Понятие государственных и муниципальных кредитов
Государственные и муниципальные кредиты представляют собой финансовые отношения, по которым РФ, субъекты РФ или муниципальные образования становятся кредиторами или заемщиками.
Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены или предоставлены РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, международным организациям в пределах, установленных правовыми актами соответствующего уровня законодательной власти.
Государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у них возникают соответствующие финансовые отношения.
Условиями кредитного договора являются:
• срок предоставления или получения кредита;
• обязательства сторон;
• условия обеспечения возврата ссуды;
• размер процентной ставки за пользование кредитом;
• другие условия.
Функции государственных и муниципальных кредитов
Государственные и муниципальные кредиты выполняют функции: перераспределительную, регулирующую, учетную и контрольную.
Основной функцией кредита является перераспределение денежных ресурсов для нужд социально-экономической деятельности.
Источниками кредитов, ввиду отсутствия специальных централизованных кредитных фондов, являются средства федерального и территориальных бюджетов.
Перераспределение средств осуществляется между звеньями:
— федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
— региональными бюджетами и местными бюджетами;
— финансово-кредитными организациями и бюджетами всех уровней бюджетной системы;
— иностранными государствами, международными организациями, кредитными иностранными организациями, юридическими, физическими лицами и федеральным (региональным) бюджетом;
— бюджетами всех уровней бюджетной системы и физическими и юридическими лицами и т. д.
Регулирующая функция кредита проявляется при выделении бюджетных ресурсов на возвратной, платной и безвозмездной основе, а также при получении РФ займов от международных валютных фондов на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ, реструктуризации экономики, приватизационных мероприятий и т. д.
Учетная и контрольная функции кредита проявляются на всех уровнях бюджетной системы. Необходимость учета и контроля вытекает из самой природы кредита.
Формами контроля кредита являются:
• контроль за движением кредитных средств, осуществляемый через органы Федерального казначейства или уполномоченные банки;
• контроль за соблюдением условий кредитного договора;
• контроль за целевым использованием кредитов;
• контроль за выполнением принятых обязательств согласно кредитному договору.
Цели государственных и муниципальных кредитов
Целями государственного и муниципального кредитования являются:
— решение проблем финансирования бюджетного кредита;
— проведение финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий регионов;
— поддержка приоритетных секторов экономики и видов деятельности территориальных образований;
— поддержка территориальных образований в разрешении социально-экономических задач.
Законом о бюджетах утверждаются:
• суммы погашения и выплаты по процентам по долгам иностранным государствам;
• размеры долга иностранных государств на конец финансового года;
• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ и субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, в том числе странам СНГ.
Государственные кредиты можно классифицировать на внутренние и внешние.
Внутренние кредиты — это форма государственного кредита предоставления финансовых средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе под инвестиционные проекты за счет бюджетных средств.
Внешние кредиты — это форма государственного кредита предоставления РФ финансовых средств иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Источник
Что такое государственный и муниципальный кредиты? Для чего они нужны? В этой статье мы рассмотрим понятия и основные черты, присущие данным финансовым инструментам.
Наверняка все вы слышали такие понятия, как «государственный кредит» и «муниципальный кредит». Но что это такое, и чем они отличаются, знает не каждый. Попробуем разобраться.
Что такое государственный кредит?
Определение говорит нам: государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством и физическими либо юридическими лицами по вопросам образования, распределения, использования централизованного фонда денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности для выполнения функций участников таких отношений.
На первый взгляд, достаточно сложно и не очень понятно, что же это означает на практике. Если говорить более простым языком, то госкредит – это финансовая сделка между государством или ее субъектом и отдельным юридическим или физическим лицом.
Либо еще можно сказать, что это использование государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, которое регулируется нормами финансового права.
Чаще государство является заемщиком, нежели кредитором. Также оно может быть гарантом – если самостоятельно осуществляет погашение займов, взятых физическими и юридическими лицами, либо выполняет иные их обязательства.
Суть государственного кредита
Объем налоговых поступлений и других доходов, поступающих в бюджет, ограничен законом. При этом государство практически всегда нуждается в дополнительных финансах. Здесь на помощь и приходит государственный кредит, когда органы власти заключают с юридическим или физическим лицом, имеющим свободные средства, соглашение об их привлечении для нужд государства. Данная форма госкредита называется внутренним.
Также государственный кредит может быть внешним – в том случае, если средства получены от других государств или международных организаций.
