(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
2. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
3. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах федерального бюджета.
4. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
5. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
6. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
7. Право осуществления государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 8 ст. 103 приостановлено до 01.01.2021 (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ).
8. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период), а также с превышением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и верхнего предела государственного долга Российской Федерации в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.
Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать краткосрочные кредиты кредитных организаций от имени Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 9 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется, начиная с бюджетов на 2020 г.
9. Под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 10 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
10. Под муниципальными внутренними заимствованиями понимается привлечение от имени муниципального образования заемных средств в местный бюджет путем размещения муниципальных ценных бумаг и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
11. Государственные внутренние заимствования субъекта Российской Федерации и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 12 — 15 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
12. Под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из федерального бюджета в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, а также от международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
13. Под муниципальными внешними заимствованиями понимается привлечение кредитов в местный бюджет из федерального бюджета от имени муниципального образования в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования перед Российской Федерацией, выраженные в иностранной валюте.
14. Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также погашения государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
15. Муниципальные внешние заимствования осуществляются в целях финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
16. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит одному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации).
17. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования).
18. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) при соблюдении следующих условий:
1) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
КонсультантПлюс: примечание.
Действие пп. 2 п. 18 ст. 103 приостановлено до 01.01.2021 (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ (ред. от 22.04.2020)).
2) субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) получен кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 19 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
19. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса, до уровней, позволяющих отнести субъект Российской Федерации (муниципальное образование) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 20 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется: в части права осуществления заимствований и предоставления гарантий — с 01.01.2021, в части согласования программ и изменений в них — при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
20. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
21. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 3 статьи 106 и пункта 11 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
22. Основанием для отказа в согласовании программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий муниципального образования, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение муниципальным образованием требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 4 статьи 106 и пункта 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 23 — 25 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
23. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
24. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования в форме кредитов от кредитных организаций и путем размещения ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) только в целях рефинансирования долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также в форме целевых бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
25. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) внешние заимствования и предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в иностранной валюте.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 26 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется: в части права осуществления заимствований и предоставления гарантий — с 01.01.2021, в части согласования программ и изменений в них — при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
26. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в валюте Российской Федерации только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
27. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации), отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) требований пунктов 23 — 25 настоящей статьи, пунктов 2 — 4 статьи 106 и пунктов 11, 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 28 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 г.
28. Проведение реструктуризации обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по целевым бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленным в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса, не допускается.
Источник
Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
1. Статья 75 содержит несколько самостоятельных норм, которые объединены тем, что каждая из них, так или иначе, регулирует отношения, возникающие в процессе эмиссии и движения рубля.
Части первая и вторая комментируемой статьи определяют основы денежной системы Российской Федерации, которая включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии денег (часть первая статьи) и регулирование денежного обращения (часть вторая статьи). На момент принятия Конституции Российской Федерации вопросы денежной системы регулировались Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. «О денежной системе Российской Федерации».
Часть первая статьи 75 регулирует прежде всего публично-правовые отношения в области экономического суверенитета Российской Федерации. Установление (введение) любым государством официальной (национальной) денежной единицы и формирование самостоятельной денежной системы — это атрибут суверенитета государства и одновременно основа экономической системы, которая формируется и функционирует в границах данного государства.
Официальной денежной единицей Российской Федерации традиционно установлен рубль. Содержание рубля в определенном количестве копеек не отражено в Конституции Российской Федерации, а закреплено в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. «О денежной системе Российской Федерации» (рубль-100 копеек). Экономический смысл денежной единицы не рассматривается в настоящем комментарии, поскольку это не является его предметом. Признание (в смысле сохранения) рубля официальной денежной единицей определяет, что все расчеты в государстве должны производиться именно с применением рубля в качестве единого эквивалента при оценке стоимости товаров, услуг, иных материальных и нематериальных благ, при проведении расчетов между всеми участниками экономического оборота, при взимании налогов и неналоговых платежей, при составлении бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также при планировании экономической политики. Признание рубля официальной денежной единицей, кроме того, есть установление права субъектов хозяйственного оборота производить расчеты в рублях и одновременно их обязанности принимать рубли по их нарицательной стоимости в качестве оплаты при всех видах платежей, а также во вклады, на аккредитивы и для перевода.
Экономический суверенитет государства обеспечивается не только признанием рубля единственным средством расчетов внутри государства, но и монополией государства на денежную эмиссию (выпуск в обращение дополнительной массы денег). Исключительное право осуществления денежной эмиссии принадлежит Центральному банку Российской Федерации. Это положение во многом определяет статус Центрального банка и его место в системе федеральных органов государственной власти.
Вопрос о содержании денежной эмиссии заслуживает отдельного рассмотрения. Закон Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» устанавливает и регулирует только эмиссию наличных денег, но при этом предусматривает возможность осуществления платежей в виде наличных и безналичных расчетов. Однако учитывая, что конституционная норма не содержит указания на форму денежной эмиссии, мы считаем, что она предусматривает эмиссию денег как в наличной форме (банковские билеты — банкноты и металлические монеты), так и в безналичной форме (депозитарно-ссудные операции, кредитная эмиссия). Дело еще и в том, что в настоящее время структура денежной массы всех развитых стран формируется в основном за счет безналичных денег, т.е. существующих только в виде записей на банковских счетах и используемых для осуществления банковских платежей, и количество наличных денег заметно уступает количеству безналичных денег.
