Авторы: Петр Попов, ведущий юрист компании «Пепеляев Групп»
Светлана Деньга, юрист компании «Пепеляев Групп»
Журнал «Актуальная бухгалтерия»
При выдаче займа на льготных условиях (например, между материнской и дочерней компаниями) могут возникнуть налоговые риски. В некоторых случаях данные операции подпадают под налоговые ограничения трансфертного ценообразования. И даже если доля участия одной компании в другой менее 25 процентов, существует вероятность налоговых претензий.
В деловой практике распространена выдача займов между взаимозависимыми лицами, например, основным (материнским) и дочерним хозяйственными обществами, любое из которых может выступать как заемщиком, так и заимодавцем. Зачастую такие займы выдавались в прежние годы без процентов или под льготные проценты. Ранее существовал подход, что цена операции займа — размер процентов — не подлежит проверке в налоговых целях, так как проверить можно было только цену продажи товара, выполнения работы или оказания услуги(ст. 40 НК РФ), а исполнение договора займа ничем из перечисленного не является. Однако с 2012 года действуют новые правила обоснования цен(разд. V.1 НК РФ). В связи с этим необходимо определиться, можно ли продолжать такую практику или с ней теперь связаны весомые налоговые риски.
Какие займы могут быть проверены
В законе предусмотрен перечень оснований признания лиц взаимозависимыми. Например, взаимозависимыми являются две организации, если доля участия одной из них в другой (прямого или косвенного) составляет более 25 процентов.
Вместе с тем данный перечень не является исчерпывающим: лица могут быть признаны взаимозависимыми, если «особенности отношений» между ними могут оказывать влияние на условия сделок, совершаемых ими, и (или) результаты операций (деятельности) этих лиц или представляемых ими лиц(пп. 1, 7 ст. 105.1 НК РФ). Даже если количественный признак не соблюден (участие есть, но менее 25%, и т. п.), нельзя исключить, что налоговое ведомство все равно будет доказывать взаимозависимость по общему признаку влияния.
Приравниваются к операциям с взаимозависимыми лицами операции с офшорными корпоративными образованиями(подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ; приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н).
По общему правилу если сделка между взаимозависимыми лицами совершается на условиях, отличных от тех, которые в сравнимых обстоятельствах согласовали бы самостоятельные стороны, то взаимозависимая сторона в налоговых целях обязана учесть доход, который получила бы самостоятельная сторона(п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
Правила определения цен в целях налогообложения, действующие с 2012 года, прямо предусматривают возможность проверки цен договоров займа(п. 11 ст. 105.5 НК РФ).
Предоставление займа взаимозависимому лицу без процентов может считаться отклонением от условий сделок самостоятельных сторон в сравнимых обстоятельствах(письма Минфина России от 02.10.2013 № 03-01-18/40821, от 13.08.2013 № 03-01-18/32745), потому как в обычных условиях между самостоятельными сторонами беспроцентные займы не предоставляются.
Льготная ставка процентов, установленная ниже наименьшего предельного значения рыночных процентов, также может считаться отклонением от условий сделок самостоятельных сторон.
Вместе с тем закон ограничивает полномочия налоговых инспекторов обязанностью проверять цены установленными пороговыми значениями суммы цен сделок за соответствующий календарный год между взаимозависимыми лицами.
Для операций между российскими лицами величина порогового значения составляет 1 млрд рублей за 2014 год(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). За 2013 год значение этого показателя составило 2 млрд рублей, за 2012 год — 3 млрд рублей(ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ (далее — Закон № 227-ФЗ)).
Для операций с участием иностранного лица предельное значение за 2013 год составляло 80 млн рублей, за 2012 год — 100 млн рублей(ч. 7 ст. 4 Закона № 227-ФЗ). Отметим, что с 2014 года суммовой порог для сделок с иностранными взаимозависимыми лицами не установлен, а для офшорных контрагентов, не являющихся взаимозависимыми лицами, составляет 60 млн рублей(п. 7 ст. 105.14 НК РФ). Хотя возможно, что дальше в рамках политики деофшоризации будет наоборот: для офшорных контрагентов порог будет снижен до нуля, для остальных иностранных контрагентов установлен на уровне 60 млн рублей.
Ценой займа являются проценты, подлежащие уплате по договору(письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).
Для проверки превышения суммовых порогов нужно сложить всю совокупность операций между двумя взаимозависимыми лицами, доходы и расходы по которым подлежат признанию в налоговом учете за соответствующий год(п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Учитывать нужно все операции независимо от их вида. То есть не только займы, но и все иные операции с данным контрагентом, если они совершались.
