Правительственные кредиты сопровождают выпуском казначейских обязательств, но государственные займы, следует учесть, бывают облигационные, безоблигационные. Чем служит описанный инструмент финансовой политики РФ? Влияет ли кризис на размер и процент госзайма?
- Чем отличается государственный займ от потребительского кредита?
- Высока ли цена облигации государственного займа?
- Как осуществляются погашения государственных займов?
- Какие формы государственных займов могут вас заинтересовать?
Чем отличается государственный займ от потребительского кредита?
Существует ряд отличий госзайма от привычного кредита:
- В первом случае ответчик – государство, и тяжесть кредита ложится на все население путем ужесточения налоговой политики.
- Во втором, займополучатель – частное лицо, приобретающее сразу товар, а не наличность. Такое потребительское кредитование отличает целевое использование выданных средств.
В период кризиса государственный займ растет в связи с милитаризацией экономики, покрытием валютных провалов на экспортных сделках, шаткостью национальной валюты. Однако именно отсутствие внешних кредитов в период спада экономики может усилить ее монетарную политику.
Грамотное построение правительственного имиджа может помочь получить кредит на внутреннем рынке от населения. В подобном случае займ выторговывается на фондовой бирже.
Высока ли цена облигации государственного займа?
Облигации государственного займа – выгодные ценные бумаги для небольших инвесторов. Заметьте, именно облигация становится гарантом выплаты госкредита. Держатели, в свою очередь, получают причитающееся вознаграждение. Так все деньги остаются внутри государства, выигрывает правительство и население.
Формы облигаций:
- Краткосрочные.
- Среднесрочные.
- Долгосрочные.
Хотя описанные ценные бумаги отличаются высоким уровнем безопасности, особой привлекательностью в виде существенного вознаграждения при дефолте вы можете не получить моментальной выплаты, ведь государство объявляет себя банкротом.
Выплата наступит, но намного позже расчетного периода. За этот промежуток времени средства могут потерять актуальность и стоимостную значимость. Однако государство – единственный займополучатель, заинтересованный в своей реальной платежеспособности.
Как осуществляются погашения государственных займов?
Погашения государственных займов осуществляет Банк России и его филиалы. Оплата кредитных обязательств осуществляется порой раз в квартал. В период финансовых потрясений государство вынуждено использовать определенные методы регулирования собственных займов.
Способы управления госкредитом:
- Рефинансирование.
- Консолидация.
- Конверсия.
- Унификация.
- Обмен облигаций.
Чтобы максимально сохранить прибыль, можно выгодно продать облигации на пике их стоимостного роста. Для мониторинга ситуации отслеживайте заявления основных лиц МинФина и ЦБ.
Какие формы государственных займов могут вас заинтересовать?
Формы государственных займов:
- межбанковские займы;
- казначейские ссуды;
- вклады населения;
- займ общегосударственного ссудного фонда;
- гарантированные займы.
При скупке конверсионных облигаций, учтите, выплаты по ним производятся раз в год.
Источники погашения госкредита:
- доходы от инвестиционной деятельности;
- налоги;
- экономия за счет снижения расходов, связанных с обслуживанием госаппарата;
- эмиссия;
- рефинансирование долга.
Эффективность использования заемных средств отображается на бюджете страны.
Рассчитать указанный показатель можно по формуле:
Эффективность = ((Поступления – Расходы) / Расходы) х 100%.
При стабильном режиме, высоком уровне доверия населения подобные меры позволяют держать экономику страны на конкурентоспособном уровне.
Источник
Государственный займ — это ключевая форма государственного кредита. Она осуществляются посредством выпуска гос. долговых обязательств (по-другому их называют казначейскими), гарантированных правительством. В нашей статье речь пойдет о видах государственного займа и иных, не менее важных аспектах вопроса.
Классификация по методу обращения
Стоит отметить, что правом на привлечение заемных денежных средств от имени Правительства РФ обладает исключительно Министерство финансов. Понятие государственного займа предполагает наличие достаточно обширной классификации. Так, в соответствии с таким критерием, как способ обращения, они подразделяются на рыночные и нерыночные.
Вам будет интересно:Производительность труда: измеряется отношением реального объема продукта и эффективности труда человека
Рыночные государственные займы — это те, которые оформлены в виде определенных ценных бумаг. Последние отличает свободное обращение после первичного размещения на соответствующем рынке. Под нерыночными займами необходимо понимать займы, которые оформлены в фондовые инструменты, приобретаемые инвестором у Правительства. Стоит отметить, что они могут быть реализованы исключительно Правительству.
