Один из возможных ожидаемых результатов фискальной политики: совокупный спрос увеличивается, что ведет к подъёму экономики
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. fiscal policy < лат. fiscus — корзина; касса, казна, финансы) — правительственная политика[1][2], представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины расходов или доходов государственного бюджета [3]. Один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний экономических циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[4]. Основными инструментами фискальной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Основные цели фискальной политики[править | править код]
Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня совокупного спроса и, соответственно, валового внутреннего продукта. Затем государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен[2]. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение[5].
Влияние фискальной политики[править | править код]
На совокупный спрос[править | править код]
Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки (обозн. G), налоги (обозн. Tx) и трансферты (обозн. Tr). Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD)[6]:
Потребительские расходы (C) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd). Последние зависят от предельной нормы к потреблению (обозн. mpc), то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким образом,
, где
Одновременно, располагаемый доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:
Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные закупки являются переменными совокупного спроса:
Следовательно, очевидно, что при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов.
На совокупное предложение[править | править код]
Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов[6].
Фискальная политика и состояние экономики страны[править | править код]
Бизнес-циклы в макроэкономике[править | править код]
Абстрактное изображение бизнес-циклов в экономике
При любой экономической системе можно выделить циклические колебания: подъёмы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъём, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией[7]. Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов[7][8]. В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства[7]. Теория бизнес-циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу[7]. Большой вклад в развитие теории деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас, норвежский экономист Финн Кюдланд и американец Эдвард Прескотт[8].
Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране[9].
Стимулирующая политика[править | править код]
Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев[10].
Сдерживающая политика[править | править код]
Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума[10].
Автоматическая и дискреционная[править | править код]
Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая своё состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились[4].
Недостатки фискальной политики[править | править код]
Эффект «Crowding-out»[править | править код]
Данный эффект, также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами, особенно представителями монетаризма. Когда государство увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны. Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за роста государственных расходов[4][11].
Другие недостатки[править | править код]
- Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом могут привести к неэффективности его распределения. Так например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что, очевидно, не в интересах государства[12].
- Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьёзно сказаться на экономике[13].
Примечания[править | править код]
- ↑ фискальная политика // Современный экономический словарь / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Москва: ИНФРА-М, 2007
- ↑ 1 2 Матвеева Т. Ю. 12.1 Цели и инструменты фискальной политики // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 446 — 447. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0.
- ↑ Матвеева Т. Ю. 4.1 Цели и инструменты фискальной политики // Макроэкономика. — Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — С. 209. — 439 с. — 1000 экз.
- ↑ 1 2 3 David N. Weil. «Fiscal Policy» (англ.) // The Concise Encyclopedia of Economics : Статья.
- ↑ Grady, P. «Fiscal Policy» (англ.) // The Canadian Encyclopedia : Статья.
- ↑ 1 2 Матвеева Т. Ю. Курс лекций по макроэкономике для МИЭФ. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2004. — С. 247 — 251. — 444 с.
- ↑ 1 2 3 4 Матвеева Т. Ю. 4.4 Экономический цикл, его фазы, причины и показатели // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 216 — 219. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0.
- ↑ 1 2 Олег Замулин, «Реальные деловые циклы: их роль в истории макроэкономической мысли.» (недоступная ссылка). Дата обращения 23 июня 2010. Архивировано 13 декабря 2007 года.
- ↑ Экономические циклы // Энциклопедия «Кругосвет».
- ↑ 1 2 Harper College Material. «Fiscal Policy» (англ.) : Лекция.
- ↑ Investopedia. «Definition of Crowding-out Effect» (англ.) : Статья.
- ↑ Edge, K. «Fiscal Policy and Budget Outcomes» (англ.) : Статья. Архивировано 22 июля 2010 года.
- ↑ Матвеева Т. Ю. 12.3 Виды фискальной политики // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 458-459. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0.
Источник
Àâòîð — Ìàòâååâà Òàòüÿíà Þðüåâíà, ïðåïîäàâàòåëü ÍÈÓ-ÂØÝ
«Ìàêðîýêîíîìèêà: Êóðñ ëåêöèé äëÿ ýêîíîìèñòîâ», 2001 ãîä
Ôèñêàëüíàÿ ïîëèòèêà, åå öåëè è èíñòðóìåíòû
Ôèñêàëüíàÿ ïîëèòèêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìåðû, êîòîðûå ïðåäïðèíèìàåò ïðàâèòåëüñòâî ñ öåëüþ ñòàáèëèçàöèè ýêîíîìèêè ñ ïîìîùüþ èçìåíåíèÿ âåëè÷èíû äîõîäîâ è/èëè ðàñõîäîâ ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà. (Ïîýòîìó ôèñêàëüíóþ ïîëèòèêó òàêæå íàçûâàþò áþäæåòíî-íàëîãîâîé ïîëèòèêîé.)
