Государственные и муниципальные заимствования являются главным способом покрытия бюджетного дефицита. Представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму заимствования.
Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами.
В зависимости от субъекта, осуществляющее привлечение средств, в России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования РФ, государственные заимствования субъектов РФ и муниципальные заимствования.
Государственные и муниципальные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся в национальной валюте, внешние — осуществляются в иностранных валютах. При этом в России право внешних заимствований закреплено за РФ, а внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.
Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. При этом в этих правовых актах должны быть также указаны предельные объемы обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами.
Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
В программе по финансовым заимствованиям указываются: источник привлечения, сумма заимствования, срок погашения.
В программе по целевым иностранным заимствованиям указываются: конечный получатель, цель заимствования и направления использования, источник заимствования, сумма заимствования, срок погашения, гарантии третьих лиц.
В программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований указываются виды и общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.
Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков.
По отношению к вторичному рынку займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на вторичном рынке; нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке.
По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).
В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они подразделяются на государственные займы РФ, государственные займы субъекта РФ и муниципальные займы.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:
1. процентные, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала.
2. дисконтные, доход по которым составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций.
3. выигрышные, доход по которым инвесторы получают в форме выигрышей в момент погашения ценной бумаги. Доход выплачивается не по всем ценным бумагам, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.
4. индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения.
По направлениям использования заемных средств — займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов.
Источник
Понятие государственного и муниципального кредита, их функции
Под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования предоставляют свободные денежные средства, находящиеся в их распоряжении, во временное пользование на платной, возвратной, срочной основе субъектам экономики, иностранным государствам, международным организациям или же осуществляют привлечение свободных денежных средств субъектов экономики, зарубежных стран и международных организаций. В таких отношениях кредиторы и заемщики с одной стороны РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования в правительства и других уполномоченных организаций, а с другой – физические и юридические резиденты, нерезиденты, международные организации и иностранные государства.
Государство через уполномоченный орган исполнительной власти проводит заключение кредитного договора, согласно которому у него появляются соответствующие требования или обязательства.
К условиям кредитного договора относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
- Сроки предоставления кредита;
- Сроки получения кредита;
- Все обязанности сторон;
- Условия возврата займа;
- Размеры процентной ставки за пользование займом;
- Иные условия.
Государственное и муниципальное кредитование преследует следующие основные цели:
- Решает проблемы финансирования дефицита бюджета;
- Проводит региональную финансово-кредитную политику, при помощи которой выравниваются социально-экономические условия жизни общества и функционирование экономики региона;
- Осуществляет поддержку муниципальных образований в разрешении срочных социально-экономических задач, которые находятся в приоритете для экономических секторов и различных видов деятельности.
Замечание 1
Источниками государственного и муниципального займа могут служить средства бюджета, заложенные на финансовый год. Не существует никаких специфических кредитных ресурсов. Это и является особенностью муниципального и государственного кредитования.
Государственный кредит обладает некоторыми специфическими чертами, к которым относятся:
- Добровольный характер подобных отношений;
- Платный и возвратный характер;
- Если в банковском кредите обеспечением являются материальные ценности, то в случае государственного кредита обеспечением служит имущество, находящееся в государственной собственности;
- Привлекаемые средства с помощью государственного кредита имеют целевой характер, т.е. направляются на погашение дефицита бюджета;
- Срочный характер кредита. По Бюджетному кодексу РФ любые государственные долговые обязательства не должны превышать 30 лет, а муниципальные – 10.
Государственный (муниципальный) кредит выполняет следующие функции:
- Распределительную, которая состоит в перераспределении денежных средств между экономическими субъектами и бюджетной системой согласно потребностям экономки и целесообразности поддержки той или иной сферы социально-экономической деятельности. Финансовые ресурсы могут перераспределяться между федеральным бюджетом и региональным, региональным и муниципальным, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и др.
- Регулирующую функцию, суть которой заключается в том, что при вступлении в кредитные отношения, государство оказывает воздействие на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость. При сознательном использовании государственного кредита в качестве инструмента регулирования экономики, правительство страны может осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения проводится путем размещения займов в различных группах инвесторов. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затрата, то абсолютно сократится наличная денежная масса в обращении.
Замечание 2
Помимо двух перечисленных функций, государственный кредит выполняет функцию учета, рационального и целевого использования кредита, контрольную функцию.
