Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 мая 2020;
проверки требуют 2 правки.
Заём (непр. займ[⇨]) — вид обязательственных отношений, договор, согласно которому одна сторона (заимодавец) передаёт или обязуется передать в собственность или управление другой стороне (заёмщику) деньги, ценные бумаги или товары, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой)[1], а заёмщик обязуется возвратить равную сумму денег или равное количество вещей или ценных бумаг того же рода и качества[2][3]. Согласно другим источникам, заём может быть не только беспроцентным (безвозмездным), но и процентным (возмездным)[4][5].
Правописание слова[править | править код]
В именительном падеже единственном числе нормативным правописанием является вариант через букву ё — заём[6][7]. В то же время в косвенных падежах и во множественном числе основа упрощается до займ-: например, род. п. займа, мн. ч. займы. В разговорном языке возникает выравнивание основ[en]: форма именительного падежа единственного числа принимает вид займ, но этот вариант в прескриптивной языковой норме отмечается как неправильный[8]. При этом такой вариант иногда используется в профессиональной литературе[9][10][11].
Договор займа[править | править код]
В России[править | править код]
В соответствии со статьёй 807 Гражданского кодекса Российской Федерации[12] договор займа считается заключённым с момента передачи денег или других вещей. С 01.06.2018 действуют новые правила (п. 1 статьи 807 Гражданского кодекса), допускающие для предпринимателей модель консенсуального займа, который действует с момента подписания договора (согласования основных условий договора).
Договор займа между гражданами должен быть заключён в письменной форме, если его сумма превышает 10 000 рублей раз[13], а в случае, когда заимодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы.
В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заёмщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему заимодавцем определённой денежной суммы или определённого количества вещей.
Виды займов
- Целевой — если договор займа заключается с условием использования заёмщиком полученных средств на определённые цели.
- Государственный по договору государственного займа заёмщиком выступает федеральный или муниципальный какой-либо институт или любой другой (частный и др.), обладающий государственными страховыми гарантиями, а заимодавцем — гражданин или юридическое лицо.
- Нецелевой по договору займа без ограничения использования заёмных средств заёмщиком. Как правило, такие займы дороже, чем целевые.
В договоре займа устанавливаются существенные условия, без которых договор считается незаключённым:
- Сумма займа или количество переданных вещей.
- Срок займа — время, на которое предоставляются деньги или вещи. В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определён моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заёмщиком в течение тридцати дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором. Сумма беспроцентного займа может быть возвращена заёмщиком досрочно. Сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия заимодавца.
- Размер процентов. Если в договоре займа размер процентов не установлен, их размер определяется существующей в месте жительства/нахождения заимодавца ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты суммы долга. Договор займа может быть беспроцентным. Беспроцентным считается договор, заключённый между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связанный с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон. Беспроцентным также считается договор, по которому заёмщику передаются не деньги, а другие вещи, определённые родовыми признаками.
Важно: Получение беспроцентного займа резидентами РФ может нести налоговые последствия. Согласно Налоговому Кодексу РФ сделки с беспроцентным займом могут признаваться контролируемыми сделками с соответствующими налоговыми последствиями.
Другие условия договора займа[править | править код]
- Последствия нарушения заёмщиком договора займа (ст. 811 ГК РФ)[12]
- Если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заёмщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 настоящего Кодекса, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня её возврата заимодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса.
- Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заёмщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, заимодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
- Оспаривание договора займа (ст. 812 ГК РФ)
- Заёмщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или другие вещи в действительности не получены им от заимодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре.
- Если договор займа должен быть совершен в письменной форме, его оспаривание по безденежности путём свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключён под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заёмщика с заимодавцем или стечения тяжёлых обстоятельств.
- Если в процессе оспаривания заёмщиком договора займа по его безденежности будет установлено, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от заимодавца договор займа считается незаключённым. Когда деньги или вещи в действительности получены заёмщиком от заимодавца в меньшем количестве, чем указано в договоре, договор считается заключённым на это количество денег или вещей.
- При невыполнении заёмщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые заимодавец не отвечает, заимодавец вправе потребовать от заёмщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором[14].