Öåëÿìè ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè êàê ëþáîé ñòàáèëèçàöèîííîé (àíòèöèêëè÷åñêîé) ïîëèòèêè, íàïðàâëåííîé íà ñãëàæèâàíèå öèêëè÷åñêèõ êîëåáàíèé ýêîíîìèêè, ÿâëÿþòñÿ îáåñïå÷åíèå: 1) ñòàáèëüíîãî ýêîíîìè÷åñêîãî ðîñòà; 2) ïîëíîé çàíÿòîñòè ðåñóðñîâ (ïðåæäå âñåãî ðåøåíèå ïðîáëåìû öèêëè÷åñêîé áåçðàáîòèöû); 3) ñòàáèëüíîãî óðîâíÿ öåí (ðåøåíèå ïðîáëåìû èíôëÿöèè).
Ôèñêàëüíàÿ ïîëèòèêà ýòî ïîëèòèêà ðåãóëèðîâàíèÿ ïðàâèòåëüñòâîì ïðåæäå âñåãî ñîâîêóïíîãî ñïðîñà. Ðåãóëèðîâàíèå ýêîíîìèêè â ýòîì ñëó÷àå ïðîèñõîäèò ñ ïîìîùüþ âîçäåéñòâèÿ íà âåëè÷èíó ñîâîêóïíûõ ðàñõîäîâ. Îäíàêî íåêîòîðûå èíñòðóìåíòû ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ äëÿ âîçäåéñòâèÿ è íà ñîâîêóïíîå ïðåäëîæåíèå ÷åðåç âëèÿíèå íà óðîâåíü äåëîâîé àêòèâíîñòè. Ôèñêàëüíóþ ïîëèòèêó ïðîâîäèò ïðàâèòåëüñòâî.
Èíñòðóìåíòàìè ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè âûñòóïàþò ðàñõîäû è äîõîäû ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà, à èìåííî: 1) ãîñóäàðñòâåííûå çàêóïêè; 2) íàëîãè; 3) òðàíñôåðòû.
Âîçäåéñòâèå èíñòðóìåíòîâ ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè íà ñîâîêóïíûé ñïðîñ
Âîçäåéñòâèå èíñòðóìåíòîâ ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè íà ñîâîêóïíûé ñïðîñ ðàçíîå. Èç ôîðìóëû ñîâîêóïíîãî ñïðîñà: AD = C + I + G + Xn ñëåäóåò, ÷òî ãîñóäàðñòâåííûå çàêóïêè ÿâëÿþòñÿ êîìïîíåíòîì ñîâîêóïíîãî ñïðîñà, ïîýòîìó èõ èçìåíåíèå îêàçûâàåò ïðÿìîå âîçäåéñòâèå íà ñîâîêóïíûé ñïðîñ, à íàëîãè è òðàíñôåðòû îêàçûâàþò êîñâåííîå âîçäåéñòâèå íà ñîâîêóïíûé ñïðîñ, èçìåíÿÿ âåëè÷èíó ïîòðåáèòåëüñêèõ ðàñõîäîâ (Ñ) è èíâåñòèöèîííûõ ðàñõîäîâ (I).
Ïðè ýòîì ðîñò ãîñóäàðñòâåííûõ çàêóïîê óâåëè÷èâàåò ñîâîêóïíûé ñïðîñ, à èõ ñîêðàùåíèå âåäåò ê óìåíüøåíèþ ñîâîêóïíîãî ñïðîñà, òàê êàê ãîñóäàðñòâåííûå çàêóïêè ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ ñîâîêóïíûõ ðàñõîäîâ.
Ðîñò òðàíñôåðòîâ òàêæå óâåëè÷èâàåò ñîâîêóïíûé ñïðîñ. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ïîñêîëüêó ïðè óâåëè÷åíèè ñîöèàëüíûõ òðàíñôåðòíûõ âûïëàò (social benefits) óâåëè÷èâàåòñÿ ëè÷íûé äîõîä äîìîõîçÿéñòâ, à, ñëåäîâàòåëüíî, ïðè ïðî÷èõ ðàâíûõ óñëîâèÿõ ðàñòåò ðàñïîëàãàåìûé äîõîä, ÷òî óâåëè÷èâàåò ïîòðåáèòåëüñêèå ðàñõîäû. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, óâåëè÷åíèå òðàíñôåðòíûõ âûïëàò ôèðìàì (ñóáñèäèé) óâåëè÷èâàåò âîçìîæíîñòè âíóòðåííåãî ôèíàíñèðîâàíèÿ ôèðì, âîçìîæíîñòè ðàñøèðåíèÿ ïðîèçâîäñòâà, ÷òî âåäåò ê ðîñòó èíâåñòèöèîííûõ ðàñõîäîâ. Ñîêðàùåíèå òðàíñôåðòîâ óìåíüøàåò ñîâîêóïíûé ñïðîñ.
Ðîñò íàëîãîâ äåéñòâóåò â ïðîòèâîïîëîæíîì íàïðàâëåíèè. Óâåëè÷åíèå íàëîãîâ âåäåò ê ñíèæåíèþ è ïîòðåáèòåëüñêèõ (ïîñêîëüêó ñîêðàùàåòñÿ ðàñïîëàãàåìûé äîõîä), è èíâåñòèöèîííûõ ðàñõîäîâ (ïîñêîëüêó ñîêðàùàåòñÿ íåðàñïðåäåëåííàÿ ïðèáûëü, ÿâëÿþùàÿñÿ èñòî÷íèêîì ÷èñòûõ èíâåñòèöèé) è, ñëåäîâàòåëüíî, ê ñîêðàùåíèþ ñîâîêóïíîãî ñïðîñà. Ñîîòâåòñòâåííî ñíèæåíèå íàëîãîâ óâåëè÷èâàåò ñîâîêóïíûé ñïðîñ. Ñíèæåíèå íàëîãîâ âåäåò ê ñäâèãó êðèâîé AD âïðàâî, ÷òî îáóñëîâëèâàåò ðîñò ðåàëüíîãî ÂÍÏ.
