Конверсия
займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности
может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода,
выплачиваемого заемщиком — государством (муниципальным образованием) своим
кредиторам.
Изменение
сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок
погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная
ставка повышена с 5 до 10%.
С принятия
второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., получило законодательное закрепление правило о недопущении изменений условий выпущенного в
обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ).
Таким образом,
впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию
займов государством или муниципальным образованием в одностороннем порядке.
Если же
все-таки возникает необходимость изменить срок государственного
(муниципального) займа, то теперь государство (муниципальное образование)
правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как
одного из существенных условий договора займа) только по согласованию с
кредиторами, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися
правообладателями государственных (муниципальных) облигаций. В этом случае
принято руководствоваться правилами ст. 414 и 818 ГК РФ о новации, т.е.
прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального
обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же
лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Примером такой
ситуации является финансово-экономический кризис в России, разразившийся 17
августа 1998 г. и связанный с ним процесс по изменению сроков погашения государственных
долговых обязательств, когда впервые на практике были реализованы положения
Гражданского кодекса РФ о новации долга по государственным краткосрочным
бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и
переменным купонным доходом путем заменыпо согласованию с их
владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств *.
________________________
* См.: расп.
Правительства РФ «О новации по государственным ценным бумагам» от 12 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6329; от 3 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1396; Положение
о порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным
облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со
сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления
Правительства РФ и Центрального банка РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой
денежных средств, утв. Минфином РФ и Центральным банком РФ 21 декабря 1998 г. с изм. от 23 марта 1999 г. // БНА. 1999. № 1. Ст. 81; Российская газета. 1999. 22 апр.
Новация, в
данном случае предполагает замену одного обязательства (например, погашение
ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а следовательно,
и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству).
Правила о
новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными
образованиями (п. 5 ст. 817 ГК РФ).
Другим
мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия
государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее
выпущенных займов на один новый.
К содержанию
книги: Финансовое право
Смотрите также:
ФИНАНСЫ. Финансовое
право Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено в соответствии с
программой учебного курса «Финансовое право» для юридических вузов и
содержит изложение всех тем данного курса …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-3/
ПРАКТИКУМ.
Финансовое право
В практикуме в систематизированном виде приводятся
задачи и задания по курсу «Финансовое право» для юридических вузов.
Большая часть материалов заимствована …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-4/
ФИНАНСЫ. Финансовое
право
«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО». Учебное пособие для
вузов. Под редакцией доктора юридических наук, профессора M.M. Рассолова.
Допущено Министерством образования …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-2/
ФИНАНСЫ. Финансовое
право
«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО». Учебник. Юнити. N.D.
ERIASHVILI. «FINANCIAL LAW».
UNITY. Law & Legislation. Moscow,
2000. Рекомендовано Министерством образования …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo/
Международное
финансовое право. Литература
Глава 7 Международное финансовое право.
Литература: Александровский Е. Правовой механизм реализации проектов
Всемирного банка в России. — Хозяйство и право, …
www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-4/164.htm
Финансово-правовые
нормы являются первыми исходными элементами, из …
Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права
участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в
зависимости от действий самого …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-3/5.htm
Финансовое
право. Предмет финансового права. Система российского …
Финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права. Так,
отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo/3.htm
Финансы и
кредит
зав. кафедрой финансов, налогов, аудита Волгоградского
колледжа … Глава 2. Финансы, финансовая политика и финансовая
система …
www.bibliotekar.ru/biznes-19/
ФИНАНСЫ,
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Финансы зародились
с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их
развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются …
www.bibliotekar.ru/biznes-19/3.htm
Финансовый
менеджмент. Финансы и кредит. Управление финансами
Целью финансового менеджмента являются
выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей
деятельности фирмы в целом или её …
www.bibliotekar.ru/finance-3/7.htm
Финансы
и кредит. Управление финансами
В соответствии с классификацией финансовых отношений
по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций(предприятий,
учреждений), …
www.bibliotekar.ru/finance-3/1.htm
Международные финансы.
