Минфин Пермского края планирует в 2020–2022 годах привлечь коммерческие кредиты в размере около 100 млрд руб. В ведомстве утверждают, что по-прежнему отдают приоритет льготным кредитам из федерального бюджета, а средства банков будут использоваться в минимальном объеме. Эксперты отмечают, что замещение государственных кредитов коммерческими может привести к увеличению расходов на обслуживание госдолга. Вместе с тем специалисты предполагают, что краевые власти рассматривают коммерческие кредиты в качестве резерва на случай непредвиденных расходов и могут не воспользоваться ими.
Минфин Пермского края хочет привлечь кредиты банков в размере 21,7 млрд руб. в 2020 году, 36,2 млрд в 2021-м и 51,5 млрд в 2022-м. Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, эти средства планируется использовать «для обеспечения сбалансированности краевого бюджета». Как пояснили „Ъ-Прикамье“ в пресс-службе регионального минфина, расчетная процентная ставка составляет 8%. Это размер ключевой ставки Центрального банка России на момент формирования проекта бюджета, увеличенный на 1%.
Также краевые власти намерены получить бюджетные кредиты Управления федерального казначейства. В отличие от банковских кредитов, они выдаются по льготной ставке 0,1% годовых на срок не более 90 дней. В 2020 году Пермский край планирует получить и погасить федеральные кредиты на сумму 10,5 млн руб., в 2021-м — 11,2 млн, в 2022-м — 11,6 млн руб.
Согласно пояснительной записке, верхний предел государственного долга в 2020 году предлагается утвердить в объеме 28,9 млрд руб. (23% к объему собственных доходов бюджета), в 2021-м — 41,7 млрд (31,3%), в 2022-м — 55,3 млрд руб. (38,8%). Это соответствует ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный дефицит также не выходит за рамки ограничений кодекса и соглашений с Минфином РФ.
В 2020 году плановый дефицит составит 8,7% к объему собственных доходов бюджета, в 2021 году — 9,8%, в 2022-м — 9,5%. Губернатор Пермского края Максим Решетников, представляя проект бюджета на заседании регионального правительства, заявлял, что «наличие дефицита не должно пугать». «Последние три года вносится и принимается дефицитный бюджет. Но в ходе исполнения дефицит существенно сокращается либо заменяется профицитом»,— говорил глава региона. Отметим, что по итогам 2017 и 2018 годов бюджет исполнялся с профицитом. По итогам прошлого года профицит составил 31 млн руб., в 2017 году — 708 млн руб.
Для сравнения: в бюджете Пермского края на текущую трехлетку были предусмотрены кредиты банков в объеме 21,1 млрд руб. в 2019 году, 30,8 млрд в 2020-м и 39,6 млрд руб. в 2021-м. Однако, по данным ведомства, в 2019 году кредиты коммерческих организаций еще не привлекались. В 2017 году объем привлеченных коммерческих средств составил 9 млрд руб. при средней ставке 10,3%, в 2018-м — 10 млрд руб. при средней ставке 8,4%.
Как сообщили „Ъ-Прикамье“ в пресс-службе министерства финансов Пермского края, средства коммерческих банков используются «для погашения ранее взятых кредитов, по которым наступает срок оплаты (как коммерческих, так и бюджетных), и для покрытия дефицита бюджета».
«При выборе различных инструментов заимствований в приоритетном порядке привлекаются ресурсы с наиболее низкими процентными ставками — бюджетные кредиты, предоставляемые Минфином РФ и УФК по Пермскому краю под 0,1% годовых. Привлечение кредитов в банках осуществляется в минимальном объеме на период между погашением бюджетных и новым их привлечением в рамках возобновляемых кредитных линий»,— пояснили в пресс-службе ведомства. В министерстве добавили, что к 2022 году рассчитывают достичь снижения долговой нагрузки до 14,7% от объема собственных доходов бюджета.
Председатель комитета заксобрания Пермского края по бюджету Елена Зырянова предполагает, что привлечение коммерческих кредитов связано с отсутствием новых соглашений по кредитам из федерального бюджета. «Для того чтобы полностью погасить существующий объем заемных ресурсов, нужно серьезно увеличить доходы бюджета. Пока у нас нет такой возможности, поэтому правительство будет возвращать федеральные кредиты и замещать их коммерческими»,— предполагает госпожа Зырянова.
