· Генеральное соглашение о займах;
· новые соглашения о займах;
· заимствование средств у государств — членов МВФ.
В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о займах, которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов Фонду. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало продлеваться каждые 5 лет. Лимит кредита вначале был определен в 6,5 млрд. долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл. США). В целях преодоления чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере Исполнительный совет (Директорат) МВФ расширил возможности Фонда по привлечению займов, утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с которыми МВФ может привлечь от 25 предполагаемых стран — участниц этих соглашений средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд. долл. США). МВФ также прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Японии и других стран).
Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.
Кредитная деятельность
Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По истечении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную операцию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете национальную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процентную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на основе рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6—8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду.
Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых для этих стран.
Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервнойдолей. Ее размер определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда (на специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других государств — членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную позицию.
Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны — члена МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может автоматически, по первому требованию, получать кредиты от Фонда, причем за пользование таким кредитом страна-член не платит комиссионные и проценты и ей не устанавливаются сроки возвращения полученного кредита.
Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они составляют 100% от величины квоты), выдаются на более строгих условиях: предельная величина получаемых средств от МВФ, когда страна полностью использовала резервную позицию (т.е. резервную долю и кредитную позицию), не должна, как правило, превышать 125% ее квоты. Приобретаемые страной средства сверх резервной доли делятся на 4 части (транша) по 25% каждая, и по мере использования этих частей (траншей) получаемого кредита требования по «обоснованному использованию» получаемых средств возрастают. В «письме о намерениях», направляемом страной-заемщиком Фонду, излагаются направления и меры по использованию кредита, и Фонд контролирует их выполнение. В тех случаях, когда, по мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщиком взятых обязательств, кредитование сокращаются, а может и полностью прекратиться.
МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ иностранную валюту в обмен на национальную в любое время, но на согласованных с Фондом условиях.
В 1974 г. была создана система расширенного кредитования, которая предназначена для предоставления средств в иностранной валюте странам — членам Фонда на более длительные сроки и в значительно больших размерах. Получить такого рода кредиты страны-члены могут, когда имеет место серьезное нарушение равновесия платежного баланса.
Для получения расширенного кредита страна-заемщик подписывает с Фондом специальное соглашение, в котором оговариваются условия кредита и принимаемые страной обязательства. Общий размер кредитов, которые страна-член может получить от Фонда в рамках резервных и расширенных кредитов, составляет на протяжении года до 68% от ее квоты, а включая ранее полученные кредиты — 300% от квоты.
Специальные механизмы
В целях оказания помощи странам — членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и социального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предоставляют средства на валютных условиях. К ним относятся:
• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, средства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедствиями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;
• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых товаров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;
• Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;
• Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем осуществления радикальных экономических и политических реформ.
Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальные фонды, которые были призваны содействовать преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам (например, нефтяной фонд — для покрытия дополнительных расходов в связи со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд — для оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ, и др.).
Источник
Основные цели и задачи заключения генерального соглашений ISDA? RISDA: как применяются условия ISDA для российского финансового рынка?
Что такое соглашения типа ISDA (RISDA) для заключения сделок в корпоративных финансах?
Корпоративные финансы нуждаются в рациональном управлении рисками и соблюдении общепринятого порядка совершения внебиржевых сделок с помощью производных финансовых инструментов.
Единая нормативная база для осуществления сделок на внебиржевом рынке позволяет уменьшить затраты в процессе заключения и согласования договоров, обеспечить прозрачность деятельности всех участников (будь то банки или частные компании) и упростить решение спорных вопросов в судебном порядке.
Ассоциация свопов и деривативов ISDA (International Swaps and Derivatives Association) — это международная организация, которая объединяет участников внебиржевого рынка (OTC) деривативов. Она была создана в США, и в настоящее время включает 900 участников из 70 стран мира.
Читайте также: Новости финансов сегодня 10 сентября 2018
Генеральное соглашение ISDA позволяет контролировать деятельность трейдеров и управлять обменными операциями с целью создания благоприятной атмосферы на мировых финансовых рынках. Соглашение охватывает деятельность всех транснациональных банков и их филиалов при торговле свопами, валютой и опционами. Банки подписывают ISDA с корпорациями с целью определения условий совершения торговых сделок.
Генеральное соглашение ISDA является основой для планирования и реализации финансовых соглашений по сделкам хеджирования, когда компании осуществляет торговлю внебиржевыми контрактами по производным финансовым инструментам. В российской экономике используется нормативная база RISDA, которая основывается на международных стандартах и адаптирована к потребностям российского рынка. Все сделки, заключаемые в рамках RISDA, являются срочными и используют маржу в качестве обеспечения исполнения обязательств по сделке.