Международные финансы и пределы их …
В современном экономическом мире ни одна компания,
ни один инвестор не может себе позволить игнорировать основные концепции
международных финансов. …
www.bibliotekar.ru/biznes-18/1.htm
Сущность финансов
и их функции. Финансовый менеджмент
Действи-тельно, финансы всегда выступают в
денежной оболочке. Нет денег — нет финансов. Финан-сы — категория
экономическая и прежде всего связана с …
www.bibliotekar.ru/finance-2/51.htm
Государственные
финансы. Как государство проникает в экономику или …
Давайте разберем государственные финансы на
примере США. Рассмотрим их составные части — федеральные финансы и финансы
штатов и местных органов власти для …
www.bibliotekar.ru/biznes-38/26.htm
Международные финансы
Международные финансы.
Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ». Дж. Мэнвилл Хэррис …
Международные финансы и пределы их рассмотрения в данной книге …
www.bibliotekar.ru/biznes-18/
Финансы и
кредит. Управление финансами
Государственные финансы – это отношения по
поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта
(СОП) и части национального богатства …
bibliotekar.ru/finance-3/2.htm
Последние
добавления:
Основы общей экологии Общая теория права и
государства
Источник
Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком — государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.
Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.
С принятия второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., получило законодательное закрепление правило о недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ).
Таким образом, впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию займов государством или муниципальным образованием в одностороннем порядке.
Если же все-таки возникает необходимость изменить срок государственного (муниципального) займа, то теперь государство (муниципальное образование) правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как одного из существенных условий договора займа) только по согласованию с кредиторами, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облигаций. В этом случае принято руководствоваться правилами ст. 414 и 818 ГК РФ о новации, т.е. прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Примером такой ситуации является финансово-экономический кризис в России, разразившийся 17 августа 1998 г. и связанный с ним процесс по изменению сроков погашения государственных долговых обязательств, когда впервые на практике были реализованы положения Гражданского кодекса РФ о новации долга по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств *.
Новация, в данном случае предполагает замену одного обязательства (например, погашение ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а следовательно, и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству).
Правила о новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (п. 5 ст. 817 ГК РФ).
Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.
1) находящиеся в РФ филиалы иностранных юридических лиц
2) дипломатические представительства РФ в других странах
3) находящиеся в РФ иностранные дипломатические представительства
4) физические лица, постоянно проживающие за пределами РФ
Долговые обязательства в иностранной валюте относятся к
1) иностранной валюте
2) валютным ценностям
3) валютным операциям
4) валюте Российской Федерации
Использование какого метода налогообложения предусматривает
1) равенство ставок налога, независимо от налогооблагаемой базы
2) равное налогообложение
3) прогрессивное налогообложение
4) пропорциональное налогообложение
26. Как перераспределяются регулирующие доходы ?
1) закрепляются на длительный срок и не перераспределяются
2) перераспределяются ежегодно
3) перераспределяются ежеквартально
Какими актами устанавливаются местные налоги?
1) актами органов местного самоуправления
2) федеральными законами
3) законами субъектов РФ
4) всеми перечисленными
Какие из налогов относятся к целевым?
1) Налог на операции с ценными бумагами
3) Налоги на наследование и дарение
4) Дорожный налог
29. Какой орган ведет реестр внутреннего и внешнего долга России?
1) Министерство финансов
2) Центральный Банк РФ
3) Правительство РФ
4) Государственная дума
Основные условия предоставления кредита — это
1) безвозмездность и возвратность
2) обязательность и законность
3) целевой характер использования
4) возмездность и возвратность
5) добровольность и срочность
В чем особенности отношений по государственному кредиту?
1) Отношения строятся на приоритетных началах
2) Отношения строятся на равенстве сторон
3) Стороны не равны в правоотношении
Погашение государственной задолженности путем выпуска новых займов, — этот метод называется
Изменение срока действия (погашения) выпущенных займов — этот метод называется
Объединение(замена)нескольких ранее выпущенных займов в один новый, — этот метод называется
Изменение доходности займа, — этот метод называется
Кокой максимальный срок установлен для погашения муниципального долга?
4) срок определяется договором
Понятие государственного долга и управление им
Функционирование государственно кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от сферы применения государственного кредита различают:
— внешний государственный долг.
Государственный долг делится на:
Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.
Текущий – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Государственным долгом необходимо управлять. Управление государственным долгом представляет собой определенные обстоятельства, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
Управление государственным долгом осуществляет Правительство или по его поручению Минфин. Важнейшей их функцией и задачей в этом процессе является:
— ограничение темпов увеличения государственного долга;
— своевременное его погашение;
— реальные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.