Особенности государственного кредита
Государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от других поступлений в бюджет:
- представляет собой разовую операцию (в отличие от налогов и сборов, взимаемых на постоянной основе);
- носит добровольный и избирательный характер (в то время как налоги и сборы уплачиваются подавляющим большинством граждан);
- средства привлекаются на возмездной и возвратной основе;
- как следует из предыдущего пункта, финансы двигаются в двух направлениях: прямом и обратном;
- имеет определенный срок, установленный законодательством, в течение которого обязательства по кредиту должны быть погашены.
Что такое муниципальный кредит?
Муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, где кредитором или должником является муниципальное образование.
При этом второй стороной могут быть:
- физические лица,
- юридические лица,
- государственные и муниципальные органы другого уровня,
- международные организации,
- иностранные государства.
По основным своим особенностям и функциям муниципальный кредит схож с государственным.
Значение государственного и муниципального кредита
Государственный и муниципальный кредит могут помочь покрыть дефицит бюджета, уменьшить уровень инфляции, оказать поддержку малому и среднему бизнесу и, как следствие, повысить занятость населения. Кроме того, благодаря данному виду финансирования появляется возможность регулировать микро- и макроэкономические процессы, а также влиять на социальную и кредитно-денежную политику.
Источник
Понятие государственного и муниципального кредита, их функции
Под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования предоставляют свободные денежные средства, находящиеся в их распоряжении, во временное пользование на платной, возвратной, срочной основе субъектам экономики, иностранным государствам, международным организациям или же осуществляют привлечение свободных денежных средств субъектов экономики, зарубежных стран и международных организаций. В таких отношениях кредиторы и заемщики с одной стороны РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования в правительства и других уполномоченных организаций, а с другой – физические и юридические резиденты, нерезиденты, международные организации и иностранные государства.
Государство через уполномоченный орган исполнительной власти проводит заключение кредитного договора, согласно которому у него появляются соответствующие требования или обязательства.
К условиям кредитного договора относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
- Сроки предоставления кредита;
- Сроки получения кредита;
- Все обязанности сторон;
- Условия возврата займа;
- Размеры процентной ставки за пользование займом;
- Иные условия.
Государственное и муниципальное кредитование преследует следующие основные цели:
- Решает проблемы финансирования дефицита бюджета;
- Проводит региональную финансово-кредитную политику, при помощи которой выравниваются социально-экономические условия жизни общества и функционирование экономики региона;
- Осуществляет поддержку муниципальных образований в разрешении срочных социально-экономических задач, которые находятся в приоритете для экономических секторов и различных видов деятельности.
Замечание 1
Источниками государственного и муниципального займа могут служить средства бюджета, заложенные на финансовый год. Не существует никаких специфических кредитных ресурсов. Это и является особенностью муниципального и государственного кредитования.
Государственный кредит обладает некоторыми специфическими чертами, к которым относятся:
- Добровольный характер подобных отношений;
- Платный и возвратный характер;
- Если в банковском кредите обеспечением являются материальные ценности, то в случае государственного кредита обеспечением служит имущество, находящееся в государственной собственности;
- Привлекаемые средства с помощью государственного кредита имеют целевой характер, т.е. направляются на погашение дефицита бюджета;
- Срочный характер кредита. По Бюджетному кодексу РФ любые государственные долговые обязательства не должны превышать 30 лет, а муниципальные – 10.
Государственный (муниципальный) кредит выполняет следующие функции:
- Распределительную, которая состоит в перераспределении денежных средств между экономическими субъектами и бюджетной системой согласно потребностям экономки и целесообразности поддержки той или иной сферы социально-экономической деятельности. Финансовые ресурсы могут перераспределяться между федеральным бюджетом и региональным, региональным и муниципальным, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и др.
- Регулирующую функцию, суть которой заключается в том, что при вступлении в кредитные отношения, государство оказывает воздействие на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость. При сознательном использовании государственного кредита в качестве инструмента регулирования экономики, правительство страны может осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения проводится путем размещения займов в различных группах инвесторов. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затрата, то абсолютно сократится наличная денежная масса в обращении.
Замечание 2
Помимо двух перечисленных функций, государственный кредит выполняет функцию учета, рационального и целевого использования кредита, контрольную функцию.
Государственный и муниципальный долг
Под государственным (муниципальным) долгом понимается накопленная задолженность страны, ее субъектов и муниципальных образований перед юридическими и физическими лицами, зарубежными странами, международными организациями, которая подлежит погашению в виде основного долга и процентов за него.
