Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение. В рамках этого процесса кредитором может быть любое физическое или юридическое лицо, всевозможные предприятия, зарубежные вкладчики и прочие страны.
Какими бывают государственные займы
Принято различать определенные виды государственных займов, в которых выступают разные субъекты и денежные единицы осуществляемой процедуры:
- Внешние – кредитования и займы, подсчитываемые в любой валюте, кроме национальной. При этом страна становится гарантом выплаты определенного объема денег, отраженного в зарубежной валюте. В качестве кредиторов выступают предприятия международного финансирования, юрлица, население и страны.
- Внутренние — целевые займы и кредиты, которые основываются на государственной валюте. При этом страна должна погасить задолженность национальными деньгами.
Существует и понятие муниципального займа, при которых деньги в долг берет определенный субъект государства или муниципальный объект, а используемые денежные знаки могут быть любыми. В качестве кредиторов могут выступать такие же объекты, как и в прочих типах займов.
Помимо этого, государственные займы делятся на кредиты и сберегательные дела на основе формы процедуры. Так, сберегательное дело предполагает перераспределение всех кредитных средств в бюджет страны-заемщика. Выделяются особые структуры, которые занимаются контролем подобных операций – сберегательные банки, выступающие коммерческими предприятиями, чьи активизированные финансы применяются в качестве кредитной базы. Они могут выступать совместными участниками кредитования страны, занимаясь приобретением ценных бумаг.
Особенности госзаймов в отношении ценных бумаг
Система госзаймов страны предполагает ключевую форму кредитования страны. При этом формы государственных займов отличаются между собой по оформлению права:
- обеспечение производится созданием ценных бумаг;
- предоставление по соглашению властей и правительственных учреждений.
Зачастую договор государственного займа применяется для разработки заимствований от зарубежных кредиторов, которыми выступают власти, международные финансовые структуры и учреждения.
Ценные бумаги обеспечивают возможность привлечения финансов на специальных рынках. Организация госзайма возможна посредством облигация или векселей, при этом каждый из методов предполагает соглашение с применением ценных бумаг.
Кроме того, займы подразделяются на категории по их распределению на внешние и внутренние, и порой данные определения путают с упомянутыми выше значениями. Внутренние заимствованием по месту приходят от учреждений, функционирующих в условиях внутреннего финансового рынка, а внешние государственные займы предоставляются внешними структурами, включая зарубежных граждан, властей и учреждений.
Классификация государственных займов непременно включает в себя заимствования посредством эмиссии, причем возможен местный и национальный вариант. В первом типе выпускающими органами являются местные предприятия, а деньги направляются в бюджет местных учреждений. Что касается национальных займов, здесь основным органом будет правительство, направляющее средства по заимствованию в государственный бюджет.
Другие виды госзаймов
Разделение всех госзаймов производится и по методу использования ценных бумаг:
- Рыночные варианты заимствований подкрепляются облигациями, доступными к покупке, продаже и перепродаже.
- Нерыночные типы не позволяют торговать ценные бумаги в условиях рынка, то есть их обладателю запрещено перепродавать задолженность.
Классификация соглашения госзайма происходит по используемым залоговым обязательствам, при этом основополагающим значением выступают условия обеспеченности. Для залогового заимствования предполагается абсолютное отражение функций текущей финансовой системы, действующей в рамках материального обеспечения, а для залога применяется прибыль или определенное имущество страны. Беззалоговые займы не требуют обеспечения, а их выдача производится в отношении стран с высоким авторитетом, что обеспечивает уверенность в выплате задолженности.
Выплата госзайма может осуществляться в различных временных отрезках. Разделяют недолгосрочные заиствования, которые должны быть выплачены на протяжении 12 месяцев, среднесрочные (выдаваемые на срок до 5 лет), и долгосрочные займы без какого-либо периода погашения.
Влияние выплат на госзаймы
Основываясь на характере погашения задолженностей, все госзаймы подразделяются на дисконтные, с процентной ставкой и выигрышные.
Займы с процентной ставкой предполагают использование конкретного процента, регламентирующего прибыль по долговому соглашению. Возможно использование фиксированной или плавающей ставки, причем вторая корректируется на основе финансового рыночного положения, включая спрос и предложение на кредитование. Оплата доходности по данному займу производится посредством купонов, а периодичность прописывается индивидуально.
Выигрышное заимствование предполагает оплату по факту осуществления тиража – данный подход обеспечивает прибыль лишь обладателям победного облигационного тиража.
Что касается дисконтного заимствования, оно дает возможность покупки ценных бумаг по уменьшенной цене, но выплаты долга производятся по номинальной цене. Прибыль кредитора выражается в разнице между стоимостями приобретения и выплаты. Дисконтные бумаги не предполагают купоны, так что их нередко называют бумагами с нулевым купоном.
