Обновлено 16.07.2020. Здесь собраны советы новичку, своего рода «FAQ». В значительной мере, статья представляет собой обобщение постов
этой ветки форума
Облигации федерального займа для физических лиц (ОФЗ-н) занимают особое место среди многообразия ОФЗ. Если все прочие «рыночные» ОФЗ используются государством как средство заимствования финансов, то ОФЗ-н были созданы, преимущественно, как средство для повышения финансовой грамотности. При этом, для привлечения населения, доходность обеспечивается на уровне лучших вкладов, значительно выше, чем «Средняя максимальная ставка топ-10 российских банков по депозитам физических лиц в рублях». Так по итогам первой декады июля эта ставка составила 4,63% годовых, тогда как доходность ОФЗ-н 6-го выпуска — 5,63%. Доходность рыночных ОФЗ с погашением через 3 года составляет около 4,5%.
Среди инструментов для инвестирования, ОФЗ-н занимают промежуточное положение между вкладами и облигациями.
С одной стороны, для вложения в ОФЗ-н не надо обладать особыми знаниями. Процесс покупки ОФЗ-н мало отличается от процесса открытия вклада: вы приходите с деньгами в банк и там всё оформляют. Не надо осваивать биржевой терминал, принципы биржевой торговли и т.д. Не надо мучиться с выбором: каждый конкретный момент времени продается только один выпуск ОФЗ-н. Как и для вкладов, у вас всегда есть возможность в любой момент возвратить внесенные деньги. А если с момента покупки пройдет хотя бы год, то вам даже не придется возвращать полученные проценты, которые выплачиваются два раза в год. Кстати, «досрочное погашение», в отличие от «досрочного закрытия вклада» можно сделать не на всю сумму, а на любое число из купленных облигаций. Остальные останутся в рабочем состоянии и продолжат приносить доход.
С другой стороны, ОФЗ-н это не совсем вклад. У них есть ряд особенностей, характерных для облигаций. О них речь пойдет ниже.
Эта статья построена специально в форме ответов на часто задаваемые вопросы (FAQ). Её не обязательно читать «от корки до корки». Если вопрос Вас не интересует – переходите к следующему.
1. Чем ОФЗ-н отличаются от обычных облигаций, например, от других ОФЗ
1) ОФЗ-н в принципе не торгуются на бирже. Они покупаются и продаются только у Минфина
по фиксированной цене
через уполномоченных брокеров (Сбербанк, ВТБ, ПСБ и Почта банк).
2) Доходность ОФЗ-н выше аналогичных по сроку ОФЗ-ПД и примерно соответствует десятилетним ОФЗ-ПД.
3) Вы всегда можете погасить ОФЗ-н досрочно за цену покупки (не выше номинала). То есть «просадка» рыночной цены, столь опасная для «просто» ОФЗ вам не грозит. Это может быть важно для тех, кто верит в грядущий кризис.
4) ОФЗ-н НЕЛЬЗЯ покупать на ИИС.
2. Чем ОФЗ-н отличаются от вкладов в банках. Как выплачивают проценты
Главное отличие в способе выплаты процентов. Когда вы открываете вклад в банке, то в договоре фиксируется дата начала и дата окончания вклада. Также в договоре записан способ получения процентов: в конце срока или ежемесячно (ежеквартально) с капитализацией или с выплатой на текущий счет (на карту). Причем проценты выплачивают, обычно, либо в день открытия вклада, либо в первый/последний день месяца.
С ОФЗ-н дело обстоит немного иначе. Дата, когда они будут погашены (выплачена их номинальная стоимость – 1000 рублей) и даты выплаты процентов записаны в условиях выпуска. Причем, в указанную дату владельцу ОФЗ-н будет выплачена вся сумма «купона».
Когда-то облигации печатали на бумаге, и каждый раз при выплате процентов по ним отрезали определенную часть облигации – купон. Облигации давно не печатают, они существуют только в электронном виде, но термин «купон» или «купонный доход» сохранился. Им обозначают сумма денег, положенная каждый раз при выплате процентов.
Итак, в определенную ещё при выпуске ОФЗ-н дату, каждый владелец облигации получает сумму, также определенную заранее – в условиях выпуска. Причем, это сумма не зависит от того, когда была куплена облигация. Главное, чтобы в день выплаты облигация принадлежала вам. Это было бы несправедливо, но при покупке облигации, кроме её цены и комиссии нужно ещё заплатить НКД (накопленный купонный доход).
3. Сколько стоит ОФЗ-н. Накопленный купонный доход
Когда вы покупаете облигацию (любую, не только ОФЗ-н) вы платите за неё: «чистую цену» + НКД (накопленный купонный доход).
