01.07.2015
Арендатор отремонтировал переданное ему помещение. Стоимость ремонта пошла в зачет арендной платы. Другая ситуация — с арендодателем рассчитались шкафами. Или еще пример: вместо платы за общежитие студенты выполняют работы по замене окон, уборке помещений и т.п. Как отразить зачет взаимных требований во всех этих случаях? Об этом в материале экспертов 1С.
Согласно пункту 1 статьи 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:
- произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
- потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
- потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
В соответствии со статьей 410 ГК РФ обязательство может быть полностью или частично прекращено зачетом встречного требования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Случаи, когда зачет невозможен, перечислены в статье 411 названного кодекса.
При применении норм по зачету сумм арендной платы и расходов на содержание арендуемого имущества возникает вопрос, являются ли данные обязательства однородными.
Судебная практика свидетельствует о том, что арендатор может произвести зачет суммы арендной платы и стоимости ремонта арендуемого имущества, поскольку его обязанность по перечислению арендной платы и обязанность арендодателя по возмещению стоимости ремонта помещений представляют собой гражданско-правовые денежные обязательства, которые являются однородными (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2011 по делу № А03-15638/2009, Постановление ФАС Московского округа от 12.09.2011 по делу № А41-31881/10 и др.).
Есть также судебная практика, согласно которой зачет арендной платы в счет поставки арендатором товара правомерен. Так, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.05.2002 № А56-636/02 говорится, что «обязанность арендатора перечислять арендную плату и обязанность истца оплатить полученный товар представляют собой гражданско-правовые денежные обязательства и являются однородными».
Согласно бюджетному законодательству участники бюджетного процесса должны обеспечить выполнение денежных обязательств. А в случаях неисполнения стороной договора (государственного (муниципального) контракта) обязанности по уплате средств — принять необходимые меры по поступлению денежных средств в доход бюджета вплоть до возбуждения процедуры их взыскания.
Эта норма распространяется на казенные учреждения и иных получателей бюджетных средств и организаций, которым переданы полномочия ПБС.
Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, на них данные нормы не распространяются, поэтому они вправе проводить зачет взаимных требований.
Бухгалтерские записи по зачету однородных взаимных требований, а также документы, которыми их можно оформить в программах «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» ред. 1. 0 (БГУ1) и «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» ред. 2. 0 (БГУ2), приведены в таблице (см. табл. 1).
Следует отметить, что государственные (муниципальные) учреждения не являются собственниками имущества. Имущество передается им на праве оперативного управления, собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.
Согласно статье 296 ГК РФ:
- учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества;
- собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Согласно статье 297 ГК РФ:
- автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся в оперативном управлении, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом;
- бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Таким образом, проведение арендатором работ по улучшению арендуемого объекта и зачет их стоимости в счет аренды должны быть предварительно согласованы с органом по управлению имуществом.
Например, Распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 31.03.2000 № 75 «О порядке осуществления зачета в счет арендной платы стоимости затрат арендатора на проведение капитального ремонта и иных неотделимых улучшений арендуемого им объекта федерального недвижимого имущества» установлено, что решение о применении в виде арендной платы стоимости затрат арендатора на проведение капитального ремонта и иных неотделимых улучшений арендуемого объекта федерального недвижимого имущества принимает Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом на основании соответствующего заявления арендатора и с учетом мнения Ленинградской областной комиссии по вопросам распоряжения государственным имуществом при Правительстве Ленинградской области. Орган по управлению имуществом вправе определить виды работ, стоимость которых принимается в зачет арендной платы, и сумму вложений арендатора, принимаемую к зачету. Например, согласно пункту 1.5 Распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 31.03.2000 № 75 к зачету в виде арендной платы может быть принята стоимость проведения следующих видов работ:
- обследование объекта и разработка проектно-сметной документации;
- проведение капитального ремонта;
- устранение неисправностей всех изношенных элементов объекта, восстановление или замена их (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий:
- замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов;
- переоборудование печей для сжигания в них газа или угля;
- оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 мм;
- устройство газоходов, водоподкачек, бойлерных;
- перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение;
- устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
- изменение конструкции крыш;
- оборудование чердачных помещений зданий под эксплуатируемые;
- утепление и шумозащита зданий;
- замена изношенных элементов внутриквартальных инженерных сетей;
- проведение ремонтно-реставрационных работ объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
Поделиться с друзьями:
Источник
Источник
AlexArtспросил 24 июня 2015 в 18:31
Добрый день!