По периоду заимствования
Государственный займ — это категория, которая классифицируется также по сроку заимствования. Так, займы могут быть краткосрочными (в данном случае период погашения не должен превышать 1 года), среднесрочными (срок погашения варьируется от 1 до 5 лет) и долгосрочными (период погашения может превышать 5 лет). Согласно бюджетному законодательству РФ, долговые обязательства бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (более 1 года).
По месту размещения и обеспеченности
В соответствии с таким критерием, как место размещения, займы в государственной экономике могут подразделяться на внешние и внутренние. Первая категория представляет собой государственные обязательства перед нерезидентами. Речь идет о зарубежных кредиторах. Внутренние займы — не что иное, как займы перед резидентами страны.
В зависимости от критерия обеспеченности долговых обязательств гос. займы бывают закладными и беззакладными. Первые обеспечиваются конкретным залогом, к примеру, определенным имуществом. В свою очередь, беззакладные займы отличаются тем, что они не обеспечиваются ничем конкретным. В данном случае в роли обеспечения выступает все государственное имущество.
По форме выплаты
Вам будет интересно:Изменение доли стран в мировом ВВП
Государственный займ — это основная форма гос. кредита, у которой достаточно разветвленная классификация. Так, по методу выплаты дохода займы бывают следующих разновидностей:
- Процентные займы. В данном случае доход устанавливается как фиксированный процент от номинала.
- Дисконтные займы. Инвестор получает доходную часть за счет покупки долговых обязательств с дисконтом, а также последующим их погашением в соответствии с номинальной стоимостью по окончании фока, на который денежные средства предоставлялись заемщику (государству).
- Выигрышные займы. Доход по такой форме государственного внутреннего кредита осуществляется на базе тиражей выигрышей.
- Индексационные займы. В данном случае доход выплачивается через индексирование номинальной стоимости изначально приобретенных инвестором ЦБ.
Другие классификации
По обязанности со стороны заемщика полностью соблюдать сроки, связанные с погашением займа и определенные при его выпуске, принято выделять обязательства с правом погашения досрочно и без этого права.
В соответствии с признаком держателей ЦБ, различают займы, которые реализуются исключительно среди юридических лиц, среди физических лиц, а также универсальные, иными словами, размещаемые как среди юридических, так и среди физических лиц.
По эмитентам гос. займы классифицируются, к примеру, на обязательства, выпускаемые Правительством РФ и местными структурами управления.
По направлениям применения заемных денежных средств государственные займы могут быть классифицированы на целевые и нецелевые. Стоит заметить, что деньги, привлеченные в соответствии с целевыми займами, должны использоваться лишь в целях финансирования конкретных, заранее определенных программ, для осуществления которых и производится их размещение. Денежные средства, вырученные от размещения государственных займов нецелевого плана, бывают направленными на покрытие текущих расходов бюджета, рефинансирование актуальной задолженности или же на иные нужды. Их использование уместно в случае дефицита бюджета (это превышение расходной части государственного бюджета над доходной).
Правила государственных заимствований
Вам будет интересно:Минимальная зарплата в Крыму: новый размер МРОТ с 1 января 2019 года
На территории РФ право осуществлять гос. заимствования принадлежит РФ, Правительству РФ, а также резидентам страны под гарантии Правительства. От имени РФ государственные заимствования (например, выпуск облигаций государственного займа) реализует Правительство РФ.
Государственные заимствования производится в пределах границ внутреннего и внешнего государственного долга. Стоит отметить, что они установлены законом касательно республиканского бюджета на очередной финансовый год. Суммарный объем гос. заимствований ни при каких обстоятельствах не должен быть больше объема капитальных расходов государственного бюджета в соответствующий финансовый год.
Формы долговых обязательств
Долговые обязательства РФ могут быть реализованы в следующих формах:
- Кредитное соглашение, иными словами, договор государственного займа. Он заключается от имени РФ, выступающей заемщиком, с организациями кредитного плана, международными структурами, иностранными государствами и другими нерезидентами и резидентами страны. Сюда же целесообразно отнести соглашения (договора), заключенные от имени Федерации касательно реструктуризации и пролонгации долговых обязательств страны, оставшихся с прошлых лет.
- Государственные займы, которые осуществляются посредством выпуска ЦБ от имени Российской Федерации.