Вместе с тем инспекторы для проверки превышения суммовых порогов имеют право складывать не договорные цены операций, а рыночные(п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Это означает, что компаниям также нужно руководствоваться хотя бы ориентировочным уровнем рыночных цен, чтобы определить, превышены ли пороги. Стороны не могут, например, совершив операции между собой на 1,9 млрд рублей к ноябрю 2013 года, в декабре 2013 года отразить цены операций от 0 до 1 рубля и говорить, что суммовые пороги не превышены.
Если сумма цен сделок между заемщиком и заимодавцем за календарный год, включая займы (т. е. проценты по займам), но не ограничиваясь ими, не превышает порога, то инспекторы не вправе использовать рыночную ставку процентов.
Исключением из правил является прямо предусмотренное законом освобождение от обоснования цен, если взаимозависимые лица находятся в одном регионе, не имеют обособленных подразделений в других регионах, уплачивают налог на прибыль полностью в один и тот же региональный бюджет и не применяют льготное налогообложение, а также не имеют убытков в налоговых целях(подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Это так называемые простые пары. «Простые пары» и при превышении порогов не должны обосновывать цены, ведь корректировка не будет иметь смысла, потому как стороны все равно уплатят в совокупности одинаковые налоги в одни и те же бюджеты.
Вместе с тем следует суммировать сделки с несколькими контрагентами, когда товарно-денежный поток искусственно расщеплен на несколько параллельных, чтобы удержать суммы сделок с одним лицом ниже установленных порогов и избежать обязанностей обоснования цен. При таких обстоятельствах проверяющие все равно вправе требовать соединения сумм сделок(п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Кроме того, Минфин России разъяснил, что инспекторы вправе доначислять налоги, если сделки хотя и не превышают пороги, но имеется явное искажение цен и иных условий сделок, указывающее на намерение получить искусственную налоговую выгоду(письмо Минфина России от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).
Однако мы полагаем, что займы без процентов или под льготные проценты вряд ли могут быть способом намеренного занижения налогов сторонами. Речь идет не более чем о перераспределении финансовой и налоговой нагрузки, которое пресекается при условии, что превышены указанные выше суммовые пороги.
Какие старые займы могут быть проверены, а какие нет
Новые правила обоснования цен не применяются к заключенным до 2012 года сделкам по предоставлению займа, доходы и (или) расходы по которым признаются в налоговом учете после начала указанной даты(ч. 5.1 ст. 4 Закона № 227-ФЗ). Исключением являются сделки, условия которых были изменены после начала 2012 года.
Общий смысл данного правила — освобождение от обоснования цен в отношении старых займов. Вместе с тем не вполне очевидно, какие именно старые займы будут освобождены от обоснования цен, а какие нет. Что понимать под понятием «изменение условий»?
Буквальное толкование таково: если сделка изменена, то новые правила обоснования цен применяются к ней без ограничений с начала 2012 года, даже если изменение внесено, например, в 2016 году.
Может ли результат определенных действий иметь какие-либо последствия для периодов до совершения таких действий? С одной стороны, да. Например, если порог признания совокупности сделок контролируемыми превышен лишь в конце года, то все цены соответствующих операций этого года (с самого начала года) нужно обосновывать. Между тем сумму операций за год можно хоть как-то предвидеть заранее, а можно ли это сказать об изменении договора займа, тем более через много лет?
Таким образом, толковать изложенное правило нужно так, чтобы стороны имели возможность соблюсти его для обоснования цен.
По нашему мнению, при изменении договора займа обязанность обосновывать цену должна наступать лишь после произошедшего изменения. Отметим, что договор займа считается заключенным после получения денежных средств(п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Таким образом, если договор подписан до 2012 года, но заем получен после начала 2012 года, то изложенное выше исключение не применяется. С другой стороны, увеличение суммы займа считается состоявшимся не после подписания договора, а после получения увеличенной суммы. Поэтому если после начала 2012 года получены суммы, не указанные в первоначальном договоре, то договор считается измененным.
Изменением договора займа следует считать и продление его срока, поскольку без такого продления нужно было бы возвратить заем, а к новому займу с начала 2012 года уже применялись бы новые правила обоснования цен.
Что делать, если проверка все-таки происходит
Если сумма цен сделок между соответствующими взаимозависимыми лицами превысит порог, то налог подлежит исчислению с рыночной цены (ставки займа).