Выплата долга может выполняться различными способами – по частям или одновременным погашением. Первый случай может выполняться следующим образом:
- Оплата за несколько лет с равными долями выплат;
- Оплата увеличивающимися с течением времени суммами;
- Оплата с уменьшающимися суммами.
Два последних варианта хорошо подходят для случаев с вероятным повышением или понижением национальной прибыли. Процедура погашения госзайма может осуществляться на длительном отрезке времени, если данная возможность предполагается по соглашению.
В итоге выходит, что соглашение госзайма является особыми финансовыми взаимоотношениями, которые обладают значительным объемом всевозможных экономически процедур. Широкий простор для финансовых отношений дает возможность организовать наиболее удобные условия для инвестиций, направленных на бюджет страны или в пользу предприятий, требующих значительного международного кредитования. Разнообразие способов создания договора на погашение долга позволяет учесть интересы юридических и физических лиц.
Впрочем, госзаймы нуждаются в специальном контроле процедуры выплаты задолженности и самого привлечения денег. Для обеспечения выделяют следующие принципы:
- Минимальная цена кредитования;
- Максимальная устойчивость национальных облигаций и векселей.
Чтобы произвести госзайм, должны быть соблюдены важнейшие требования:
- В финансовом пространстве обязаны пребывать кредиторы, располагающие внушительным объемом свободных денег;
- Страна должна вызывать доверие;
- Вкладчики должны быть заинтересованы в программах обеспечения госзаймов;
- Кредиты обязаны выплачиваться вовремя.
При этом у страны имеется ряд способов для выплаты долга:
- Инвестиции денег в высокодоходные проекты;
- Налоговые отчисления юридически и физических лиц;
- Снижение затрат страны;
- Рефинансирование и поиск возможностей для других займов.
Как происходит контроль госдолга
Управление госдолгом является системой комплексных финансовых мероприятий Центробанка и страны для выплат задолженностей и организации процедуры перераспределения доходности по обязательствам. Применение рефинансирования возможно лишь при недостаче целевых финансов.
Среди действий, используемых при процедуре погашения госзайма, можно выделить:
- Кредитные отчисления;
- Оплата внешних и внутренних кредитов;
- Смена условий кредитования;
- Обеспечение гаранта;
- Создание условий организации и создания нового заимствования.
Эффективность данных действий основывается на выборе самого правильного решения при контроле госзайма. Чтобы найти лучший выход, требуется аналитическая деятельность для оценки масштабов задолженности, его структуры, получения объективной оценки нынешней финансовой ситуации и долга.
Разделение ключевых аналитических характеристик происходит на абсолютные и относительные. Первый тип предполагает выражение масштаба задолженностей и величины затрат, необходимых для использования и выплаты денежных средств. Что касается относительных характеристик, они могут повлиять на контроль задолженности и административные действия:
- Соотношение ВВП к объему задолженности в процентном виде;
- Оценка части бюджета, требуемой для выплаты задолженности и ее использования, при этом расчет доли осуществляется на основе общего объема затрат.
Проведение оценки задолженности внешнего типа возможно посредством расчета отношения объема кредита и экспорта. Данные показатели принимаются в расчет по масштабу в денежном варианте. Это дает объективную оценку степени долгового бремени для конкретной страны. При этом контроль внешней задолженности происходит через привлечения дополнительных ресурсов, использование облигаций и обнаружение источников для выплаты долга.
Источник
Государственный заём- это форма отношений, установленных официально, между государством и физическими или юридическими лицами, которая является обязательной и состоит в получении этими лицами денег или любого имущества от правительства страны. Заёмщик обязан вернуть всё, что получил в оговоренные сроки обеими сторонами. Возвращение может иметь проценты, которые накапливаются за какое-то время невозвращения долга. Такие отношения могут возникать не только между государством и другим лицом, но и просто в обществе.
Государственный займ используют в таких целях:
1. Для улучшения состояния финансовой системы государства
2. Покрытия задолженностей
3. Для финансирования местных и региональных учреждений
Для того чтобы заём считался официальным и заёмщик гарантировал возврат долга, он должен быть подписан на бумаге в форме документа. Такая процедура обязательна только для тех сумм, которые являются больше десятка раз за заработок населения, установленный в стране, где происходит заём. В случае, если заимодавец- это предприятие или крупная компания, то сумма займа не имеет значения и может быть абсолютно любой.
Для того чтобы при займе значительных сумм не было обмана, заёмщик должен предоставить расписку или любой другой документ о том, что он берёт эти деньги и обязывается отдать их за какой-то срок.
Займы имеют такие виды:
1. Целевой заём- это договор, целью которого является получение средств заёмщиком, которые он использует в определённых целях.
2. Нецелевой заём- это договор займа, который не имеет ограничений в применении займа заёмщиком, что никак не контролируется.