Порядок определения образцов банкнот и монет, выпускаемых в обращение Центральным банком Российской Федерации, на момент принятия Конституции регулировался статьей 8 Закона «О денежной системе Российской Федерации», которая предусматривала согласование Центральным банком данных образцов с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. В связи с тем, что Конституция Российской Федерации, принятая референдумом 12 декабря 1993 г., не предусматривает наличие такого органа государственной власти и не определяет его правопреемника, вопрос о порядке определения образцов банкнот и монет будет разрешен в текущем законодательстве.
Отдельный вопрос-объемы денежной эмиссии. Данный вопрос прямо не урегулирован Конституцией, однако анализ статьи 71 (пункт «ж») и части первой статьи 76 позволяет говорить о том, что объемы денежной эмиссии должны устанавливаться федеральным законом (например, ежегодно законом об утверждении федерального бюджета) либо федеральным законом должен быть установлен порядок определения объемов денежной эмиссии.
Рассматриваемая конституционная норма части первой статьи 75 содержит также запрет на введение и эмиссию других денег в Российской Федерации, которые могли бы использоваться как средство платежа наряду с рублем. По существу, запрещается и централизованный выпуск (федеральными органами государственной власти) новых, по сравнению с рублем, денег и локальный выпуск (органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления) каких-либо знаков оплаты, аналогичных по своему значению и назначению рублю, вне зависимости от территории обращения таких знаков оплаты. Данная норма охватывает, естественно, и запрет на эмиссию в Российской Федерации иностранных валют.
2. Часть вторая статьи 75 определяет, во-первых, основные функции Центрального банка Российской Федерации («защита и обеспечение устойчивости рубля»), во-вторых, его независимость от других органов государственной власти (как федеральных, так и органов власти субъектов Российской Федерации) при осуществлении упомянутой функции.
Необходимо сразу заметить, что Конституция не возлагает защиту рубля исключительно на Центральный банк. Защита рубля как официальной денежной единицы осуществляется государством протекционистскими мерами (например, введением запрета на осуществление расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации), обеспечением устойчивости его курса (об этом несколько ниже) и уголовным преследованием фальшивомонетничества (подделки банковских билетов — банкнот и металлических монет) и незаконного вывоза (контрабанды) денег за пределы России и т.д.
Центральный банк Российской Федерации обеспечивает защиту и устойчивость рубля путем:
физической защиты выпускаемых в обращение банкнот и монет, что достигается применением при их производстве специальных материалов и технологий, гарантирующих сложность их подделки;
установления системы расчетов, обеспечивающей, с одной стороны, безусловный прием банкнот и монет по номиналу при всех видах платежей, а также при зачислении на счета, во вклады, на аккредитивы и при переводах, с другой — беспрепятственное осуществление всех платежей;
контроля за состоянием денежной массы в обороте;
установления признаков платежности денежных знаков, изъятия и уничтожения ветхих купюр;
обеспечения своими активами предъявляемых к оплате денежных знаков;
регулирования свободной денежной массы, находящейся в обращении, для поддержания покупательной способности рубля. Как правило, Центральный банк Российской Федерации обеспечивает такое регулирование изменением собственной учетной ставки, увеличением (уменьшением) норм обязательных резервов коммерческих банков, установлением для них обязательных экономических нормативов, а также другими способами в соответствии с теми правами, которые предоставлены ему Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»;
поддержания курса рубля по отношению к иностранным валютам в ходе определения этого курса на торгах. Центральный банк, обладая достаточным количеством иностранной валюты, обеспечивает с помощью «интервенций» определенную стабильность курса рубля.
Все перечисленные действия Центральный банк Российской Федерации осуществляет самостоятельно и независимо от других органов государственной власти. Эта независимость Центрального банка (в решении оперативных вопросов при обеспечении своей основной функции), однако, не означает его независимости от органов государственной власти вообще. Тем не менее, ни один орган государственной власти не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность Центрального банка Российской Федерации.
3. Часть третья статьи 75 Конституции определяет исключительно федеральные полномочия в сфере установления системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, указывает на порядок такого установления (федеральным законом). В каком-то смысле данной нормой определен порядок реализации полномочий, предусмотренных пунктом «ж» статьи 71 и пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции. Закрепление данного порядка в Конституции Российской Федерации ограничивает возможность разграничения предметов ведения и полномочий в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которая предусмотрена частью третьей статьи 11 Конституции.
4. Часть четвертая статьи 75 Конституции устанавливает, что порядок выпуска государственных займов, т.е. займов, выпускаемых федеральными органами государственной власти (на практике речь всегда идет о федеральных органах исполнительной власти) или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается федеральным законом. Закрепление данного порядка в Конституции Российской Федерации, как и в случае с предыдущей нормой, сужает возможность разграничения предметовведения и полномочий в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, которая предусмотрена, частью третьей статьи 11 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, данная конституционная норма предусматривает, что все государственные займы размещаются на Добровольной основе; это означает запрет на выпуск таких займов, которые были бы обязательны к приобретению гражданами, предприятиями, учреждениями или организациями. По существу, этой нормой запрещена принудительная оплата такими займами товаров, услуг, работ и т.д. Государство (в лице федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в вопросах заимствования выступает как равный партнер по отношению к другим участникам хозяйственного оборота. Государство при заимствовании действует и должно действовать не в силу своего суверенитета и не как носитель власти, а как обычный участник гражданско-правовых отношений.
Источник