- Договоров о предоставлении соответствующих гарантий Правительства РФ.
- Государственные займы, реализуемые посредством выпуска ЦБ местными распорядительными и исполнительными органами.
- Договор касательно предоставления гарантий местных распорядительных и исполнительных. Это относится к областным, районным и городским исполнительным комитетам.
- Договор о получении бюджетного кредита.
Стоит заметить, что сегодня обязательства в форме договоров (кредитных соглашений) используются активнее всего по причине необходимости формирования соответствующих условий для того, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике и справиться с дефицитом бюджета (это превышение расходов над доходами). Именно поэтому целесообразно рассмотреть данную форму подробнее.
Договор займа. Заемщик и заимодавец
Как выяснилось, основной формой долговых обязательств является кредитное соглашение. Данная категория регулируется ст. 817 ГК РФ. По договору гос. займа, заемщик — это Российская Федерация или ее субъект, а займодавец — это физическое или юридическое лицо. Государственный займ — это в любом случае добровольное решение. Соответствующий договор заключается посредством покупки займодавцем выпущенных гос. облигаций или других гос. ценных бумаг, которые удостоверяют право займодавца получить от заемщика предоставленные ему взаймы денежные средства или, в зависимости от определенных заранее условий займа, другого имущества, конкретных процентов либо иных прав имущественной природы в сроки, которые предусмотрены условиями выпуска займа в обращение.
Необходимо отметить, что договор гос. займа может заключаться также в других формах, охарактеризованных в предыдущей главе и предусмотренных бюджетным законодательством страны (абзац введен ФЗ от 26.07.2017 N 212-ФЗ). Изменение установленных условий выпущенного в обращение государственного займа недопустимо. Правила касательно договора гос. займа соответственно применимы к займам, которые выпускаются муниципальным образованием.
Отношения по заключению договоров
В отношениях, связанных с заключением кредитных соглашений (иными словами, договоров), в роли заемщика, как выяснилось, выступает РФ в лице соответствующих структур. Эти отношения вместе с нормами финансовой правовой отрасли регулируются посредством международного права, в рамках которого определяется в том числе правовой статус финансовых организаций международного уровня, условия, порядок предоставления, применения и погашения денежных средств, которые выданы этими организациями. Важно отметить, что привлечение внешних гос. займов от имени Федерации реализуется правительством исключительно по решению президента страны.
Внешние гос. займы, которые предоставлены резидентам РФ на условиях переуступки, в любом случае приравниваются к внешним гос. займам, которые получены под гарантии Правительства. Цель привлечения государственных займов внешнего типа обязательно указывается в решении о его привлечении согласно основным целям заимствований, которые предусмотрены Президентом РФ и соответствующими законодательными актами.
Цели привлечения внешних займов
Далее целесообразно рассмотреть основные цели привлечения внешних государственных займов:
- Федерацией — для того, чтобы покрыть дефицит республиканского бюджета, а также для иных целей, которые предусмотрены президентом РФ и законодательными актами, действующими на территории страны.
- Правительством РФ — чтобы заниматься решением экологических и социальных проблем, ликвидировать последствия стихийных бедствий и поддерживать экономические реформы. В данную категорию входят и другие цели, предусмотренные президентом РФ, а также действующими на территории страны законодательными актами.
- Резидентами РФ под гарантии правительства, а также правительством и резидентами под гарантии правительства — для того, чтобы предоставлять займы заемщикам-резидентам в соответствии с условиями переуступки, то есть для импорта энергоресурсов, сырья, иной необходимой товарной продукции, а также продуктов при критическом положении в целях обеспечения ими республики; для осуществления государственных программ и инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной экономики; для других целей согласно законодательным актам, функционирующим на территории страны.
Вам будет интересно:Экономическое поведение: понятие, виды и сущность
Стоит отметить, что решение касательно привлечения государственного займа принимается президентом. Помимо этого, оно может быть принято Правительством, в том числе в соответствии с условиями переуступки (правительством страны после согласования с президентом); резидентами Федерации под гарантии правительства, в том числе согласно условиям переуступки (правительством страны после согласования с президентом).
Выпуск ценных бумаг
Важно иметь в виду, что немаловажную роль в обеспечении государственного бюджета играют и государственных займы, которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг от имени Федерации. Данная форма долговых обязательств страны также достаточно распространена. Под государственными ценными бумагами необходимо понимать ЦБ, которые выпускаются Министерством финансов от имени Российской Федерации.