3. Государственный- договор, который имеет государственное начало, государство выступает гарантом выплаты муниципальным или федеральным органом денежных средств заимодавцу- юридическому или физическому лицу.
1. При нарушении договора о займе:
— Проценты по сплате регулируются пунктом 1 статьёй 809. В том случае, если деньги не были выданы, то заёмщик обязан оплатить дополнительную процентную сумму, размер которой утверждён пунктом 1 статьи 395.
— Если договор допускает или предусматривает возвращение суммы долга по частям, имеется ввиду в рассрочку, а заёмщик нарушил этот пункт и не выплатил часть рассрочки вовремя, то заимодатель может потребовать возвращение всех денег полностью, учитывая ещё и проценты за просрочку выплаты. Последствия невыплат по договорам займов регулируются статьёй 811 ГК РФ.
2. Спор об условиях договоров займов:
— Лицо, которое является заёмщиком, имеет право требовать отсрочки в выплатах и не соглашаться с принятием условий договора, если он не не получал денег от заимодавца или получал их в меньшем количестве, чем требовалось по условиям договора.
— Несоглашение с договором, который был составлен письменно, не может быть оспорен по вопросу безденежности заёмщика, за исключением ситуации, если он подписывался путём обмана или насилия.
— Если оспаривание подтверждает то, что денежные средства или имущество так и не были получены, то договор считается недействительным и наоборот.
Этот вопрос устанавливается статьёй 812 ГК РФ.
3. Соответственно со статьёй 812 ГК РФ если заимодатель находится в сложной жизненной ситуации, безденежье, которое не зависит от него самого, то он может потребовать от заёмщика выплаты полной суммы долга или полного возвращения вещей займа для улучшения собственного состояния.
4. Заём, совершенный с определённой целью:
— Если заём является целевым, то заимодавец имеет право контролировать использование данной им суммы заёмщиком.
— Если заёмщик использует данные ему в займы средства, предусмотренные договором займа, то заёмщик имеет право потребовать досрочное возвращение денег в полном размере и с процентами.
Данный вопрос рассматривается 1 пунктом статьи 814 ГК РФ.
5. Каким образом осуществляется заём:
— Сумма займа неограниченна, если её выдала компания или предприятие, официально установленные, что уточнялось ранее.
— Договор считается незаключённым, если в нём не указано количество получаемых вещей заёмщиком или точная сумма денежных средств, время действия договора и период, за который должна быть выплачена сумма в рассрочку.
— Договор может не иметь годовых процентов вообще. Если в договоре не устанавливается точная сумма натекающих процентов, то проценты определяются исходя из ставки ближайшего банка по месту жительства заёмщика на момент совершения оплаты.
Стоит отметить, что беспроцентные займы имеют проблемы с налоговой инспекцией, могут изыматься штрафами.
Как говорилось ранее, государственным займом считается заём, в котором заёмщиком является Российская Федерация как государство или один из ёё субъектов- федеральные или муниципальные органы государства, а заимодавец- это любое физическое или юридическое лицо на территории страны.
Процедура получения займа очень простая. Государство приобретает облигации или ценные бумаги, которые подтверждают его возможность получать имущество или денежные средства от заимодавца.
Государственные займы- процесс необязательный и добровольный, который устанавливается путём формирования заёмных отношений между этими двумя субъектами договора.
Внутренние займы (между Российской Федерацией и гражданами государства или его субьёктами юридического права). Первый государственные займы были получены Россией в двадцатых годах. Так как государственные займы являются добровольными, этот принцип очень нарушался в то время, ведь гражданы тоговременного СРСР отдавали все свои заработные платы государству, не оставляя в кармане не копейки.
Хоть в послевоенное время после Второй мировой войны возрос патриотизм в России, но состояние госзаймов было достаточно печальным, собирались минимальные суммы, сравнительно с прошлым опытом государства.
Внешние займы с 1992 года (между Российской Федерацией и другими странами)
В 1992 году был совершён первый внешний заём в стране. Займы государства на то время составляли около 100 миллиардов долларов США, но пиком состояния государственного долга считается 1998 год, в котором эта сумма составляла практически 160 миллиардов долларов США.
Начиная с 2000 года, государственный долг Российской Федерации начал спадать, уже в 2010 составляя 37, 6 миллиардов долларов США, что является историческим минимумом страны.
Облигации в Российской Федерации выпускаются Министерством Финансов. Вклады юридических или физических лиц в облигации считаются одним из самых удачных способом для вложений денежных средств. Это происходит из-за обязательства государства выкупить эти облигации назад. Минусом этой процедуры считается низкая процентная ставка, ведь исходя из суммы вложения, вкладчик может получить всего лишь 7-10%.