Учредитель оплатил аренду наличными средствами. Арендодатель дал чек и ордер. Также имеются договор и акты. На тот момент не было оборота у компании для оплаты с р/с.
Можно ли оформить это как беспроцентный займ от Физ лица (учредитель) на ООО и повесить в долги компании? Можно ли вернуть эти средства с расчетного счета компании? Как налоговая смотрит на такие операции? Есть мнение, что налоговая не поверит, что в тот момент были какие-то наличные средства и оформит штраф за обналичивание средств. Объем денежных средств в районе 45 000 рублей. Компания использует УСН.
Спасибо.
Добрый день!
Самый распространенный вариант, когда учредитель вносит свои денежные средства либо имущество, это оформить договор займа в письменном виде (п. 1 ст. 808 ГК РФ). Соглашение считается заключенным с момента передачи денег или других вещей по нему. Обязательным условием такого договора будет указание суммы займа (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Без этого условия соглашение будет считаться незаключенным (ст. 432 ГК РФ).
Кроме того, в договоре нужно указать срок и порядок возврата займа. Также, принимая помощь от учредителя, можно прописать условие о том, что заем беспроцентный (ст. 808 и 809 ГК РФ).Если этого условия не будет, по умолчанию считается, что заем с процентами. А значит, в дальнейшем придется включать данные затраты в расходы при УСН.
Договор займа можно заключить на достаточно длительный срок, законодательством это никак не ограничено. Если же срок возврата денег подошел, а возвращать нечем, то можно продлить договор.
Имущество или денежные средства, полученные по договору займа, в доходах при упрощенной системе не учитывают (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поэтому в Книге учета доходов и расходов полученные суммы отражать не нужно. При возврате долга расходов тоже не будет, поскольку в закрытом перечне расходов, учитываемых при УСН, нет такого вида затрат (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Когда учредителю возвращают заем (с р/с), экономической выгоды у него не возникает. Ведь ему возвращают сумму, которую он выдал ранее. Следовательно, при возврате заемных средств по договору беспроцентного займа доходов у учредителя не появляется и обязанности уплачивать НДФЛ нет (письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.2009 № 20-14/3/101546).
Беспроцентный займ учредителя не зависит от мнения налоговой, так как это «законная процедура». Это личные деньги учредителя, которые он по обоюдному согласию решил использовать на благо компании. Имеет право.
Другое дело, когда была оплата. Поскольку сумма займа вносится учредителем в кассу организации или на расчетный счет (напрямую вносить на расчетный счет разрешают не все банки). При внесении на расчетный счет, скорее всего, потребуется копия договора займа (с печатью).
При внесении займа с кассу оформляется приходный кассовый ордер, в котором указывается основание: внесение денежных средств по договору займа от … №… К ордеру прилагается договор займа.
Далее деньги нужно сдать на расчетный счет по объявлению на взнос наличными. Но это не ваш случай. Успокою вас тем, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение кассовой дисциплины — 2 месяца.
Далее эту оплату надо провести как денежные средства, выданные под отчет сотруднику для оплаты аренды (выписать РКО). А на основании полученных в счет оплаты квитанции к ПКО и кассового чека (при наличии) составить авансовый отчет.
После этого у вас останется только долг учредителю по бес% займу.
При возвращении долга учредителю производится их выдача через кассу по расходному кассовому ордеру или перечисление на личный банковский счет с расчетного счета организации.
Источник