Ïîýòîìó èíñòðóìåíòû ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ äëÿ ñòàáèëèçàöèè ýêîíîìèêè íà ðàçíûõ ôàçàõ ýêîíîìè÷åñêîãî öèêëà.
Ïðè÷åì, èç ïðîñòîé êåéíñèàíñêîé ìîäåëè (ìîäåëè «Êåéíñèàíñêîãî êðåñòà») ñëåäóåò, ÷òî âñå èíñòðóìåíòû ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè (ãîñóäàðñòâåííûå çàêóïêè, íàëîãè è òðàíñôåðòû) èìåþò ìóëüòèïëèêàòèâíûé ýôôåêò âîçäåéñòâèÿ íà ýêîíîìèêó, ïîýòîìó, ïî ìíåíèþ Êåéíñà è åãî ïîñëåäîâàòåëåé, ðåãóëèðîâàíèå ýêîíîìèêè äîëæíî ïðîâîäèòüñÿ ïðàâèòåëüñòâîì ñ ïîìîùüþ èíñòðóìåíòîâ èìåííî ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè, è ïðåæäå âñåãî ñ ïîìîùüþ èçìåíåíèÿ âåëè÷èíû ãîñóäàðñòâåííûõ çàêóïîê, òàê êàê îíè èìåþò íàèáîëüøèé ìóëüòèïëèêàòèâíûé ýôôåêò.
Âèäû ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè
 çàâèñèìîñòè îò ôàçû öèêëà, â êîòîðîé íàõîäèòñÿ ýêîíîìèêà, èíñòðóìåíòû ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè èñïîëüçóþòñÿ ïî-ðàçíîìó. Âûäåëÿþò äâà âèäà ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè: 1) ñòèìóëèðóþùóþ è 2) ñäåðæèâàþùóþ.
Ñòèìóëèðóþùàÿ ôèñêàëüíàÿ ïîëèòèêà ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ñïàäå (ðèñ. 10.1(à)), èìååò öåëüþ ñîêðàùåíèå ðåöåññèîííîãî ðàçðûâà âûïóñêà è ñíèæåíèå óðîâíÿ áåçðàáîòèöû è íàïðàâëåíà íà óâåëè÷åíèå ñîâîêóïíîãî ñïðîñà (ñîâîêóïíûõ ðàñõîäîâ). Åå èíñòðóìåíòàìè âûñòóïàþò: à) óâåëè÷åíèå ãîñóäàðñòâåííûõ çàêóïîê; á) ñíèæåíèå íàëîãîâ; â) óâåëè÷åíèå òðàíñôåðòîâ.
Ñäåðæèâàþùààÿ ôèñêàëüíàÿ ïîëèòèêà èñïîëüçóåòñÿ ïðè áóìå (ïðè ïåðåãðåâå ýêîíîìèêè) (ðèñ.10.1.(á)), èìååò öåëüþ ñîêðàùåíèå èíôëÿöèîííîãî ðàçðûâà âûïóñêà è ñíèæåíèå èíôëÿöèè è íàïðàâëåíà íà ñîêðàùåíèå ñîâîêóïíîãî ñïðîñà (ñîâîêóïíûõ ðàñõîäîâ). Åå èíñòðóìåíòàìè ÿâëÿþòñÿ:
à) ñîêðàùåíèå ãîñóäàðñòâåííûõ çàêóïîê; á) óâåëè÷åíèå íàëîãîâ; â) ñîêðàùåíèå òðàíñôåðòîâ.
Êðîìå òîãî, ðàçëè÷àþò ôèñêàëüíóþ ïîëèòèêó: 1) äèñêðåöèîííóþ è 2) àâòîìàòè÷åñêóþ (íåäèñêðåöèîííóþ).
Äèñêðåöèîííàÿ ôèñêàëüíàÿ ïîëèòèêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé çàêîíîäàòåëüíîå (îôèöèàëüíîå) èçìåíåíèå ïðàâèòåëüñòâîì âåëè÷èíû ãîñóäàðñòâåííûõ çàêóïîê, íàëîãîâ è òðàíñôåðòîâ ñ öåëüþ ñòàáèëèçàöèè ýêîíîìèêè.