Основные разделы соглашений ISDA должны содержать правила заключения сделок, условия прекращения договорных обязательств и порядок выполнения расчетов. Внебиржевая торговля производится непосредственно между участниками сделки, без присутствия посредника.
Банкам и корпорациям это выгодно, потому что снижает их затраты на разработку и экспертизу собственных генеральных соглашений, а также позволяет проводить процедуру ликвидационного неттинга в случае дефолта одной из сторон по сделке.
В российском законодательстве отсутствует понятие срочной сделки, поэтому главная задача отечественного аналога ISDA — выработать нормативную базу, которая будет соответствовать международным нормам и правилам и позволит российским компаниям производить финансовые операции с деривативами.
Особенности соглашений RISDA
RISDA – российский аналог стандартных документов, разработанных ISDA, предусматривающих единые для всех участников ассоциации условия, правила и процедуры заключения сделок на российском валютном и фондовом рынках: ответственность сторон, порядок заключения, подтверждения и исполнения сделок, а также перечень случаев дефолта для применения ликвидационного неттинга.
Использование стандартный соглашений RISDA согласуется со статьей 51.5 Закона №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Российское законодательство разрешает использовать соглашение о ликвидационном неттинге ISDA Master Agreements, которое должно обеспечивать выполнение мероприятий по расторжению международных договоров, чтобы избежать дефолта и событий, связанных с банкротством. Также основной целью RISDA является создание таких условий деятельности компаний, при которых они смогут избежать правовой неопределенности при рассмотрении споров по заключенным сделкам и получить механизм ликвидационного неттинга.
ПРИМЕРЫ документов RISDA:
- Примерная форма Генерального соглашения о срочных сделках на финансовых рынках.
- Примерные условия соглашения о срочных сделках на финансовых рынках.
- Стандартные условия конверсионных сделок, сделок валютный форвард валютный опцион и валютный своп.
- Стандартные условия срочных сделок валютно-процентный своп, опцион на процентные ставки и сделки свопцион.
Читайте также: Распространенные ошибки финансового планирования и бюджетирования
Например, стороны могут подписать Генеральное соглашение о срочных сделках, в котором могут изменить перечень стандартной документации по сделкам, но не могут менять ту часть которая называется «Необходимые условия договора» (п 1.5. Примерных условий RISDA).
Подписанное между сторонами генеральное соглашение признается соответствующим RISDA, если оно не содержит изменений Стандартных условий по сделкам в отношении оснований досрочного прекращения обязательств, определения ликвидационной стоимости и суммы денежного обязательства.
Генеральное соглашение может предусматривать возможность расторжения при условии, что у сторон по сделке отсутствуют неисполненные обязательства на момент расторжения. Желательно, чтобы позиция стороны-инициатора была подтверждена судом, который иначе может квалифицировать такую позицию как «уход от обязательств» (англ. walk away).
Если стороны заключают сделку с использованием производных финансовых инструментов, то в качестве обеспечения по сделке может использоваться некоторая денежная сумма (Credit Support Amount, CSA — обеспечительный платеж или маржа). В таком случае стороны в рамках Генерального соглашения RISDA подписывают двухстороннее соглашение о CSA, являющееся частью Стандартной документации RISDA.
Читайте также: Еврооблигации, евроноты или евробонды: что такое?
Важно также отметить, что наивысшую приоритетность среди стандартных документов по срочным сделкам имеют подтверждения по сделке, которые стороны составляют по каждой заключенной сделке в целях закрепления ее условий.
Как только сторонами подписано Подтверждение по сделке, его копия вместе с ранее заключенным Генеральным соглашением должна быть предоставлены Репозитарию.
В российской практике в качестве обеспечения операций в основном используется договор о залоге акций, при котором залогодержатель не может пользоваться имуществом, находящимся в залоге. Данное обеспечение не участвует в процессе ликвидационного неттинга.
Подробнее на сайте проекта Вашказначей!
Источник
МВФ имеет два постоянно действующих многосторонних соглашения о займах — расширенные НСЗ и Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), в соответствии с которыми он может получить займы на сумму 370,0 млрд СДР (приблизительно 570 млрд долл. США). МВФ может привести в действие эти соглашения, если он сочтет, что его потенциальных возможностей брать обязательства по предоставлению кредита может оказаться недостаточно для удовлетворения потребностей стран-членов, например, в случае крупного финансового кризиса.