В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Оно осуществляется путем погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
В управлении гос. долгом могут использоваться и такие меры как, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займа.
Конверсия – это изменение доходности займа. В целях снижения расходов по управлению гос. долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам, однако не исключено и повышение доходности.
Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация гос. займов обычно производится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без неё. Унификация займов – есть объединение несколько займов в один, кода облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Обмен облигация по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.
Отсрочка погашения займа используется в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.о. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату % по старым. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации владельцам облигаций предполагается выплата доходов по ним.
Под аннулированием гос. долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник
Григорий Светушкин
Соучредитель компании «Финтегра»
Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на рынке МФО – в настоящее время наблюдается активный этап для сделок по продаже/покупке микрокредитных компаний, или сегодня время затишья, когда большинство участников и инвесторов находятся в ожидании дальнейшего развития событий?
Я считаю, что определенный спад для рынка МФО наблюдался в начале года, когда законодательно была введена максимальная процентная ставка по займам в 1,5%, а потом с 1 июля – в 1%. Однако еще больший спад наблюдался в апреле текущего года, когда на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект об уставном капитале для микрокредитных компаний в размере 5 млн рублей.
Это известие притормозило новичков на рынке, в результате они находились в стадии ожидания прохождения трех чтений законопроекта в Госдуме и подписания президентом.
Сейчас, после того как стало понятно, что законопроект вступил силу и в целом ограничения были ослаблены до 1 млн уставного капитала с 1 июля 2020 года, самое важное изменение в законе, по моему мнению, это то, что теперь микрокредитные компании смогут проводить удаленную идентификацию и выдавать займы онлайн (что ранее было доступно только для крупных микрофинансовых компаний, уставный капитал которых должен быть более 70 млн рублей), сделки стали выходить на уровень конца 2018 года.
Мне кажется, что в целом рынок понял, что можно работать, нововведения в плане законодательства не настолько критичные, он все равно привлекателен для бизнеса, а доходность по займам в размере 365% в год – это не просто ощутимые, а еще и очень внушительные проценты.
Изменения в законодательстве принесли и свою положительную роль для заемщиков – они стали четко понимать, что заем, который они получают, ограничен по процентной ставке и по сумме займа. Сейчас происходит активное обеление рынка, а влияние законопроекта происходит не только на владельцев МФО, но и на заемщиков, они понимают, что, взяв заем, им не придется платить бешеные проценты или отдавать свою квартиру в случае просрочки долга, и это увеличивает спрос на продукты МФО, который и так был очень высокий.
Как вы оцениваете текущие регуляторные риски? Возможны ли, по-вашему, какие-либо дополнительные ограничения или законодательные нововведения, способные повлиять на настроение участников и инвесторов?
Определенные риски есть в любом виде бизнеса. Но последний пакет изменений в законодательстве был по-настоящему обширен. Он охватил как сами процентные ставки, так и требования к уставному капиталу, а также к учредителям и исполнительному органу МФО. На данный момент после указанных новаций не следует ожидать новых масштабных законодательных изменений, однако я не исключаю в будущем введение уголовной ответственности за осуществление деятельности по выдаче займов компаниями, не состоящими в реестре ЦБ. Соответственно, это решение придаст рынку определенный импульс, когда «черные кредиторы» должны будут стать белыми, потому что давно уже обещаемые регуляторами уголовные преследования – это тот инструмент, который, как мне кажется, должен сделать рынок со временем более сильным.
Как влияет на потенциальных покупателей МФО риторика высших государственных деятелей по вопросу закредитованности населения и способов ее снижения?
Закредитованность населения говорит в первую очередь о значительном спросе на эту услугу, в том числе и в микрофинансовых организациях. Но наибольший объем закредитованности формируют банки. Я думаю, что прежде всего регулятор будет работать с банковской сферой, и только потом будет решать вопрос с закредитованностью населения через микрофинансовые организации. Объемы кредитных средств, выдаваемых банками, в сотни раз больше объема средств, которые даются на рынке микрофинансирования. Соответственно, нужно наибольшее внимание уделять банковской сфере, следить за тем, какие регуляторные действия будут осуществляться там, и только потом смотреть за рынком МФО.
