В соответствии с Законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте Российской Федерации. На практике государственный внутренний долг РФ состоит:
· из кредитов, полученных ПравительствомРФ;
· государственных займов;
· других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). В результате функционирования системы государственного кредита государственный долг возрастает. Выпуск займов, сроки и время их размещения на современном этапе развития определяются не только дефицитом государственного бюджета, как было ранее, а и потребностями регулирования денежного обращения.
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, представляющие кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.
По способу размещения государственные займы делят на несколько основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке и принудительные. Государственные займы бывают краткосрочные — со сроком погашения до одного года, среднесрочные — до пяти лет и долгосрочные — свыше пяти лет. По видам доходности займы подразделяют на процентные, при которых займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке, и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения или тираж выигрышей). По месту размещения различаются государственные займы внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.
Государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Внутренние государственные займы обычно оформляются облигациями на всю сумму займа. Безоблигационными считаются займы правительства у сберкасс или внешние межправительственные займы, которые оформляются путем записей по счетам государственного долга. Различают рыночные и нерыночные облигации и специальные выпуски займов. Рыночные облигации займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, а нерыночные — не продаются и не покупаются, но могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа со снижением в этих случаях процента по облигациям. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правительственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др.), облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже.
Во многих странах государственные займы стали одним из важных методов мобилизации государственных доходов. Государства в условиях хронического дефицита государственных бюджетов вынуждены постоянно и более широко привлекать государственные займы для финансирования возрастающих расходов. Сущность государственного займа состоит в том, что кредиторами государства выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие денежные средства государству в ссуду, а источником погашения государственных займов и уплаты по ним процентов являются средства, мобилизуемые государством посредством налогов. Кредиторы государства получают гарантированный доход в виде процентов, т. е. через займы происходит дополнительное перераспределение национального дохода.
Государственные займы выпускаются как центральным правительством, так и местными органами управления. В общей сумме долга преобладают займы центральных правительств, но с 1960-х годов более высокими темпами растут займы местных органов власти. По займам центрального правительства в отдельных странах устанавливается предел задолженности (лимит
государственного долга). В современных условиях государственная задолженность достигла таких масштабов, что некоторые государства оказываются не в состоянии погашать обязательства в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, т.е. одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент.
Государственные облигации, некоторые типы векселей и банкнот, казначейские обязательства выражают имущественные отношения (чаще всего — отношения займа) между их владельцами и эмитентами и дают право на получение дохода за пользование средствами.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться в силу разного рода причин центральным правительством и органами власти, пользующимися государственной поддержкой. Они представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и пр., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями под контролем государства и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечении определенного срока получить назад сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.
Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:
· финансирование текущего бюджетного дефицита;
· погашение ранее выпущенных размещенных займов;
· обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;
· обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;
· финансирование целевых программ местными органами власти;
· финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя причину кассовой несбалансированности бюджета. Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых местными органами власти, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству.
Государственные ценные бумаги делятся на две большие группы — рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных долговых обязательств являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться после первичного размещения другим субъектам. Это казначейские векселя, различные среднесрочные инструменты и долгосрочные государственные долговые обязательства (облигации). Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного их держателя к другому. Они предназначены для размещения среди специализированных финансовых институтов, а также среди населения.
Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные проценты и выданные государственные гарантии.
Погашение государственного долга производится за счет ординарных доходов государственного бюджета — налогов. Государственный долг погашается через казначейства и банки путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведением тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, то есть ежегодных платежей, включающих проценты и соответствующую часть капитальной суммы долга, в редких случаях — из погасительных фондов. В целях обслуживания государственного долга налоговый пресс не ослабевает, и государственный долг начинает выступать одним из средств, усиливающих перераспределение национального дохода.
Помимо государственных займов, в состав внутреннего государственного долга включаются государственные гарантии. Правительство может гарантировать облигационные займы местных органов власти и управления, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для капиталовложений, облигационные займы частных корпораций, специализированных кредитных учреждений, финансирующих строительство муниципального жилья и социальной инфраструктуры. Гарантирование займов осуществляется в целях привлечения инвесторов к вложениям в гарантированные ценные бумаги за счет повышения их надежности. Суммы выданных гарантий включаются во внутренний государственный долг, вместе с тем они представляют государственную задолженность лишь потенциально, а не фактически (в случае, если заемщик не в состоянии погасить свои обязательства).
Источник
Государственный кредит — самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.
По мнению Ю. С Крупнова, государственный кредит — «… одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заёмщика; аккумуляция свободных денежных средств населения и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заём ресурсов); возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях» [13, с. 42].
При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В международных экономических отношениях государство выступает в роли, как заемщика, так и кредитора. В системе государственно-кредитных отношений есть понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.
