Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.
Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.
Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.
Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.
Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.
Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.
Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).
Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.
Источник
Ãîñóäàðñòâåííûì êðåäèòîì íàçûâàåòñÿ êîìïëåêñ ýêîíîìè÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó ãîñóäàðñòâîì îò ëèöà îðãàíîâ åãî âëàñòè è óïðàâëåíèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, à òàêæå ôèç- è þðëèöàìè — ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïðè êîòîðûõ ãîñóäàðñòâî ÿâëÿåòñÿ çàåìùèêîì, êðåäèòîðîì è ãàðàíòîì.
Ãàðàíòîì ãîñóäàðñòâî áóäåò ïðè âçÿòèè èì îòâåòñòâåííîñòè çà ïîãàøåíèå çàéìîâ ëèáî âûïîëíåíèå èíûõ îáÿçàòåëüñòâ (êîòîðûå áðàëè ôèçëèöà è þðëèöà) íà ñåáÿ.
Áóäó÷è çàåìùèêîì, ãîñóäàðñòâî èìååò âëèÿíèå íà îáúåì öåíòðàëèçîâàííûõ äåíåæíûõ ôîíäîâ. Íî íå âñå êðåäèòíûå îòíîøåíèÿ, â êîòîðûõ ãîñóäàðñòâî ÿâëÿåòñÿ ãàðàíòîì, áóäóò èçìåíÿòüñÿ â ýòîì íàïðàâëåíèè. Åñëè çàäîëæíèê âîâðåìÿ è ïîëíîñòüþ âûïëà÷èâàåò íåîáõîäèìûå ñóììû, òî ãàðàíòó (ãîñóäàðñòâó) íåò íåîáõîäèìîñòè òðàòèòü ñðåäñòâà ñâåðõ îäîëæåííûõ. Îäíàêî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ãîñóäàðñòâåííûå ãàðàíòèè îòíîñÿòñÿ ê íåíàäåæíûì çàåìùèêàì è ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé äîïîëíèòåëüíûõ ðàñõîäîâ èç öåíòðàëèçîâàííûõ äåíåæíûõ ôîíäîâ.
Ó ãîñóäàðñòâåííîãî, áàíêîâñêîãî è êîììåð÷åñêîãî êðåäèòà åñòü ñõîäñòâà, íî è åñòü îòëè÷èå – ó íèõ ðàçíîå îáåñïå÷åíèå. Ó áàíêîâñêîãî ëèáî êîììåð÷åñêîãî êðåäèòà â ðîëè îáåñïå÷åíèÿ çà÷àñòóþ áåðóòñÿ ðàçëè÷íûå öåííîñòè. Êîãäà áåðóòñÿ â êðåäèò ãîñóäàðñòâåííûå äåíüãè, äëÿ íèõ îáåñïå÷åíèåì áóäåò âñÿ ïëàòåæåñïîñîáíîñòü ãîñóäàðñòâà, âñå èìóùåñòâî, êîòîðîå íàõîäèòñÿ íà åãî áàëàíñå.
Ìîæíî âûäåëèòü íåñêîëüêî ïðè÷èí îáÿçàòåëüíîãî ïðèñóòñòâèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà â ëþáîì ãîñóäàðñòâå:
1) íàëè÷èå êàññîâîãî ðàçðûâà â èñïîëíåíèè áþäæåòà, òî åñòü ðàçíèöû âî âðåìåíè ïîñòóïëåíèÿ äîõîäîâ â áþäæåò è ñîâåðøåíèÿ ðàñõîäîâ;
2) äåôèöèò ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà;
3) óñèëåíèå ñîöèàëüíîé îðèåíòàöèè ýêîíîìèêè, ðîñò çàòðàò íà îõðàíó îêðóæàþùåé ñðåäû, ÷òî òðåáóåò óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ.
Öåëè è çàäà÷è ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà.
Íå âàæíî, êàêóþ ôîðìó èìååò ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò, îí çà÷àñòóþ èìååò äîáðîâîëüíûé õàðàêòåð. Èñêëþ÷åíèåì áûëà ñèòóàöèÿ, êîãäà ïîñëå ÂΠâ ÑÑÑÐ áûëà ââåäåíà îáÿçàòåëüíàÿ ïîäïèñêà íà ãîñóäàðñòâåííûå îáëèãàöèè, êîòîðûå ïðåäíàçíà÷àëèñü äëÿ ñáîðà ñðåäñòâ íà âîññòàíîâëåíèå íàðîäíîãî õîçÿéñòâà.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò ïðèìåíÿåòñÿ ãîñóäàðñòâîì äëÿ ðåøåíèÿ òàêèõ ïðîáëåì:
- íàõîæäåíèå ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ íà ôèíàíñèðîâàíèå ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ, óâÿçêè äîõîäîâ è ðàñõîäîâ;
- ðåãóëèðîâàíèå ìàêðî- è ìèêðîýêîíîìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ;
- âëèÿíèå íà ñîöèàëüíóþ è äåíåæíî-êðåäèòíóþ ïîëèòèêó ñòàíû.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò è ãîñóäàðñòâåííûé äîëã.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò î÷åíü ñâÿçàí ñ ïîíÿòèåì ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ðîñò êîëè÷åñòâà êðåäèòîâàíèé îò ëèöà ãîñóäàðñòâà ñòàíîâèòñÿ ïðè÷èíîé óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã ÐÔ – ýòî äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ñòðàíû ïåðåä þð. è ôèçëèöàìè, íåðåçèäåíòàìè ñòðàíû, ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè è äðóãèìè ñóáúåêòàìè ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã îáåñïå÷èâàåòñÿ âñåì íàõîäÿùèìñÿ âî âëàäåíèè ãîñóäàðñòâà èìóùåñòâîì, êîòîðîå ñîñòàâëÿåò ãîñóäàðñòâåííóþ êàçíó.
Äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ÐÔ â ðàìêàõ êàòåãîðèè «ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò» áûâàþò â òàêèõ âèäàõ:
- Êðåäèòíûå ñîãëàøåíèÿ è äîãîâîðû, êîòîðûå áûëè çàêëþ÷åíû ñ êðåäèòíûìè îðãàíèçàöèÿìè, èíîñòðàííûìè ãîñóäàðñòâàìè, ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè îò èìåíè ÐÔ â ïîëüçó ýòèõ êðåäèòîðîâ;
- Ãîñóäàðñòâåííûå äîëãîâûå öåííûå áóìàãè, êîòîðûå âûïóñêàþòñÿ îò èìåíè ÐÔ;
- Äîãîâîðû î ïðåäîñòàâëåíèè ãîñóäàðñòâåííûõ ãàðàíòèé ÐÔ, äîãîâîðû ïîðó÷èòåëüñòâà ÐÔ ïî îáåñïå÷åíèþ îáÿçàòåëüñòâ òðåòüèìè ëèöàìè;
- Ñîãëàøåíèÿ è äîãîâîðû, çàêëþ÷åííûå îò èìåíè ÐÔ, î ïðîëîíãàöèè è ðåñòðóêòóðèçàöèè äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ãîñóäàðñòâà ìèíóâøèõ ëåò;
- Ïåðåîôîðìëåíèå äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ òðåòüèõ ëèö â äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ÐÔ, îñíîâûâàÿñü íà äåéñòâóþùåì çàêîíîäàòåëüñòâå.
Ñðîêè ïîãàøåíèÿ äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ÐÔ è åå ñóáúåêòîâ íå äîëæíû áûòü áîëüøå 30 ëåò.
Источник
Принято считать, что государственный долг может стать угрозой для безопасности экономики, однако формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов считается нормальной практикой как для России, так и для других развитых стран. Разбираемся, является ли госдолг проблемой современной экономики или необходимым фактором ее существования.
Чем опасен госдолг? Наличие госдолга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту. Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведет к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность. Рост объемов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.
Актуализация рисков государственного долга в мире наблюдается с 2008 года, когда в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Италия, Португалия и др.) столкнулись с невозможностью рефинансировать накопленный за предыдущие периоды государственный долг для его погашения и обслуживания, что привело к дестабилизации их финансовой системы и экономики. Это обусловило введение в этих странах жестких мер по ограничению государственных займов через сокращение бюджетных расходов и установление контроля за долговыми параметрами.
Кризисные явления и замедление темпов развития мировой экономики становятся причиной для реализации стимулирующей бюджетной политики, следствием которой является рост государственного долга. Несмотря на неоднозначную оценку учеными-экономистами последствий для экономики страны функционирования государственного долга, формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов следует признать нормальной практикой развитых стран.
Ситуация в мире. Количественный анализ стран мира по уровню государственного долга в процентном отношении к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показывает, что при устойчивом росте совокупной долговой нагрузки ее распределение в процентных диапазонах неравномерно. Заметно выросло число стран с долговой нагрузкой выше 60%. Если в 2013 году с уровнем государственного долга, превышающим 60% ВВП, было 48 стран, то в 2015 году их количество выросло до 61, а в 2018-м — до 67. Количество стран с уровнем госдолга от 80 до 100% также увеличилось: с 10 в 2013 году до 27 — в 2018-м. В то же время количество стран с нагрузкой выше 100% за рассматриваемый период сократилось с 15–17 в 2013 и 2015 годах до 11 к концу 2018 года. Около 64% стран мира от их общего количества к концу 2018 года имеют госдолг, не превышающий 60% ВВП. Среднее значение совокупного государственного долга к мировому ВВП составило при этом 80%.
Среди всех стран наибольший по абсолютному размеру государственный долг имеют США — около 21 трлн долларов. Однако в относительном выражении к ВВП самый крупный долг имеет Япония — 235%.
Количественное распределение стран мира по уровню государственного долга в % к ВВП в 2015 и 2018 годах
Ситуация в России. За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.
Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.
Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» государственный долг вырастет на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП). Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета.
Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%).
Основные показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2016–2021 годах
Прогноз на 2019–2021 годы. Российская Федерация будет иметь значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания. Рост долга будет происходить преимущественно за счет внутренних займов, что снижает валютные риски для суверенного заемщика и экономики в целом. Одновременно в два раза сократится отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг.
Сохранение долговой нагрузки федерального правительства на безопасных уровнях является одним из преимуществ бюджетной системы РФ в период нарастающих внутренних и глобальных рисков. Это позволяет Российской Федерации сохранять значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания, а также дает возможность в случае возникновения трудностей с привлечением необходимой суммы государственных займов на внутреннем рынке компенсировать дефицит ресурсов с внешнего рынка заимствований.
Источник
Государственный долг — это… Что такое внешний и внутренний госдолг. Структура государственного долга. Госдолг РФ в 2019 году. Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят?
РИА Новости / Наталья Селиверстова
Что такое государственный долг
Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.
Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.
Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.
Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.
У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.
Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг
Государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:
Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).
Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.
Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.
Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.
Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.
Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:
Долг по государственным ценным бумагам.
Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.
Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.
Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.
Что такое реструктуризация госдолга
Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.
Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году
Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.
После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.
В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).
На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).
На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.
Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.
Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.
Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года
За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».
Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер — позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».
Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят
Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.
В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.
Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.
Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.
В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.
Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.
Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.
Источник