Государственный и муниципальный долг
Под государственным (муниципальным) долгом понимается накопленная задолженность страны, ее субъектов и муниципальных образований перед юридическими и физическими лицами, зарубежными странами, международными организациями, которая подлежит погашению в виде основного долга и процентов за него.
Обеспечивается данный долг муниципальной и государственной казной.
Государственный долг может быть внутренним, который выражается в национальной валюте, и внешним, выражающийся в иностранной валюте. Обслуживание и погашение долга проводится в той валюте, в которой он выражен.
Государственный долг РФ включает следующие долговые обязательства:
- Кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными учреждениями, международными финансово-кредитными организациями и иностранными государствами;
- Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг;
- Договора и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов и ссуд;
- Договора о предоставлении РФ государственных гарантий;
- Соглашения и договора о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Классификация государственных займов
Все государственные займы можно подразделить на группы по следующим признакам:
- По сроку действия: краткосрочные и среднесрочные;
- По праву эмиссии: выпускаемые правительством страны, правительствами административно-территориальных образований и т.д.;
- По признакам субъектов-держателей акций займы могут разделяться на реализуемые среди населения, среди юридических лиц;
- По виду выплаты доходов: процентно-выигрышные, выигрышные, беспроцентные;
- По методам размещения: добровольные, размещаемые по подписке и принудительные;
- По своей форме: облигационные и безоблигационные.
Источник
Государственные и муниципальные займы — это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита бюджета соответствующего уровня от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров.
Различают внутренние и внешние займы. Внутренние займы выражаются в национальной валюте, внешние – в иностранной валюте.
От имени Российской Федерации внешние заимствования осуществляет Правительство Российской Федерации, от имени субъекта Российской Федерации — правительство субъекта Российской Федерации. Право осуществлять государственные внешние заимствования имеют исключительно субъекты Российской Федерации, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.
От имени Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.
Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг. Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных или муниципальных облигаций или иных ценных бумаг. Данные ценные бумаги удовлетворяют право владельца ценной бумаги на возврат денежных средств, переданных в рамках кредитования государства или муниципалитета, установленных процентов либо других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Государственные и муниципальные займы являются добровольными. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов. В них отражается перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации заимствований. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине России, который ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации. Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, передается органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации.
Отличительной особенностью облигаций является их выпуск в документарной форме на предъявителя без обязательного централизованного хранения в виде суммарных и единичных сертификатов, каждый из которых удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, указанных в сертификате.
Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает Центральный банк России. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты передаются Минфином РФ на хранение и учет в депозитарий, функции которого выполняет Центральный банк РФ или другая организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария, заключившая с Минфином РФ депозитарный договор.
При размещении облигации зачисляются на счета «депо» владельцев в депозитарии. В дальнейшем сертификаты облигаций могут выдаваться депозитарием на руки владельцам, кроме владельцев, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются нерезидентами. Учет отдельных облигаций каждого выпуска до выдачи сертификатов владельцам осуществляется в виде записей по счетам «депо» владельца в депозитарии. Облигации, выданные на руки владельцам, могут передаваться в депозитарий.
По поручению Минфина РФ Центральный банк РФ осуществляет при погашении выпуска за счет средств федерального бюджета выплату процентного дохода и основной суммы долга владельцам, облигации которых хранятся или учитываются на счетах «депо» в депозитарии. Владельцы, которым сертификаты облигаций выданы на руки, при погашении выпуска для получения процентного дохода и основной суммы долга предъявляют и депозитарий сертификаты.
Date: 2015-07-23; view: 944; Нарушение авторских прав
Источник
53. Государственный и муниципальный кредиты
Одним из элементов финансовой системы государства является государственный кредит, который представляет собой особую, определенную форму кредита, при которой муниципальные или государственные власти выступают в роли кредитора или заемщика. Кредит при этом приобретает форму государственного займа. Кредит реализуется через определенный банк. В случае, если государство выступает в роли заемщика, оно временно свободные денежные средства привлекает с граждан, а также взимает с международных финансовых фондов. При этом необходимо оговорить все условия:
1) платность;
2) срочность;
3) возвратность.
Государство, являясь гарантом, отвечает за погашение кредита.