Чистая цена облигации рассчитывается как номинал (для ОФЗ-н — 1000 рублей) умноженный на цену размещения в процентах. Цену размещения Минфин рассчитывает на неделю вперед каждую пятницу и публикует
на своём сайте
. Цена может быть как больше, так и меньше 100%. Она зависит от того, по какой цене торгуются на бирже «обычные» ОФЗ. Минфин не раскрывает формулу по которой производится расчет цены, но понятно, что это средняя цена по ОФЗ с близким сроком погашения с некоторой премией для повышения привлекательности ОФЗ-н.
В день начала продаж выпуска ОФЗ-н НКД равен нулю. Каждый следующий день он увеличивается на сумму равную купонному доходу, деленную на число дней купонного периода. Таким образом, в день выплаты купонного дохода (процентов) НКД становится равен купону, а после его выплаты НКД обнуляется.
Величина НКД рассчитывается и публикуется в той же таблице, что и цена размещения.
Начиная с 4-го выпуска комиссия за покупку и продажу не взимается.
Комиссия, которую банк берет за досрочное погашение ОФЗ-н 2-3 выпусков (первый выпуск уже погашен) зависит от суммы:
От 30 до 50 тыр. – 1,5%
От 50 до 300 тыр. – 1%
Свыше 300 тыр. – 0,5%
4. Как купить ОФЗ-н первый раз
Самый простой способ – прийти в один из банков-агентов с паспортом и деньгами и сказать, что вы хотите купить ОФЗ-н. Всё остальное происходило без вашего участия, вам нужно было только расписываться. Вам были должны:
1) Открыть текущий или карточный счет (если у вас его ещё нет).
2) Открыть брокерский счет (для денег) и счет-депо (для ОФЗ-н), если у вас их ещё нет. Если есть, заводить отдельные брокерские счета и счета-депо для ОФЗ-н не надо.
3) Если это Сбербанк – выдать карту переменных кодов (потребуется для покупки ОФЗ-н по телефону).
4) Принять деньги на текущий или карточный счет и перевести на брокерский счет.
5) Принять заявку на покупку ОФЗ-н. Проследите, чтобы в заявке было указано, что проценты нужно выводить на банковский счет (текущий или карточный), а не на брокерский.
6) Если вы не подключены к Сбербанк-онлайн (интернет-банк для ВТБ, ПСБ или Почта-банка), это стоит сделать. Впрочем, не обязательно. Можно обойтись и без этого, но с интернет-банком удобнее.
На следующий день в интернет-банке купленные ОФЗ-н появятся на вашем счете-депо.
5. Как купить ОФЗ-н во второй и последующие разы
Если у вас уже открыты брокерский счет и счет-депо, то покупать ОФЗ-н можно разными способами.
Самый простой – тот же, ногами в отделение с пачкой денег. Правда теперь процедура будет намного короче и не займет много времени.
Можно покупать и дистанционно. Для этого нужно сначала перевести деньги на брокерский счет. Проще всего, вначале завести деньги на текущий или карточный счет (через кассу, банкомат, терминал или межбанковским переводом), а потом перевести деньги на брокерский счет через интернет-банк. В Сбербанк-онлайн есть ограничение – не более 500 000 рублей в день.
Можно и напрямую сделать перевод межбанком на брокерский счет, однако, говорят, с этим бывают проблемы.
Далее, в Сбербанке можно купить ОФЗ-н, позвонив по телефону, указанному на карте переменных кодов, или самостоятельно через приложение «Сбербанк Инвестор» или
QUIK
(через WebQUIK – нельзя).
В ВТБ можно покупать
через веб-интерфейс брокера
. Но потом нужно идти в отделение, чтобы подписать заявку. Или оформить ЭЦП.
В ПСБ можно покупать ОФЗ-н через интернет-банк
В Почта-банк — через «ПОЧТА БАНК ОНЛАЙН» или через мобильное приложение.
6. Можно ли открыть брокерский счет и счет депо без посещения банка?
В Сбербанк-онлайн можно
(выбрать «Прочее», «Брокерское обслуживание»). Только это происходит не мгновенно, обычно через день или два. Код договора и пароль придут в смс-ках. Но потом всё равно нужно идти в отделение, чтобы получить карту переменных кодов.
На сайте ВТБ написано
, что можно открыть брокерский счет и счет депо через ВТБ-Онлайн.
7. Что нужно делать, чтобы получить купонный доход и номинал после погашения. Сроки выплаты
Делать ничего не нужно. Если при заключении договора Вы указали, что деньги должны выплачиваться на банковский счет (текущий или карточный), то они туда и упадут. Если не указали, они упадут на брокерский счет, откуда их придется выводить через телефон или QUIK (для Сбербанка). Но направление выплат всегда можно изменить.
Деньги на банковском счете появляются обычно либо на следующий день, либо через день после срока указанного в документе «
Параметры выпуска облигаций федерального займа для физических лиц
» для соответствующего выпуска ОФЗ-н.
8. Какие есть выпуски ОФЗ-н
На данный момент имеется пять выпусков ОФЗ-н: 53002, 53003, 53004, 53005 и 53006. Выпуск 53001 уже погашен. С 16.07.2020 продается только 6-й выпуск ОФЗ-н. Остальные четыре выпуска не продаются.