Àâòîìàòè÷åñêàÿ ôèñêàëüíàÿ ïîëèòèêà ñâÿçàíà ñ äåéñòâèåì âñòðîåííûõ
(àâòîìàòè÷åñêèõ) ñòàáèëèçàòîðîâ. Âñòðîåííûå (èëè àâòîìàòè÷åñêèå) ñòàáèëèçàòîðû ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé èíñòðóìåíòû, âåëè÷èíà êîòîðûõ íå ìåíÿåòñÿ, íî ñàìî íàëè÷èå êîòîðûõ (âñòðîåííîñòü èõ â ýêîíîìè÷åñêóþ ñèñòåìó) àâòîìàòè÷åñêè ñòàáèëèçèðóåò ýêîíîìèêó, ñòèìóëèðóÿ äåëîâóþ àêòèâíîñòü ïðè ñïàäå è ñäåðæèâàÿ åå ïðè ïåðåãðåâå. Ê àâòîìàòè÷åñêèì ñòàáèëèçàòîðàì îòíîñÿòñÿ: 1) ïîäîõîäíûé íàëîã (âêëþ÷àþùèé â ñåáÿ è íàëîã íà äîõîäû äîìîõîçÿéñòâ, è íàëîã íà ïðèáûëü êîðïîðàöèé); 2) êîñâåííûå íàëîãè (â ïåðâóþ î÷åðåäü, íàëîã íà äîáàâëåííóþ ñòîèìîñòü); 3) ïîñîáèÿ ïî áåçðàáîòèöå; 4) ïîñîáèÿ ïî áåäíîñòè.
Ðàññìîòðèì ìåõàíèçì âîçäåéñòâèÿ âñòðîåííûõ ñòàáèëèçàòîðîâ íà ýêîíîìèêó.
Ïîäîõîäíûé íàëîã äåéñòâóåò ñëåäóþùèì îáðàçîì: ïðè ñïàäå óðîâåíü äåëîâîé àêòèâíîñòè (Y) ñîêðàùàåòñÿ, à ïîñêîëüêó íàëîãîâàÿ ôóíêöèÿ èìååò âèä: Ò = tY (ãäå Ò âåëè÷èíà íàëîãîâûõ ïîñòóïëåíèé, t ñòàâêà íàëîãà, à Y âåëè÷èíà ñîâîêóïíîãî äîõîäà (âûïóñêà)), òî âåëè÷èíà íàëîãîâûõ ïîñòóïëåíèé óìåíüøàåòñÿ, à ïðè «ïåðåãðåâå» ýêîíîìèêè, êîãäà âåëè÷èíà ôàêòè÷åñêîãî âûïóñêà ìàêñèìàëüíà, íàëîãîâûå ïîñòóïëåíèÿ óâåëè÷èâàþòñÿ. Çàìåòèì, ÷òî ñòàâêà íàëîãà îñòàåòñÿ íåèçìåííîé. Îäíàêî íàëîãè ýòî èçúÿòèÿ èç ýêîíîìèêè, ñîêðàùàþùèå ïîòîê ðàñõîäîâ è, ñëåäîâàòåëüíî, äîõîäîâ (âñïîìíèì ìîäåëü êðóãîîáîðîòà). Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ïðè ñïàäå èçúÿòèÿ ìèíèìàëüíû, à ïðè ïåðåãðåâå ìàêñèìàëüíû. Òàêèì îáðàçîì, èç-çà íàëè÷èÿ íàëîãîâ (äàæå àêêîðäíûõ, ò.å. àâòîíîìíûõ) ýêîíîìèêà êàê áû àâòîìàòè÷åñêè «îñòóæàåòñÿ» ïðè ïåðåãðåâå è «ïîäîãðåâàåòñÿ» ïðè ðåöåññèè. Êàê áûëî ïîêàçàíî â ãëàâå 9, ïîÿâëåíèå â ýêîíîìèêå ïîäîõîäíûõ íàëîãîâ óìåíüøàåò âåëè÷èíó ìóëüòèïëèêàòîðà (ìóëüòèïëèêàòîð ïðè îòñóòñòâèè ñòàâêè ïîäîõîäíîãî íàëîãà áîëüøå, ÷åì ïðè åå íàëè÷èè: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), ÷òî óñèëèâàåò ñòàáèëèçàöèîííûé ýôôåêò âîçäåéñòâèÿ íà ýêîíîìèêó ïîäîõîäíîãî íàëîãà. Î÷åâèäíî, ÷òî íàèáîëåå ñèëüíîå ñòàáèëèçèðóþùåå âîçäåéñòâèå íà ýêîíîìèêó îêàçûâàåò ïðîãðåññèâíûé ïîäîõîäíûé íàëîã.
Íàëîã íà äîáàâëåííóþ ñòîèìîñòü (ÍÄÑ) îáåñïå÷èâàåò âñòðîåííóþ ñòàáèëüíîñòü ñëåäóþùèì îáðàçîì. Ïðè ðåöåññèè îáúåì ïðîäàæ ñîêðàùàåòñÿ, à ïîñêîëüêó ÍÄÑ ÿâëÿåòñÿ êîñâåííûì íàëîãîì, ÷àñòüþ öåíû òîâàðà, òî ïðè ïàäåíèè îáúåìà ïðîäàæ íàëîãîâûå ïîñòóïëåíèÿ îò êîñâåííûõ íàëîãîâ (èçúÿòèÿ èç ýêîíîìèêè) ñîêðàùàþòñÿ. Ïðè ïåðåãðåâå, íàîáîðîò, ïîñêîëüêó ðàñòóò ñîâîêóïíûå äîõîäû, îáúåì ïðîäàæ óâåëè÷èâàåòñÿ, ÷òî óâåëè÷èâàåò ïîñòóïëåíèÿ îò êîñâåííûõ íàëîãîâ. Ýêîíîìèêà àâòîìàòè÷åñêè ñòàáèëèçèðóåòñÿ.