Лично я думаю, что рынок МФО сейчас не настолько огромен, чтобы риторика по вопросу закредитованности могла как-то на него повлиять в негативном плане здесь и сейчас. Еще хочу добавить, что риторика властей на покупателей наших компаний не влияет, поскольку они смотрят на цифры – такие, как объем рынка, количество выданных кредитов на одного заемщика, спрос на рынке, спрос в интернете, а риторика – это один из последних факторов, на которые они обращают внимание.
Есть ли, по-вашему, у небольших региональных микрокредитных компаний сейчас шанс найти инвестора или покупателя на свои активы?
Общая ситуация на рынке диктует ситуацию на рынке микрокредитования, ведь на самом деле денег у инвесторов больше, чем у деятельных предпринимателей, которые правильно и грамотно могут освоить эту нишу.
Если у предпринимателя есть действующая активная компания, которая уже в текущий момент приносит прибыль, и модель работы понятна, и ее можно масштабировать, найти инвестора можно всегда. Это правило действует в любом виде бизнеса. Еще раз повторюсь, что деятельных предпринимателей с масштабируемой моделью бизнеса, которая при этом работает и приносит прибыль, гораздо меньше, чем денег у инвесторов.
Инвесторы в большей степени заинтересованы в поиске таких людей, чтобы грамотно пристроить свои активы. Но если модель бизнеса не работает, найти инвестора достаточно сложно.
Практикуется ли на рынке покупка/продажа активов не целой компании, а выбор наиболее эффективных и рентабельных подразделений? Актуальны ли сделки по единичным подразделениям? Насколько целесообразно делать «солянку» из эффективных подразделений разных компаний, сходных по бизнес-процессам, с тем, чтобы максимально привлечь интерес потенциального инвестора?
На практике покупки-продажи отдельных подразделений МФО у нас не происходило. Но мы точно знаем, что на рынке есть предприниматели и инвесторы, которые скупают действующие микрокредитные компании и их базы – как малые, так и крупные. Они, собственно, открыто рекламируются в интернете, достаточно ввести запрос в поиске, чтобы увидеть, что запросы по покупке микрокредитных финансовых организаций с базой активны. Это мы совершенно точно знаем. Но именно с покупкой или продажей эффективных отдельных подразделений мы не сталкивались.
Какими способами вам удается эффективно привлекать покупателей на активы в условиях текущей неопределенности? Можно ли привести успешные примеры ранее совершенных сделок? Почему потенциальный покупатель должен доверять вам, как профессионалам?
С учетом данных реестра ЦБ и по количеству зарегистрированных нами компаний можем с уверенностью сказать, что мы – лидеры рынка с долей в 20%. При этом 60% выручки нам формируют повторные клиенты и клиенты, которые приходят по рекомендациям. К нам приходят не столько за продуктом, сколько за качественной экспертной консультацией по правильному ведению бизнеса, так как у нас опытный юридический отдел с большим опытом работы с 2009 года.
И конечно, у нас есть примеры успешных ранее заключенных сделок, с нами сотрудничают более 600 компаний.
Согласны ли вы с утверждением Даута Хайруллина (СРО «Единство»), что с нуля в бизнес МФО сейчас могут прийти либо глупцы, либо игроки, уже существующие на рынке, но по тем или иным причинам регистрирующие новую МФО.
Стоит повторить ранее озвученный ответ, что одно время было затишье, обусловленное сначала изменениями процентной ставки до 1%. Позднее наступил период неопределенности, мы все ждали, что будет с законом об уставном капитале, с 5 млн уставного капитала компаний. Прошло время после выхода закона, и стала видна активизация на рынке. Соответственно, и сам господин Хайруллин говорит о том, что определенный процент новых участников имеется. И да, конечно же, 365 процентов годовых – это рентабельный процент для бизнеса. В целом мы смотрим на работу МФО в будущем очень позитивно.
Также очень важным пунктом этой цитаты стоит считать то, что те компании, что уже есть рынке, расширяются и создают новые МФО. Делают это они не из прихоти, а потому, что наблюдается рост рынка. Предприниматели знают об этом факте, а потому расширяют свое присутствие, создавая новые МФО. Новички, придя на рынок, тоже могут добиться очень многого, но на это нужно время.
Zaim.com
Источник