………………………………………………………. 15
Глава IV. Эссе на тему «Государственный долг в России: история вопроса. Почему Россия досрочно погасила платежи по государственному долгу? Последствия этого решения»………………………………………………….. 18
Заключение……………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………… 22
Введение
Тема государственного долга очень актуальна на сегодняшний день для любой страны, так как он есть практически везде. Общество осуждает правительство страны за то, что государственные расходы превышают доходы, но даже не может себе представить возможность сокращения социальных программ или увеличение налогов.
Корни многих сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие — монополизм и техническую отсталость. Так же мы рассмотрим кризис 90-х годов, ведь его последствия мы решаем до сих пор.
Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
Система государственных долгов может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. В связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.
Цель нашей работы – рассмотреть, что же такое государственный долг, из чего он образуется, каким он бывает, методы его управления и какое влияние оказывает государственный долг на экономику государства.
Глава I. Причины возникновения государственного долга и его виды.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Первое основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Государственный долг делится на внешний и внутренний.
Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством. К нему относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
В структуре государственного внутреннего долга отражаются следующие государственные ценные бумаги:
ОГНЗ — облигации государственных нерыночных займов по срокам обращения краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Размещение ОГНЗ проводилось по узкому кругу заранее определенных инвесторов на договорной основе (закрытая подписка), владельцами ОГНЗ были только юридические лица. Особенностью является то, что они не обращаются на вторичном рынке.
ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа, создавались для мобилизации средств населения.
ГСО — государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом. По приказу Министерства финансов, Владельцами облигаций могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации (инвесторы): страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (в случае если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации). Основным отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных займов является то, что ГСО на вторичном рынке не обращаются, залог облигаций не допускается. Различают ГСО-ППС (государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода) и ГСО-ФПС (Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода).
ГКО — государственные краткосрочные бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года, доходом по ГКО является дисконт, т. е. разница между ценой покупки и номиналом (ценой погашения). ГКО предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении.
ОФЗ – облигации федерального займа, представляют собой именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги. Владелец указанных облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Рассмотрим несколько видов ОФЗ.
-ОФЗ-ПК. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.
-ОФЗ-ПД. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.
-ОФЗ-ФК. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.
-ОФЗ-АД. Облигации федерального займа с амортизацией долга. Погашение номинальной стоимости ОФЗ-АД осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД.
Рассмотрим динамику внутреннего государственного долга России за последние 10 лет. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, изменилась – наибольший вес занимают высоколиквидные долгосрочные ценные бумаги ОФЗ-АД, введенные с 2003 года. Прекращена эмиссия ГКО и ОФЗ-ПК. В 2006 году осуществлена эмиссия нового долгового инструмента ГСО.
Рассмотрим современное состояние внутреннего долга. Государственный долг на конец 2009 года составлял 1837, 164 млрд. руб. По состоянию на начало 2010 года большую часть составляют облигации федерального займа, ОФЗ-ПД (38, 449 %) и ОФЗ-АД (46, 9951 %). Гораздо меньшую часть составляют государственные сберегательные облигации, имеющие примерно одинаковое значение: ГСО-ФПС (7, 185 %) и ГСО-ППС (7, 3709 %).
Внешний долг — задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям. К нему относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках.
Инструментами внешнего заимствования выступают: прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций (Парижский клуб, Всемирный банк); выпуск облигаций. Обычно говоря о внешнем долге, приводят его сравнение с объемом ВВП.
Рассмотрим структуру внешнего долга РФ. На 2011 год внешний долг России складывается из: задолженностей странам — участницам Парижского клуба; задолженностей странам, не вошедшим в Парижский клуб; коммерческих задолженностей; задолженностей перед международными финансовыми организациями; задолженностей по еврооблигационным займам; задолженностей по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ); задолженностей по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России; предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 мая 2011 года составил 38,83 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.
Глава II. Последствия государственного долга и методы управления им.
Большинство стран мира прибегают к внешним источникам финансирования. Подавляющее число их имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Вместе с тем бюджетный дефицит может также отражать кризисные явления в экономике – неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политики. Также дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Но, тем не менее, от чего бы, ни зависел государственный долг, он всегда существенно влияет на экономику страны.
Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, что повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное – увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.
Источник