В гражданском законодательстве есть такое понятие, как договор государственного займа. Он регулируется ст. 817 ГК РФ. Такой договор является разновидностью договора займа, основные положения которого отражены в параграфе 1 главы 42 ГК РФ.
Понятие
Договор государственного займа – это одна из разновидностей договора займа. Такие займы, согласно п. 2 ст. 817 ГК РФ, являются добровольными.
Кроме того, он может быть:
- внутренним;
- внешним.
Особенностью такого договора является то, что изменить его положения не представляется возможным. Об этом говорится в п. 4 ст. 817 ГК РФ.
По договору внутреннего государственного займа, одной из сторон является резидент нашей страны, а по договору внешнего займа – нерезидент.
Договор такого займа заключается путём приобретения займодателем государственных облигаций и других ценных бумаг, которые выпускаются специально для выдачи такого займа.
Эти ценные бумаги подтверждают право займодателя требовать от заёмщика выданных ему денежных средств взаймы. По такому договору можно дать взаймы не только денежные средства, но и имущество, а также другие ценности.
Существует два вида ценных бумаг, которые подтверждают выдачу денежных средств заёмщику:
- вексель;
- облигация.
В остальном, условия такого договора такие же, как и у договора обычного займа.
Характеристика договора государственного займа это:
- реальный – то есть вступает в свою законную силу не с момента подписания, а с момента выдачи займа;
- односторонний – заёмщик, подписанием такого договора возлагает на себя обязательство по возврату в одностороннем порядке. У займодателя, то есть у государства, нет обязанностей, а есть только право требовать возврата долга;
- возмездный – то есть займодатель имеет право требовать от заёмщика возврата долга с процентами. Если проценты не указаны, но не утверждения что договор беспроцентный, то заёмщик может требовать возврата основного долга с процентами, равными ставки рефинансирования на день возврата долга. На 10. 02. 2014 года ставка рефинансирования по стране была равна 8,25% годовых;
- договор является беспроцентным, если в нём прямо есть указание на это.
Кто выступает заемщиком
Как следует из названия, одной из сторон договора государственного займа должно выступать государство. Оно выступает в роли заёмщика. Заёмщиком по такому договору может выступать как юридическое лицо, так и физическое.
Со стороны государства заёмщиком могут выступать само государство, а также субъекты России.
Выделяют 2 вида такого договора:
- целевой – это государство выдаёт займ на конкретные цели, а заёмщик обязан использовать займ только на эти цели, на другие цели использование не допускается;
- без цели – допускается использование средств на любые цели, на усмотрение заёмщика.
Особенности
Главной особенность этого договора является то, что заёмщиком выступает государство.
Займ выдаётся в ценных бумагах – облигациях и векселем.
Если по такому договору доказательством выдачи займа является вексель, то это означает, что после истечения срока действия векселя, заёмщик обязан вернуть ту сумму денежных средств, которая указана в векселе.
Вексель может быть простой и переводной. В этом случае, действует Федеральный закон от 11. 03. 1997 года № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе».
Переводной и простой вексель могут быть созданы только на бумаге. Об этом говорится в ст. 4 ФЗ № 48. По таким векселям имеют право нести обязательства, как граждане России, так и юридические лица, зарегистрированные на территории нашей страны.
Вторая форма обеспечения договора государственного займа – это облигация. Это ценная бумага, которая подтверждает право её держателя получить от лица, её выпустившего, либо её номинальную стоимость, либо стоимость, указанную на ней. Также по облигации можно получить и некоторые имущественные отношения.
Эта ценная бумага также право лицу, имеющую её на руках, на получение процентов от её номинальной стоимости или иных имущественных прав.
Государственная облигация выпускается с целью привлечения свободных и дополнительных средств от населения и юридических лиц, в общественных, государственных и социальных сферах.
Приобретая государственные облигации, физическое или юридическое лицо оформляет с государством договор займа. Собственником таких ценных бумаг является государство.
Облигация имеет своё «срок годности», и её применение не такое широкое, как у акций.