9. Налогообложение ОФЗ-н
ОФЗ-н облагается налогами на доход физических лиц (НДФЛ) по тем же правилам, что и все прочие ОФЗ. А именно:
— до 01.01.2021 с купонного дохода НДФЛ не берется, с 01.01.2021 — берется НДФЛ в размере 13%
— с разницы между ценой покупки и номиналом (т.е. ценой погашения) берется НДФЛ в размере 13%.
Поскольку формально ОФЗ-н не является вкладом, на них не распространяется положение о вычете из налога произведения миллиона рублей на ключевую ставку ЦБ. То есть с 01.01.2021 года купон будет выплачиваться сразу за вычетом 13%.
10. Новации механизма размещения ОФЗ для физических лиц, начиная с 4-го выпуска
1. Расширение числа банков-агентов.
Было: ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО)
Стало: ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО), ПAO «Промсвязьбанк», ПАО «Почта Банк».
2. Расширение количества точек продаж
Было: Только офисы для премиальных клиентов в крупных городах
Стало: Большинство отделений банков-агентов ( В Сбере, как и раньше «в отделениях Сбербанка с зонами Сбербанк Премьер»)
3. Отказ от взимания комиссии с граждан
4. Снижение минимального количества ОФЗ, доступного для покупки
Было: 30 шт. (30 000 руб. по номиналу)
Стало: 10 шт. (10 000 руб. по номиналу)
5. Возможность привлечения банковского кредита под залог ОФЗ-н
11. Порядок досрочного выкупа ОФЗ-н
Порядок досрочного выкупа облигаций определяет
Приказ Минфина России от 15 марта 2017 г. N 38н (С изменениями и дополнениями от: 30 апреля 2019 г.)
— пункт 12.
Если Вы погасили облигацию раньше 12 месяцев с момента покупки, то
Цитата
- — цены выкупа Облигации, определяемой как цена приобретения… без учета уплаченного Владельцем в день приобретения Облигации накопленного купонного дохода, но не выше ее номинальной стоимости,
- — и суммы накопленного купонного дохода по Облигации, уплаченного Владельцем в день приобретения Облигации, уменьшенной на сумму купонного дохода, выплаченного Владельцу по Облигации.
То есть, проще говоря, вам вернут цену облигации (не выше номинала) плюс уплаченный при покупке НКД минус полученный купонный доход (если вы его успели получить).
Если 12 месяцев прошло, то выплачивается:
Цитата
- — цены выкупа Облигации, определяемой как цена приобретения … без учета уплаченного Владельцем в день приобретения Облигации накопленного купонного дохода, но не выше ее номинальной стоимости
- — и суммы купонного дохода, накопленного по Облигации с даты начала текущего купонного периода до дня списания Облигации со счета депо Владельца включительно.
То есть вам вернут цену облигации (не выше номинала) и НКД с момента выплаты последнего купона до момента погашения. НКД, который вы заплатили при покупке, вы получите при выплате первого купона. Уже полученный купонный доход останется у вас.
Источник
Таким образом, продавая государственные ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег.
Теперь предположим, что на денежном рынке имеется недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения. Следствием этого является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.
Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммерческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков, в конечном счете, приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.
С одной стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком на сумму 1000 тыс. руб. у коммерческого банка увеличивает и фактические, и избыточные резервы коммерческого банка на 1000 тыс. руб. С другой стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком у населения увеличивает фактические резервы, но вместе с тем и текущие счета. Таким образом, покупка у населения ценных бумаг на сумму 1000 тыс. руб. увеличивает фактические резервы банковской системы на 1000 тыс. руб., но при действующей норме обязательных резервов в 20% избыточные резервы банковской системы составят лишь 800 тыс. руб.
В обоих случаях получается одинаковый конечный результат — при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают ссуду свои избыточные резервы, то предложение денег в стране растет с учетом мультипликативного эффекта. В нашем примере покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к появлению 5000 тыс. руб. дополнительных денег и соответствующему росту денежного предложения.
Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае он, например, продает государственные облигации с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через определенный срок. Процентом за полученные денежные средства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа.
Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредитно-денежной политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег. Учетная ставка— это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты, коммерческим банкам Как правило, такой кредит предоставляется не всем «коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное финансовое положение и в данный момент нуждаются в дополнительных денежных средствах. (Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое-обязательство, гарантируемое дополнительным финансовым обеспечением в виде Государствённых краткосрочных облигаций и коммерческих, векселей.
Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки, обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только Уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечённым средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков.
При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.
Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.
Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.
Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег На практике, как правило, Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.
Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становится ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.
Изменение нормы обязательных резервов.
Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.
Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.
Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, .понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.
Способность банковской системы к созданию дёнег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.
Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в. объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.
Политика дешевых и дорогих денег.
Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.
Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.
Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.
Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.
Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.
В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики.
Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.
Источник