Не может быть ценовым ориентиром для сделки с взаимозависимым лицом, причем ни для компаний, ни для инспекторов, сделка налогоплательщика с другим взаимозависимым лицом или приравниваемая к ней, даже если сопоставимы параметры операций, — необходимы сделки с самостоятельной стороной(п. 1 ст. 105.3, п. 6 ст. 105.6 НК РФ).
Заимодавцу может быть вменен доход исходя из ставки, соответствующей рынку.
При исчислении налога с вмененного дохода в виде процентов, которые могли быть получены, учитывая принцип зеркальности расходов с доходами, ориентиром могут быть положения Налогового кодекса о процентах, учитываемых в качестве расходов(п. 11 ст. 105.5 НК РФ). Однако эти положения действуют только до 2015 года, после чего будут распространяться лишь общие ограничения трансфертного ценообразования.
Вместе с тем нельзя вменить не подлежавшие уплате проценты как доход заемщику(пост. Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 3009/04; письмо Минфина России от 14.03.2007 № 03-02-07/2-44). Риск возникает только у заимодавца (кредитора). Российская организация, являющаяся заемщиком, сможет уменьшить свои налоги соразмерно рыночным процентам, увеличившим налоги заимодавца, через симметричные корректировки(ст. 105.18 НК РФ).
Учитывая применимость симметричных корректировок, налоговые риски выдачи беспроцентных или льготных займов можно оценить как средние.
Источник
Источник: ИКГ Айси Групп
Если ваша организация практикует выдачу льготных займов работникам, это создает дополнительную нагрузку на бухгалтерию. Ведь у работников возникает доход, облагаемый НДФЛ, а организация признается налоговым агентом. Как посчитать этот доход? Когда удерживать налог? Есть ли какие-то льготы?
Материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными физическим лицом от организации, является его доходом, включаемым в налоговую базу по НДФЛ и облагаемым в общем случае по ставке 35% (п.2 ст.224 НК РФ).
Датой фактического получения доходов в виде материальной выгоды является день уплаты работником процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (подп.3 п.1 ст.223 НК РФ). В случае получения беспроцентного займа фактическими датами получения дохода являются даты его погашения (письма Минфина России от 17.07.2009 № 03-04-06-01/175, от 09.10 2008 № 03-04-06-01/301).
Организация, выдавшая физическому лицу заем, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога. Удержание НДФЛ можно произвести при очередной выплате заработной платы, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты (п.4 ст.226 НК РФ). При исчислении налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды должна использоваться ставка ЦБ РФ на дату фактического получения доходов.
С 2009 года налоговая база в отношении материальной выгоды определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты процентов, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. В случае если организацией выдан беспроцентный заем, налоговая база определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из 2/3 действующей на дату получения дохода (дату погашения займа) ставки рефинансирования ЦБ РФ и оставшейся части долга по займу (письмо Минфина России от 11.04.2008 № 03-04-06-01/83).
ПРИМЕР 1.
Организация предоставила своему работнику беспроцентный заем на приобретение автомобиля. Договор займа был заключен 20 января 2009 г. По условиям договора заем предоставлен работнику на сумму 300 000 рублей сроком на один год с условием ежемесячного погашения суммы займа.
Первый платеж по договору работник осуществил 20 февраля 2009 г. в сумме 12 500 рублей. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на эту дату – 13%. Определяем сумму дохода за февраль:
300 000 руб. х 13% х 2 : 3 : 365 дн. x 31 дн.= 2208,22 руб.
Сумма налога – 772,88 руб. (2208,22 руб. х 35 %).
Второй платеж по договору работник осуществил 20 марта 2009 г. в сумме 12 500 рублей. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на эту дату – 13%. Определяем сумму дохода за март:
287 500 руб. х 13% х 2 : 3 : 365 дн. x 28 дн.= 1911,42 руб.
Сумма налога – 669 руб. (1911,42 руб. х 35 %).
Далее ежемесячно (на дату очередного погашения займа) расчет производится в аналогичном порядке.
Если работнику выдан целевой заем на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, то материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование такими заемными средствами, НДФЛ не облагается (подп.1 п.1 ст.212 НК РФ). Это правило распространяется на случаи, когда налогоплательщик (работник, получивший заем) имеет право на получение имущественного налогового вычета при приобретении жилья.