Выпускать облигации имеет право не только государство, как единое целое, но и его отельные субъекты, а также муниципальные образования. К ним применяются точно такие же нормы.
Как уже упоминалось, заёмщик не может требовать изменения условий такого договора, если он заключён в полном соответствии с действующим законодательством.
Существенные условия
Как уже говорилось, договор государственного займа — это одна из разновидностей договора займа, к которым применяются условия параграфа 2 главы 42 ГК РФ.
Существенными условиями такого вида договора являются:
- предмет договора – сумма займа, которую государство выдало физическому или юридическому лицу посредством векселя или облигации;
- размер процентов – они могут устанавливаться или нет. Если проценты есть, то необходимо указать их значение, если их нет – то именно так и указать: «заимодатель не взимает с заёмщика проценты за пользование займом».В противном случае, заёмщик должен будет выплачивать проценты, равные ставки рефинансирования ЦБ РФ на день погашения;
Важно! Беспроцентные сделки с участием резидентов РФ могут вызвать определённые налоговые последствия. Дело в том, что налоговики берут такие сделки под свой контроль, и могут «накрутить» налог на прибыль, признав такой договор уходом от налога.
- последствия, которые могут возникнуть, если одна из сторон нарушит условия договора. Это могут быть штрафы или пени, которые выплачиваются согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ;
Если по договору возврат долга предусмотрен частями, то последствием нарушения условий может быть то, что займодатель потребует от заёмщика досрочного возвращения всей оставшейся суммы.
- условия оспаривания договора. И хотя условия договора государственного займа изменить нельзя, заёмщик может оспорить такой договор по безнадёжности, то есть доказав, что займодателя не получен оговоренный займ или получен в меньшем размере.
Если это будет доказано, то договор считается незаключённым изначально. Если договор заключался письменно, то в качестве доказательств нельзя использовать свидетельские показания.
- условия конфиденциальности. В договоре государственного займа лучше указать, что «все положения данного договора конфиденциальны и не поддаются разглашению».
- срок действия договора. Если срок действия не указан, то договор считается бессрочным и обязательства по нему могут длиться вечно.
Если стороны не договорились между собой о сроках возврата долга, то в договоре лучше указать, что он оформлен «до востребования».
Образец договора
Договор государственного займа заключается посредством выпуска облигаций и векселей. Эти ценные бумаги являются подтверждением того, что договор заключён.
Приобретая такую ценную бумагу, «заёмщик» подписывает договор государственного займа. В письменном виде такой договор встретить трудно.
Сейчас встретить облигации достаточно трудно, но 20 лет назад облигации были очень распространены, а в конце 19, начале 20 века, многие граждане владели облигациями различный заводов.
Вексель встречается несколько чаще, нежели облигация. Вексель – это всего лишь одна из разновидностей долговых обязательств. Чтобы собственник векселя мог предъявить по нему какие-либо права. Вексель должен быть составлен в соответствии с действующим законодательством.
Вексель может быть:
- простым – безусловное обязательство должника платить лицу, которое держит вексель некоторую сумму денежных средств в определённые сроки;
- переводным – это указание кредитора своему должнику на то, что сумму займа он должен выплачивать не ему, а третьему лицу.
Государственная регистрация
Так как эмитентом ценных бумаг является государство, то все эти бумаги проходят государственную регистрацию. Следовательно, и договор государственного займа уже является зарегистрированным.
Однако есть особенность. Выпуск облигаций подлежит обязательной государственной регистрации, в то время как вексель – нет.
В настоящее время, договор государственного займа встречается реже, чем в 90-ые года прошлого века, но всё же существует. Выпуском таких ценных бумаг государство (или его субъекты) дают право заёмщику, то юридическим или физическим лицам, участвовать в жизни общества.
Видео: Договор займа
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Договор государственного займа
ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — договор займа, заемщиком по которому выступает государство — РФ или субъект РФ, а заимодавцем — гражданин или юридическое лицо. Правила законодательства о Д.г.з. применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (муниципальным займам).