По мнению Н. Е. Зайца, «…государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости ВВП. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд» [27, c. 275].
Государственный кредит бывает нескольких видов, что обусловлено рядом факторов:
· кем являются кредитополучатель и кредитор;
· причинами, по которым государство мобилизует средства;
· местом получения кредита;
· формой оформления кредита;
· методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
· сроками погашения государством своих обязательств;
· степенью риска кредитора и кредитополучателя.
Классификация государственного кредита представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 — Классификация государственного кредита
Государственный кредит как финансовая категория выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
Регулирующая функция государственного кредита выражается, прежде всего, в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства. По мнению Н. Е. Зайца, «…контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль над правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы». [27, c. 278].
Как особая сфера экономических отношений государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от банковского кредита. Данные отличия представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2 — Отличительные черты государственного и банковского кредита
Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией.
Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством.
Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.
Таким образом, по мнению Г.И. Кравцовой, «… государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности и возвратности. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом» [9, с. 205].
В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат Закон «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 16 июля 2008 г. № 412—3, Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» , закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Закон «О бюджете на 2010 год» от 29 декабря 2009 г. № 73-З, Положение о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов и другие нормативные документы.
Данными документами строго регламентируется предельный объем государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований на очередной финансовый год в Республике Беларусь
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Отношение внешнего государственного долга к ВВП —16,5% (пороговое значение по национальному стандарту — 20%, по международному —50%); отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг — 1,3% (пороговое значение по национальному стандарту —10%, по международному —25%); отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг —31,8% (при лимите — 220%) [5].
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США [5].
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, Указ от 18 апреля 2006 года №252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
В соответствии со статьёй 25 п.3 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2010 г.» — обслуживание внешних государственных займов, погашаемых за счет бюджетных средств, производится банками, уполномоченными Советом Министров Республики Беларусь обслуживать внешние государственные займы, с выплатой вознаграждения в размере не более 0,02 процента от суммы каждого платежа за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обслуживание внешнего государственного долга Республики Беларусь.
В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2010г.», регистрация займов осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь в целях систематизации учета предоставленных Республике Беларусь займов. Регистрации подлежат займы, по которым возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, гаранта или эмитента государственной ценной бумаги [18].
Что касается гарантийных обязательств, предоставляемых Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками юридическим лицам в 2010 году, не должен превышать сумму погашения в 2010 году кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь.
На исполнение гарантий, предоставленных Правительством Республики Беларусь по кредитам, выданным банками юридическим лицам, Министерством финансов Республики Беларусь в установленном порядке направляются средства, предусмотренные в республиканском бюджете на обслуживание внутреннего государственного долга Республики Беларусь, в том числе в государственном целевом бюджетном республиканском фонде поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также в соответствии с законодательством средства инновационных фондов.
Платежи, произведенные из республиканского и местных бюджетов в соответствии с предоставленными гарантиями соответственно Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, взыскиваются в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 359 «О некоторых вопросах предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 160, 1/9845). Платежи в иностранной валюте взыскиваются со взиманием процентов с уплаченной Министерством финансов Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами суммы в размере средней сложившейся в банках ставки по срочным вкладам в иностранной валюте, но не менее 8 процентов годовых.
За предоставление гарантии Правительства Республики Беларусь по банковским кредитам взимается плата в размере, установленном Правительством Республики Беларусь, но не более 1,5 процента от суммы кредита.
Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет платежи в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь в случае неисполнения заемщиком-резидентом обязательств по внешним государственным займам за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обслуживание внешнего государственного долга Республики Беларусь.
Гарантийные платежи, произведенные Министерством финансов Республики Беларусь из республиканского бюджета по внешним государственным займам, возмещаются заемщиками-резидентами в республиканский бюджет с уплатой 8 процентов годовых от суммы платежа.
Министерство финансов Республики Беларусь вправе уменьшить размер финансирования заемщиков-резидентов, если они финансируются из республиканского бюджета, на сумму произведенных или подлежащих осуществлению платежей из республиканского бюджета и начисленных процентов в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь и договорами о переуступке, порядке использования и погашения кредитов.
Плата за гарантию Правительства Республики Беларусь по внешним государственным займам уплачивается в размере, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, но не более 1,5 процента от суммы займа, если иное не установлено законодательными актами.
По решению Министерства финансов Республики Беларусь — на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областных бюджетов и бюджета г. Минска, с установлением нулевой процентной ставки за пользование ими;
Совета Министров Республики Беларусь — на реализацию инвестиционных проектов и программ с взиманием процентов в размере не менее 0,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, установленной на день начисления процентов за пользование кредитом [18].
Источник