В БК РФ муниципальный кредит определяется как один из видов внутреннего заимствования в рамках расходов соответствующих бюджетов. Муниципальные кредиты являются формой государственного кредита, в результате чего средства населения трансформируются в Центральный банк РФ для целей органов местного самоуправления.
Источники муниципального кредита:
1) местное население;
2) государство;
3) взаимный кредит;
4) финансово—кредитные организации.
Следует отметить, что взаимный кредит объединяет средства муниципальных органов для решения определенных конкретных задач.
Органам местного самоуправления муниципальный кредит помогает решать проблемы дополнительных бюджетных доходов:
1) погашения займов;
2) бюджетного дефицита;
3) финансирования программ муниципальных программ;
4) объединения и размещения средств налогоплательщиков, которые еще нигде не задействованы.
Функции государственного кредита:
1) регулирующая;
2) распределительная;
3) контрольная.
Налоговые ставки в момент выдачи кредита не увеличиваются, при погашении налоги взимаются на уплату процентов по кредиту. В каждом конкретном случае источники погашения зависят от направления кредита. Объект, инвестируемый кредитом, погашает заем за счет прибыли. Наиболее важной функцией государственного кредита является регулирующая, она заключается:
1) в совершении финансовой политики через привлечение денежных средств;
2) воздействуе на занятость населения;
3) производство уровня процентных ставок и состояния денежного обращения.
В результате кредитования осуществляется мобилизация на производственные затраты средств физических лиц.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Глава 26. Про кредиты
В автосалоне:— Здравствуйте. Я бы хотел купить у вас эту машину в кредит под 10% годовых.— А что, наша цена для вас недостаточно высока?АнекдотНе бери кредиты. Если ты взял кредит, как можно скорее избавься от
Жилищные кредиты
ИпотекаВ нашей стране самыми распространенными кредитами на заемщик берет в банке кредит, как правило, на 80–85 % от стоимости квартиры, а саму квартиру передает в залог банку. Таким образом банк страхуется от того, что кредит могут не вернуть: если заемщик
Потребительские кредиты
Экспресс-кредит. Что это такое и как его получить?
В зависимости от предназначения (цель ссуды) и некоторых особенностей (например, суммы кредита) потребительские кредиты делятся на несколько основных разновидностей.Наиболее распространенные
Кредиты
Кредит — это палка о двух концах. С одной стороны, кредиты помогают нам получать товары или услуги, даже если мы не в состоянии приобрести их за наличные деньги. С другой, кредиты созданы для того, чтобы не только привязывать нас к производителю,
Кредиты
Кредит представляет собой систему экономических отношений, складывающихся при передаче стоимости в натуральной или денежной форме одними юридическими лицами другим юридическим лицам во временное пользование на условиях возвратности и обычно с уплатой
Банковские кредиты
Следующим шагом по финансированию для молодой компании обычно будет получение банковского кредита. Это наиболее популярная в мире форма заемного финансирования. Кредит подразумевает наличие:• суммы;• валюты кредита;• срока возврата
Синдицированные кредиты
В какой-то момент, когда ваша компания становится достаточно крупной, ее потребности в объеме кредитного финансирования становятся настолько большими, что их уже не может удовлетворять один банк. Дело в том, что у банков существуют лимиты на
106. Межгосударственные кредиты
Различаются следующие формы долгосрочных (сроком 10–15 и более лет) межгосударственных кредитов за счет ассигнований из госбюджета.1. Двухсторонние правительственные. В широких масштабах межгосударственный долгосрочный кредит зародился
55. Муниципальный долг
Муниципальным долгом РФ является совокупность долговых обязательств муниципального образования. Такой долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.В соответствии с Бюджетным
19.2. Государственный бюджет и государственный долг
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.Бюджет – это смета (баланс) доходов и
6.4. Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг
Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.Совокупность отношений по поводу использования фондов
Занятие 14
Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг
Семинар
Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…
1. Сущность финансовой системы и ее принципы.2. Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита.3. Государственный долг.
49. Государственный долг субъекта РФ. Муниципальный долг
Государственный долг субъекта РФ– совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта
ЛЕКЦИЯ № 15. Государственный и муниципальный долг
1. Государственный долг РФГосударственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного
18. Муниципальный долг
Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств соответствующего муниципального образования. Муниципальный долг обеспечивается полностью и без условий всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 100 БК
Источник