×òî êàñàåòñÿ ïîñîáèé ïî áåçðàáîòèöå è ïî áåäíîñòè, òî îáùàÿ ñóììà èõ âûïëàò óâåëè÷èâàåòñÿ ïðè ñïàäå (ïî ìåðå òîãî, êàê ëþäè íà÷èíàþò òåðÿòü ðàáîòó è íèùàòü) è ñîêðàùàþòñÿ ïðè áóìå, êîãäà íàáëþäàåòñÿ «ñâåðõçàíÿòîñòü» è ðîñò äîõîäîâ. (Î÷åâèäíî, ÷òî äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîëó÷àòü ïîñîáèå ïî áåçðàáîòèöå, íóæíî áûòü áåçðàáîòíûì, à ÷òîáû ïîëó÷àòü ïîñîáèå ïî áåäíîñòè, íóæíî áûòü î÷åíü áåäíûì). Ýòè ïîñîáèÿ ÿâëÿþòñÿ òðàíñôåðòàìè, ò.å. èíúåêöèÿìè â ýêîíîìèêó. Èõ âûïëàòà ñïîñîáñòâóåò ðîñòó äîõîäîâ, à, ñëåäîâàòåëüíî, ðàñõîäîâ, ÷òî ñòèìóëèðóåò ïîäúåì ýêîíîìèêè ïðè ñïàäå. Óìåíüøåíèå æå îáùåé ñóììû ýòèõ âûïëàò ïðè áóìå îêàçûâàåò ñäåðæèâàþùåå âëèÿíèå íà ýêîíîìèêó.
 ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ýêîíîìèêà íà 2/3 ðåãóëèðóåòñÿ ñ ïîìîùüþ äèñêðåöèîííîé ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè è íà 1/3 çà ñ÷åò äåéñòâèÿ âñòðîåííûõ ñòàáèëèçàòîðîâ.
Âîçäåéñòâèå èíñòðóìåíòîâ ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè íà ñîâîêóïíîå ïðåäëîæåíèå
Ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî òàêèå èíñòðóìåíòû ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè êàê íàëîãè è òðàíñôåðòû äåéñòâóþò íå òîëüêî íà ñîâîêóïíûé ñïðîñ, íî è íà ñîâîêóïíîå ïðåäëîæåíèå. Êàê óæå îòìå÷àëîñü, ñîêðàùåíèå íàëîãîâ è óâåëè÷åíèå òðàíñôåðòîâ ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ äëÿ ñòàáèëèçàöèè ýêîíîìèêè è áîðüáû ñ öèêëè÷åñêîé áåçðàáîòèöåé â ïåðèîä ñïàäà, ñòèìóëèðóÿ ðîñò ñîâîêóïíûõ ðàñõîäîâ, à, ñëåäîâàòåëüíî, äåëîâóþ àêòèâíîñòü è óðîâåíü çàíÿòîñòè. Îäíàêî ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî â êåéíñèàíñêîé ìîäåëè îäíîâðåìåííî ñ ðîñòîì ñîâîêóïíîãî âûïóñêà ñíèæåíèå íàëîãîâ è ðîñò òðàíñôåðòîâ îáóñëîâëèâàåò ðîñò óðîâíÿ öåí (îò Ð1 äî Ð2 íà ðèñ.10-1(à)), ò.å. ÿâëÿåòñÿ ïðîèíôëÿöèîííîé ìåðîé (ïðîâîöèðóåò èíôëÿöèþ). Ïîýòîìó â ïåðèîä áóìà (èíôëÿöèîííîãî ðàçðûâà), êîãäà ýêîíîìèêà «ïåðåãðåòà» (ðèñ.10-1(á)), â êà÷åñòâå àíòèèíôëÿöèîííîé ìåðû (óðîâåíü öåí ñíèæàåòñÿ îò Ð1 äî Ð2) è èíñòðóìåíòîâ ñíèæåíèÿ äåëîâîé àêòèâíîñòè è ñòàáèëèçàöèè ýêîíîìèêè ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ óâåëè÷åíèå íàëîãîâ è ñíèæåíèå òðàíñôåðòîâ.