Льгота введена с 1 января 2008 г. и применяется к доходам в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученным с 1 января 2008 г., вне зависимости от того, когда указанные займы были предоставлены (письмо Минфина России от 25.09.2008 № 03-04-07-01/179). Если договор займа заключен, например, в 2007 году, а заемные денежные средства возвращаются постепенно в течение 2008 и 2009 годов, доходы работника, полученные в виде материальной выгоды от экономии на процентах в 2008 и 2009 годах НДФЛ не облагаются, независимо от того, что договор займа заключен до 1 января 2008 г. (письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2008 № 28-11/058540).
Важно! Условием для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, является наличие у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подп.2 п.1 ст.220 НК РФ.
Чтобы подтвердить свое право на получение имущественного вычета, налогоплательщик (работник) должен предоставить в бухгалтерию организации — займодавца подтверждение налогового органа о том, что он имеет право на получение имущественного вычета. Порядок такого подтверждения разъяснен в письме Минфина России от 06.06.2008 № 03-04-07-01/90.
В нем указано, что если организация, предоставившая гражданину заем на приобретение (строительство) жилья, является одновременно его работодателем, которому гражданин в целях получения имущественного налогового вычета предоставил соответствующее подтверждение налогового органа (по форме, утвержденной Приказом ФНС от 07.12.2004 № САЭ-3-04/147@), получение какого-либо другого подтверждения для освобождения от налогообложения дохода в виде материальной выгоды не требуется.
Если организация — заимодавец не предоставляет работнику имущественный вычет, работнику для целей освобождения от налогообложения дохода в виде материальной выгоды следует получить в налоговой инспекции по месту жительства отдельное подтверждение. Такое подтверждение выдается налоговым органом в виде Справки, форма которой приведена в письме ФНС России от 27.07.2009 № ШС-22-3/594@
Отметим, что обязанность представления такого подтверждения лежит на налогоплательщике (работнике) (письмо Минфина России от 19.08.2009 № 03-04-06-01/217). Если он не предоставит в бухгалтерию организации подтверждение своего права на имущественный вычет, доходы в виде материальной выгоды, полученной в 2009 году от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, подлежат налогообложению по ставке 35 % (письмо Минфина России от 21.07.2008 № 03-04-06-01/219).
Обратите внимание! Для освобождения доходов в виде материальной выгоды от НДФЛ имеет значение только то обстоятельство, что заем, при выплате процентов по которому или при погашении которого (в случае получения беспроцентного займа) определяется материальная выгода, был использован на строительство либо приобретение жилья, в отношении которого был предоставлен или может быть предоставлен имущественный налоговый вычет.
Тот факт, что имущественный налоговый вычет в сумме займа, использованного на строительство либо приобретение жилья, уже полностью получен, не является препятствием для освобождения от налогообложения дохода в виде материальной выгоды, возникающей до момента погашения указанного займа (письма Минфина России от 16.12.2008 № 03-04-05-01/459, ФНС России от 12.11.2008 № 3-5-04/680@).
Например, работник в 2008 году получил в организации беспроцентный заем на приобретение жилья сроком на 3 года, в том же 2008 году приобрел жилье и в полном объеме получил имущественный вычет. Материальная выгода, возникающая у работника при погашении займа в 2009 году, НДФЛ не облагается.
По материалам книги «Годовой отчет 2009»
Источник
Управляющий партнёр консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева. Фото из архива автора.
С 1 июня 2020 юрлица и ИП смогут получать в банках деньги под 2% годовых на возобновление своей деятельности. Каковы риски бизнеса и белые пятна в механизме льготного кредитования, специально для Национального Банковского Журнала рассказывает управляющий партнёр консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева.
Если вы планируете воспользоваться кредитом, придется поторопиться. Чем позже обратитесь за кредитом, тем меньше окажется сумма помощи. Выдача льготных займов будет происходить с 1 июня по 1 ноября.
Кредитные средства государство предоставляет бизнесу на «возобновление деятельности», то есть любые расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика. Строго говоря средства не являются целевыми, направить их можно не только на выплату зарплат, но и погашение других кредитов, долгов по договорам с поставщиками и не только.
Ограничения тоже есть. Нельзя направить на зарплаты суммы, превышающие указанные в трудовом договоре, потратить кредит на выплату дивидендов, выкуп собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительность.
Кто может получить льготный кредит?
Как и другие меры господдержки, льготные кредиты рассчитаны для компаний из отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса (постановление Правительства от 16 мая):
- Это «малые предприятия» или «микропредприятия», основной или любой дополнительный вид деятельности бизнеса которых по ОКВЭД входит в список пострадавших отраслей.