В апреле 2010 года Исполнительный совет утвердил предложение о расширении и повышении гибкости НСЗ, в результате чего объем НСЗ был расширен до 367,5 млрд СДР (приблизительно 560 млрд долл. США), при увеличении числа участников этого механизма на 13 стран, включая ряд стран с формирующимся рынком, внесших значительный вклад в это крупное расширение объема НСЗ. Расширенные НСЗ вступили в силу 11 марта 2011 года и вскоре были введены в действие на период в шесть месяцев на сумму 211 млрд СДР (приблизительно 320 млрд долл. США). НСЗ были в последний раз приведены в действие на максимальный период в шесть месяцев, начиная с 1 апреля 2012 года. Планируется рекомендовать провести повторную активацию НСЗ в полном объеме на период в шесть месяцев, с 1 октября 2012 года по 31 марта 2013 года. Пятнадцатого ноября 2011 года к НСЗ присоединился Национальный банк Польши, в результате чего общий объем средств по НСЗ вырос до 370,0 млрд СДР (приблизительно 570 млрд долл. США) (см. информационную справку о постоянно действующих соглашениях о займах МВФ).
С 2009 года МВФ заключил ряд двусторонних соглашений о займах. В настоящее время у МВФ имеется шестнадцать двусторонних соглашений о займах на сумму приблизительно 200 млрд долл. США. В июле 2009 года Исполнительный совет МВФ утвердил принципы выпуска облигаций (нот) для официального сектора. Выпуск таких нот позволит странам-членам вкладывать средства в безопасный инструмент и поможет сохранить возможности для предоставления своевременной и эффективной помощи МВФ государствам-членам на цели урегулирования платежного баланса. В настоящее время МВФ имеет два двусторонних соглашения о покупке нот на сумму приблизительно 60 млрд долл. США. Со списком двусторонних соглашений о займах и покупке нот можно ознакомиться здесь. В случае участников НСЗ, имеющих двусторонние кредитные линии, эти кредитные линии не увеличивают общие ресурсы, доступные МВФ в рамках их кредитных соглашений НСЗ. После учреждения периода вступления в действия согласно НСЗ МВФ будет использовать двусторонние кредитные линии, предоставленными участниками НСЗ, только для финансирования
обязательств в рамках других поддерживаемых МВФ договоренностей, утвержденных до первого периода вступления НСЗ в действие.
В апреле 2012 года государства-члены объявили о принятии дополнительных обязательств с целью увеличения ресурсов МВФ более чем на 430 млрд долларов. В данный момент со странами-членами ведутся переговоры относительно заключения двусторонних соглашений о займе и покупке нот в 2012 году; данные соглашения планируется использовать также в целях предотвращения и преодоления кризисов и для покрытия возможных потребностей членов МВФ в финансировании. Данные средства будут выступать в качестве крайней меры поддержки и будут задействованы только в дополнение к ресурсам в рамках существующих квот и расширенных НСЗ.
Источник
(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Арбитражные споры:
— Заемщик хочет признать договор займа незаключенным
— Заемщик хочет признать договор займа недействительным
— Займодавец хочет признать договор займа недействительным
— Займодавец хочет расторгнуть договор займа в связи с существенной просрочкой заемщиком возврата суммы займа и взыскать задолженность
— Заемщик хочет взыскать неосновательное обогащение в размере переплаты по договору займа
См. все ситуации, связанные со ст. 807 ГК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
— Заемщик хочет расторгнуть договор займа в связи с ухудшением финансового положения или состояния здоровья
— Заемщик хочет признать договор незаключенным в связи с его безденежностью
— Заемщик хочет признать договор займа недействительным, т.к. договор является мнимой или притворной сделкой
См. все ситуации, связанные со ст. 807 ГК РФ
1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.
2. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.
3. Если займодавец в силу договора займа обязался предоставить заем, он вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок.
Заемщик по договору займа, в силу которого займодавец обязался предоставить заем, вправе отказаться от получения займа полностью или частично, уведомив об этом займодавца до установленного договором срока передачи предмета займа, а если такой срок не установлен, в любое время до момента получения займа, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором займа, заемщиком по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
4. Договор займа может быть заключен путем размещения облигаций. Если договор займа заключен путем размещения облигаций, в облигации или в закрепляющем права по облигации документе указывается право ее держателя на получение в предусмотренный ею срок от лица, выпустившего облигацию, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.
5. Сумма займа или другой предмет договора займа, переданные указанному заемщиком третьему лицу, считаются переданными заемщику.
6. Заемщик — юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан. Правило настоящего пункта не применяется к выпуску облигаций.
7. Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.
Открыть полный текст документа
Источник