Îäíàêî ïîñêîëüêó ôèðìû ðàññìàòðèâàþò íàëîãè êàê èçäåðæêè, òî ðîñò íàëîãîâ âåäåò ê ñîêðàùåíèþ ñîâîêóïíîãî ïðåäëîæåíèÿ, à ñîêðàùåíèå íàëîãîâ ê ðîñòó äåëîâîé àêòèâíîñòè è îáúåìà ïðîèçâîäñòâà. Ïîäðîáíîå èçó÷åíèå âîçäåéñòâèÿ íàëîãîâ íà ñîâîêóïíîå ïðåäëîæåíèå ïðèíàäëåæèò ýêîíîìè÷åñêîìó ñîâåòíèêó ïðåçèäåíòà ÑØÀ Ð.Ðåéãàíà, àìåðèêàíñêîìó ýêîíîìèñòó, îäíîìó èç îñíîâîïîëîæíèêîâ êîíöåïöèè «ýêîíîìè÷åñêîé òåîðèè ïðåäëîæåíèÿ» («supply-side economics») Àðòóðó Ëàôôåðó. Ëàôôåð ïîñòðîèë ãèïîòåòè÷åñêóþ êðèâóþ (ðèñ.10-2.), ñ ïîìîùüþ êîòîðîé ïîêàçàë âîçäåéñòâèå èçìåíåíèÿ ñòàâêè íàëîãà íà îáùóþ âåëè÷èíó íàëîãîâûõ ïîñòóïëåíèé â ãîñóäàðñòâåííûé áþäæåò. (Ãèïîòåòè÷åñêîé ýòà êðèâàÿ íàçûâàåòñÿ ïîòîìó, ÷òî ñâîè âûâîäû Ëàôôåð äåëàë íå íà îñíîâå àíàëèçà ñòàòèñòè÷åñêèõ äàííûõ, à íà îñíîâå ãèïîòåçû, ò.å. ëîãè÷åñêèõ ðàññóæäåíèé è òåîðåòè÷åñêîãî óìîçàêëþ÷åíèÿ).
Èñïîëüçóÿ íàëîãîâóþ ôóíêöèþ: Ò = t Y, Ëàôôåð ïîêàçàë, ÷òî ñóùåñòâóåò îïòèìàëüíàÿ ñòàâêà íàëîãà (t îïò.), ïðè êîòîðîé íàëîãîâûå ïîñòóïëåíèÿ ìàêñèìàëüíû (Ò max.). Åñëè óâåëè÷èòü ñòàâêó íàëîãà, òî óðîâåíü äåëîâîé àêòèâíîñòè (ñîâîêóïíûé âûïóñê) ñíèçèòñÿ, è íàëîãîâûå ïîñòóïëåíèÿ ñîêðàòÿòñÿ, ïîñêîëüêó óìåíüøèòñÿ íàëîãîîáëàãàåìàÿ áàçà (Y). Ïîýòîìó â öåëÿõ áîðüáû ñî ñòàãôëÿöèåé (îäíîâðåìåííûì ñïàäîì ïðîèçâîäñòâà è èíôëÿöèåé) Ëàôôåð â íà÷àëå 80-õ ãîäîâ ïðåäëîæèë òàêóþ ìåðó, êàê ñíèæåíèå ñòàâêè íàëîãà (è ïîäîõîäíîãî, è íà ïðèáûëü êîðïîðàöèé).
Äåëî â òîì, ÷òî â îòëè÷èå îò âîçäåéñòâèÿ ñíèæåíèÿ íàëîãîâ íà ñîâîêóïíûé ñïðîñ, óâåëè÷èâàþùåãî îáúåì ïðîèçâîäñòâà, íî ïðîâîöèðóþùåãî èíôëÿöèþ, âëèÿíèå ýòîé ìåðû íà ñîâîêóïíîå ïðåäëîæåíèå èìååò àíòèèíôëÿöèîííûé õàðàêòåð (ðèñ.10.3), ò.å. ðîñò ïðîèçâîäñòâà (îò Y1 äî Y*) ñî÷åòàåòñÿ â ýòîì ñëó÷àå ñî ñíèæåíèåì óðîâíÿ öåí (îò Ð1 äî Ð2).
Äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè
Ê äîñòîèíñòâàì ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè ñëåäóåò îòíåñòè:
- Ýôôåêò ìóëüòèïëèêàòîðà. Âñå èíñòðóìåíòû ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè, êàê ìû
âèäåëè, èìåþò ìóëüòèïëèêàòèâíûé ýôôåêò âîçäåéñòâèÿ íà âåëè÷èíó ðàâíîâåñíîãî ñîâîêóïíîãî âûïóñêà. - Îòñóòñòâèå âíåøíåãî ëàãà (çàäåðæêè). Âíåøíèé ëàã ýòî ïåðèîä âðåìåíè
ìåæäó ïðèíÿòèåì ðåøåíèÿ îá èçìåíåíèè ïîëèòèêè è ïîÿâëåíèåì ïåðâûõ ðåçóëüòàòîâ åå èçìåíåíèÿ. Êîãäà ïðàâèòåëüñòâîì ïðèíÿòî ðåøåíèå îá èçìåíåíèè èíñòðóìåíòîâ ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè, è ýòè ìåðû âñòóïàþò â äåéñòâèå, ðåçóëüòàò èõ âîçäåéñòâèÿ íà ýêîíîìèêó ïðîÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî áûñòðî. (Êàê ìû óâèäèì â ãëàâå 13, âíåøíèé ëàã õàðàêòåðåí äëÿ ìîíåòàðíîé ïîëèòèêè, èìåþùåé ñëîæíûé ïåðåäàòî÷íûé ìåõàíèçì (ìåõàíèçì äåíåæíîé òðàíñìèññèè)). - Íàëè÷èå àâòîìàòè÷åñêèõ ñòàáèëèçàòîðîâ. Ïîñêîëüêó ýòè ñòàáèëèçàòîðû
ÿâëÿþòñÿ âñòðîåííûìè, òî ïðàâèòåëüñòâó íå íóæíî ïðåäïðèíèìàòü ñïåöèàëüíûõ ìåð ïî ñòàáèëèçàöèè ýêîíîìèêè. Ñòàáèëèçàöèÿ (ñãëàæèâàíèå öèêëè÷åñêèõ êîëåáàíèé ýêîíîìèêè) ïðîèñõîäèò àâòîìàòè÷åñêè.