- Средний и крупный бизнес в том случае, если их основной вид деятельности по коду ОКВЭД входит в список пострадавших отраслей.
- Социально ориентированные НКО.
- Отрасли, связанные с материальным производством (одежды, обуви, бытовой техники, электроники, мебели, печатной продукции).
Не смогут претендовать на льготный кредит компании внесшие изменения в ОКВЭД после 1 марта 2020 года, находящиеся в процессе банкротства или приостановившие деятельность.
Льготный кредит можно не отдавать
В договоре будет предусмотрена льготная 2% и стандартная процентная ставка банка. По льготной ставке начисление начнется в период погашения кредита. Он наступит либо 1 декабря 2020, либо 1 апреля 2021-го.
После 1 декабря ситуация для заемщиков будет развиваться по одному из следующих вариантов:
- В полном объеме и на условиях стандартной процентной ставки кредит возвратят компании, сократившие численность сотрудников больше, чем на 20% в период с 1 июня по 1 декабря (по сравнению с данными на 1 июня). Численность сотрудников считается по итогам каждого месяца. Если сотрудники были сокращены, а к 1 декабря штат восстановлен до 80% от июньского значения, возвращать кредит придется на тех же жестких условиях. Возврат будет происходить тремя равными частями (28 декабря 2020-го, 28 января и 1 марта 2021).
- Попавшие под процедуру банкротства либо приостановившие свою деятельность до 25 ноября заемщики с 1 декабря должны будут рассчитаться по своим обязательствам. Мера распространена в том числе на ИП, прекратившие свою деятельность.
- Период наблюдения будет введен для компаний, где до 1 декабря численность сотрудников не опускалась ниже 80% от показателей, зафиксированных на 1 июня. Он продлится до 1 апреля 2021.
- Если в период наблюдения компания не удержит численность сотрудников на уровне 80% от показателей июня, то кредит возвращается в полном объеме и на условиях стандартной процентной ставки.
- Если численность работников по итогам каждого месяца в период наблюдения не будет опускаться ниже 80% от показателя июня, кредит и проценты спишут наполовину. График платежей по второй половине долга (в постановлении Правительства от 16 мая) не прописан.
- Полное списание обязательств по выплате кредита и процентов обеспечено компаниям, которые к 1 марта 2021 г сохранят не менее 90% своего штата от показателей июня 2020 г. Средняя зарплата в этот период должна быть не ниже МРОТ, а заемщик к 1 апреля – не попасть под банкротство.
Совершенно очевидно, что риски для заемщиков льготного кредита есть и они вполне серьезные.
Что нужно знать предпринимателям
Ограниченный охват и доступность предложенных механизмов, небольшой объем выделяемых средств – вот причины, по которым не стоит ожидать, что господдержка спасет бизнес от банкротства. Воспользоваться господдержкой сможет лишь четверть всех российских компаний МСП, подсчитали ИКСИ. Компаниям, которым она все-таки оказывается, получают в основном право на отсрочку различных ограничений и обязательств перед государством – это будет иметь крайне негативные последствия для МСП в самое ближайшее время.
Если вы подадите заявку на кредит – не рассчитывайте на эти деньги раньше времени. На займ для вашего бизнеса средств может уже не хватить. Предполагалось, что общая сумма выданных займов составит 248 млрд рублей. В переводе на зарплаты – это 2,6 миллиона МРОТ в месяц. Для сравнения – согласно реестру МСП на официальном сайте ФНС, количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 6 млн субъектов. Всего в МСП занято 15,3 млн человек.
Оцените вероятность того, что вам удастся сохранить стабильность объема сбыта или выручки бизнеса в среднесрочной перспективе. Нынешний кризис обещает оказаться серьезнее прежних. Взяв кредит, вы лишаетесь возможности оптимизировать штат или реорганизовать юрлицо – получателя займа.
Ответственность по кредитному договору может в полном объеме стать персональной. Личная ответственность собственников бизнеса растет, государство нацелено гасить налоговые долги любой ценой, в том числе за счет личного имущества собственников бизнеса.
Компании с высоким ФОТ или большим штатом льготный кредит несут повышенные риски. Сумма кредита не покроет ФОТ, а сохранение штата почти в полном объеме в кризис очень сложная задача.
Если вы уже воспользовались правом на налоговую отсрочку, помните: обязательства по уплате налоговой задолженности и погашению льготного кредита могут наступить одновременно. В этом случае финансовая нагрузка на бизнес может превратиться в непосильную.
Комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и на официальную страницу Национального Банковского Журнала в Facebook.
Источник