- Целевой заём (Статья 814 ГК РФ).
- Если договор займа заключён с условием использования заёмщиком полученных средств на определённые цели (целевой заём), заёмщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа.
- В случае невыполнения заёмщиком условия договора займа о целевом использовании суммы займа, а также при нарушении обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заимодавец вправе потребовать от заёмщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.
Микрозаймы[править | править код]
В июле 2011 года вступил в законную силу ФЗ № 151 от 2 июля 2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». С появлением вышеуказанного ФЗ деятельность, связанная с выдачей микрозаймов, стала регулироваться так же, как и деятельность кредитных организаций. Так закон устанавливает ограничения по привлечению средств от населения микрофинансовыми организациями[15].
1 июля 2019 вступили в силу новые ограничения при выдаче потребительских кредитов, разработанные Центробанком[16]:
- ежедневная процентная ставка ограничивается до 1 % (365 % годовых)
- максимальный размер выплат, которые кредиторы могут потребовать с заемщика, ограничивается до двукратного от суммы кредита (речь идёт о процентах, штрафах и других платежах, относящихся к кредиту).
При этом запланировано введение и дальнейших ограничений:
- с октября регулятор усложнит выдачу кредитов заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки (отношение ежемесячных выплат по всем кредитам и займам к величине среднемесячного дохода).
- с 2020 года нельзя будет потребовать с клиента больше полуторакратного размера займа.
Государственный и муниципальный заём[править | править код]
В Российской Федерации[править | править код]
Общие положения[править | править код]
Государственным называется заём, по которому заёмщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а заимодавцем — гражданин или юридическое лицо.
Договор государственного займа заключается путём приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заёмщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Государственные займы являются добровольными.
Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.
История[править | править код]
Заём в Империи Инков[править | править код]
Административные чиновники кураки во время неурожайных годов из хранилищ, которые наполнялись урожаями, полученными из полей-чакара правителя Инки, с разрешения самого Инки выдавали пищу бедным людям поселения, и при этом вносили в кипу отчёты о том, что таким образом было получено. Поэтому эти отчисления делались в качестве ссуды, то есть, можно утверждать, что у инков существовал институт финансового кредитования[17]. Также все, что, как указывал Педро Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу», выдавали отдельным жителям со складов правителя Инки, вручали под отчёт служащим камайос, которые занимались кипу. В кипу было видно, что каждый индеец сделал, и все им сделанное вычиталось у него из подати, которую ему надлежало отдать. Но возвращение займа делалось не теми самыми видами продукции, а оплачивалось разными видами работ. Так же дело обстояло и с выдачей провизии со складов составов для целой общины или провинции:
…если вдруг наступал какой-нибудь неурожайный год, они также приказывали открывать склады и предоставят в заём [prestar] провинциям необходимую провизию, а потом, в год изобилия, те отдавали и поставляли в них [то есть на склады] вновь, согласно своему учёту, определённое количество.
— Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Вторая. Глава XIX.[18]
Займы Российской империи[править | править код]
Внешние займы[править | править код]
С 1880-х годов, когда забылась Крымская война 1854—1856 годов, традиционно ориентировались на Францию, где сложился многочисленный класс рантье, живших только на проценты с вложенного в облигации капитала.
Срок уплаты процентов в России со второй половины XIX века традиционно исчисляется в три или шесть месяцев.
Внутренние займы[править | править код]
Военные займы Первой мировой войны[править | править код]
- Заём Свободы
Займы СССР[править | править код]
За исключением «перестройки» Горбачёва (1986—1991), внешние займы на международном финансовом рынке не проводились.
Государственные внутренние займы[править | править код]
Первые займы СССР были размещены в 1922 году. В 1930-е годы была развёрнута мощнейшая агитационная кампания огромного количества внутренних займов среди населения, как государственных (оборонных, народнохозяйственных), так и местного значения (на постройку конкретного учреждения). Хоть займы и назывались добровольными, фактически выплаты были обязательными, в среднем житель СССР отдавал 2-3 зарплаты в год на госзаймы. Государство в эти годы получало от займов столько же, сколько приносили все остальные налоги и сборы с населения. В 1936 году государством был практически объявлен дефолт на госзаймы — облигации восьмипроцентных займов были насильственно обменены на трёхпроцентные, погашение которых было отсрочено на 20 лет.