Íåäîñòàòêè ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè:
1. Ýôôåêò âûòåñíåíèÿ. Ýêîíîìè÷åñêèé ñìûñë ýòîãî ýôôåêòà ñîñòîèò â
ñëåäóþùåì: ðîñò ðàñõîäîâ áþäæåòà â ïåðèîä ñïàäà (óâåëè÷åíèå ãîñóäàðñòâåííûõ çàêóïîê è/èëè òðàíñôåðòîâ) è/èëè ñîêðàùåíèå äîõîäîâ áþäæåòà (íàëîãîâ) âåäåò ê ìóëüòèïëèêàòèâíîìó ðîñòó ñîâîêóïíîãî äîõîäà, ÷òî óâåëè÷èâàåò ñïðîñ íà äåíüãè è ïîâûøàåò ñòàâêó ïðîöåíòà íà äåíåæíîì ðûíêå (öåíó êðåäèòà). À ïîñêîëüêó êðåäèòû, â ïåðâóþ î÷åðåäü, áåðóò ôèðìû, òî óäîðîæàíèå êðåäèòîâ âåäåò ê ñîêðàùåíèþ ÷àñòíûõ èíâåñòèöèé, ò.å. ê «âûòåñíåíèþ» ÷àñòè èíâåñòèöèîííûõ ðàñõîäîâ ôèðì, ÷òî âåäåò ê ñîêðàùåíèþ âåëè÷èíû âûïóñêà. Òàêèì îáðàçîì, ÷àñòü ñîâîêóïíîãî îáúåìà ïðîèçâîäñòâà îêàçûâàåòñÿ «âûòåñíåííîé» (íåäîïðîèçâåäåííîé) èç-çà ñîêðàùåíèÿ âåëè÷èíû ÷àñòíûõ èíâåñòèöèîííûõ ðàñõîäîâ â ðåçóëüòàòå ðîñòà ñòàâêè ïðîöåíòà áëàãîäàðÿ ïðîâåäåíèþ ïðàâèòåëüñòâîì ñòèìóëèðóþùåé ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè.
2. Íàëè÷èå âíóòðåííåãî ëàãà. Âíóòðåííèé ëàã ýòî ïåðèîä âðåìåíè ìåæäó âîçíèêíîâåíèåì íåîáõîäèìîñòè èçìåíåíèÿ ïîëèòèêè è ïðèíÿòèåì ðåøåíèÿ î åå èçìåíåíèè. Ðåøåíèÿ îá èçìåíåíèè èíñòðóìåíòîâ ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè ïðèíèìàåò ïðàâèòåëüñòâî, îäíàêî ââåäåíèå èõ â äåéñòâèå íåâîçìîæíî áåç îáñóæäåíèÿ è óòâåðæäåíèÿ ýòèõ ðåøåíèé çàêîíîäàòåëüíûì îðãàíîì âëàñòè (Ïàðëàìåíòîì, Êîíãðåññîì, Ãîñóäàðñòâåííîé äóìîé è ò.ï.), ò.å. ïðèäàíèÿ èì ñèëû çàêîíà. Ýòè îáñóæäåíèÿ è ñîãëàñîâàíèÿ ìîãóò ïîòðåáîâàòü äëèòåëüíîãî ïåðèîäà âðåìåíè. Êðîìå òîãî, îíè âñòóïàþò â äåéñòâèå, íà÷èíàÿ òîëüêî ñî ñëåäóþùåãî ôèíàíñîâîãî ãîäà, ÷òî åùå áîëüøå óâåëè÷èâàåò ëàã. Çà ýòîò ïåðèîä âðåìåíè ñèòóàöèÿ â ýêîíîìèêå ìîæåò èçìåíèòüñÿ. Òàê, åñëè ïåðâîíà÷àëüíî â ýêîíîìèêå áûëà ðåöåññèÿ, è áûëè ðàçðàáîòàíû ìåðû ñòèìóëèðóþùåé ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè, òî â ìîìåíò íà÷àëà èõ äåéñòâèÿ â ýêîíîìèêå óæå ìîæåò íà÷àòüñÿ ïîäúåì.  ðåçóëüòàòå äîïîëíèòåëüíîå ñòèìóëèðîâàíèå ìîæåò ïðèâåñòè ýêîíîìèêó ê ïåðåãðåâó è ñïðîâîöèðîâàòü èíôëÿöèþ, ò.å. îêàçàòü äåñòàáèëèçèðóþùåå äåéñòâèå íà ýêîíîìèêó. È íàîáîðîò, ìåðû ñäåðæèâàþùåé ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè, ðàçðàáîòàííûå â ïåðèîä áóìà, èç-çà íàëè÷èÿ ïðîäîëæèòåëüíîãî âíóòðåííåãî ëàãà ìîãóò óñóãóáèòü ñïàä.
