Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Цели и задачи государственного кредита[править | править код]
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
- поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
- регулирование макро- и микроэкономических процессов;
- воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный кредит и государственный долг[править | править код]
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются её долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну.
Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:
- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
- Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
- Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
- Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
- Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.
Управление государственным кредитом[править | править код]
Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:
- Обслуживание и погашение государственного долга;
- Выпуск и размещение новых облигационных займов:
- Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
- Регулирование рынка государственного кредита;
- Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.
Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.
Литература[править | править код]
- Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
См. также[править | править код]
- Государственные финансы
- Заём
Источник
Привлечение денежных средств со стороны, порой, является единственным выходов из сложившейся затруднительной финансовой ситуации. Но, можно попросить помощи и у государства.
Какие виды займов от государства существуют в 2020 году?
Что это такое
Государственный заём — это важнейший инструмент финансового регулирования, который позволяет избежать дефицита бюджета страны.
В узком смысле, это разновидность государственного кредита, который может быть выдан в денежной форме, или в виде ценных бумаг. В первом случае, кредиторами выступают другие страны, а во втором — учреждения внутри страны.
Государственному займу свойственны следующие характеристики:
Как и другие виды займов, государственный оформляется для удовлетворения нужд страны. Его нужно вернуть в оговоренный срок вместе с процентами. Как и любое другое заимствование, этот вид имеет свои положительные и отрицательные стороны.
К плюсам можно отнести:
- Инфляция в стране имеет тенденцию на снижение.
- Такой займ довольно легко получить.
- Количество денежной массы, хранящейся у населения в виде вкладов и депозитов, регулируется государством.
Отрицательные стороны заключаются в следующем:
Существующая классификация
Как и любой другой вид кредитования, государственные займы могут быть поделены по определённым признакам.
В зависимости от субъекта таких отношений:
- размещаются федеральными органами власти;
- размещаются муниципальными органами власти.
По месту эмиссии:
По сроку возврата:
По обеспеченности:
По способу обеспечения:
- Добровольные.
- Принудительные.
- По подписке среди граждан или организаций.
Видео: государственный займ
Правовое регулирование
Правовое регулирование внутренних государственных займов производится Федеральным законом «О государственных внешних заимствованиях РФ» от 26. 12. 1994 года № 76-ФЗ.
Также не стоит забывать и о:
- главе 7 ГК РФ;
- Федеральном законе от 22. 04. 1996 года № 39-ФЗ;
- Федеральном законе от 29. 07. 1996 года № 136-ФЗ.
Государственные займы и ценные бумаги
Как правило, госзаймы выдаются в виде кредитных продуктов от различных кредитных учреждений мирового уровня. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий и поручительств самой страны.
То есть, государство выпускает некоторый объём своих ценных бумаг, затем размещает их на площадках, на которых присутствуют международные банки или другие финансовые учреждения, способные эти ценные бумаги купить, предоставив, тем самым, займ.
Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы уравновесить и уравнять поступление налогов в бюджет страны. Между доходами, которые поступают в бюджет страны, и расходами, может возникнуть незапланированный дисбаланс.
Важно уравнять его в течении финансового года. А сделать это можно только выпустив определённое количество государственных ценных бумаг.
Но, выпуск госбумаг осуществляется не только для этих целей. Они необходимы для того, чтобы провести целевое финансирование приоритетных государственных программ и проектов, которым необходимы государственные вливания.
Ценные бумаги государственного назначения имеют несколько ощутимых плюсов, по сравнению с другими. Это:
- Они более надёжны, так как обеспечены государством.
- Риск потери заёмщиком своих основных средств минимизирован до предельного уровня.
- Их держатель может рассчитывать на получение льгот при налогообложении.
Если говорить о внутренних займах, то наиболее надёжной компенсацией нехватки бюджета страны является дополнительный выпуск денежной массы или получение займа в ЦБ РФ.
Облигации и векселя
Это наиболее распространённый вид ценных бумаг, применяемый при государственном заимствовании. В некоторых странах, эти бумаги называются несколько по-другому, но суть от этого не меняется.
Облигация — это такая ценная бумага, которая накладывает на государство обязательство по выплате долга в определённый и оговоренный ранее срок. Также, при её выпуске, определяется и порядок погашения долга, и способ.
Облигации делятся на:
Облигации имеют:
Погасить такое обязательство можно:
- в денежной форме;
- в имущественной форме.
Понятие векселя раскрывается следующим образом — это разновидность ценной бумаги, которая компенсирует дефицит бюджета. Погашать вексель нужно с учётом процентов по займу.
Отличие облигации от векселя в том, что последний выпускается на достаточно короткий период — на срок до полугода. Облигации — это ценные бумаги с более длительным сроком заимствования.
По праву выпуска (эмиссии)
Выпускать государственные ценные бумаги имеет право только ЦБ РФ. Он является их эмитентом. Выпуск ценных бумаг производится строго ограниченными партиями, каждой из которых присваивается свой регистрационный номер по порядку.
Облигации внутреннего государственного займа, которые были выпущены в одной партии, имеют одинаковые родовые признаки:
- Номер.