Несмотря на возросший в тяжёлые военные и послевоенные годы патриотизм, проведённые в это время займы были менее прибыльными — усилившиеся всеобщая разруха и обнищание дали о себе знать, как и просевший кредит доверия. Почти во всех займах теоретическая доходность по облигациям выплачивалась в виде выигрышей по лотерейным таблицам, публиковавшимся в центральной прессе. Несмотря на фактическую девальвацию рубля во много раз по сравнению со временем займа, индексации не проводилось, и выигрыши выплачивались по номиналу.
Займы России с 1992 года[править | править код]
Внешние и внутренние заимствования российского правительства под руководством Гайдара, Черномырдина, Кириенко в итоге привели к экономическому кризису 1998 года, девальвации рубля и дефолту по внутреннему государственному долгу.
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.[20]
См. также[править | править код]
- ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа, погашение Сбербанка России, бумажная форма.
- Государственные краткосрочные облигации, безналичная (электронная) форма.
- ОФЗ — облигации федерального займа
- Бодмерея — заём под залог судна, фрахта или груза
Примечания[править | править код]
- ↑ Большая советская энциклопедия. Издание 2. Том 16. Стр. 320 Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 31 июля 2015. Архивировано 25 сентября 2015 года.
- ↑ Большой бухгалтерский словарь Ред. А. Н. Азрилиян. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 570 с. https://vocable.ru/dictionary/98/word/zaem
- ↑ Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с. https://www.ebk.net.ua/Book/Ses/z/0146.htm
- ↑ Новицкий И. Б., Лунц Л. А. Общее учение о обязательстве. — Госуд. издательство юрид. литературы, 1950. — С. 130. — 416 с.
- ↑ Бачуринская И. и др. Бухгалтерский учет и анализ. Комплексный подход к принятию управленческих решений: Практическое руководство. — Litres, 2014. — С. 102. — ISBN 9785457368798.
- ↑ Заём vs. займ в словарях на Грамота.ру
- ↑ Н. А. Еськова. Словарь трудностей русского языка. Ударение. Грамматические формы
- ↑ Как правильно: заём или займ? на Грамота.ру
- ↑ А. Б. Борисов Большой юридический словарь
- ↑ Финансовый словарь Финам
- ↑ С. М. Джаарбеков Словарь: бухгалтерский учёт, налоги, хозяйственное право
- ↑ 1 2 Гражданский кодекс Российской Федерации, глава 42 Заём и кредит
- ↑ Статья 808. Форма договора займа ГК РФ. Консультант Плюс (26 января 1996).
- ↑ Статья 813. Последствия утраты обеспечения обязательств заемщика ГК РФ. КонсультантПлюс (26 января 1996).
- ↑ Статья 12. Ограничения деятельности микрофинансовой организации 151-ФЗ от 02.07.2010. КонсультантПлюс.
- ↑ В России изменились правила выдачи микрокредитов. РБК. РБК.
- ↑ María Concepción Bravo Guerreira. Redes El régimen fiscal en el Tahuantinsuyo.. Revista española de antropología americana. — Nº 7 (1). – 1972. — pp. 80. (21972). — Nº 7 (1), p. 80.. Дата обращения 2 марта 2011. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ Педро Сьеса де Леон. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков.. www.bloknot.info (А. Скромницкий) (14 января 2009). Дата обращения 12 ноября 2009.
- ↑ Материалы XXI съезда КПСС. М., Госполитиздат, 1959. С. 56.
- ↑ IMF, World Economic Outlook Database, April 2010
- ↑ Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2005 года Архивная копия от 30 апреля 2010 на Wayback Machine
- ↑ Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2006 года Архивная копия от 30 апреля 2010 на Wayback Machine
- ↑ Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2007 года Архивная копия от 30 апреля 2010 на Wayback Machine
- ↑ Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2008 года
- ↑ Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2009 года
- ↑ Минфин, Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 января 2010 года (недоступная ссылка). Дата обращения 7 ноября 2018. Архивировано 7 ноября 2018 года.