По ее словам, это повлечет за собой рост расходов на обслуживание кредитов («ставка по коммерческим кредитам значительно превышает 0,1%»), но в целом незначительно скажется на финансовой устойчивости краевой казны. «В данном случае важно не происхождение заемных средств, а их соотношение с собственными доходами бюджета. Пока этот процент соответствует условиям Бюджетного кодекса, это не снижает финансовой устойчивости краевого бюджета»,— поясняет депутат.
Член комитета краевого парламента по бюджету, руководитель фракции ЛДПР Олег Постников предполагает, что краевые власти за счет кредитных средств закладывают резерв на случай непредвиденных расходов. «Расходы бюджета почти на 70% состоят из социалки, отказываться от них болезненно и просто опасно. Но в расходной части бюджета также есть „бюджет развития“ и межбюджетные трансферты для муниципалитетов. Поэтому при сокращении государственных кредитов трудно исполнить все важные расходные обязательства, и без коммерческих кредитов не обойтись»,— поясняет депутат. По его словам, сумма коммерческих кредитов в 2020–2022 годах может измениться. «Надеюсь, ко второму чтению с уточнением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и ясностью с государственными кредитами под 0,1% сумма коммерческих кредитов значительного уменьшится»,— добавил господин Постников.
Константин Кадочников
Источник
Малый и средний бизнес Пермского края сможет брать льготные займы при задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам до 50 тыс. руб., а для получения субсидии в 5 млн руб. теперь нужны всего 8 документов.
Об этом стало известно сегодня, 22 июня, на заседании оперативного штаба по поддержанию экономической стабильности. Доступ к финансовым ресурсам расширили по инициативе главы региона Дмитрия Махонина.
Льготные займы для малого и среднего бизнеса предоставляет Микрофинансовая организация Пермского края. Раньше при самой минимальной задолженности по обязательным платежам комиссия отклоняла заявку или отправляла на доработку. С учетом всех процедур на это уходило несколько недель. Сейчас при минимальной задолженности и соблюдении остальных критериев заявка на заем будет рассмотрена и одобрена в течение 7 дней.
Дмитрий Махонин подчеркнул, что важно не просто принять региональные меры поддержки, важно чтобы предприниматели могли ими воспользоваться. «Разрабатываемые правительством меры призваны поддержать бизнес, поэтому и пользоваться ими должно быть просто, буквально «по одному клику». Чем быстрее предприниматели оправятся от последствий пандемии, тем скорее восстановится краевая экономика», – обозначил необходимость новой меры поддержки МСП глава Прикамья.
По словам руководителя Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Екатерины Макаренко, при упрощении процедур учитывались обращения представителей бизнес-сообщества за последние несколько месяцев. «Для пермского бизнеса это беспрецедентные меры. Кроме того, мы сократили пакет необходимых документов при подаче заявки. Исключили из обязательного перечня копии кассовой книги, управленческой или бухгалтерской отчетности, договор аренды и смету расходов. Также налоговые декларации за текущий и предыдущий год теперь предоставляются в электронном виде, а бухгалтерскую отчетность, вместо трех лет, теперь можно подавать за два года», – говорит Екатерина Макаренко.
Чаще всего предприниматели берут «Антикризисный» заем – от 300 тыс. до 3 млн руб. под 3% годовых, и «Зарплатный» заем – от 150 тыс. до 1 млн руб. под 1,5%. В обоих случаях деньги можно получить сейчас, а начать отдавать через полгода – действует отсрочка до 6 месяцев.
На оба льготных займа предприниматели подали заявки на общую сумму 151,4 млн руб.
Напомним, сократить количество документов, необходимых для получения поддержки, поручил глава региона на онлайн-форуме «Пермский бизнес-климат: пути развития в новых реалиях», в котором участвовали около 1500 представителей бизнес-сообщества региона.
