Понятие, сущность и функции государственного кредита
Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.
Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:
- возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
- складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.
Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.
Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.
В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.
Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.
Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:
- добровольность;
- возвратность;
- платность;
- срочность.
Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).
От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.
К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:
- распределительную;
- регулирующую;
- контрольную.
1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.
В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.
Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.
Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Государственные займы и их классификация
Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.
Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.
Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Государственные займы классифицируются следующим образом.
По субъектам эмиссии:
- выпускаемые Правительством РФ;
- выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления.
По субъекту — держателю ценных бумаг:
- реализуемые среди населения;
- реализуемые среди юридических лиц;
- реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.
По способу размещения делятся на:
- добровольные;
- размещаемые по подписке;
- принудительные.
По обеспеченности долговых обязательств:
- закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
- беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
По сроку действия:
- краткосрочные (срок погашения до одного года);
- среднесрочные (до пяти лет);
- долгосрочные (от пяти до 30 лет).
По видам доходности:
- выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
- процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
- целевые (беспроцентные);
- с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).
По месту размещения:
- внутренние;
- внешние.
По методу определения доходов:
- с твердым доходом;
- с «плавающим» доходом.
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
- с правом досрочного погашения;
- без права досрочного погашения.
Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.
Источник
Государственный кредит– это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика кредита и гаранта.
Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.
Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов.
Государственный кредит функционирует в следующих формах:
1. Государственные займы – осуществляется за счет эмиссии и размещения ценных бумаг, а также для получения иностранного кредита.
2. Кредиты. Они могут предоставляться в следующих видах:
а) бюджетные ссуды (инвестиционный налоговый кредит)
б) товарный кредит
в) льготные кредиты.
3. Гарантированные займы. Федеральное правительство в форме условленного государственного долга дает гарантированное обязательство под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, либо хозяйственными субъектами.
Как один из видов государственный кредит имеет ряд особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий (налогов):
1. добровольность
2. возвратность
3. платность
Государственный кредит отличается от таких основных форм, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства займы не имеют целевого назначения. Заимствование на более низких уровнях характеризуется целевой направленностью.
Функции кредита:
1. Распределительная.Здесь подразумевается формирование денежных фондов и использование. Здесь проявляется принцип возвратности и срочности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения, т.е. идет формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств, так и предприятий, организованных на стадии первичного распределения и не предназначенных для текущего потребления:
а) финансирование дефицита бюджета, т.е. после налогов это второй методов финансирования дефицита бюджета.
б) при положительном бюджетном сальдо финансируются экономические и социальные программы, и этот фактор имеет положительное значение для ускорения экономического развития страны.
Финансирование расходов капиталистического характера за счет позаимствованных средств имеет положительное значение. Финансирование перекладывается на все поколения, которые будут пользоваться этим объектом.
2. РегулирующаяГосударство может проводить ту или иную финансовую политику, сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики. Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, следовательно, более дорогим становиться кредит для предпринимателей. Государство, выступая в качестве кредитора и гаранта, может стимулировать ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики.
3.Контрольная.
Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и местными органами управления.
2. По месту размещения: внутренние и внешние займы.
3. По обращению на рынке:
— Рыночные (займы свободно продаются и покупаются).
— Не рыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг).
4. По срокам привлечения средств: краткосрочные, среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (более 5 лет).
5. По обеспеченности долговых обязательств:
— Закладные (обеспечены конкретным доходом или имуществом).
— Беззакладные (обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента)
6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые) займы.
Процентные займы подразумевается доход в виде начисления процента.
Выигрышные – доход в виде выигрышей в момент погашения.
При поцентно-выигрышном займе облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть – в форме выигрышей.
Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.
Беспроцентные (целевые) не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров.
7. В зависимости от условий обращения различают займы с правом досрочного погашения и без него.
8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.
Источник
Для покрытия бюджетного дефицита государство часто привлекает заемные ресурсы. В то же время оно располагает временно свободными денежными средствами. При этом в силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами.