Государственные займы являются добровольными (п. 2 ст. 817 ГК РФ), изменение условий выпущенного в обращение займа недопустимо (п. 4 ст. 817 ГК РФ).
Д.г.з. может быть внутренним или внешним. О договоре внутреннего займа говорят, когда планируется привлекать средства заимодавцев — резидентов государства-заемщика. Заимодавцами же по договору внешнего займа выступают либо нерезиденты государства-заемщика, либо сами иностранные государства, либо международные организации (например, Международный валютный фонд).
Д.г.з. может иметь облигационную или безоблигационную форму. Как следует из наименования, Д.г.з. в облигационной форме заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Государственные ценные бумаги иначе именуются инскрипциями. Практика показывает, что договор внутреннего государственного займа заключается только в облигационной форме; договор внешнего государственного займа — в обеих формах.
Порядок заключения и исполнения Д.г.з. с участием РФ регламентируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Д.г.з. заключаются в случаях и объемах, определенных Законом о государственном бюджете в виде верхнего предела размера государственного долга РФ на соответствующий год. От имени РФ заемщиком по Д.г.з. выступает Правительство РФ. В большинстве случаев Правительство издает лишь рамочные нормативные документы, касающиеся Д.г.з. того или иного типа, уполномочивая их заключение и обслуживание Минфину РФ. Обслуживание внутреннего государственного долга РФ, в том числе возникшего из Д.г.з., производится ЦБ, если иное не будет установлено Правительством РФ.
Существуют кратко-, средне- и долгосрочные Д.г.з. Краткосрочными Д.г.з. являются такие договоры, срок возврата займа по которым не превышает 1 года, среднесрочными — свыше 1 года, но не более 5 лет, а долгосрочными — свыше 5 лет. Максимальный срок государственного займа ограничен 30 годами.
Лит.:
Богачевский М.Б. Государственный кредит в капиталистических странах. М., 1966;
Вавилов Ю.Я. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.,1992;
Государственные займы в СССР: Учебн. пособ. М., 1956;
Дымшиц И.А. Государственный кредит СССР, государственные займы, сберегательное дело в СССР. М., 1954;
Козлов А.А. Организация выпуска и обращения государственных краткосрочных облигаций (проект)//Деньги и кредит, 1993, № 3. С. 9–11;
Любимов H.H. Международный государственный кредит 1919–1943 гг. Экономические и правовые проблемы//Под ред. М.И. Боголепова. М., 1944;
Мусатов В.Т. Рынок государственных ценных бумаг//Бизнес и банки, 1993, № 7. С. 1;
Попов А.И. Капиталистический государственный кредит: Учебн. пособ. М., 1957;
Энтов P.M. Государственный кредит США в период империализма. М., 1967.
Белов В.А.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Договор займа
ДОГОВОР ЗАЙМА — договор, по которому одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие веши, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или
Договор о выполнении работ (договор подряда)
Суть договора подряда в том, что Подрядчик обязуется выполнить задание другой стороны (подряжается), выполнить работу и сдать ее результат Заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется принять работу и оплатить ее
Чем отличается кредит от займа
Нужно отличать кредитные операции от заемных. При кредитных операциях происходит создание новых денежных средств и общее увеличение денег в денежной системе. Заем всего лишь изменение прав распоряжения деньгами. Заимодатель передает свои
Источник
Особое место среди гражданско-правовых договоров занимает договор государственного займа, который можно отнести к числу инвестиционных договоров, сочетающих в себе частно-правовые и публично-правовые начала.Рассмотрим договор государственного займа. В соответствии со статьей 726 ГК РК договором государственного займа является договор, в котором заемщиком выступает государство, а заимодателем гражданин или юридическое лицо.
Помимо ГК РК данные отношения регулируются также Законом Республики Казахстан от 2 августа 1999 года № 464-1 “О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге”. Указанный закон в статье 2 более полно определяет субъектов государственного займа.