Обеспечивается данный долг муниципальной и государственной казной.
Государственный долг может быть внутренним, который выражается в национальной валюте, и внешним, выражающийся в иностранной валюте. Обслуживание и погашение долга проводится в той валюте, в которой он выражен.
Государственный долг РФ включает следующие долговые обязательства:
- Кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными учреждениями, международными финансово-кредитными организациями и иностранными государствами;
- Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг;
- Договора и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов и ссуд;
- Договора о предоставлении РФ государственных гарантий;
- Соглашения и договора о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Классификация государственных займов
Все государственные займы можно подразделить на группы по следующим признакам:
- По сроку действия: краткосрочные и среднесрочные;
- По праву эмиссии: выпускаемые правительством страны, правительствами административно-территориальных образований и т.д.;
- По признакам субъектов-держателей акций займы могут разделяться на реализуемые среди населения, среди юридических лиц;
- По виду выплаты доходов: процентно-выигрышные, выигрышные, беспроцентные;
- По методам размещения: добровольные, размещаемые по подписке и принудительные;
- По своей форме: облигационные и безоблигационные.
Источник
Муниципальный заем — определенный вид финансовых взаимоотношений, где муниципальные формирования являются заемщиками (должниками) или кредиторами, выступают в роли гаранта или принципиала (лица, которому предоставляют заем). Второй стороной сделки при этом могут быть резиденты или нерезиденты государств, предприятия или физические лица, государственные или муниципальные формирования, международные предприятия или страны.
Муниципальный заем с экономической позиции — совокупность взаимоотношений в экономической сфере по привлечению страной свободных средств от инвесторов (других государств, иностранных компаний, юридических и физических лиц).
Муниципальный заем с юридической позиции — одно из ответвлений финансового права, то есть группа норм, выступающих в роли регулятора финансовых взаимоотношений. Последние складываются в процессе привлечения страной и муниципальными формированиями свободных средств от различных категорий инвесторов на основании возмездности займа, срочности выплат, добровольности его предоставления и возвратности в определенные сроки. Основная цель — покрытие дефицита в финансовых средствах, оптимизация процесса валютного обращения и так далее.
Муниципальный заем: особенности, стороны, формы
Муниципальное кредитование — та форма заимствования, где обязательным участником сделки является муниципальная структура. Как правило, она должна выступать в качестве одной из сторон соглашения. Муниципальные формирования несут на себе важные задачи общественного характера, поэтому в случае невыполнения обязательств или несвоевременных выплатах по займу на них не накладывается никаких принудительных мер.
Интересен тот факт, что во времена СССР все взаимоотношения внутри государства касательно кредитования имели принудительный (конфискационный) характер. По сути, государственные бюджетные средства размещались принудительно и могли быть списаны в любой момент по решению уполномоченных властных структур. Подобные методы заимствования работают в ряде стран мира и сегодня.
На современном этапе в РФ сделан упор на принципы равноправия сторон как с позиции государственных, так и со стороны муниципальных формирований. Как следствие, займы муниципального и государственного характера могут размещаться только на добровольных началах по желанию кредитора.
Более сбалансированной стала и система возврата средств. Так, в случае отказа от исполнения или несвоевременного выполнения обязательств по долгу со стороны заемщика (должника) кредитодатель (лицо, предоставившее заем) может обратить в суд и взыскать свои средства из государственного или муниципального бюджета. Одновременно с этим все муниципальные и государственные формирования отвечают по предоставленным другой стороне сделки обязательствам личной собственностью (имуществом).
В муниципальном кредитовании есть две основные стороны сделки:
— заемщик средств. Данная сторона является пассивной, то есть выступает в роли получателя денег (должника);
— правительство. Особенность этой стороны — возможность не только получать, но и предоставлять средства в долг.
Муниципальный заем может принимать три основные формы взаимодействия:
1. Активную. В этом случае в роли кредитодателя выступает правительственная структура, которая предоставляет средства какой-то определенной группе субъектов. Эти положения хорошо расписаны в Экономическом Кодексе, статье 69. Как правило, муниципальный заем может предоставляться другим странам, интернациональным структурам и прочим нерезидентам страны. Предоставление осуществляется через Правительство государства, а окончательное решение принимает глава страны.
2. Пассивную. Здесь правительственные структуры принимают другую сторону — заемщика. В роли второй стороны могут выступать различные кредитодатели (физ- и юрлица, другие государства, международные компании и так далее). Основная цель муниципального займа при такой форме взаимодействия — покрытия дефицита бюджетных средств, а также налаживание процесса валютного обращения.