Ценные бумаги государственного значения могут выпускаться в виде:
- Государственных облигаций краткосрочного типа, срок обращения которых составляет до 1 года (ГКО).
- Государственных облигаций долгосрочного типа, срок обращения который варьируется от 1 года и более (ГДО).
Выпуск государственных облигаций производится с целью привлечения средств граждан и юридических лиц, которые являются временно свободными, в том числе иностранных, как правило, для финансирования дефицита государственного бюджета (как отмечено выше, под дефицитом следует понимать превышение расходной части над доходной).
Эмиссия облигаций осуществляется от имени Министерством финансов. Объем эмиссии ценных бумаг определяется данной структурой при формировании проекта республиканского бюджета, как правило, на очередной бюджетный (финансовый) год. В любом случае объем уточняется в процессе его исполнения в установленном действующим на территории страны законодательством порядке.
В соответствии с каждым выпуском облигаций Министерство финансов страны принимает решение, содержащее информацию об их виде, сроке обращения, дате и объеме выпуска, дате погашения, номинальной стоимости, актуальных условиях их размещения, досрочном погашении, выплатах процентного дохода (данный пункт касается лишь процентных облигаций), а также об обмене облигаций.
Размещение ценных бумаг среди организаций производится следующими методами:
- Реализация на аукционе, который проводится в соответствии с определенными правилами, утверждаемыми банком, однако по согласованию с Министерством финансов.
- Прямая продажа Министерством финансов организациям на условиях, которые утверждены данным министерством.
- Передача или продажа облигаций банкам для последующей перепродажи.
Среди физических лиц облигации размещаются в порядке, который установлен Министерством финансов.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие и классификацию государственного займа, более подробно остановились на самых важных аспектах темы. В заключение целесообразно рассмотреть категорию гарантии правительства. Это обязательство Федерации, от имени которой выступает правительство, как гаранта взять на себя полную или частичную ответственность перед кредитором за погашение заемщиком (им выступает резидент страны) обязательств, связанных с договором займа, который заключен этим резидентом.
Государственная гарантия в качестве формы государственного долга, используемая в финансовом праве и даже регулируемая им, базируется в первую очередь на общих нормах гражданского права РФ, которые контролируют отношения, связанные с обеспечением исполнения обязательств. В то же время нормы финансовой отрасли права играют ключевую роль в регулировании государственных гарантий.
Источник
Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение гос-вом от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, (осуществляется путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных фин-кредитных институтов, иностранных гос-в). Т.е. при кредитных отношениях, где в качестве заемщика выступает гос-во, а кредиторами – правовые субъекты данной страны и других стран называется государственным займом.
Отсюда следует, что гос. займ — это основная форма проявления гос. кредита.
Государственный займ привелекается для:
1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов.
2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.
3. Финансирование предприятий местных органов власти.
4. Регулирования денежного обращения страны.
При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения, между государством и физическими и юридическими лицами, т.е. в которых заемщиком выступают физ. и юр. лица, а кредитором государство в лице его органов. Предметом гос. кредита выступают ср-ва бюджета.
Таким образом, отличие гос. кредита от гос. займа состоит в том, что государственные займы:
— ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит — позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней;
— гос. займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит — с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;
— гос. займ являясь составной частью гос. бюджета не явл-ся доходом бюджета.
Основными различиями между налогами и займами:
1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить сумму безвозвратно гос-ву.
2. Заем в отличие от налога носит добровольный характер. Гос-во, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.
3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа гос-во выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.
4. Налог – это доход гос-ва. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам гос-ва.
5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы гос-ва.
Предоставление гос. кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:
— Бюджетные учреждения;
— Гос. и муниципальные унитарные предприятия;
— Российские предприятия и организации
— Органы исполнительной власти;
— Нижестоящие бюджеты.
Способами обеспечения возвратности гос.кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке Денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономику государство может проводить ту или иную финансовую политику.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.
Положительные стороны развития гос. займа:
— как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции.
— безэмиссионное пополнение доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хозяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.
— используется и для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.
Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения гос. займа:
— государство, осуществляя заимствования на финансовом рынке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций.
— привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.
— использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.
Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:
— предприятий;
— банков;
— пенсионных фондов;
— страховых фондов;
— населения.
Государственный займ может быть внутренним и внешним.
Формы государственного кредита (внутренний):
1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.
2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.
