Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.
Текущий и капитальный государственный долг
Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.
Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.
К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.
Внешний и внутренний долг
В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).
Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга. Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.
Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.
Виды долговых обязательств государства:
- Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
- Полученные правительством кредиты.
- Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.
Виды и классификация государственного долга
Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования. В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга. В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.
В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая. Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам. В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.
Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики. К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период. Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.
Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.
Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.
Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru
Источник
Гос. займы — форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.
Гос. займы можно классифицировать по ряду признаков:
- * по субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;
- * по обращению на рынке — рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;
- * по валюте заимствований — внутренние и внешние;
- * в зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);
- * по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;
- * по обеспеченности — закладные и беззакладные ;
- * по характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, процентные, беспроигрышные; * и др.
Гос. займы как форма гос. кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Гос. и муницип. займы осуществляются путем выпуска ц. б. от имени РФ, субъекта РФ или муницип. образования. Таким образом, по договору гос. и муницип. займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муницип. образование, а инвестором — гражданин или юр. лицо-резидент или нерезидент. Гос. внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является гос. кредит. При осуществлении гос. кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.
При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.
Государственный кредит может быть внутренним (гос.займы, вклады населения, казначейские ссуды) и внешним (международный, где государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора). Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга — внутреннего и внешнего.
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Методы управления государственным долгом:
- 1. Важную роль в управлении государственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. В условиях резкого роста гос. задолженности правительства редко погашают займы за счет текущих доходов. Нередко они выпускают новые займы, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Такой способ погашения государственных займов называется рефинансированием и связан с конверсией и консолидацией.
- 2. В ряде стран к управлению государственным долгом относятся и попытки ограничить его рост путем установления лимита (потолка, максимального значения).
- 3. Операции по управлению государственным долгом тесно связаны с кассовым исполнением бюджета и выполняются обычно эмиссионными банками. Эти банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним (оплачивают выигравшие облигации по выигрышным займам и проценты по процентным займам), а также производят оплату облигаций, подлежащих выкупу (часто суммы выплачиваемых процентов по государственному долгу превышают суммы его чистого прироста).
- 4. Гос-во вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности, называется конверсией. Чаще всего при конверсии правительство меняет размер номинального процента, иногда уменьшая его и ставя целью снижение государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.
- 5. Довольно часто государство, не изменяя доходность облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные. Изменения условий займа, касающиеся его сроков, называются консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией, т. е. объединением нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.
- 6. Помимо этих основных методов управления гос. долгом, правительство может выкупать займы, обращающиеся на рынке ссудного капитала, давая такое поручение центральным и коммерческим банкам. К мероприятиям по управлению государственным долгом относятся также и поддержание курса гос. ценных бумаг путем проведения определенной финансово-кредитной политики.
- 7. Своеобразным способом решения проблемы гос. долга является банкротство, когда гос-во аннулирует заем или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.
- 8. Важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по гос. ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.п.
- 16. Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка и альтернативный источник финансирования экономики
Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. Он позволяет осуществить и ускорить переход капитала от денежной к производительной форме. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения. РЦБ, являясь одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств. Как синоним термина «рынок ценных бумаг» в современной отечественной экономической литературе используется термин «фондовый рынок».
Эффективное функционирование современной экономики невозможно без существования развитого и стабильно работающего рынка ценных бумаг, на котором происходит перераспределение свободных финансовых ресурсов от инвесторов к заемщикам. Кроме того, такое перераспределение средств с помощью фондового рынка является наилучшим из возможных, так как только рыночное распределение финансовых ресурсов наиболее эффективно. Острая потребность российской экономики в инвестициях и возможность их получения при помощи эмиссии ценных бумаг и их размещения на фондовом рынке обусловливают необходимость формирования в России современного эффективного рынка ценных бумаг.
Общепризнанными источниками финансирования экономики являются государственный бюджет, кредиты, субсидии, прибыль хозяйствующих субъектов. В этих условиях российский РЦБ приобретает важное значение как альтернативный источник финансирования экономики. Он позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым получая большие возможности для выбора.
Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг является важной составной частью финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). Основная его цель заключается в аккумулировании временно свободных денежных средств с целью их инвестирования.
Источник
© Михаил Джапаридзе/ТАСС
На фоне пандемии коронавируса нового типа долг российского правительства превысил его ликвидные резервы и вернулся к положительным значениям, сообщило издание РБК со ссылкой на данные Минфина РФ и ЦБ. Объясняем, что же это значит.
В широком смысле это средства, которые правительство одалживает, чтобы оплатить расходы. Государственный долг России складывается из внутреннего и внешнего долгов правительства, а также обязательств регионов и муниципальных образований. А чистый госдолг — это, по сути, сумма, которая осталась бы, если все кредиторы страны разом потребовали вернуть им деньги. То есть «отрицательный» чистый госдолг означает, что у государства хватает резервов закрыть все свои обязательства и остаться в плюсе. «Положительный», соответственно, наоборот. При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг — явление редкое. Россия к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций.
Федеральный госдолг, о котором говорило РБК, объединяет внутренний и внешний долги правительства. Так, на 1 июля 2020 года внутренний российский госдолг составил примерно 11,171 трлн рублей, внешний госдолг на ту же дату — $51,027 млрд (около 3,594 трлн рублей по курсу на начало июля), а их сумма — 14,765 трлн рублей.
Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.
Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.
Ликвидные активы государства — это валютные и рублевые депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках. По подсчетам РБК, на 1 июня они почти сравнялись с госдолгом в районе 14,3 трлн рублей. А 1 июля второй превысил первые на 1,55 трлн рублей.
За апрель — июнь депозиты правительства уменьшились на 3,8 трлн рублей. При этом 2,1 трлн рублей пошли на покупку Сбербанка у ЦБ за счет средств ФНБ.
Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В текущем году его изменения демонстрируют, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.
Ранее в июле Минфин заявил, что дефицит бюджета в 2020 году не должен превысить 5% ВВП. Почему дефицитный бюджет тоже не проблема, почитать можно здесь.
По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП. По подсчетам рейтингового агентства Fitch, российский федеральный госдолг вырастет в 2020 году до 15,8% ВВП против 14,6% на конец 2019 года. А разница между ним и активами правительства увеличится до 1,9–2,9 трлн рублей. При этом к 2022 году специалисты Fitch прогнозируют рост госдолга до 17,2% ВВП.
Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах самый большой в мире, а соотношение с ВВП ($19,1 трлн во втором квартале 2020 года) колеблется в районе 134%. Подробнее об этом мы писали здесь.
Размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, заявил министр финансов Антон Силуанов. Он отметил, что сокращение доходов бюджета и необходимость финансировать программы поддержки граждан и бизнеса в 2020 году закономерно потребовали увеличения госдолга.
«В целом макроэкономические показатели в России демонстрируют высокую устойчивость экономики и финансовой системы, о чем свидетельствует и высокий уровень золотовалютных резервов страны — почти $600 млрд. Такой оценки придерживаются и международные инвесторы, и рейтинговые агентства, недавно подтвердившие кредитный рейтинг России на инвестиционном уровне», — сказал глава Минфина.
Источник