Также Агентство по развитию МСП упростило процедуру заявки на госсубсидию для возмещения затрат по приобретению оборудования. С ней предприниматели могут получить до 5 млн руб. господдержки. Из обязательного перечня исключили технико-экономическое обоснование приобретения оборудования и сопроводительное письмо. Теперь для участия в конкурсе субсидии предпринимателю достаточно подать 8 документов. Субсидию уже получили 95 предприятий региона, в результате за последние два года в регионе создано более 330 новых рабочих мест.
По итогам рассмотрения вопроса Дмитрий Махонин поручил Агентству по развитию МСП продолжить работу по упрощению процедуры получения поддержки предпринимателями.
Участником оперативного штаба стал также президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин. По его словам, механизм индивидуальной работы с инвесторами и открытость предпринимательским сообществам помогут бизнесу Пермского края быстрее выйти из кризиса после пандемии.
Источник
При сохранении численности сотрудников не менее 90% кредит за предпринимателя погасит государство
С 1 июня компании и ИП из пострадавших отраслей, а также социально ориентированные некоммерческие организации могут получить льготный кредит под 2%. Соответствующее Постановление Правительства РФ было принято 16 мая, а Минэкономразвития России начало прием заявок от банков, которые будут выдавать кредиты по льготной программе.
Глава Прикамья Дмитрий Махонин отметил значимость поддержки предпринимателей со стороны правительства на всех уровнях. По его словам, главная задача сегодня – помочь бизнесу сохранить рабочие места и зарплаты сотрудникам.
Планируется, что к программе льготного кредитования на территории Пермского края присоединятся все крупнейшие финансовые учреждения региона.
За первые три дня старта государственной программы кредитования бизнеса на зарплату по льготной процентной ставке 2% годовых в Пермское отделение Сбербанка поступило около 1500 заявок на общую сумму 2,7 млрд руб. За это же время выдано более 240 кредитов субъектам МСП на общую сумму более 380 млн руб.
Важное отличие новой финансовой меры поддержки от предыдущих заключается в том, что если предпринимателю удастся сохранить в штате сотрудников, то кредит отдавать не придется – с 1 апреля 2021 года он будет списан. Если на конец каждого месяца, в течение которых действовал кредитный договор, на предприятии сохранялась занятость не менее 90% от той, что была на 1 июня 2020 года, кредит и проценты будут списаны полностью. Если численность сохранялась в размере не менее 80%, то спишут половину кредита и процентов. В случае невыполнения условий по численности заемщик не сможет претендовать на списание кредита, но не лишится льготной ставки в 2% до 1 апреля 2021 года. После этой даты ставка уже станет рыночной, а кредит нужно будет погасить тремя равными платежами: 30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 года.
Получателями льготного кредита могут стать социально ориентированные НКО, организации или ИП с наемными сотрудниками, вид деятельности которых должен быть внесен в федеральный перечень наиболее пострадавших отраслей, а также субъекты, требующие поддержки на возобновление деятельности (обрабатывающие производства).
Максимальный размер кредита рассчитывается по следующей формуле:
(1 минимальный размер оплаты труда + 30% страховых взносов) * количество сотрудников на 1 июня 2020 года * 6 месяцев.
Льготный кредит может быть использован на выплату зарплаты, рефинансирование ранее взятого кредита на выплату зарплат под 0%, прочие расходы на осуществление предпринимательской деятельности, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности.
Для контроля и мониторинга численности работников будет применяться специализированная платформа ФНС. Планируется, что по программе будет выдано не менее 248 млрд руб. Гарантию по кредиту в объеме 85% от его суммы предоставит ВЭБ.РФ.
Министр экономического развития Прикамья Максим Колесников напомнил, что в крае уже действуют финансовые меры поддержки для малого и среднего бизнеса. В частности, Центр «Мой бизнес» и Микрофинансовая организация Пермского края открыли для предпринимателей региона новый «Зарплатный» заем – от 150 тыс. до 1 млн руб. под 1,5% годовых. Также для предпринимателей, пострадавших от пандемии, действует заем «Антикризисный» – от 300 тыс. до 3 млн руб. под 3% годовых сроком на 36 месяцев с отсрочкой основного долга и процентов на 6 месяцев. Только по этому виду займа поступили заявки на сумму свыше 42 млн руб. С 1 июня региональное Минэкономразвития начало принимать заявки на выплату субсидий по возмещению процентов по кредитам, а также по выплате субсидий экспортерам. Ранее предприниматели получили свыше 94 млн руб. госсубсидий, которые компенсируют часть затрат на модернизацию производства и развитие бизнеса.