- Дата закрытия обязательства.
- Одинаковый объём прав и обязательств.
Стать владельцами государственных облигаций могут и граждане. И предприятия, если иное ограничение не было наложено при их выпуске.
Рыночные и нерыночные
Ценные бумаги можно разделить по признаку ограничений в их обороте:
В развитых странах, в которых наблюдается дефицит бюджета, доля рыночных ценных бумаг может достигать 70%, а остальное — нерыночные бумаги. Как правило, они используются в НПФ, в страховых компаниях и у частных инвесторов.
С обеспечением залога и беззалоговые
Государственный, как и любой другой займ, может быть обеспечен чем-либо или же нет. Как правило, обеспечивают его имуществом. Такой займ называют залоговым, а ценные бумаги, которые выпускаются под займ — закладные.
Закладные или залоговые ценные бумаги, как правило, выпускаются муниципальными органами власти. Закладом или залогом по ним выступает некое муниципальное имущество.
Позволить себе выпуск и выдачу беззалоговых ценных бумаг могут только те страны, которые обладают авторитетом на международном рынке. Заключение с ними договора априори не допускает просрочек по платежам.
Оформление договора
Договор государственного займа заключается в соответствии со ст. 817 ГК РФ. Здесь сказано, что:
Как и любая другая сделка, государственный займ — это изъявление доброй воли сторон относительно обязательств. Суть данного вида договора состоит в следующем — заёмщик (это может быть как страна в целом, РФ, так и её субъект или иное муниципальное образование) приобретает у займодателя (чаще, это государственные структуры, частные лица редко выступают в роли займодателем по таким видам займа) пакет государственных ценных бумаг.
Эти бумаги удостоверяют право займодателя требовать от заёмщика погашения долга. Погашение, как правило, происходит с процентами.
Формы осуществления доходных выплат
Доходные выплаты по госзаймам бывают следующих категорий:
Удивительно, но выигрышные ценные бумаги не являются ходовыми для инвесторов. Они предпочитают использовать процентные, так как доход по ним стабилен, а не зависит от случая, как с выигрышными.
Последние оба вида облигаций и ценных бумаг являются ходовыми, так как покупаются они с большим дисконтом, а продаются по номинальной стоимости. Определённая сумма дохода их держателю перепадает.
Управление государственным долгом
Государственный займ не регулируется точно так же, как и обычный. Как уже упоминалось выше, получить и предоставить госзайм можно различными способами, которые удобны обеим сторонам процесса.
Это разнообразие даёт возможность странам-участникам, которые заинтересованы привлекать заёмные средства извне, разрабатывать и предоставлять наиболее благоприятные условия для сторонних инвесторов.
Как и любой другой займ, государственный нужно постоянно контролировать, особенно, в части погашения долга.
Чтобы привлечь как можно больше средств, необходимо:
- установить минимальную стоимость займа;
- обеспечить надёжность и стабильность государственных ценных бумаг.
Эта «миссия» возложена на ЦБ РФ. Именно Центральный банк осуществляет управление внешним и внутренним долгом страны. Чтобы своевременно погашать наши долги, и взимать плату по предоставленным кредитам, ЦБ РФ разработал ряд эффективных мероприятий.
К таковым можно отнести:
Чтобы управлять внешним долгом страны, необходимо:
Не стоит забывать, что целью предоставления госзайма является, также, и поддержка государственных программ и проектов, в том числе и социально значимых. Поэтому от грамотного управления госдолгом зависит и социальная, и финансовая политика государства.
Но, на сегодняшний день, таким способом пользуются только те страны, которые имеют нестабильную экономику. Россия к таковым не относится, мы выступает только в роли займодателя, не смотря на пошатнувшуюся, в последнее время, экономику.
Как уже упоминалось, от грамотного и эффективного управления государственным займом и долгом зависит не только дефицит или профицит бюджета, но и социальная политика государства в целом.
Но, прежде чем оформить госзайм, проводится кропотливая и тщательная работа по выявлению гарантий обеспечения и возврата заёмных средств.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.
- Особенности кредитования
- Какие функции выполняет государственный кредит?
- Основные виды
- Условия получения
- Принципы функционирования государственного кредита
- Плюсы и минусы
Особенности кредитования
Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:
- Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
- Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
- Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
- Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
- Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.
Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.
Какие функции выполняет государственный кредит?
Основные функции:
- Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
- Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
- Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.
Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.
Основные виды
Ключевые формы кредитования:
- Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
- Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.
По географическому признаку выделяются:
- внешние кредиты (займы у иностранных государств);
- внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).
Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.
Условия получения
Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:
- Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
- Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
- Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
- Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.
В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.
Принципы функционирования государственного кредита
В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:
- добровольность;
- возмездность (необходимость возврата с процентами);
- целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
- обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
- срочность (период погашения);
- возвратность (обязательство вернуть заемные средства).
Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.
Плюсы и минусы
Преимущества государственного кредита:
- возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
- пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
- укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
- возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.
Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:
- рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
- если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.
Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.
Источник