3. Гарантия. Есть и третья форма, когда муниципальные органы власти берут на себя функции гаранта. В этом случае гарантия — это документ, который выступает в роли обеспечения исполнения тех или иных обязательств. В документе прописано, что одна из сторон сделки (гарант) соглашается нести ответственность (полную или частичную) по обязательствам другой стороны (принципиала) при неисполнении последним своих обязательств перед кредиторами.
Таким образом, в правоотношениях по муниципальному займу принимают участие:
— кредитор берет на себя обязательство использовать деньги по целевому назначению;
— кредитополучатель (заемщик) путем предоставления средств осуществляет аккумулирование собственных ресурсов;
— гарант обязуется выступать в роли стороны, которая при любом развитии событий обеспечит своевременный возврат средств.
Муниципальный заем: формы, виды взаимоотношений, принципы, функции
В последние годы муниципальный заем — весьма востребованная услуга, которая по-разному интерпретируется с позиции правовых отношений:
1. Муниципальный заем выступает в качестве института ФП. В этом случае главная цель кредитования — финансирование дефицита бюджетных средств. Обязательной (неотклонимой) стороной сделки является уполномоченное лицо (орган) или правительство.
2. Муниципальный заем выступает в роли полного правового института. Здесь договор муниципального кредита отличается смешанными правовыми нормами. Это проявляется в виде диспозитивности, когда решение принимает заимодатель, или императивности регулирования взаимоотношений.
3. Муниципальный заем — основной институт ГП, то есть он находится под юрисдикцией законодательных норм, а именно 42-й главы ГК и 769-й статьи ГК.
4. Муниципальный заем — институт (ответвление) экономного права. Многие специалисты склонны к позиции, что такой вид кредита — один из институтов экономного права. Объясняется это тем, что все процессы такого займа обусловлены одним порядком применения экономных средств.
Как и у любой другой формы заимствования, муниципальное кредитование имеет свои принципы. К ним можно отнести:
1. Принцип возвратности. Суть — своевременное покрытие своих долгов (средств), полученных от займодателя. При этом деньги должны быть возвращены после завершения процесса их использования кредитополучателем.
2. Принцип платности. Заемщик берет на себя обязательства вернуть все деньги, которые были предоставлены, а также передать полный объем начисленных за период действия услуги процентов.
3. Принцип добровольности. Получение или предоставление займа муниципального характера — это не обязательство. Все стороны сделки сотрудничают на добровольной основе.
4. Принцип срочности. Кредитные средства (долги) должны быть переданы кредитодателю точно в сроки, прописанные в договоре (соглашении) сторон.
5. Принцип целевой направленности. В случае с муниципальным займом, как правило, средства берутся на решение конкретных задач. При этом кредитор может держать под контролем факт их целевого применения.
6. Принцип обеспеченности. Кредитор может рассчитывать на защиту в случаях, когда заемщик не способен или не желает выполнять взятые на свои плечи обязательства.
Муниципальный заем выдается на следующие периоды:
1. Краткосрочная форма кредитования — до 12 месяцев.
2. Среднесрочная форма кредитования — от 12 до 60 месяцев.
3. Долгосрочная форма кредитования — от 60 месяцев и более. Максимальный срок для муниципального займа — 30 лет.
Муниципальное кредитование осуществляется в нескольких формах — денежной (выдается наличным), товарной (работы, услуги), смешанной (наличность и товары).
Муниципальное заимствование может быть двух видов:
1. Санкционированным, когда долги формируются по решению муниципальных органов.
2. Несанкционированным, когда задолженность появляется после неисполнения муниципальными органами взятых на себя обязательств.
Муниципальный заем, как одна из наиболее популярных форм кредитования, выполняет такие функции:
1. Распределительную. Полученные путем сбора налогов средства могут быть направлены на предоставление различного рода займов. Кроме этого, муниципалитет может переводить деньги из потребительского фонда в накопительный, а также выступать в роли получателя средств для их дальнейшего направления в сферы с наибольшим дефицитом.
2. Регулирующую. Муниципалитет имеет возможность оказывать влияние на величину процентной ставки и объем заимствования путем проведения сделок на рынке капитала. Данная функция также подразумевает распределение кредитных денег между разными отраслями.
3. Стимулирующую. Муниципальные органы путем оформления займа или предоставления инвестиций могут стимулировать рост того или иного региона.
4. Контрольную. По объему и цене привлеченных средств государство может судить об эффективности своей политики.
Источник