В государственные облигации чаще всего делают вклады крупные компании, зарубежные инвесторы в долларах или евро, управленческие учреждения, банки и страховые компании.
Инвестирование в государственные облигации Российской Федерации, как известно, составляет минимальный риск потери денежных средств, которые были вложены. Но не смотря на это в случае дефолта или банкротства страны вкладчик может остаться ни с чем, потеряв все свои деньги.
Для того чтобы избежать такой ситуации вкладчику рекомендуется застраховать денежные средства, которые он вкладывает. В таком случае страховая компания всё погасит заёмщику, который потерял деньги. Но для того чтобы застраховать свой вклад нужно вложить ещё большую сумму в это процедуру, которые превзойдут даже суммы по процентам, которые ожидает получить вкладчик за год.
Государственные займы- неоднозначная процедура, которая практикуется по всему миру. Чем более развита страна, тем больше пользы получают заёмщики в лицах как физических, так и юридических, которые вкладывают свои денежные средства или имущество для последующего их выкупа государством или его субъектами.
Существует и противоположное понятие, которое называется государственным кредитом. Если государство вступает в такие отношения, то оно считается заимодавцем, а лицо, с которым это происходит,- заёмщиком, который получает денежные средства и обязывается их вернуть в течении определённого времени.
Государственные Займы — См. Заем государственный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Государственные займы — экономические отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой, при которых заемщиком выступает государство. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ — – в СССР форма добровольного активного участия трудящихся масс своими сбережениями в финансировании народного хозяйства. Основные средства на финансирование народного хозяйства, культуры и т. д. черпаются в СССР за счёт быстро растущих накоплений … Советский юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ — при влечение государством заемных средств путем выпуска облигаций и других ценных бумаг или путем безоблигационных займов. С помощью Г.з. обычно покрываются дефициты государственных бюджетов. Задолженность по Г.з. в большинстве стран постоянно… … Внешнеэкономический толковый словарь
Государственные займы — см. Займы государственные … Большая советская энциклопедия
Государственные займы — основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника. Задолженность по Г. з., в которых государство является заемщиком, включается в сумму… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ — основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве должника. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию… … Энциклопедический словарь экономики и права
государственные займы — форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию… … Словарь экономических терминов
ВНУТРЕННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ — форма получения кредитов государством, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь
внешние государственные займы — форма получения кредита государством от внешних кредиторов … Словарь экономических терминов
Практическим воплощением механизма государственного дата, приводящим к образованию государственного долга являются государственные займы. В договоре государственного долга заемщиком выступает Российская Федерация или ее кт. Договор государственного займа заключается путем обретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг.
В мировой практике используется следующая классификация государственных займов [9].
1. По месту размещения займы могут подразделяться на вне- и внутренние. Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние — перед резидента-
В течение длительного времени в СССР разделение дарственных займов на внешние и внутренние проводилосьна основе резиденства, а по принципу валютирования, т.е. на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: им займом считался заем, произведенный и номинированной: в иностранной валюте, а внутренним — номинирован- в национальной валюте. Растущий уровень глобализации экономики и допуск нерезидентов на рынок рублевых обязательств обусловили переход от критерия валютирования к критерию резиденства кредитора.
- 2. По способу обращения займы могут быть подразделены на иные и нерыночные. Рыночные — это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и даются после их первичного размещения на рынке. В промынленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы — это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему мо-гут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская также ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.
- 3. По сроку заимствования средств займы подразделяются на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).
- 4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на закладные и беззакладные. Закладные — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, каким-либо имуществом. К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы — это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.
- 5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
- 6. По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды; процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала (этот тип займа «является основным: именно в процентных бумагах размещается основная часть государственного долга в промышленно развитых странах); дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока предоставления заемщику средств; выигрышные займы, доход по которым устанавливается на основе тиражей выигрыша (они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени); индексацион- ные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
- 7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевый и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. Если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупить свои долговые обязательства и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
- 8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие варианты его погашения: равными долями на протяжении оговоренного срока; увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока (подобная форма наиболее удобна в случае, если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта; соответственно по мере продажи инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств); уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока
- 9. По способу определения дохода эмитент может предложить инвестору займы с постоянным фиксированным и с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по первым предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту — заранее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. Своеобразной страховкой для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который изменяется в привязке к какому- либо экономическому индикатору, например ставке по межбанковским кредитам в стране.
- 10. По направлениям использования заемных средств могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны использоваться только на финансирование отдельных конкретных программ, для продажи которых и размещается заем. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
- 11. По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и среди юридических лиц. Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций.
- 12. по методам размещения займы подразделяются на добровольные, принудительные, добровольно-принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке в силу закона. Добровольно-принудительные займы формально являются добровольными, однако их размещение в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа, по. существу, про водится в обязательном порядке.
Источник