Источник
ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ ЗА́ЙМЫ, гос. заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия к.-л. расходов (напр., военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии гос. облигаций и др. долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или др. материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.
По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние Г. з. Номинал ценных бумаг внешних Г. з. устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних Г. з., как правило, номинируются в нац. валюте и обращаются на внутр. рынках. Мн. государства устанавливают разл. ограничения для покупки нерезидентами внутр. долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.
Держатели облигаций Г. з. получают свой доход в осн. в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отд. периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные Г. з., когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) Г. з., погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые Г. з. предусматривают смешанную форму выплаты дохода, напр. процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.
Ценные бумаги Г. з. бывают неиндексируемыми и индексируемыми (т. е. предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или др. показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также Г. з., погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.
По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных – в виде записей на электронных счетах.
По свободе обращения на рынке Г. з. делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов – центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, гос. и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), др. крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.
Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем др. Г. з. такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутр. ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.
Г. з. в осн. стали использоваться с кон. 17 – нач. 18 вв. До нач. 20 в. объём Г. з. всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов Г. з. произошёл во 2-й пол. 20 в. в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией междунар. потоков капитала. К кон. 20 в. вложения в гос. долговые облигации в нац. и иностр. валюте превысили 60 трлн. долл., что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения Г. з. (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т. п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-х гг. ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как осн. местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на др. континентах. В отличие от традиц. междунар. облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации – наиболее динамичный сегмент внешних гос. займов.
Г. з. – осн. форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в осн. прибегают к внутренним Г. з. В нач. 2003 у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутр. ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.
Государственные займы в России
Г. з. были осн. формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний Г. з. был осуществлён в 1769 имп. Екатериной II, первый внутренний Г. з. – в 1809 при имп. Александре I. Между 1769 и 1914 рос. правительство заняло за границей и внутри России ок. 15 млрд. руб.; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей рос. задолженности приходилось на займы периода 1887–1902, займы до 1887 составляли ок. 6%, а займы в предвоенное десятилетие – немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний Г. з. был выпущен Врем. правительством в марте 1917 – «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, т. е. должен был погашаться в 1971. Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Г. з. были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной нац. валюты.
После отказа правительства В. И. Ленина в янв. 1918 платить по царским долгам, сов. государство как суверенный заёмщик на неск. десятилетий оказалось отрезанным от междунар. рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в т. ч. долгов царской России, а также присвоения России в окт. – нояб. 1996 сразу тремя ведущими междунар. рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных междунар. валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европ. рынках. Осуществлённый Россией в нояб. 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним Г. з. в новейшей рос. истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988–1990 СССР на общую сумму 1,6 млрд. долл., формально не были Г. з., т. к. их офиц. эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).
Отсутствие внешних Г. з. СССР компенсировал внутренними Г. з. Первые займы начались в 1922, и они были добровольными. В осн. это были краткосрочные натуральные займы – 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, напр., целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это т. н. добровольно-принудит. займы, которые в дальнейшем стали осн. формой заимствования средств населения. К кон. 1929 эти займы составляли уже более трети остатка гос. долга, тогда как доля рыночных займов – всего 12% (в 1926 – более 40%). А четвёртый выпуск Займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 млн. подписчиков (в 1927 было только 6 млн. подписчиков на госзаймы). Кроме принудит. подписки имели место многочисл. конверсии Г. з. (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, т. е. являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние Г. з. во время Вел. Отеч. войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых воен. расходов. Размещение Г. з. было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в кон. 1950-х гг., заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудит. займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше – с 1974. В последующем Г. з. размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В кон. 1980-х гг. была предпринята попытка увеличить Г. з. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.
В 1990-е гг. происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних Г. з. Объём внутренних займов в виде ГКО (Гос. казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 примерно 430 млрд. руб., или ок. 70 млрд. долл. по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих Г. з., в авг. 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО – ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних Г. з. был восстановлен уже через 2–3 года. В нач. 2000-х гг. на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутр. долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.
Источник