Источник
Правительство губернатора Прикамья Максима Решетникова уже второй год исполняет региональный бюджет с профицитом. По оценкам экспертов, высока вероятность исполнения бюджета с профицитом и по итогам 2019 года. Однако специалисты предполагают, что реализовать масштабные инвестпроекты региона без использования заемных средств невозможно.
Бюджет Пермского края уже второй год подряд исполняется с профицитом. Согласно данным регионального министерства финансов, по итогам 2017 года бюджет исполнен с профицитом в 708 млн руб., в 2018 году — 31 млн руб. Ранее руководитель министерства Елена Чугарина отмечала, что до 2017 года краевой бюджет исполнялся с профицитом лишь в 2008 году.
Как пояснили в пресс-службе министерства финансов, возникновение профицита связано с ростом налоговых и неналоговых доходов, а также с разницей между фактическим и запланированным объемом расходов. «Чаще всего факт по расходам бюджета ниже запланированного, это происходит из-за экономии по итогам конкурсных процедур, несвоевременного выполнения работ подрядными организациями, проведения мероприятий по оптимизации»,— сообщили в ведомстве.
Председатель комитета краевого заксобрания по бюджету Елена Зырянова связывает профицит бюджета с «особенностями планирования». «Профицит — результат несбывшихся прогнозов. Если в план заложен пессимистичный сценарий, то профицит более вероятен»,— отмечает эксперт. «Так как это тоже следствие неисполнения бюджета, но со знаком „плюс“. И профицит, конечно, лучше, чем возникновение внепланового дефицита, в случае оптимистичного прогноза. В нестабильной экономической ситуации правительство действует весьма осторожно. Хотя в идеале бюджет, конечно, должен исполняться по плану»,— добавляет депутат.
Руководитель фракции ЛДПР в краевом парламенте, член комитета по бюджету Олег Постников связывает возникновение профицита с решением об отмене льготы по налогу на прибыль. «Оценочно, в период действия льготы в 2010–2016 годах, краевой бюджет недополучил 65,6 млрд руб. По подсчетам экспертов, в 2018 году налоговый потенциал Пермского края увеличился на 10,4%. Бюджет был исполнен с профицитом, хотя дотации региону из федеральной казны сократились в 2,2 раза (с 4,8 млрд руб. до 2,2 млрд руб.)»,— поясняет парламентарий.
Декан экономического факультета ПГНИУ и председатель общественного совета при краевом минфине Михаил Городилов оценивает бюджет Пермского края как сбалансированный. «Действительно, в бюджет может закладываться так называемый „технический“ дефицит. Существуют крупные инвестиционные проекты, работа по которым не всегда выполняется в установленные сроки, но расходы на эти цели предусмотрены в бюджете. Следовательно, по ряду статей бюджета может возникать недоисполнение. И по факту дефицитный бюджет получается сбалансированным или даже профицитным»,— уточняет эксперт. «Еще один значимый фактор — перевыполнение доходной части бюджета. В последние годы налоговая служба собирает на 5–10% больше запланированного»,— добавляет господин Городилов.
Профицитное настоящее
По итогам исполнения краевого бюджета за первое полугодие этого года также наблюдается профицит в размере 18,4 млрд руб. «Большая часть доходов поступила в первом полугодии. В этот же период активно велось заключение контрактов на строительство дорог, учреждений, благоустройство территорий, капитальный ремонт. Но освоение расходов на эти цели намечено на второе полугодие»,— поясняют возникновение бюджетного профицита в пресс-службе краевого министерства финансов. В ведомстве добавили, что часть средств бюджетного профицита направлена на погашение кредитов коммерческих банков, существовавших на начало финансового года (10 млрд руб.). «На сегодня у Пермского края задолженность перед банками отсутствует»,— заявили в минфине.