Все это объективно делает его одним из наиболее активных участников кредитных отношений, что, в свою очередь, порождает специфическую форму кредита — государственный кредит
Государственный кредит — это система формирования и использования ссудного фонда государства. Как экономическая категория госкредит выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. При этом государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.
134
Государственный заем в качестве поступлений бюджета принципиально отличается от налогов: 1) он предоставляется на основе возвратности и платности; 2) носит добровольный характер. Таким образом, государственные займы — это временные дополнительные финансовые ресурсы, а не доходы бюджетов. Поэтому они учитываются отдельно и направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.
Что касается ссуд, выдаваемых государством различным субъектам, то они в корне противоречат сущности бюджета как некоммерческой структуры и используются в основном в социально-политических целях.
Госкредит выполняет функции:
1) временного перераспределения;
2) регулирующую;
3) контрольную.
Через перераспределительную функцию государство формирует и использует денежные фонды на принципах возвратности, срочности и платности. Государство как заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между:
• отечественными юридическими и физическими лицами и бюджетами;
• федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами;
• международными финансово-кредитными институтами и бюджетами;
• иностранными юридическими и физическими лицами и бюджетами.
Регулирующая функция госкредита выражается в следующем.
1. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производственных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной массы в обращении.
2. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.
3. За счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий или внебюджетных фондов, возможно стимулирование развития производства и занятости.
Контрольная функция госкредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей:
135
• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
• производится не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль движения ссудного фонда осуществляется министерством финансов.
К основным задачам госкредита относятся:
1) финансирование бюджетного дефицита;
2) проведение международной и региональной финансово-кредитной политики;
3) поддержка секторов и видов деятельности.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
• бюджетные учреждения;
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
• юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;
• зарубежные государства, юридические и международные организации.
Способами обеспечения возвратности бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Контроль целевого использования бюджетных ссуд включает применение ряда санкций.
При нецелевом использовании организациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ. За несвоевременный возврат ссуд сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами взимается пеня в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Межгосударственный кредит предоставляется Правительством РФ иностранным государствам по межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета. Государственными кредитами являются займы, по которым у иностранных государств и их юридических лиц, а также международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Разновидностью госкредита считается и задолженность организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет.
Важное значение для эффективной государственной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений.
Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств и межгосударственных организаций. В соответствии с этим госкредит может выступать в форме:
1) государственных займов;
2) гарантированных займов.
Государственные займы — это денежные ресурсы физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, получаемые государством на основании заключаемых договоров. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму займа.
Государственные займы осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг. Банки предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций и т.д.), а также оформление безоблигационных займов. В РФ это происходит путем покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
В отдельных случаях правительство может гарантировать погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления, а также выплату процентов по нему. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. Возрождение гарантированных займов связано с предоставлением местным органам власти права проводить операции по заключению займов.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
• По эмитентам (субъектам заемных отношений):
1) займы, размещаемые федеральными органами власти;
2) займы, размещаемые субъектными и местными органами управления.
137
• В зависимости от места размещения:
1) внутренние заимствования — от физических и юридических лиц, иностранных государств, международньгх финансовых организаций в валюте РФ;
2) государственные внешние заимствования ~ от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте; внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств;
• По обращению на рынке:
1) рыночные займы — свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита);
2) нерыночные займы — не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.
• По срокам погашения:
1) краткосрочные (до одного года);
2) среднесрочные (от одного года до пяти лет);
3) долгосрочные (от пяти лет и более).
• По обеспеченности долговых обязательств:
1) закладные — обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом;
2) беззакладные — обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета.
• По характеру выплачиваемого дохода:
1) выигрышные;
2) процентные;
3) с нулевым купоном.
Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном.
• По методу определения дохода:
1) с твердым доходом;
2) с плавающим доходом.
• В зависимости от сроков погашения:
1) обязательства с правом досрочного погашения;
2) обязательства без права досрочного погашения.
138
При досрочном погашении инвестор может уменьшить свои тери (если через год ставка упала и составила уже не 12%, а только 6%), выкупив и разместив новый займ и погасив старый.
Источник