В первые годы Советской власти гос. займа (Г.З) существовали в двух формах — денежной и натуральной (последняя была обусловлена недостаточно развитыми денежными отношениями и интересами охраны владельцев облигаций от обесценения денежных знаков). Первый советский З. г. был выпущен 20 мая 1922 на 10 млн. пудов ржи и на срок 8 мес. В 1923 были выпущены ещё два натуральных З. г. — хлебный и сахарный (беспроцентные).
Первый советский денежный заём выпущен 31 октября 1922 на 100 млн. руб. В золотом исчислении сроком на 10 лет.
За 1924-1928 было выпущено четыре гарантийных займа на общую сумму 900 млн. руб. золотом, размещавшихся на предприятиях и в организациях. В эти же годы выпускались и крестьянские выигрышные займы. Была применена новая форма размещения займа — проведение подписки на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию роли советского З. г. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе проводилась подписка на заём индустриализации (1-3-й выпуски), заём «Пятилетка в 4 года», займы 3-й пятилетки (1-4-й выпуски) и др., которые послужили одним из источников средств для социалистической индустриализации и развития народного хозяйства в предвоенные годы.
Заём укрепления обороны (1937), займы военных лет (1-4-й выпуски) сыграли важную роль в финансировании военных расходов государства в период Великой Отечественной войны 1941-1945.
В послевоенные годы средства от размещения советских З. г. (5 выпусков займов восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950 и займы развития народного хозяйства СССР 1951-1957) способствовали восстановлению и развитию советской экономики.
Поступления в государственный бюджет СССР от З. г. в годы довоенных пятилеток составили около 50 млрд. руб., в годы Великой Отечественной войны — 76 млрд. руб. и в период 1946-1958 — 260 млрд. руб. (в денежном масштабе до 1961). В целом удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета до Великой Отечественной войны составлял примерно 5%, в годы войны не более 10%, а в 1965, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 0,2%.
Как показывает практика увеличение гос. займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиц. деят-ть пром. предприятий, т.к. будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.
По эмитентам займы делятся на:
— Федеральные (большая часть);
— Региональные;
— Муниципальные (местные).
По форме размещения:
— Облигационный (оформляемый в форме ЦБ);
— Безоблигационный (заключение кредитного договора государства с кредиторами; применяется в отношении крупных кредиторов).
По форме получения дохода:
— Процентные (фиксированные и плавающие);
— Выигрышные;
— Дисконтные (со скидкой);
— Вещевые (погашаются товарами);
— Пожизненный (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты.
По срокам погашения:
— Краткосрочные (до полугода);
— Среднесрочные (от 1 до 5 лет);
— Долгосрочные (свыше 5 лет).
По методам размещения:
— Добровольные;
— Принудительные.
Основной формой государственного кредита являются облигационные государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В России (СССР) до 1990 г. использовались только государственные облигации внутреннего выигрышного займа, либо размещаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.
С 1990 г. среди населения СССР распространялись государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг — государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем доходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сделана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.
Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд руб., но государство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с развитой рыночной экономикой. С переходом России на новые экономические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране.
Экономические условия России обусловили появление ценных бумаг краткосрочного характера. Так на рынке ценных бумаг появились государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ, облигации федерального займа с переменным купоном, облигации государственного сберегательного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень привлекательной для инвесторов как резидентов, так и нерезидентов, поэтому рынок ГКО-ОФЗ стал крупным сегментом финансового рынка. Но нерациональная политика государства в области заимствований привела к кризису 17 августа 1998 г., когда государство оказалось не способным выполнить свои обязательства перед кредиторами. В составе государственного внутреннего долга РФ задолженность по государственным краткосрочным обязательствам составила 480,0 млрд руб., или 63,95% к общей государственной задолженности. После 17 августа выпуск краткосрочных облигаций и выплаты по ним были приостановлены.
Начиная с IV квартала 1998 г. Министерством финансов и Центральным банком РФ проводится работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, начиная с 1999 г. проводится новация государственных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление ценных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосрочных государственных ценных бумаг на долгосрочные.
Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их классификации по определенным признакам:
— в зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
— в зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
— ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Выпущенные центральным правительством, они называются федеральными или, как в России, — государственными. От имени государства их выпускает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Министерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами.
— ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
— по способу выплаты доходов по Государственным ценным бумагам различат установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов.
В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой инфляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.
Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2004 года с 18,1% до 35,9%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 43 млрд. долларов США.
Источник