В законодательстве о государственном и гарантированном государством заимствовании и долге выделяются внешний заем (отношения займа, в которых заимодателем выступает нерезидент Республики Казахстан, а заемщиком — Правительство Республики Казахстан или резидент Республики Казахстан); внутренний заем (отношения займа, в которых заимодателем выступает резидент Республики Казахстан, а заемщиком — Правительство Республики Казахстан или резидент Республики Казахстан); а также гарантированный государством заем (негосударственный заем, по которому имеется государственная гарантия Республики Казахстан) и негосударственный заем (отношения займа, в которых заемщиком выступает резидент Республики Казахстан, за исключением Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и Национального банка Республики Казахстан) [4,ст.6].
К государственному относится заимствование, осуществляемое Правительством Республики Казахстан и Национальным банком. В данном случае субъектом заимствования являются соответственно Республика Казахстан и Национальный банк Республики Казахстан. Кроме того, государственное заимствование могут осуществлять исполнительные органы, субъект заимствования — административно-территориальная единица.
Договор государственного займа носит целевой характер. Цели государственного заимствования определяются законодательно или компетентным государственным органом. Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществляется с целью финансирования дефицита республиканского бюджета. Заимствование Национальным банком осуществляется в целях поддержания платежного баланса Республики Казахстан и пополнения золотовалютных активов Национального банка, а также на другие цели, определяемые проводимой в Республике Казахстан денежно-кредитной политикой.
Заимствование местными исполнительными органами осуществляется в целях покрытия дефицита местного бюджета, связанного с финансированием региональных инвестиционных программ. Законодатель специально оговаривает сохранение действия свободы договора для случаев государственного заимствования.
Государственные займы являются добровольными. Поэтому способами вовлечения субъектов в отношения государственного займа будут являться установление для них выгодных условий и высокая степень гарантированности возврата долга. Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодателем выпущенных государственных облигаций, а также иных государственных ценных бумаг (документарных или бездокументарных), удостоверяющих право заимодателя на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денег, или в зависимости от условий займа, иного имущественного эквивалента, установленного вознаграждения либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные договором (условиями выпуска в обращение данного займа).
Государственные ценные бумаги (договоры государственного займа) по сроку действия подразделяются на три вида. Ценные бумаги со сроком обращения до 1 года считаются краткосрочными, от 1 до 10 лет среднесрочными, свыше 10 долгосрочными. В настоящее время преимущественное применение имеют краткосрочные договоры государственного займа. договор заем собственность
Кроме этого, могут заключаться и отдельные договоры займа без эмиссии ценных бумаг.
Непосредственное привлечение займов на основании решения Правительства Республики Казахстан по каждому отдельному договору (соглашению) или виду государственных ценных бумаг осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан. Эмитентом государственных ценных бумаг Республики Казахстан также является Министерство финансов. По своим обязательствам заемщик- государство отвечает имуществом государственной казны.
При этом обязательства Правительства обеспечиваются средствами республиканского бюджета Республики Казахстан. Обязательства Национального банка — всеми активами, находящимися в его распоряжении. Обязательства местных исполнительных органов обеспечиваются имуществом, финансовыми ресурсами и другими активами, находящимися в распоряжении местных исполнительных органов на правах собственности. От государственного займа следует отличать негосударственное заимствование, осуществляемое резидентами Республики Казахстан и обеспечиваемое государственными гарантиями Республики Казахстан.
Ответственность по договорам займа определяется в соответствии с законодательством и условиями самих договоров. Немаловажное значение имеет ответственность за неисполнение денежного обязательства в соответствии со статьей 353 ГК РК.
В настоящие время государственное заимствование возможно также и путем непосредственного заключения субъектами, перечисленными в статье 200 Бюджетного кодекса РК договоров займа с субъектами права частной собственности.
Особенностью государственного займа является то, что по своим обязательствам, вытекающим из договора государственного займа, заемщик отвечает имуществом государственной казны. Ряд норм Бюджетного кодекса предусматривает гарантии прав заимодателей по договорам государственного займа.
Источник