При этом бюджет на 2019 год предполагает плановый дефицит — 8,8 млрд руб. Однако в краевом минфине этот дефицит называют «бумажным». «По факту дефицит ожидается значительно ниже. Сегодня говорить об итогах года пока рано. Все идет планомерно, социальные обязательства выполняются своевременно»,— отмечают в ведомстве.
В минфине сообщили также, что при формировании финансового документа обсуждалась возможность подготовки бездефицитного бюджета. «Но это означало бы сокращение инвестиционной программы. Важнее сохранить темпы развития»,— подчеркнули в пресс-службе ведомства.
Олег Постников предполагает, что бюджет по итогам 2019 года будет исполнен с профицитом за счет роста налоговых поступлений. «По данным фискальных органов, основной поток поступлений налоговых отчислений от физических лиц как раз происходит во втором полугодии. Кроме того, в 2019 году почти в три раза увеличился земельный налог: ставка выросла с 0,1 до 0,3% от кадастровой стоимости»,— поясняет депутат. Господин Постников отмечает также, что на исполнение бюджета повлияют внесенные в Госдуму изменения в Бюджетный кодекс, сокращающие предельный размер дефицита бюджетов субъектов федерации с 15 до 10%.
Елена Зырянова более осторожна в прогнозах. «Однозначно сказать что-то об исполнении бюджета в 2019 году пока нельзя. Бюджет — это живой организм, который корректируется и адаптируется в течение финансового года. Правительство и краевой парламент оперативно реагируют на происходящие события и постоянно корректируют бюджет в связи с появлением дополнительных средств или перераспределением неиспользованных средств по инвестпроектам»,— поясняет депутат.
По мнению директора «Центра прикладной экономики» Юрия Белоусова, «подавляющее большинство бюджетов исполняется с профицитом». «Бюджет всегда принимается с более низкими плановыми показателями, чтобы была возможность их выполнить. Если не произойдет ничего экстраординарного, то и в этом году бюджет будет исполнен с профицитом»,— предполагает эксперт. По его словам, годовой результат зависит от декабрьской корректировки бюджета, «когда план подгоняется под факт».
Проекты требуют дефицита?
Эксперты считают небольшой бюджетный дефицит некритичным для краевой казны. «По соглашению с федеральным минфином, предельный дефицит не может превышать 10%. В этих пределах, при необходимости, может возникать вполне рабочий дефицит»,— считает Елена Зырянова.
По мнению Олега Постникова, «бюджетный дефицит в определенных случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов». «Ряд экономистов рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду. Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост, что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень незанятых в производстве жителей края и опосредованно безработицы»,— считает депутат.
«Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, образование и здравоохранение — как раз тех отраслей, которые вызывают много вопросов у оппонентов действующей власти в Пермском крае»,— добавляет господин Постников.
Михаил Городилов считает, что реализация крупных краевых инвестпроектов потребует привлечения целевого финансирования или заемных средств. «На сегодняшний день в бюджете нет средств на эти цели. Поэтому остается занимать: брать кредиты в банках либо обращаться за займами к федеральному министерству финансов. Главное здесь — не переборщить, так как слишком большие инвестиционные расходы приведут к росту долговой нагрузки. Но пока у Пермского края есть возможности для увеличения дефицита, к предельным значениям мы еще не подошли. В этом отношении наши позиции более выгодны, чем у других регионов»,— отмечает он.
По его словам, займы из федерального бюджета для края выгоднее кредитов коммерческих банков. «Ставка кредитов минфина — 0,1% годовых. В коммерческих банках ставки значительно выше. Но вопрос в том, насколько федеральный минфин готов предоставлять Пермскому краю дешевые кредитные деньги»,— поясняет эксперт.
Как полагает Михаил Городилов, средства на инфраструктурные проекты окупятся и вернутся за счет эффектов от реализации этих крупных проектов. «Улучшение инфраструктуры ведет к привлечению в регион частных инвестиций, так как бизнес видит, что регион развивается, с появлением хороших дорог, качественных объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, реализация крупных инвестпроектов приводит к созданию новых рабочих мест, что ведет за собой увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц. Растут поступления по транспортному налогу и налогу на имущество», — резюмирует господин Городилов.
Константин Кадочников
Источник