3. Íåîïðåäåëåííîñòü. Ýòîò íåäîñòàòîê õàðàêòåðåí íå òîëüêî äëÿ ôèñêàëüíîé, íî è äëÿ ìîíåòàðíîé ïîëèòèêè. Íåîïðåäåëåííîñòü êàñàåòñÿ:
- ïðîáëåìû èäåíòèôèêàöèè ýêîíîìè÷åñêîé ñèòóàöèè ×àñòî áûâàåò òðóäíî òî÷íî îïðåäåëèòü, íàïðèìåð, ìîìåíò, êîãäà çàêàí÷èâàåòñÿ ïåðèîä ðåöåññèè è íà÷èíàåòñÿ îæèâëåíèå èëè ìîìåíò, êîãäà ïîäúåì ïðåâðàùàåòñÿ â ïåðåãðåâ è ò.ï. Ìåæäó òåì, ïîñêîëüêó íà ðàçíûõ ôàçàõ öèêëà íåîáõîäèìî ïðèìåíÿòü ðàçíûå âèäû ïîëèòèêè (ñòèìóëèðóþùóþ èëè ñäåðæèâàþùóþ), îøèáêà â îïðåäåëåíèè ýêîíîìè÷åñêîé ñèòóàöèè è âûáîð òèïà ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè èñõîäÿ èç òàêîé îöåíêè ìîæåò ïðèâåñòè ê äåñòàáèëèçàöèè ýêîíîìèêè;
- ïðîáëåìû, íà êàêóþ èìåííî âåëè÷èíó ñëåäóåò èçìåíèòü èíñòðóìåíòû
ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè â êàæäîé äàííîé ýêîíîìè÷åñêîé ñèòóàöèè. Äàæå åñëè ýêîíîìè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ îïðåäåëåíà ïðàâèëüíî, òî ñëîæíî òî÷íî îïðåäåëèòü, íàñêîëüêî, íàïðèìåð, íóæíî óâåëè÷èòü ãîñóäàðñòâåííûå çàêóïêè èëè ñîêðàòèòü íàëîãè, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ïîäúåì â ýêîíîìèêå è äîñòèæåíèå ïîòåíöèàëüíîãî îáúåìà âûïóñêà, íî íå åãî ïðåâûøåíèå, ò.å. êàê ïðè ýòîì íå äîïóñòèòü ïåðåãðåâ è óñêîðåíèå èíôëÿöèè. È íàîáîðîò, ïðè ïðîâåäåíèè ñäåðæèâàþùåé ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè êàê íå ïðèâåñòè ýêîíîìèêó â ñîñòîÿíèå äåïðåññèè.
4. Äåôèöèò áþäæåòà. Ïðîòèâíèêè êåéíñèàíñêèõ ìåòîäîâ ðåãóëèðîâàíèÿ
ýêîíîìèêè ìîíåòàðèñòû (monetarists), ñòîðîííèêè òåîðèè ýêîíîìèêè ïðåäëîæåíèÿ (supply-side economics) è òåîðèè ðàöèîíàëüíûõ îæèäàíèé (rational expectations theory) ò.å. ïðåäñòàâèòåëè íåîêëàññè÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ â ýêîíîìè÷åñêîé òåîðèè ñ÷èòàþò äåôèöèò ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà îäíèì èç âàæíåéøèõ íåäîñòàòêîâ ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè. Äåéñòâèòåëüíî, èíñòðóìåíòàìè ñòèìóëèðóþùåé ôèñêàëüíîé ïîëèòèêè, ïðîâîäèìîé ïðè ñïàäå è íàïðàâëåííîé íà óâåëè÷åíèå ñîâîêóïíîãî ñïðîñà, âûñòóïàåò óâåëè÷åíèå ãîñóäàðñòâåííûõ çàêóïîê è òðàíñôåðòîâ, ò.å. ðàñõîäîâ áþäæåòà, è óìåíüøåíèå íàëîãîâ, ò.å. äîõîäîâ áþäæåòà, ÷òî âåäåò ê ðîñòó äåôèöèòà ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà. Íå ñëó÷àéíî ðåöåïòû ãîñóäàðñòâåííîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè, êîòîðûå ïðåäëîæèë Êåéíñ, ïîëó÷èëè íàçâàíèå «äåôèöèòíîãî ôèíàíñèðîâàíèÿ».
Îñîáåííî îñòðî ïðîáëåìà áþäæåòíîãî äåôèöèòà ïðîÿâèëàñü â áîëüøèíñòâå ðàçâèòûõ ñòðàí, èñïîëüçîâàâøèõ ïîñëå Ï ìèðîâîé âîéíû êåéíñèàíñêèå ìåòîäû ðåãóëèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè, â ñåðåäèíå 70-õ ãîäîâ, ïðè÷åì, â ÑØÀ âîçíèê òàê íàçûâàåìûé «äâîéíîé äåôèöèò» («twin debts»), ïðè êîòîðîì äåôèöèò ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà ñî÷åòàëñÿ ñ äåôèöèòîì ïëàòåæíîãî áàëàíñà.  ñâÿçè ñ ýòèì ïðîáëåìà ôèíàíñèðîâàíèÿ äåôèöèòà ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà ïðåâðàòèëàñü â îäíó èç âàæíåéøèõ ìàêðîýêîíîìè÷åñêèõ ïðîáëåì.
Источник